1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли Россия светским государством

Российская Федерация – светское государство

Светским признается такое государство, в котором религия и государство отделены друг от друга. Государство и государственные органы отделены от церкви и религиозных объединений и не вмешиваются в их деятельность, в свою очередь последние не вторгаются в деятельность государства и его органов.

Светское государство предполагает отсутствие какой-либо церковной власти над органами государства; недопустимость исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов и религиозных правил как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов любой церкви или религиозной организации.

Российская Федерация в ч. 1 ст. 14 Конституции РФ признается светским государством. Этим положением определяется отношение государства к религии.

В соответствии со светской природой российского государства религиозные объединения отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Это означает, что, во-первых, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ); во-вторых, государство не вправе возлагать на религиозные организации государственные функции и вмешиваться в их деятельность. Таким образом, отношения между религией и государством в Российской Федерации основываются на взаимном невмешательстве.

Идея светского государства развивается в других нормах Конституции РФ и в федеральных законах. В Конституции РФ провозглашается равноправие и свобода различных вероисповеданий, религий и конфессий (ст. 19 и 28), федеральные законы гарантируют свободу совести, невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, местного самоуправления и наоборот.

Статус светского государства не исключает на практике возможности предоставления льгот и оказания определенной материальной помощи церкви и религиозным объединениям, в том числе и в целях обеспечения прав религиозных меньшинств. Однако при этом законодатель должен гарантировать равные права для всех религиозных объединений при получении соответствующих льгот и материальной помощи.

Характер и порядок взаимоотношения религиозных объединений с государством и обществом определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в ст. 4 которого конкретизируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, определяются отношения государства и религиозных объединений. В соответствие с данным конституционным принципом Российская Федерация как государство:

  • – не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • – не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • – не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону;
  • – обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений как граждан участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. В частности, в России таким нерабочим праздничным днем признано 7 января – Рождество Христово.

Согласно ч. 2 ст. 14 Конституции РФ религиозные объединения равны перед законом. Это положение следует рассматривать значительно шире его буквального значения: подразумевая равенство не только отдельных объединений, но и религий как таковых. В контексте анализа данного принципа равноправия нельзя не затронуть такой вопрос, как исторические и социальные условия развития религий в нашем государстве. Ведущей конфессией в России является православие. Так сложилось исторически. В настоящее время большинство верующих людей в России – православные. Эта особенность отмечена в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что данный Федеральный закон принимается в условиях функционирования Российской Федерации как светского государства с признанием особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и одновременным уважением других христианских религий, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Официальная позиция православной церкви и ее отдельных представителей в России исходит из того, что в основе отношений государства и церкви в светском государстве должна лежать не идея их противопоставления, а идея гармонии и согласия. С провозглашением отделения церкви от государства не должна проводиться политика конфессионального безразличия, при которой государственная власть находится на позициях атеизма. Идея гармонии и согласия с государственной властью должна распространяться на все религии и конфессии, сотрудничающие с ней в интересах людей и соблюдающие российскую Конституцию и законы.

Читать еще:  Как забыть курортный роман

Российское государство – светское государство

Согласно статье 14 Конституции Россия является светским государством, которому характерно наличие ряда особенностей.

Светским является государство, в котором отсутствует официальная государственная религия и ни одна из них не признается предпочтительной. В светском государстве религия и соответствующие объединения не вправе влиять на деятельность государственных органов и другие сферы его деятельности.

В светском государстве религия отделена от государства, а также отмечается светский характер государственного образования (отделение школы от религиозных учреждений). Подобная форма устройства взаимоотношений между государством и религиозными объединениями реализуется во многих странах (например, Россия, Франция, США и другие).

В современном мире имеются государства, которые имеют официальную религию (государственная, господствующая). Например, в Англии такой религией является протестантизм (англиканская церковь), в Израиле – иудейская.

В некоторых государствах установлено равенство всех религий (Германия, Италия, Япония и другие).

В современном мире присутствуют и так называемые клерикальные государства. Клерикализм предполагает решающую роль религии в организации политической и культурной жизни. При этом наряду с религиозными институтами присутствуют и государственные органы. Однако религия через различные институты и механизмы законодательства оказывает решающее воздействие на политику государства, а в школьном образовании обязательно изучение религиозных положений. Примером такого государства является Иран.

Теократическим (противоположность светскому государству) является государство, в котором государственная власть находится в руках церковной иерархии. Примером подобного государства является Ватикан.

Россия является светским государством, т.е. религиозные институты отделены от государства и никакая религия не является государственной или обязательной. Содержание данного положения раскрыто в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором указывается, что в России они равны перед законом.

Деятельность органов государственной и муниципальной власти в светском государстве не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями.

Государство охраняет деятельность подобных объединений, которая соответствует действующему законодательству России. Государство предоставляет им налоговые и другие льготы, финансовую и иную помощью при реставрации, содержании и охране зданий и объектов, которые являются памятниками истории и культуры.

Религиозное объединение создается и функционирует в соответствии со своей собственной структурой, самостоятельно выбирает и назначает свой персонал согласно своим собственным правилам.

Необходимо отметить, что отделение религиозных объединений от государства не означает ограничение прав их членов на участие в выборах в органы государственной и местной власти.

Указанные объединения в России функционируют на основе их собственных правил, но при условии соблюдения законодательства. Основополагающим нормативно-правовым актом, который регулирует общественные отношения в данной сфере и формирует в России светское государство, является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно указанному ФЗ религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ и иных лиц, которое создано в целях совместного исповедания и распространения веры и имеет соответствующие этой цели признаки. К данным признакам относятся: вероисповедание; совершение религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В России религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры, которое функционирует без государственной регистрации и без образования юридического лица. Данные группы могут совершать богослужения, иные обряды и церемонии, проводить обучение религии и религиозное воспитание своих представителей.

Религиозная организация – это добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры, которое зарегистрировано как юридическое лицо в установленном законом порядке.

В зависимости от территориального распространения своей деятельности они подразделяются на местные и централизованные.

Государственная регистрация религиозных организаций производится федеральными и региональными органами юстиции.

Религиозные организации имеют следующие права и возможности:

– производить и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

– осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность;

– открывать духовные образовательные учреждения для подготовки слушателей и религиозного персонала;

– осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия согласно законодательству России;

– устанавливать и развивать международные связи.

Религиозные организации могут иметь в собственности: здания, земельные участки, объекты производственного, социального и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, которое нужно для обеспечения их деятельности.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной и местной власти, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также объединений, цели и деятельность которых нарушают действующее законодательство.

Читать еще:  Видео про скелета валеру

Религиозные организации могут быть ликвидированы их учредителями или уполномоченным его уставом органом, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм законодательства.

Является ли Россия светским государством

В конституции указано, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может быть обязательной или государственной. Несмотря на это, все же создается впечатление, что законы не действуют.

Стоит рассмотреть федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). Тут все указано конкретно, и это, надо помнить, руководство к действию, в особенности для правительства и религиозных групп.

К сожалению, уже сразу в преамбуле содержится положение:

«признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Для чего это стоит указывать в преамбуле, понять сложно, стоит ли выделять один конкретный культ, раз все равны. Тем более указывать на «роль», которая, кстати говоря, вовсе не является бесспорной, поскольку есть точка зрения, согласно которой истинная культура России как раз таки была сформирована под влиянием явной неприязни к православию, о чем свидетельствует народный фольклор и литература России «золотого века». Т.е. даже если не было явного неприятия православия, то его роль была ограничена значительно, и в целом, несмотря на диктат православия в плане законодательства, культура была как раз таки преимущественно светской.

В любом случае, несмотря на дискуссии по данному вопросу, все же формулировка несколько размыта, и даже есть признать «особую роль» культа, то все же нигде не указывается, что «особая роль» дает какие-либо преференции, и это главное.

Теперь к основным статьям. Статья 3:

«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Кажется, что все разумно, однако на практике, конечно, все не так хорошо. В частности, хотелось бы напомнить, что в Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки запретить деятельность некоторых «сект», в частности «Свидетелей Иеговы», несмотря на тот факт, что оснований для такого запрета не больше, чем для запрета, например, РПЦ.

Более того, всегда стоит помнить, что возможности разных религиозных групп в светском пространстве не равные. В частности, несмотря на декларирование свободы выбора, фактически одну из всех религий навязывают, причем часто используют для этого государство, школы, армию, сферу культуры и т.д. Речь идет исключительно о православии (в отдельных регионах – ислам).

Есть такое положение:

«Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Интересно узнать, как, например, солдаты в армии, которым навязывают попа, могут отказаться от участия в богослужении, если их, например, туда сгоняют? Муниципальные служащие тоже присутствуют на подобных меропритиях, когда, например, освящают дороги, канализацию или еще чего.

Обучение религии – вообще отдельный вопрос. Как известно, любой православный фанатик может легко отдать своих детей в воскресную школу и дальше двигаться в данном направлении. Это не запрещено. Однако теперь все становится сложнее, поскольку в школах преподают «Основы православной культуры». Более того, религиозную пропаганду пропихивают и в простые уроки, например, на уроках музыки уже сегодня явно пропагандируют православный культ.

По поводу вовлечения малолетних – тоже явная ложь, поскольку, как правило, религиозные деятели работают в данный момент среди малолетних, причем стараются добиться того, чтобы абсолютно охватить всю сферу в пользу православного культа.

В 4 статье закона значится, что государство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Важно сказать, что именно государство делает все, дабы образование в большей мере становилось прорелигиозным, поскольку модуль ОПК был полностью одобрен министерством образования. Беда заключается в том, что чиновники, по-видимому, не считают, что «чистого религиозного образования» достаточно. Нужно и в светских школах пропагандировать религию. Не исключено, что в ближайшие годы ОПК будут расширять. Этим уже занимаются, но пока в рамках «эксперимента».

Читать еще:  Как добывается золото

Следующая формулировка появилась лишь в редакции от закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ:

«Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании».

Интересно, но тут не отмечается, что государство часто оказывает поддержку и в иной сфере, например в строительстве новых храмов, которые, конечно, никакого отношения к памятникам истории и культуры не имеют.

А если даже речь идет о древних объектах, то тут, конечно, нужен рациональный подход. Если объект не используется как религиозный, т. е. это государственный музей, то тогда понять можно. Ну а если церковь использует здание, которое, конечно, можно отнести к памятникам, то почему государство должно содержать и реставрировать? Это вполне можно возложить на церковь, тем более что РПЦ явно не бедная организация. Можно лишь добавить, что памятники культуры иногда покупают предприниматели, и они же оплачивают все необходимые ремонтные работы, а не государство.

А теперь, пожалуй, самое интересное:

«Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии»

Кажется, что идет о России? Скорее нет. Поскольку не только в органах местного самоуправления, но и на самом высшем уровне пропагандируется религия, а чиновники отправляют культ, причем не в частном порядке, а именно как государственные лица. Это явно оказывается влияние на формирование отношения к религии, поскольку тут речь идет исключительно о Русской православной церкви. Это религия, которая игнорирует федеральные законы. В то же время нельзя сказать, что эти законы не действуют вообще. Если бы чиновники таким образом стали продвигать саентологию, неоязычество или еще что подобное, то они бы ответили по всей строгости закона.

Право собственности и РПЦ – отдельная тема. Статья 21:

«Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (в ред. Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ)».

Не совсем понятно, правда, на каком основании, поскольку та собственность всегда находилась в распоряжении государства еще со времен Петра I.

Еще интересное положение:

«На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций».

Важно заметить, что формально патриарх Кирилл не владеет имуществом, однако это не помешало ему судиться по поводу «пыльной квартиры». Т. е. церковники легко могут брать кредиты, а взыскать с них не получится. Официально они – «некоммерческая организация». Тем более что государство всегда защитит.

«Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Интересно, а на каком основании попы включены в этот перечень? Не совсем понятно, сколько им за «деятельность» будут платить. Надо помнить, что это положение, конечно, не касается лидеров саентологов или верховных жрецов макаронного монстра. И это интересно, учитывая «равенство».

Какой-то поп будет рассказывать истории о говорящей змее и за это может рассчитывать на пенсию (причем, вероятно, приличную), а вот человек, который бы рассказывал, что он в прошлой жизни был китайским императором, к сожалению, не может (на основании своей деятельности). Интересно, как это обосновывают законодатели?

Интересно, что клерикальные формулировки – это, как правило, дополнения к основным законам от 2013 года. Не исключено, что такие дополнения могут появиться и в этом, и в следующем году, дабы расширить зону влияния известного культа. Пока, конечно, вряд ли отменят положение о том, что Россия – светское государство, однако все же, вероятно, максимально увеличат роль РПЦ, в том числе посредством законодательной базы. Если протестовать, т. е. направить официальные запросы, то, видимо, ответ чиновников будет такой: никаких противоречий тут нет.

Источники:

http://studme.org/30916/pravo/rossiyskaya_federatsiya_svetskoe_gosudarstvo
http://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/361-rossijskoe-gosudarstvo-svetskoe-gosudarstvo
http://kritix.ru/religion-and-atheism/2032-rossiya-sv

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector