2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году основан город Москва

Сколько лет Москве. Кем и когда она основана? Кто такой Юрий Долгорукий?

Основание Москвы приписывают Юрию Долгорукому, Вещему Олегу и даже внуку Ноя, но кто на самом деле построил будущую столицу России? Археологи уверяют, что городу значительно больше тысячи лет. Но тогда почему в 2019 году столица празднует лишь 872-й день рождения? Когда возник культ князя Юрия Долгорукого и при чем тут Сталин — читайте в материале Anews.

Что означает слово « Москва » ?

Среди лингвистов нет единодушия в вопросе происхождения слова «Москва». По разным версиям, это означает «мутная» (гипотеза С.П. Обнорского, Г.А. Ильинского, П.Я. Черных, Т. Лер-Сплавинского, М. Фасмера), «искривленная» (В.Н. Татищев), «крепость» (Ф.И. Салов), «медведица»( С.К. Кузнецов) или «смородина».

Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине.
Выплывал его доброй конь
На крутые береги,
Прибегал его доброй конь
К отцу его к матери;
На луке на седельныя Ерлычок написаной:
«Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине».

Кирша Данилов, сказитель XVIII века.

Река Москва. Wikimedia

Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?

Первое упоминание о Москве зафиксировано 4 апреля 1147 года в Ипатьевской летописи. «Приди ко мне, брате, в Москов» — писал тогда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий Новгород-Северскому князю Святославу Ольговичу.

Князю Юрию Долгорукому приписывается основание Москвы, поскольку с его именем связано первое упоминание города. Однако это не так. Юрий Долгорукий всего лишь пригласил своего союзника на захваченную территорию.

На Боровицком холме, в месте слияния рек Москва и Неглинная, уже было поселение. Называлось оно по имени владевшего землями боярина Степана Кучко — «Кучков». Юрий Долгорукий казнил Кучко, женил своего сына Андрея Боголюбского на его дочери Улите, а поселение велел обнести деревянной крепостной стеной. Новый город получил своё название от имени самой крупной реки.

Впрочем, это не единственная версия. Историк И.Е. Забелин в своем труде «История города Москвы» разбирает несколько легенд и гипотез.

Во-первых, основать Москву мог и Вещий Олег за пару веков до Юрий Долгорукого. Автор ссылается на «позднейшие летописные записи», согласно которым « Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих ».

Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. В.М. Васнецов

В труде Забелина также была описана легенда про основателя Москвы князя Великого Данило Ивановича: « Князь же Данило Иванович в шестое лето на хизине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва». Однако автор отмечает, что « это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником ». Известно, что Данило Иванович жил в XIII веке, к тому моменту Москва уже была упомянута в летописях.

По другой версии, Москва была основана в XIII веке князем Данилой Александровичем Суздальским, сыном Александра Невского. В достоверности этой легенды усомнился также и историк Карамзин. Князь действительно очень много сделал для развития Москвы, но Московское княжество было выделено ему в удел по завещанию отца.

«Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля (Строительство деревянных стен Кремля. XII век)». А.М. Васнецов

Популярная в XVI-XVII веках легенда связывает основание Москвы с именем Мосоха — внука библейского Ноя, строителя ковчега.

Инок Тимофей Рвовский писал: « И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском » .

« Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских » — отмечал И.Е. Забелин. Согласно этой версии, не город получил свое название от реки, а река — от города, основанного после Всемирного потопа внуком Ноя. Якобы у Мосоха была жена по имени «Ква», сочетание их имен и дало жизнь слову «Москва».

Забелин сослался на труды Феодосия Софоновича, Иннокентия Гизеля и Тимофея Каменевича-Рвовского. Впрочем, историк отметил « богатство фантазии и необыкновенную смелость вымысла » в отношении этой гипотезы.

« Наши московские доморощенные гадания о происхождении города Москвы ограничивались очень скромными домыслами » — отмечает Забелин. Историк считает именно Юрия Долгорукого « все-таки прямым основателем Москвы », несмотря на то, что город был «основан» не на пустом месте.

И.Е. Забелин. Wikimedia

Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий

Юрий (Георгий) Долгорукий — шестой сын князя Владимира Мономаха. Родился на рубеже XI-XII веков, в промежутке между 1090 и 1102 годами. До конца жизни он управлял Ростово-Суздальским княжеством, но имел притязания и на Киев. По одной из версий, «Долгоруким» князь был прозван за свою внешнюю политику и многочисленные интересы в дальних землях. По другой, руки у князя были действительно неестественной длины.

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий в Царском титулярнике 1672 года. Wikimedia

Достоверно известно, что Юрий Долгорукий основал Переславль-Залесский, Дмитров и Юрьев. Некоторые историки также считают князя основателем городов Кострома, Городец, Дубна, Перемышль, Стародуб, Кснятин и Звенигород.

Специалисты сходятся во мнении, что Юрий Долгорукий не пользовался особой популярностью у народа. Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», утверждал, что князь « играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия ».

Василий Татищев, автор «Истории Российской», был примерно того же мнения: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…» .

Рисунок профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П. Верещагина, 1896 г. Wikimedia

За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому

Сегодня монумент стоит на Тверской площади, напротив Мэрии Москвы. Памятник популярен среди москвичей и туристов, но так было не всегда.

Памятник Юрию Долгорукому. Wikimedia

Культ Юрия Долгорукого возник в советское время. По личному распоряжению Сталина в 1946 году в Киев отправилась экспедиция с целью разыскать останки князя. Советское руководство планировало торжественно перезахоронить Юрия Долгорукого, но экспедиция провалилась, останки не нашли.

В том же году был объявлен конкурс на лучший памятник князю. Сталин выбрал проект С.М. Орлова. По легенде, Сталин сказал скульптору: «Почему у вас Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнет мужественность основателя Москвы» . Скульптор переделал макет.

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, но окончательно город познакомился с монументом лишь в 1954 году, уже после смерти вождя.

Читать еще:  Как растут котята

Памятник сразу же вызвал неоднозначную реакцию общественности. Многие называли средневекового правителя «представителем эксплуататорских классов » . Москвичам казалось странным, что памятник князю установили на Советской площади (нынешняя Тверская). Коммунисты по всему миру задавались вопросом о целесообразности идейно чужого монумента. Многие указывали на то, что памятник Юрию Долгорукому является отступлением от ленинского плана «монументальной пропаганды » .

Никита Хрущёв также недолюбливал скульптуру. По легенде, он даже приказал «оскопить » жеребца, чье бронзовое достоинство казалось слишком реалистичным. Москвичи не смогли оставить инициативу без шуток про «мерина » .

В 1962 году памятник Юрию Долгорукому решили перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако вскоре Никита Хрущёв лишился всех постов, а новому руководству было не до памятника.

При Юрии Лужкове, тезке князя, отношение к памятнику изменилось. Именно возле Юрия Долгорукого стали проводить торжественный мероприятия, посвящённые Дню города.

Почтовая марка в честь Юрия Долгорукого. Wikimedia

Сколько лет Москве?

Точный возраст Москвы неизвестен. Археологи при раскопках находили артефакты из эпохи мезолита (VII тысячелетие до н.э.). Историки утверждают, что сперва на территории будущей Москвы проживали финно-угорские племена. Позже на месте нынешнего Кремля поселились вятичи.

В 1846 году историк И.Е. Забелин установил дату первого упоминания Москвы в летописях. После этого в «Московских ведомостях » вышла статья Константина Аксакова — «Семисотлетие Москвы » . Автор предложил считать 4 апреля 1147 года днём рождения Москвы и выступил за проведение праздника в 1847 году в честь юбилея города. Статья вызвала бурную дискуссию. Идею праздника поддержал генерал-губернатор Алексей Щербатов и митрополит Филарет.

Константин Сергеевич Аксаков, автор «Семисотлетия Москвы». Wikimedia

В 2019 году Москве исполняется 872 года, в 2020 году — 873 года, в 2027 году столица отпразднует 880 юбилей, а 2035 году городу стукнет 888 лет.

Когда Москва празднует День города

Несколько лет назад День города в Москве стали проводить в первую или вторую субботу сентября . Но всегда ли так было?

Москва празднует День города. Wikimedia

Первый свой юбилей Москва должна была праздновать три дня. Торжества были назначены на весну 1847 года. Однако по распоряжению императора Николая I мероприятие было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днем.

Следующий день рождения Москва отметила лишь век спустя — благодаря инициативе Георгия Попова, председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов. Идею поддержал Иосиф Сталин. По его приказу торжества были назначены на начало осени. Праздник состоялся в 135-ую годовщину Бородинского сражения — 7 сентября.

Почтовые марки в честь 800-летия Москвы. Wikimedia

Спустя 39 лет традицию решил возродить Борис Ельцин, который в 1986 году занимал пост главы московского горкома КПСС. В сентябре по всему городу открылись праздничные продуктовые ярмарки.

Через год Москва с размахом отметила 840-летний юбилей. 19 сентября в городе прошел парад ретроавтомобилей и карнавальных платформ, а также торжественная демонстрация. По всему городу состоялись выступления артистов и духовых оркестров. По Москве-реке были пущены баржи с праздничным декором. Вечером небо над Москвой разукрасил салют.

С 1988 по 1990 года день города также отмечали в сентябре. В 1991 году празднование состоялось 31 августа.

В следующий раз Москва отметила день рождения в 1997 году. Масштабные торжества в честь 850-летнего юбилея были намечена на 6 и 7 сентября. 5 сентября, накануне городских гуляний, на Соборной площади Кремля состоялась официальная церемония открытия Дня города.

Теплоход «850 лет Москве». Wikimedia

С 1997 года праздник стали проводить ежегодно. Однако в 2000 году программу сократили из-за взрыва на Пушкинской площади, пожара на Останкинской телебашне и катастрофы на подводной лодке Курск. В 2004 году день города был отменен в связи с трагедией в Беслане.

В 2016 году вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, по которому День города отмечается либо в первую, либо во вторую субботу сентября. Это необходимо, чтобы избежать совпадения с траурными датами.

Кто и когда основал Москву

Принято считать, что Москва была основана 4 апреля 1147 года князем Юрием Долгоруким. Легенды и хроники называют древнюю Москву боярским владением, получившим статус города при князе Юрии Долгоруком. Раскопки показывают, что укреплённые городища существовали на месте Москвы раньше 12 века, но названия их не зафиксированы в письменных источниках. Вопрос того кто и когда основал Москву важен и интересен, поскольку официальная версия вязала дату из Ипатьевской летописи, но там говорится не об основании города, а берется только первое упоминание. Поэтому давайте разбираться, какие есть исторические сведения об основании современной столицы России.

Официальная версия основания Москвы

Первичные исторические сведения о Москве историки берут из Ипатьевской летописи. Она сообщает, что ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (Гюрги) пригласил своего военного союзника, северского князя Святослава, на «обед силён». Дата обозначена «в день пяток, на Похвалу святей Богородицы» — пятница пятой недели Великого поста. Современный календарь определяет этот день как 4 апреля 1147 года.

Летопись не уточняет, была ли Москва в то время городом. Информация о происхождении столицы содержится также в рукописи 16-17 веках. Она входит в так называемое Уваровское собрание, и состоит из 4 повестей «о зачале Москвы». Они излагают историю боярского рода Кучки, владевшего сёлами по обоим берегам реки Москвы.

Первая повесть проводит историческую параллель между основанием российской столицы с Константинополем и Римом. Москва, подобно двум величайшим городам древности, возникла на земле, отмеченной страшными преступлениями.

Начало кровопролития было положено Степаном Кучкой, который не подчинялся воле великого князя Юрия и всячески хулил его. Князь предал непокорного вассала смерти, а его детей, Петра, Акима и Улиту, отправил ко двору своего сына Андрея.

Предания о семье Кучковичей подтверждаются сведениями из других летописей. Дети Степана Кучки известны как убийцы Андрея Боголюбского. Он женился на Улите Кучковой и прожил с ней четверть века. Княгиня вместе со своими братьями организовала против мужа заговор, в результате которого Андрей был убит. Москва досталась в наследство его брату, владимирскому князю Михалко.

Значение Москвы для Владимиро-Суздальских князей

Владения Кучки по берегам Неглинной и Москвы настолько понравились князю Юрию Долгорукому, что он приказал построить в этой местности деревянную крепость — город. Название ему было дано в честь протекавшей рядом реки. Тверская летопись называет точную дату начала строительства крепости — 1156 год.

Легенды утверждают, что крепость строилась на незаселённом холме. Материалом для церкви Иоанна Предтечи стали деревья из близлежащего бора. Напоминание об этом боре сохранилось в названии Боровицкой башни Кремля. Владения Степана Кучки, рядом с которыми строилась крепость, располагались западнее современного квартала Зарядье.

Важность Москвы для князя Юрия объясняется её выгодным географическим положением. Город находился на пересечении путей из Киева и Чернигова во Владимиро-Суздальское княжество. Москва-река относится к Волжскому бассейну, который был удобным торговым путём с Волжской Булгарией, Персией и Хорезмом на юге, Прибалтикой и Западной Европой — не севере.

Читать еще:  Как здоровье Джигарханяна

Некоторые исследователи предполагают, что сведения об основании Москвы были внесены в Тверскую летопись уже после превращения города в столицу. Официальная наука не подтверждает эту теорию.

Москва до правления Юрия Долгорукого

Археологи обнаружили на территории современной столицы России культурный слой толщиной более 6 м. Он содержит остатки древнейших рвов и валов, оград, жилищ и кладбищ, следы деревянных мостовых. Учёными найдены три крупных городища:

  • на холме у реки Неглинной, рядом с церковью Николы;
  • при соединении реки Яузы с ручьём Золотой Рожок;
  • на Правобережье Москвы-реки, у бывшей плотины Бабий Городок.

Самые ранние укрепления были возведены в районе юго-западной части Кремля. Радиоуглеродный анализ показывает, что они строились на рубеже 11-12 веков, то есть — за полвека допервого упоминания о Москве в летописях. Это важные археологические находки,которые заставили многих историков задуматься – когда же действительно была основана Москва и кем.

Раскопки позволили обнаружитьвещественные источники — свинцовую печать киевского митрополита, датированнуюконцом 11 века, арабские монеты, отчеканенные в 862 и 866 годах. Находки свидетельствуют об обширных торговых и культурных связях населения, жившего на Москве-реке.

Косвенным доказательством исторической занчимости Москвы является само упоминание о встрече Юрия Долгорукого со Святославом. Летопись сообщает, что Святослав выслал вперёд своего сына Олега снебольшой дружиной. Путешествие князей не могло проходить по малонаселённой территории, с возможными опасностями. Олег, согласно летописи, вёз Юрию пардуса (шкуру барса). Ценный подарок и богатый пир свидетельствуют о том, что Москва соответствовала статусу знатных особ.

Наличие развитой торговли и ремесла подтверждают раскопки, проведённые в московском квартале Зарядье. Они позволили обнаружить остатки посада — местности, заселённой ремесленниками и купцами. Исследования показывают, что посад существовал в 12 веке. Он располагался вдоль левого берега Москвы-реки. Ремесленные мастерские производили металлические, кожевенные, ювелирные, керамические и обувные изделия.

Наличие развитого ремесла и торговли доказывают экспонаты, обнаруженные в посаде:

  • шиферные пряслица;
  • обломки стеклянных бус и браслетов;
  • фрагменты керамики;
  • костяной гребень;
  • шиферный крестик.

Изделия изготовлены не ранее 12 века, следовательно, до этого времени Москва была торгово-ремесленным посёлком, но не городом.

Происхождение названия столицы

Древние летописи сохранили два наименования города — Кучково и Москова. Первое название объясняется просто — по имени первоначального владельца, Степана Кучки. Второе название имеет несколько научных объяснений, но ни одно из них нельзя назвать точным.

Польский славяновед и историк Зориан Ходаковский предполагал, что слово «Москва» образовано от «мост». Современные учёные считают эту версию маловероятной. Москвой называли не только город, но и большую реку. Поэтому и говорят, что город назван в честь реки. Языковая традиция Руси знает много примеров, когда город называли в честь реки, но не наоборот. Повесть «о зачале Москвы» также утверждает, что князь Юрий нарёк город по имени реки.

Малые речки, озёра и ручьи на территории столицы носят старорусские названия. Крупные водоёмы отличаются наименованиями, необычными для славянских языков — Руза, Пахра, Нудыль. Историки считают, что подобные топонимы остались от народа, жившего на территории современной столицы до прихода славян. Значения этих терминов, включая слово «Москва» пока не расшифрованы.

Альтернативные версии основания Москвы

Европейские историки 16-17 веков были убеждены, что российская столица основана потомками Мосха, внука библейского Ноя. Основой этой теории послужили труды Геродота, Плиния и Птолемея. Античные авторы упоминали мосхитов — народ, произошедший от Мосха. Они, якобы, обитали в районе Кавказа, но под давлением ассирийцев переселились к реке Танаис (Дон), а оттуда постепенно разошлись по всей Руси. Название «мосхиты» со временем превратилось в «московиты». Татищев и Ломоносов отрицали европейскую теорию, не находя ей подтверждения в исторических источниках.

Русский москвовед 19 века Пётр Хавский выдвинул гипотезу о возникновении Москвы задолго до Юрия Долгорукого. Он обнаружил в архивах родословную князя. Документ сообщал, что Юрий лишь обновил Москву и утвердил её в статусе города. Настоящим основателем генеалогическая запись называла князя Олега. Зарождение города, согласно теории Хавского, относится к 9 веку.

Исследования, проведённые позже, показали, что предание об основании Москвы Олегом было вписано в родословную князей Долгоруких лишь в 17 веке. Целью фальсификации было представить Москву более древней, облагородить её историю.

Современный украинский писатель Владимир Белинский полагает, что историю любого города нужно отсчитывать от строительства храма. Первый документально зафиксированный храм на территории Москвы выстроил в 1272 году князь Даниил, сын Александра Невского.

Князю Даниилу в то время было всего 11 лет. Фактическое руководство его владениями осуществлял двоюродный брат — татарский хан Менгу-Тимур. Он приказал выстроить церковь Спаса-Преображения, заложив основу будущего города. Москва и Московское княжество сформировались, по мнению Белинского, в конце 13 века, как улус Золотой Орды.

Утверждения Белинского опровергаются российскими историками на примере летописи о разорении Москвы войсками хана Батыя. Хроника 1237 года доказывает, что за 35 лет до строительства церкви Спаса-Преображения Москва уже была процветающим торговым городом.

История появления Москвы: о чём говорят археологические находки, летописи и городские легенды

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры [1], а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше [2].

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].

Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].

Читать еще:  Как появился светофор

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Летописи: факты и вопросы

Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:

«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» [1].

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля [1].

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский [1].

Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году [5].

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа [5]. Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно [5].

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий [6, 7].

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года [6, 7].

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом [3], другие называли её «вымыслом позднейших книжников» [8].

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным [9, 10].

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых [10].

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам [4].

Источники:

http://www.anews.com/p/108284541-skolko-let-moskve-kem-i-kogda-ona-osnovana-kto-takoj-yurij-dolgorukij/
http://istoriarusi.ru/udel/osnovanie-moskvi.html
http://www.mos.ru/news/item/22507073/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector