В чем особенность духовных потребностей
Содержание
- 1 В чем особенность духовных потребностей
- 1.1 Духовное производство и духовное потребление.
- 1.2 Духовное производство.
- 1.3 Духовное потребление.
- 1.4 В чем особенность духовных потребностей
- 1.5 Роль духовных потребностей
- 1.6 Духовные потребности: что это такое, виды, особенности, примеры
- 1.7 Содержание
- 1.8 Что это за понятие
- 1.9 Описание
- 1.10 Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия
- 1.11 Базовые отличия от физических потребностей
- 1.12 Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры
- 1.13 Роль искусства
- 1.14 Заключение
Духовное производство и духовное потребление.
Духовное производство.
Духовное производство – это производство идеи в общественной форме, то есть создание новых духовных ценностей. Духовное производство может идти параллельно с материальным производством. Например, скульптура, книга, или картина, в которой заключена какая-нибудь ценная для общества идея, — это продукт и материальной, и духовной деятельности.
Различают три вида этого типа деятельности:
- Наука. Тип духовного производства, цель которого – появление новых видов материального производства (научные достижения и открытия).
- Искусство. Особая форма духовной деятельности, отражающая окружающий мир в художественных образах. Служит преимущественно для употребления эстетических потребностей человека.
- Религия. Производство идей, способствующих нравственному развитию общества вообще и человека в частности.
Основной особенностью духовного производства является то, что оно существует не только для удовлетворения нужд общества в духовных благах, но и способствует самореализации создателя этих благ. При этом раскрытие значения духовного продукта может произойти намного позже его создания (вспомните всех непризнанных при жизни писателей, к примеру).
Духовное потребление.
Духовное потребление – это удовлетворение духовных потребностей человека. Этот вид потребления также требует определенных усилий при его использовании.
Основные виды духовных потребностей:
- Познавательная – потребность в познании, самый простой пример: любопытство и любознательность.
- Эстетическая – потребность в познании гармонии и красоты мира и людей. В основном удовлетворяется предметами искусства.
- Потребность в общении – социальная потребность в прямом смысле слова, потребность в моральной и психологической поддержке, дружбе, совместном творчестве.
Основные особенности духовных потребностей:
- в отличие от материальных ценностей, духовные ценности неистощимы, независимо от того, сколько людей их потребляет;
- духовное потребление тесно связано с духовным производством, так как оно носит творческий характер (в процессе потребления идет и производство – осмысливая книгу или картину, вы ведете творческую работу);
- неистощимость духовных ценностей приводит у тому, что в духовном потреблении главным становится его качество, а не количество;
- духовные ценности являются достоянием всего человечества.
В чем особенность духовных потребностей
Роль духовных потребностей
Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.
В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.
Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами — политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.
Духовная потребность личности — это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека — это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:
— добро: это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу;
— красота: это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;
— истина: взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина — это отражение действительности таковой, как она есть.
Как сказал один великий — истинное богатство человека — в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества [11, с. 384].
Духовные потребности общества — это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.
Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды [12, с. 175].
Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях — выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство — это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное [11, с. 386].
Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
Духовные потребности: что это такое, виды, особенности, примеры
Содержание
Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.
Что это за понятие
У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.
Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.
Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.
К высшей ступени пирамиды относятся:
- интерес к процессу познания;
- тяга к развитию и саморазвитию;
- намерение иметь любимую сферу деятельности;
- осознание смысла своего существования;
- определение жизненных целей;
- жажда самореализации;
- эстетические ценности.
Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.
Описание
Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.
Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес. Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов. Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.
Познавательная активность
Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований. Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами. На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.
Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания. Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности. В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).
При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.
Самосовершенствование
Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.
Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:
- Способность быстро и рационально принимать решения.
- Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
- Повышенный уровень запоминания полезной информации.
- Развитость различных типов мышления.
- Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
- Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.
Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.
В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.
Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.
Реализация в трудовой деятельности
Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.
Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.
Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.
Удовлетворение эстетических чувств
В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.
Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.
Поиск смысла жизни
Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.
Не найдя ответов на глубинные вопросы, люди часто сталкиваются с внутренними конфликтами, которые, в свою очередь, порождают депрессию и апатию. Чтобы такого не происходило, нужно прислушиваться к своему «Я», анализировать происходящее и чаще рассуждать. Кроме того, не следует требовать от себя невозможного: планка, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной. Научиться грамотно выстраивать диалог с пространством поможет моя персональная консультация.
Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия
На формирование влияет несколько факторов:
- Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
- Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
- Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
- Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
- Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.
Записаться на консультацию
Базовые отличия от физических потребностей
Сферу «духа» можно разделить на две категории. К первой относится все, что связано с раскрытием внутреннего потенциала человека:
- Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
- Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
- Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.
Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:
- Желание находиться в окружении интересных, разносторонних личностей как в реальности, так и в пространстве вымыслов (художественных произведений).
- Осуществление трудовой деятельности, что позволяет закрыть как идеальные, так и материальные «дыры».
- Освоение моральных ориентиров, что дает возможность сравнить личные взгляды с общественным мнением.
Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры
О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:
а) развиваться профессионально;
б) раскрыть свой потенциал;
в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.
Без этих стремлений он вполне может прожить, но целеустремленность помогает ему чувствовать себя значимым.Человеку всегда не хватает чего-то, чтобы ощутить себя счастливым. Даже имея множество материальных благ, он не ощущает себя целостным, гармоничным.
Дело в том, что счастье – это в большинстве своем состояние ума, достичь которого можно лишь развиваясь внутренне.Определение духовных потребностей связано с высшими человеческими ценностям, однако зачастую они являются более доступными, чем материальные. Они помогают развивать мировоззрение, адаптироваться в обществе, найти свое место в мире.
- Добро. Чаще всего воспринимается как оценка действий индивида в соответствии с законами морали. Противопоставляется злу.
- Красота. Совокупность внешних качеств, приятных для восприятия органами чувств.
- Истина. Стремление познать действительность без ее идеализации, объективно.
Формирование духовности происходит еще в детском возрасте. Тогда возникает чувство прекрасного. И чем больше любви к эстетике, желания развиваться родители постараются вложить в ребенка, тем плодотворнее и благоприятнее он будет взаимодействовать с миром в будущем. Сформированная, целостная личность сумеет без фатальных последствий преодолеть тяжелые жизненные испытания, связанные с потерей важных людей, разочарованиями, кризисами, смертью. Развивать свой духовный потенциал можно следующим образом:
- Чаще общаясь с природой. Оказавшись на свежем воздухе, важно уметь расслабляться, любоваться окружающими прекрасными мелочами.
- Обращайтесь к искусству. У каждого человека есть сфера, которая его вдохновляет: литература, музыка, танцы, кино, театр. Найдите свою и погружайтесь в изучение ее аспектов.
- Налаживайте диалог с самим собой. Слушайте внутренний голос, который подскажет ваши истинные желания. Займитесь йогой, медитацией или отыщите иной способ оставаться наедине с подсознанием.
- Общайтесь с животными. Это общение благоприятно влияет на людей даже на физическом уровне. Детям с различными психическими отклонениями я рекомендую проходить терапию с дельфинами для избавления от стрессов и облегчения процесса социализации.
Роль искусства
Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.
Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.
Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.
Заключение
Не стоит полагать, что развитие внутреннего мира — второстепенное занятие. Это не менее важно, как и освоение материальной стороны жизни, производство вещественных благ. А порой и более. Взрослея ментально, вы постигаете новые стороны существования, открываете для себя огромное количество источников счастья, гармонии, удовлетворения. В свою очередь, это помогает держаться на плаву, даже если земля постепенно уходит из-под ног: наступает кризисный период в отношениях, карьере, взаимодействии с другими людьми и самим собой, появляются проблемы со здоровьем. Все можно преодолеть на уровне ума, если вы целостны, осознаны. Узнав, что относится к духовным потребностям человека и в чем их особенность, а также, что значит быть развитой личностью, запишитесь на мою консультацию, где вы сможете найти ответы на другие глубинные вопросы.
Источники:
http://www.calc.ru/Dukhovnoye-Proizvodstvo-I-Dukhovnoye-Potrebleniye.html
http://studbooks.net/851648/menedzhment/rol_duhovnyh_potrebnostey
http://damienmilay.com/basis/duhovnye-potrebnosti-chto-eto-takoe-vidy-osobennosti-primery/