Зачем строят корабли
Зачем строят корабли? Как сделать презентацию на эту тему?
Первые корабли человек научился строить очень давно. Так уж получилась, что мы живем на планете, у которой суши намного меньше чем океана и чтобы попасть из одного места в другое проще всего было использовать корабли. Первые корабли были деревянными, с прямыми парусами и обязательно с несколькими рядами весел. Примерно такими:
Корабли использовались для поиска новых земель, для торговли, для ведения войн. Потом люди научились строить большие корабли, которые уже менее зависели от ветра, так как имели косые паруса и научились пересекать океаны.
Корабли оставались единственным способом пересечь огромные морские пространства очень долгое время, даже когда машины сменили паруса, а корпуса стали металлическими.
В современном мире люди гораздо быстрее перемещаются с помощью самолетов, но корабли по прежнему строят. Для чего же нужны корабли сейчас?
Для путешествий и осмотра достопримечательностей строят круизные лайнеры, настоящие морские города.
Для перевозки грузов строят танкеры и сухогрузы.
Для прохождения сквозь ледяные поля строят ледоколы.
Для изучения океана и морских глубин строят настоящие плавучие институты.
Строят корабли и для военных целей, к сожалению.
Но строят и маленькие корабли для романтических путешествий и отдыха.
Мы живем на планете океане и как бы не развивалась остальная техника, человечество никогда не забудет корабли и то, чем оно им обязано.
Зачем строят корабли
Наверное, судостроение, история которого начинается с простых плотов, имеет самый большой возраст по сравнению с другими отраслями промышленности.
Неужели человеку было недостаточно примитивных судов, чтобы передвигаться по воде? Зачем строят корабли, и что послужило толчком для развития судостроения и мореплавания?
Историческая справка
Было бы справедливо, если бы наша планета носила название Океан, а не Земля, ведь больше 2/3 ее поверхности покрывают водные просторы – моря и океаны. Неудивительно, что древние люди стремились преодолеть водные преграды и увидеть заморские земли.
История кораблестроения и мореходства насчитывает не мало веков и своими корнями уходит глубоко в древность. Согласно мнению ученых, первые «суда» появились более 8 тыс. лет, а история кораблестроения и мореплавания началась с обыкновенного плота, изготовленного из связанных стволов дерева.
На первых плотах, преодолевая немалые расстояния, люди плавали многие тысячелетия, занимаясь ловлей рыбы и зверобойным промыслом. У некоторых народов плот заменяла лодка, вырубленная в стволе огромного дерева. Для передвижения на плоту или лодке люди использовали весла, которыми приводились в движение небольшие суда. Плоты и лодки не позволяли преодолевать большие расстояния, на них плавали только вдоль берега, а водные просторы пересекали только тогда, когда берег другой земли отчетливо виделся морским путешественникам.
Чтобы ускорить судно и тратить на весельную греблю меньше сил, мореплавателям «пришлось» придумать и установить парус. Первыми «изобретателями» паруса были египтяне. Парус позволял судну развивать скорость больше скорости ветра.
Зачем строят корабли? – спросите вы. Неужели только для морских прогулок и рыболовли? Ведь первые плоты и лодки вряд ли позволяли перевозить большие грузы и преодолевать огромные расстояния? Появлению первых кораблей мы обязаны развитию международных торговых отношений. Как можно добраться до заморской страны, если к ней, кроме водных путей, другой дороги нет? Именно недостаток сухопутных дорог и стремление преодолеть водные просторы способствовал появлению более надежных и вместительных судов. Так появились первые корабли, которые также передвигались при помощи весел и паруса. Они обладали большим водоизмещением и новой конструкцией, позволяющей перевозить тяжелые грузы.
Боевые корабли, как толчок развития кораблестроения
Морские границы открыли доступ к государству со стороны моря, поэтому у государств появилась необходимость защищать свои морские границы от врагов и пиратов. Для этого были построены более мощные и маневренные боевые палубные корабли, оснащенные боевым оружием и тараном. Их использовали не только для транспортировки грузов и армии, с их помощью вели морские сражения.
С течение времени военные и торговые корабли совершенствовались, приобретая новые качества в плане маневренности, быстроты, боевой мощи и водоизмещения. Кроме этого, военные суда отличались от торговых кораблей конструкцией, наличием двойного «двигателя» – паруса различной формы и весел. Последние иногда размещали в несколько ярусов для увеличения скорости судна. Со временем были изобретены паруса, позволяющие судну двигаться против ветра.
Важным рывком в судостроении и мореходстве считается 13 век. Именно тогда в Европе все суда становятся парусными, появляется первый морской компас и навесной руль.
В 14 веке впервые появляются большие парусные суда, позволяющие перевозить огромные массы грузов, а к началу 15 века – многомачтовые суда с парусным вооружением. Именно трех- и четырехмачтовые суда позволили миру вступить в эпоху великих географических открытий, в ходе которой в поисках новых торговых путей и товаров были открыты неизведанные земли и морские маршруты в Америку, Африку, Азию и Океанию.
Зачем строят корабли?
Кроме того, что корабли позволили открыть новые морские пути и неизведанные земли, сегодня современное судостроение играет важную роль в экономической, научно-технической и оборонной сферах государства, оказывая влияние на его международное политическое положение.
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем строят корабли? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем строят корабли?». УМК А. А. Плешаков
Цель: познакомить с назначением, видами и устройством кораблей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение судов.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением разных кораблей; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Для чего нужны поезда?
— Какой поезд предназначен для перевозки грузов? (Товарный.)
— Как называется часть поезда, в которой работает машинист? (Локомотив.)
— На каком поезде можно доехать до далекого города? (На поезде дальнего следования.)
— Как называются стальные брусья, по которым движутся колеса поезда? (Рельсы.)
— А деревянные перекладины между ними? (Шпалы.)
— Как называют работника, который обслуживает пассажиров в вагоне поезда? (Проводник.)
(Можно использовать КИМы (тест 49, с. 75).)
III. Самоопределение к деятельности
Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду —
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. (Теплоход.)
Бежит, а не человек,
Везет, а не конь. (Пароход.)
— Как называют такой транспорт? (Водный транспорт.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О водном транспорте.)
— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Зачем строят корабли?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
Ребята, Муравьишка приглашает нас в морское путешествие.
— Какие корабли вы знаете? (Ответы детей.)
— А для чего нужны корабли? (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунки на с. 64 учебника. Прочитайте названия кораблей. Расскажите об их назначении.
(Учитель кратко рассказывает о пассажирских и грузовых судах (см. дополнительный материал к уроку).)
— Угадайте о чем идет речь.
Бежит при ветре скоро
Без весел и мотора. (Парусник.)
(Учитель кратко рассказывает о парусах (см. дополнительный материал к уроку).)
— Какой транспорт может передвигаться под водой? (Подводная лодка.)
— На каком из этих кораблей вы хотели бы оказаться? Почему? (Ответы детей.)
— Итак, зачем строят корабли? (Чтобы перевозить пассажиров, грузы, чтобы ловить рыбу, вести исследования, защищать морские границы Родины. На яхтах можно совершать прогулки и участвовать в спортивных соревнованиях.)
— Выберите любой вид водного транспорта и придумайте рассказ о своем путешествии на нем. Не забудьте захватить с собой друзей и наших помощников Муравьишку и Мудрую Черепаху.
(Заслушиваются два-три рассказа.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
(Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала.
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
(Ходьба на месте.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Кому из вас уже приходилось плавать на корабле? Расскажите о своих впечатлениях.
— Рассмотрите рисунок-схему на с. 65. Познакомьтесь с устройством корабля.
(Учащиеся рассматривают корабль и называют его части.)
— Теперь откройте с. 91 и назовите друг другу части корабля, которые запомнили.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 44—45).
— Рассмотрите рисунок и фотографию.
— Прочитайте информацию о морских судах.
— Расскажите, что изображено на рисунке, на фотографии.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 65, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Выполнили мы учебную задачу урока?
— Кто сегодня сможет рассказать родителям, зачем строят корабли?
Дополнительный материал
Морской флот
В мировом торговом флоте насчитывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 40 тыс. т нефтяных грузов, т. е. более 150 полновесных Железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны, или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают из порта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.
Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны. Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044 пассажира, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров. К числу лучших отечественных пассажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пушкин» и др. За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пассажиров.
Пароход — судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной (турбинные пароходы называются обычно турбоходами). Первый пароход — «Клермонт» — построен в 1807 г. в США Робертом Фултоном. В России один из первых пароходов — «Елизавета» (для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом) — сооружен в 1815 г.
Парусник — судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. Парусники различаются по числу мачт (1—7) и типу парусного снаряжения.
Ледокол — судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих реках, озерах, морях и океанах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол — пароход российского флота «Пайлот» с двигателем мощностью 44,2 кВт — построен в 1864 г. Первый в мире арктический ледокол «Ермак» — в 1899 г. под руководством С.О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы — российские атомоходы «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977), «Россия» (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.
Кто первым стал использовать паруса?
Когда-то давным-давно, так давно, что никто точно и не знает, когда и где, человек сделал чрезвычайно важное открытие. Состояло оно в том, что лодку или плот куда легче двигать именно в ту сторону, куда дует ветер.
Требовалось для этого всего ничего: укрепить на палке кусок кожи или какого-нибудь другого похожего материала. Даже с этим грубым парусом лодка легко двигалась вперед, и людям не приходилось тратить силы на греблю.
Разумеется, настоящее парусное судно устроено куда сложнее: ведь корабли под парусами ходят не только по ветру, но и против него. Для того чтобы добиться этого, морякам пришлось научиться маневрировать, т. е. подходить к ветру под правильными углами. Прошло немало времени после изобретения древнего примитивного паруса, пока моряки не достигли совершенства в управлении парусами.
Конечно, весь этот путь нельзя было преодолеть сразу. Люди проходили его постепенно, шаг за шагом. Древние египтяне на своих судах использовали и огромные по размерам паруса, и весла. Греки и римляне ходили в море на судах, называвшихся галерами. Когда ветер был попутным, моряки поднимали на галерах паруса, а когда встречным, суда шли на веслах. В качестве гребцов на галерах и римляне, и греки использовали рабов.
Моряк
Мне сошьют матроску
В синюю полоску,
Пусть моя рубашка
Будет как тельняшка!
На погонах — якоря,
Потому что я — моряк!
Профессия моряка — одна из древнейших. Первые морские корабли были легкими и беззащитными против бешеных ураганов и высоких волн. Трудны и опасны были путешествия на таких кораблях. Но людям в древности так же, как и сейчас, не сиделось дома. Они хотели знать, как устроен мир, можно ли переплыть море, как живут люди в дальних странах. Отчаянные смельчаки строили корабли и отправлялись на поиски новых земель. Именно мореплаватель Христофор Колумб обнаружил в океане землю, которую потом назвали Америкой. А другой мореход — Магеллан — на корабле «Виктория» обошел вокруг Земли и доказал, что она круглая.
Сейчас на земле не осталось неоткрытых островов. Но у моряков по-прежнему много работы. По водным дорогам они перевозят грузы и людей, изучают жизнь морских животных и рыб. Военные моряки охраняют границы государства.
Самый главный моряк на корабле, конечно, капитан. Так было во все времена. Что бы ни стряслось, какие бы опасности ни угрожали, капитан должен найти выход из трудного положения и привести судно в порт.
Радист — глаза и уши корабля и капитана. Он передает в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведет переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовет ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках он звучит одинаково и обозначает «спасите наше судно» или «пошлите нам помощь». Его передают с помощью трех латинских букв — SOS. По-русски это слово читается так: СОС.
Штурман помогает кораблю выбрать правильный и безопасный курс. В древности штурманы вели корабли через океан по звездам и солнцу, а сейчас штурману помогают вычислительные машины и искусственные спутники.
Ни одно судно не отправится в плавание без боцмана. Боцман держит в порядке все корабельное хозяйство, особенно якоря, якорные цепи и шлюпки.
Морских профессий очень много: механики, инженеры, электрики, водолазы.
Сейчас люди путешествуют из страны в страну на огромных красивых кораблях. Современные корабли не зависят от ветра и волн. Ими управляют автоматы, а моряки лишь следят за приборами и принимают правильное решение.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2023868-zachem-strojat-korabli-kak-sdelat-prezentaciju-na-etu-temu.html
http://samoeinteresnoe.com/tehnika/zachem-stroyat-korabli.htm
http://kladraz.ru/metodika/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-1-klas-zachem-strojat-korabli-shkola-rosi.html