0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких сказках природа помогает людям

Природа и люди в русских волшебных сказках
занимательные факты на тему

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Природа и люди в русских волшебных сказках

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. «Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»…

Многие волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

Среди наиболее известных русских волшебных сказок можно назвать следующие произведения: «Колобок», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Конек Горбунок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Коза-Дереза», «Золотой петушок», сказки про Бабу-Ягу («Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Баба-Яга и жихарь» и другие), «Морозко», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», По щучьему веленью», «Маша и медведи», «Крошечка–Хаврошечка», «Сказка об Иване – царевиче, Жар-птице и сером волке» и другие.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький: «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.

Природа в сказке обнаруживает органическую связь с героем – и это единство носит фантастический характер. Так, если герою плохо, то и в природе происходят изменения, указывающие на это; если герой справился со всеми невзгодами, то и природа торжествует с ним вместе: «Вот пока его не было в царстве, в саду все деревья стояли с сухими верхушками; а как он явился, тотчас ожили и начали цвести».

Характер природы связан не только с особенностями сказочного времени, но и сказочного пространства. Как и все компоненты сказки, пространство ее тоже необычно. В волшебной сказке герой без всяких намеков на неудобство, неприспособленность может находиться и в воде, и в воздухе, и даже в гостях у «Солнца».

Природа может быть на первый взгляд вполне «реалистична», ее фантастическая суть открывается не сразу. Например, «… видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит». Фантастичность этого «земного» пейзажа обнаруживается в момент, когда «слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем». «Шел, шел и очутился возле большого озера. Вдруг озеро разделилось на две стороны – промеж вод открылась сухая дорога». Реальное озеро вдруг претерпевает изменение совершенно фантастическое

Атмосфере чудесности способствует также фактор неожиданности. Природа может возникнуть внезапно, как результат волшебного умения: «После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались» .Природа волшебна по самому своему происхождению. «Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало» .

Сказка «Гуси – лебеди»

В сказке отчётливо просматривается идея: человек и природа могут понимать друг друга, человек помогает природе, и она в свою очередь ему платит добром, выручает в трудных ситуациях.

Речка прячет девочку с братцем под своим бережком, яблонька укрывает ветками и листочками, почка тоже прячет детей.

Читать еще:  Что делать если отношения не развиваются

— Почему они так добры?

Потому что девочка откликнулась на их просьбы: загрузила печку дровами; вытащила камень из речки, который мешал её течению; потрясла яблоню, которой было тяжело держать урожай яблок.

В сказке показано, что есть тёмные силы(Баба-Яга) и некоторые представители природы(Гуси-лебеди) прислуживают им.

Вопросы, которые можно задать детям:

_ Что случилось с братцем Ванечкой?

— Какие трудности возникли на пути у Машеньки, когда она побежала искать и спасать Ванечку?

-Кому и как она помогла?

— Почему Машеньке удалось вернуться с братцем домой?- Кто и как ей помогал?

— Как мы должны относиться к природе?

— Что хорошее и полезное мы получаем от природы?

Сказка «Нюрочка – девчурочка»

Вопросы, которые можно задать детям:

— Какое время года показано в сказке? (Осень)

— Зачем они пошли в лес? (Собирать грибы и ягоды)

— Какие грибы съедобные дети должны будут собрать? (Маслята, красноголовики, рыжики и. д.)

— Какие ягоды? (Черника, голубика, брусника)

— Почему девочка заблудилась в лесу? (Из – за опавших листьев не смогла найти тропинку)

— К кому она попала?

— Какие животные пришли на помощь девочке? (Овцы, бараны, коровы, телёнок)

Вывод: в русских народных сказках на помощь могут прийти и животные. Детям опасно ходить одним в лес, можно заблудиться. Животные и девочка могут разговаривать между собой.

Сказка «Иванушка – Глинушка»

В русских народных сказках есть сюжеты, в которых бездетные люди делают фигурки девочек, мальчиков из подручного природного материала (снег, глина, дерева и т.д.). Желание иметь детей настолько велико, что его энергия помогает неживой фигурке ожить и превратиться в дитя. Сказки, в которых действует герой, рождённый таким образом, вызывает особый интерес. Такие сказки помогают осмыслить главную особенность зелёной природы – способность к самовоспроизводству. Все категории живой природы (растения, животные, бактерии, грибы) размножаются, дают потомство.

Человек не составляет исключение, поэтому бездетных людей гнетёт тоска.

Для экологического воспитания эти сказки важны, т.к. подтверждают идею: на Земле для сохранения жизни (биосферы) всё живое должно оставлять после себя потомство. Если какой-то вид растений, животных дает мало потомства, он может вымереть – исчезнуть с лица Земли. Одна из сказок «Иванушка – Глинушка».

Таким образом, природа сказки, как и все ее компоненты, служит одним из действенных средств создания фантастичности, «волшебности» как важнейшего жанрового признака. Хотя сказки и являются поэтическим вымыслом, в них с исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух. Можно смело утверждать, что сказки — это подлинная энциклопедия жизни каждого народа. Они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем его многообразии многогранности. В то же время сказки воплощают в себе многие, общие черты, которые присущи человечеству и человеку. Сказка остается сказкой, она не обманывает, она очаровывает, увлекает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности детей подготовительного возраста по ознакомлению детей с традиционным русским бытом, через русские на родные сказки. .

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Вид проекта: групповой. Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», гру.

Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада. Сказка — прекрасное творение искусства. Русская народная сказка – это прежде всего, произвед.

Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами .

Конспект занятия разработан с целью совершенствования речи детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя.

В каких сказках растения и животные помогают людям?

Название сказок, в которых растения и животные помогают людям?

В сказке «Царевна лягушка» такие звери как

заяц, щука, медведь, селезень помогают Ивану царевичу.

В сказке «Гуси -лебеди» — яблонька и ежик помогают девочке.

В сказке » Волшебное кольцо» собака и кошка помогают герою.

В сказке » Конек -горбунок» конек помогает герою.

В сказке » Жар-птица и Василиса -Царевна» конь помогает герою

В сказке » Иван-царевич и серый волк» волк помогает герою.

Таких сказок, где животные приходят людям на помощь не так уж мало. Первое, что вспомнилось это серый волк из сказки «Иван-царевич и серый волк», потом царевна-лебедь из сказки о царе Салтане. В сказке «Кот в сапогах» помощником является кот. Даже можно вспомнить русскую народную сказку «Репка», где животные: кошка, собака и мышка участвовали в вытягивании репки.

Таких сказок достаточно много. Вот некоторые из них.

» Царевна Лягушка » — смерть кощея иван получает с помощью зверей, которых он пожалел в пути.

» Сказка о царе Салтане «.

» Сказка о Золотом петушке » — Петух — сказочный стражник.

» Сказка о рыбаке и рыбке «.

» Сивка-Бурка » — лошадь помогает Иванушке.

» Конек Горбунок » — конек помогает не сгинуть главному герою.

Во многих сказках присутствую и люди, и животные, и растения, где они помогают друг другу. Самыми первыми в голову идут сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» — золотая рыбка помогает старику, «По щучьему велению» — так же рыба помогает, «Гуси-лебеди» — яблоня и ежик в помощниках, «Кот в сапогах» — здесь кот помогает, «Золушка», «Царевна Лягушка».

Растения и животные помогают людям в таких сказках:

Сказка о рыбаке и рыбке

Иван-царевич и серый волк

Сказка о царе Салтане

Мужик и медведь

Иван Царевич и серый волк.

Все сказки несут в себе информацию о том, что Добро всегда побеждает Зло.

Сделай добро растению и оно тебя отблагодарит тем же. Помоги животному выбраться из беды — оно тебе поможет одолеть трудности.

В перечисленных ниже сказках можно увидеть, как растения и животные помогают людям:

  • «Золушка»;
  • «Конек Горбунок»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Царевна Лягушка»;
  • «Маугли»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Репка»;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Иван Царевич и серый волк».

Сказка о цветике-семицветике, каждый лепесток исполнял желание.

Русские народные сказки полны волшебных действий, животные и растения разговаривают с человеком, например, зеркальце в сказке Пушкина.

Читать еще:  Что нужно знать перед поездкой в Израиль

Ивану Царевичу помогали многие звери и самый яркий образ серого волка, когда волк помог унести Аленушку и три раза обращался в другой образ ради Ивана.

12 лебедей в сказке про Элизу, которой нужно было спасти братьев, связав из крапивы рубашки.

Сказки всегда любимы детьми, да и взрослы их перечитывают для детей с большим удовольствием, в них много животных и растений, которые оказывают помощь людям в трудных ситуациях, сразу вспоминается «Хаврошечка», «По щучьему велению», «Мужик и медведь»,» Маша и медведь», «Старик и волк», «Приключения Чипполино», «Рики Тики Тави»,»Аленький цветочек», «Бременские музыканты».

Если это перечисление «растения, животные», а не «растения+животные», то подойдет сказка про бедняка и волшебные бобы. Насколько я помню, он свою корову выменял на эти бобы. А потом бобы проросли в гигантский бобовый стебель до неба, где были несметные сокровища великанов. В каком-то смысле та задохлая корова ему тоже помогла, на нее же менялся. Пользуйтесь.

Иван-царевич и серый волк. Конёк-горбунок, гуси-лебеди,золотая рыбка, маша и медведь, кот всапогах, джек и бобовое дерево и ещё много других сказок))))

Гуси-лебеди»- яблоня прячет в своих ветвях.

» Иван-царевич и серый волк»

«По щучьему велению»

Таких сказок, где какое либо животное или птица или даже рыба помонают главным героям и иногда на животные бывают на стороне злодеев довольно много. Это такие известные сказки как золотая рыбка, Золушка, а также гуси-лебеди, можно еще прибавить кота в сапогах.

Очень многие сказки сочетают в себе взаимодействие людей и окружающей природы. Первая сказка, которая пришла в голову это Гуси-Лебеди и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Еще такие сказки как Кот в сапогах и даже в Золушка.

Человек и природа в русских сказках

Дата публикации: 03.02.2015 2015-02-03

Статья просмотрена: 3346 раз

Библиографическое описание:

Цыпкин В. В. Человек и природа в русских сказках // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 925-928. — URL https://moluch.ru/archive/83/15487/ (дата обращения: 08.02.2020).

История фольклора неразрывна с историей народа. Устное поэтическое творчество содержит в себе отражение разных элементов народной жизни. Именно поэтому фольклор остается и в наши дни яркой характеристикой культурно-исторической среды, ее духовного облика и бытового уклада. Жанры устного фольклора разнообразны: пословицы и поговорки, сказания и легенды, былины, мифы, сказки, байки и побасенки, тосты, частушки и анекдоты и пр. Каждый из них по-разному отражают вызвавшую их к жизни эпоху.

Сказка — многогранное явление. Поэтому возможны разнообразные подходы к изучению народной сказки. Она немыслима вне контекста истории народов мира, этнографии, истории религии, истории форм мышления и поэтических форм, языкознания, исторической поэтики. Изучая текст сказки, нужно исследовать его отношение к реальности, историческое происхождение. Фантастика сказок имела реальное основание, и её конкретные формы складывались в тесной связи с жизнью.

Продолжавший многие традиции мифологической школы, В. Я. Пропп продемонстрировал значение русских сказок как социально-исторического и культурно-исторического источника. Исследователь рассматривает возможные варианты происхождения сюжетов волшебных сказок, примеры культуры разных народов и ее изменение во времени (4, с.7).

В создании фольклорных сюжетов, как правило, принимали участие широкие народные массы, в первую очередь, крестьянство, и это наложило отпечаток на форму и содержание сказок, где наряду с вечными философскими категориями добра и зла, богатства и бедности и т. д., довольно ярко и не всегда однозначно выражено отношение крестьян к барину. Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты: анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида: проза сказочная и не сказочная. Отличает их то, что они выполняют разные функции: сказочная проза — функцию эстетическую и не сказочная проза — информативную. «Сказки, в свою очередь, обычно делят на три основные группы — сказки о животных, волшебные и бытовые. Их объединяет один признак: речь идет о выдуманном и невозможном» [1, с. 92–93]. Рассматриваемая социальная связка «барин-крестьянин» отражена, в основном, в бытовых сказках; в них воспроизводятся картины обычной жизни — без фантазии, характерной для волшебных сказок, и без комического фрагмента, свойственного сказкам о животных.

Основная составляющая сюжета данных сказок представляет собой житейские познания, опыт, остроту ума и его гибкость. И здесь традиционно торжествует «низкий» герой: девушка-крестьянка или сообразительный мужик оказываются мудрее барина. Можно сказать, что в таких сказках воплотилась наивная мечта народа о «справедливом» перераспределении богатств и сословных привилегий по уму и личным достоинствам.

В своем сборнике русских народных сказок Ю. М. Соколов собрал более 60 произведений сказочной прозы. Можно отметить сравнительно небольшое количество записанных сказок о русском помещике. Например, о попе и мужике их значительно больше. Соколов, несмотря на идеологическую специфику времени написания предисловия к указанному сборнику (1931 г.), в целом справедливо отмечал: «…нужно заметить и по поводу сказок о барах, что мы располагаем материалом, значительно меньшим, чем это было в свое время в реальной действительности. Причин этому несколько. Одна из них, думается, главная — классовый состав собирателей сказок в ту эпоху, когда сатирические сказки о барах должны были быть особенно актуальны, т. е. в первой половине и в середине ХIХ в. Собиратель, дворянин-помещик, как бы либерален он ни был, естественно, не мог сам с нарочитым интересом относиться к собиранию мужицких сказок о барах-помещиках, а с другой стороны, и крестьянин-сказочник не имел, надо полагать, также большого желания рассказывать собирателю-помещику сказки с подчеркнутой классовой противодворянской тенденцией» [2, с. 8].

В крестьянском сознании любой дворянин из города ассоциировался с человеком «голубой крови», находящимся во власти или близко стоящим к ней. Реальной критики или сарказма в адрес помещиков в большей части случаев нельзя было услышать. Отсюда, вероятнее всего, определенное число сказок о барине и помещичьей власти не дошли до нас в записи.

Читать еще:  Когда образовалась Польша

Из 60 рассматриваемых произведений сказочного цикла о барине, по классификации Ю. М. Соколова, 8 (13,3 %) — о барской жестокости, 11 (18,3 %) — о помещичьей жадности, 12 (20 %) — о барской спеси, 3 (5 %) посвящены барскому безделью и 23 (48,4 %) — барской глупости [2, с. 12].

Крестьянские смекалка и хитрость, восхваляемые в сказках, не всегда являлись оружием против барской жадности. Нередко крестьянская житейская хитрость была направлена на неприкрытое объегоривание помещика с целью получения определенных благ. В этом случае в ход зачастую шла откровенная ложь. Два противоположных мира в русской деревне продолжали сосуществовать рядом друг с другом, не понимая и не принимая ценности другой стороны.

Первым, самым действенным из обстоятельств является, конечно, крепостная зависимость, тяготевшая, в продолжении многих веков, на русском народе, проникая во все проявления и отправления его жизни, и еще далеко не вполне у нас отмененная. Владение одних людей другими было злом не частным, касавшимся одного или двух состояний и только в известных каких либо отношениях портившим их нравственность. Нет, это было злом, искажавшим нравственность всех состоянии. При существовании в обществе лжи, допускавшей принадлежность одного лица другому, узаконившей право последнего распоряжаться судьбою первого и его семейства и безнаказанно наносить им всякие обиды; …и при господстве произвола над законом, — могла ли в чем-либо быть правда?» [3, с. 340].

Помещики видели в крепостных исключительно физическую силу, необходимую для выполнения определенного круга обязанностей. Поэтому крестьяне не воспринимали сиюминутное проявление барской милости как что-то постоянное и имеющее реальное нравственное начало. Следовательно, существовала разница между помещиком и крестьянином в понимании добра и зла. Сословно-корпоративные ценности, чувство сословной принадлежности не могли исчезнуть у поместных дворян в одночасье.

Важность рассмотрения природно-географических факторов, отраженных в сказке, заключается в том, что они могут оказывать немалое влияние на сознание и мировоззрение народа. Человечество живет в постоянном общении с природой.

Природа занимала большое место в жизни древних людей, в отличие от современников. По мнению историка Г. Вернадского, «все цивилизации являются в некоторой степени результатом географических факторов. Но история не дает более наглядного примера влияния географии на культуру, чем историческое развитие русского народа».

В России параллельно существуют разные географические зоны, начиная от арктической тундры на крайнем Севере до полупустыни на юге. Эти природные условия определяли вид хозяйства и общий образ жизни народа.

Какова же роль природы в русской народной сказке? В какой форме отражается русская природа в сказке? Значительное место в русской сказке занимает изображение леса. Для русского человека представление о лесе носило символический смысл, связанный как с враждебностью природы, так и с родным домом. Лес фигурирует в русских народных сказках, сказаниях и былинах. Он постоянно присутствует в жизни русских сказочных героев, выступая в разных функциях: то в качестве мерила их силы, то в качестве сопереживающего героя.

Он удовлетворяет повседневные нужды сказочных обитателей дает им дрова, грибы, ягоды и возможность охотиться на разных зверей: «Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить». «Где мы хлеба возьмем?» — «Найдем» — побежал Ваня в лес, наломал дубовнику, на полтора целковых продал — «Вот и хлеб, сестричка!». Лес присутствует в сказках независимо от региональных различий. Это обстоятельство, возможно, обусловлено тем, что большая часть территории России занимает лесная или лесостепная зона.

Иначе изображается в сказках море. В силу удаленности России от морского побережья на реальную жизнь большинства населения русских земель море не оказывало заметного влияния. Однако «синее море» сказочным обитателям не чуждо. Географическая отдаленность придает сказочному морю более воображаемый характер. «Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено». Море может возникнуть волшебным способом как защита от преследователя. Однако и в таком богатстве вымысла все-таки существует связь с реальной жизнью, что представляет собой одну из особенностей волшебной сказки: «Вот Иван-царевич ездил за охотой каждый день в чистое поле, в широко раздолье, по край синя моря; он ловил гусей, лебедей и серых утиц. И попала ему в ловушку лебедка».

Подводя итог, следует отметить, что фольклор, в частности сказки, являются ценным источником. Основная часть народных сказок четко отражает существование в русской деревне двух социопсихологических миров — помещика и крестьянина. При этом крестьянин видит в помещике исключительно эксплуататора, бездельника. В отдельных сказках отчетливо просматривается социальное расслоение общества. Все это дает возможность более детально исследовать природу крестьянских представлений о помещике. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Сказки являются историческими источниками, указывающими на определенные общественные отношения или исторические события.

Таким образом, мы видим, что народное устное творчество, зародившись ещё в глубокой древности, долгое время, до появления письменности, было единственной «неписанной историей» народа, художественно отразившей важнейшие этапы его жизни. Фольклор на протяжении многих веков служил народу и как «учебник жизни», передающий из поколения в поколение его мудрость, житейскую философию, этику, и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: патриотизма, мужества, смелости, стойкости, честности, доброты. «Фольклор — это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полное представление об идейно-эстетических богатствах его творчества. Поэтому народные произведения являются ценнейшим материалом для изучения народного мировоззрения многих веков и его исторической эволюции» (3, с.22).

1. Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. — М., 2004.

3. Тарасов Б. Ю. Россия крепостная. Серия: тайны Российской империи. — М., 2011.

4. Пропп В. Я. Русские сказки. М. 2000. С.7

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/28/priroda-i-lyudi-v-russkih-volshebnyh-skazkah
http://free-topic.ru/question/v-kakih-skazkah-rasteniya-i-zhivotnye-pomogayut-lyudyam-222657/
http://moluch.ru/archive/83/15487/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector