0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем состоит воинский долг

Воинский долг

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, предполагает формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, социальных и профессиональных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность его защищать.

Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее ин­тересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Одним из проявлений патриотизма в современных условиях является служба в армии, ведь с созданием армии возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события. Армия является важнейшим инструментом становления государства и орудием международной политики.

Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. Под воинским долгом понимается система социально – значимых ценностей и морально–правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны . Сущность и содержание воинского долга конкретизированы в военной присяге. Принимая военную присягу, гражданин России торжественно присягает на верность своему Отечеству – Российской Федерации, клянется свято соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Воинский долг – это важнейшая нравственная ценность воина, обязанность перед обществом, коллективом. Высокое чувство долга помогает устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность посильно участвовать в защите Отечества.

Военная служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на воинских должностях в Вооруженных Силах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Данные граждане оповещаются повестками военного комиссариата и обязаны являться в указанные в повестке время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки под расписку.

Кроме того, законодательством установлены обязанности граждан по воинскому учету – сообщать сведения об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, переезде на новое место жительства — для внесения изменений в документы воинского учета. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, обязаны лично сообщать об этом в военный комиссариат.

Уклонением от призыва на военную службу признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата при наличии документального подтверждения признаются:

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Кроме того, у большинства призывников складывается обманчивое впечатление, что уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу наступает только при неявке по повестке, а уклоняться от призыва в армию иными способами можно безнаказанно. Следует отметить, что данное мнение ошибочно.

Уклонением от призыва на военную службу считается:

— неисполнение военно-учетных обязанностей в целях уклонения от призыва на военную службу;

— неявка без уважительных причин по повестке на призывные мероприятия;

— уклонение от прохождения медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

— самовольное оставление призывником сборного пункта;

— получение освобождения или отсрочки от призыва на военную службу обманным путем.

Читать еще:  Какой самый популярный в мире цвет глаз

Уклонение граждан от призыва на военную службу влечет нарушение процесса комплектования и дезорганизацию деятельности органов управления, занимающихся решением этих вопросов.

Служить в армии необходимо, это добросовестный и самоотверженный процесс. Мужчина должен быть готовым к защите Отечества. По своей значимости для государства с военной службой не может сравниться ни один другой вид деятельности. Надеюсь, что в нашей стране профессия «Родину защищать» также будет социально значимой для всех поколений россиян, исполненной высокого, благородного смысла.

военный комиссар города Кирова, Кировского, Барятинского, Куйбышевского и Спас-Деменского районов Калужской области.

ВОИНСКИЙ ДОЛГ

Смотреть что такое «ВОИНСКИЙ ДОЛГ» в других словарях:

долг — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? долга, чему? долгу, (вижу) что? долг, чем? долгом, о чём? о долге и в долгу; мн. что? долги, (нет) чего? долгов, чему? долгам, (вижу) что? долги, чем? долгами, о чём? о долгах взятое взаймы,… … Толковый словарь Дмитриева

Долг (значения) — В Викисловаре есть статья «долг» … Википедия

Долг (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Долг (значения). Долг внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например … Википедия

ВОИНСКИЙ — ВОИНСКИЙ, ая, ое. 1. см. воин. 2. Относящийся к военному делу, военной службе. В. поезд. В. билет. Воинская часть. Воинская обязанность (установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности,… … Толковый словарь Ожегова

долг — Обязанность. Безусловный, благородный, великий, высший, незыблемый, непреложный, непременный, нерушимый, осознанный, первостепенный, первый, почетный, прямой, святой, священный. Железный. Воинский, гражданский, интернациональный, общественный,… … Словарь эпитетов

Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

воинский — ая, ое. 1. к Воин. В. долг. В ая честь. 2. Связанный с военным делом, военной службой. В. устав. В ое звание. В ая часть. Состоять на воинском учёте. В ая обязанность; (устар.) В ая повинность (обязанность прохождения службы) … Энциклопедический словарь

ДОЛГ — категория этики, выражающая нравств. задачу отд. человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного… … Российская педагогическая энциклопедия

воинский — ая, ое. 1) к воин Во/инский долг. В ая честь. 2) Связанный с военным делом, военной службой. Во/инский устав. В ое звание. В ая часть. Состоять на воинском учёте … Словарь многих выражений

Долг воинский — нравствен но правовая норма поведения военнослужащего. Имеет классовую природу, определяется господствующей идеологией и моралью, назначением вооружённых сил. В армиях империалистических государств, где ВС преследуют антинародные цели, понятие «Д … Словарь военных терминов

ВОИНСКИЙ ДОЛГ

Найдено 2 определения термина ВОИНСКИЙ ДОЛГ

Долг воинский

нравствен-но-правовая норма поведения военнослужащего. Имеет классовую природу, определяется господствующей идеологией и моралью, назначением вооруженных сил. В армиях империалистических государств, где ВС преследуют антинародные цели, понятие «Д. в.» наполняется ложным содержанием. В ВС стран социалистического содружества Д. в. — почетная обязанность военнослужащих, вытекающая из объективных потребностей защиты социалистического Отечества. Требовании Д. в., закрепленные в военной присяге, делают поведение воинов армий социалистических государств общественно значимым, имеющим высоконравственное и глубоко целесообразное содержание.

ВОИНСКИЙ ДОЛГ

обязанность защищать Отечество, составная неотъемлемая часть национального, государственного и религиозного сознания русских.

Солдаты и офицеры шли на войну и совершали подвиги не во имя личных интересов, не ради почестей, но памятуя о христианском служении, которое понималось как долг перед национальным целым. Русское войско состояло не из наемников, а из граждан, защищавших Отечество. Соответствующее отношение к воинской службе воспитывалось с детства всем общим настроением окружающей среды. Идеал смелого, сильного, верного Отечеству воина, надежного товарища проходит через весь фольклор — от былин до поздних солдатских песен. Примечателен сам факт широкого бытования солдатских песен — темы их были близки всему крестьянству.

Читать еще:  В чём причины военных успехов османов

С уважением относились крестьяне к солдату из своей деревни и неизменно приветливо, гостеприимно встречали солдат из других мест. Проводы в солдаты всегда проходили торжественно. Новобранца благословляли родители, а также крестные отец и мать. Возвращение со службы тоже составляло событие для всего селения. Множество народа собиралось в избу послушать его рассказы. Тема сражений, воинских подвигов в прошлом и настоящем была одной из самых постоянных во время бесед на встречах взрослых, часто в присутствии детей. В рассказах о войнах основное внимание уделялось успехам русских войск. Дурные вести с фронта проникали в народ эпизодически. И неудачам народ не придавал особого значения, будучи уверен, что враги не смогут устоять против русских, что «сам Бог, Божия Матерь и святой Никола Угодник не допустят этого».

По сообщению из Шадринского у. Пермской губ., отдаваемые в военную службу молодые люди, конечно, не без грусти и слез расставались с родными и родиной. «Но жалоб вы здесь не услышите. «На то воля Божия», — говорит будущий воин. А потому между ними нет беглецов: все служили и служат с честию». Свящ. Т. Успенский свидетельствовал: «В моем приходе было из здешних крестьян до пятидесяти отставных и бессрочных солдат, поступивших в 1854 вновь на службу: большая часть из них — унтер-офицеры и имеют знаки отличия. Семь на десять приходилось таких награжденных воинов». Когда проводилась мобилизация, запасные люди, судя по губернаторским отчетам, собирались везде быстро; уклонившихся от явки по призыву практически не бывало.

В войсках призывник сразу же окунался в атмосферу служения Отечеству. Российская армия и флот были православными не только по духу, но и по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты веры напоминали все военные реликвии.

Особую роль играл ритуал принятия присяги. После торжественного богослужения, в присутствии командира части, всех офицеров и солдат, присягающий должен был «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими перстами. А солдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред лежащим Евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать Евангелие». Заканчивалась присяга молебном о воинах, вступивших в ряды Русской армии.

Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми. Если воин погибал в бою, священник обычно говорил в память умершего небольшое поучение, подчеркивая, что лежащий в могиле твердо помнил данную присягу и исполнил ее до последней капли крови: «Царство Небесное да даст ему Господь на небе! А нам, живым, да будет он одушевляющим примером».

Верноподданическая присяга произносилась под сенью знамени, на котором изображались крест Господень, царская корона и двуглавый орел. В символическом смысле это означало надежду на победу и царское благословение, которым Помазанник Божий, как общий Отец Государства, благословлял все семейство полка. Знамя сопутствовало воину во всех его службах и опасностях. Оно считалось полковой святыней, которую надлежало защищать до смерти.

Русская армия была христолюбивой. В специальные праздничные и торжественные дни, а в период войны в каждый воскресный и праздничный день, в конце молебного пения о даровании победы Российскому воинству (и воинству союзников) возглашалось многолетие — «христолюбивому всероссийскому победоносному воинству многие лета». В сознании солдат слова «христолюбивый» и «победоносный» неизменно соседствовали.

Христолюбие предполагало синтез тех качеств, которые обозначались словами «во Христа верующий» и «со Христом пребывающий» (а тому, кто искренне верует во Христа, «все возможно по вере его» — Мк., 9:23). Благодать Божия вдохновляла православного воина на подвиг не только духовный, но и телесный.

Набожность русского солдата вытекала из непоколебимого убеждения в истинности проповедуемого Святой Церковью учения. Глубокой религиозностью снискивалась помощь Божия, без которой никакое дело, по народному убеждению, не могло иметь успеха. Солдаты говорили: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». Человек православный, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносил все лишения и испытания и со спокойной смелостью шел навстречу любой опасности. Всякий воин был убежден, что, идя умирать за своих ближних, исполняет закон Христа. Подвижничество русского солдата было основано на вере в высшую правду, за которую он бескорыстно отдавал свою жизнь, не требуя ни наград, ни похвал.

Читать еще:  Почему чешутся уголки глаз

В тяжелые времена религиозность воина заметно возрастала. С большим нетерпением ожидали на фронте совместных богослужений. Солдаты, офицеры, генералы вместе молились, причащались перед сражением. Общая молитва превращала воинский коллектив в монолитный организм; каждый являлся его частицею и поступал по воле Божией. За годы службы солдат выучивал на слух множество молитв. Кроме того, они печатались на страницах военных журналов.

Описание молитвы на русско-японском фронте оставил о. Митрофан Серебрянский: «В котловане между гор расположилось тысяча восемьсот людей: масса лошадей, масса костров, разговоры, песни. Вдруг все смолкло. Труба заиграла зорю, и понеслась по нашему огромному лагерю молитва Господня: в одном конце «Отче наш», в другом раздается «да будет воля Твоя», в третьем — «победы над сопротивныя даруя»; в каждом эскадроне отдельно! Впечатление грандиозное!».

На биваках часто устраивались спевки церковного хора. В перерывах между боями на войне всегда стоял вопрос, как занять свободное время, отвлечься от невеселых раздумий, и множество слушателей получали на этих спевках и утешение, и развлечение. Пели «Херувимскую», «Тебе поем», «Отче наш».

Главными отличительными чертами русского солдата всегда признавались не только храбрость, но и способность безропотно переносить труды и лишения военной жизни. Православное просвещение считалось в русской армии лучшим залогом хорошей дисциплины. В катехизисе для воинов свт. Филарета, митр. Московского, утверждалось: «Будь доволен своим положением, то есть содержанием, какое тебе определено, должностью, какая на тебя возложена, чином, в какой ты поставлен от самого государя или чрез военачальника».

Считалось, что в войне успеха добивается тот, кто не боится умирать. А умирать не боится тот, кто исповедует веру в Искупителя и усваивает христианское отношение к бренной жизни. В православной России вера отцов говорила о бессмертии души, о ее бесконечной жизни у Бога. Она предупреждала о Страшном Суде Господнем, о муках, которые ожидают грешников, но всей своей полнотой возвещала не смерть, но воскресение из мертвых. Символ веры, как известно, заканчивается словами: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Русский православный воин не боялся смерти, поскольку веровал в Промысл Божий. А.Н. Куропаткин, начальник штаба Скобелева в Русско-турецкой войне 1877-78, с 1898 военный министр, изложил свое видение военной доктрины в трехтомном труде «Задачи русской армии». В нем он уделил много внимания духовной силе русского войска: «Кто близко видел обнаженные головы тысяч людей перед движением на штурм, видел серьезные лица, губы, шепчущие молитвы, видел затем то спокойствие, которое овладевало массою после молитвы, отдавшей их на волю Божию, тот никогда не забудет этого зрелища и поймет, какую страшную силу мы имеем в религиозности наших войск».

25 декабря 1905 о. Митрофан Серебрянский перед началом сражения въехал в строй 4-го эскадрона, стал в ряды с солдатами: «Не робей, братцы! Я с вами, буду молиться за вас; кого ранит или кто заболеет — приобщу. Вот видите, Святые Дары на мне! Кто умрет героем в честном бою, отпою погребение: не зароем как-нибудь». — «Умирать один раз в жизни, — ответил солдат Архипов из запасных. — От могилы не уйдешь все равно, а умирать в бою — это действительно хорошо. Что ж? Дай, Господи». — «Да ты, верно, семейный? — спросил священник. — Разве тебе не жаль родных?». — «Что ж, батюшка, жалеть? Бог им даст силу, перетерпят; к тому же на каждого едока государь теперь дает 1 рубль 50 копеек в месяц: прожить можно, зато душе спасение».

В основании православной веры лежало самоотречение. Усвоение христианских заповедей — возлюбить ближнего своего как самого себя и положить душу свою за други своя — было способно поднять воина на недосягаемую степень нравственной высоты. Подсознательная готовность к принесению жертвы была неотъемлемой частью подвига солдата. При этом подобное состояние души обычно проявлялось в скромной, незаметной форме, которая вполне соответствовала христианскому смирению русского народа.

Источники:

http://kirovzt.ru/articles/5107
http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/9721/%D0%92%D0%9E%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99
http://interpretive.ru/termin/voinskii-dolg.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector