Сколько театров в России
Сколько театров нужно России?
Театральный режиссер Александр Гнездилов объясняет главе правительства Дмитрию Медведеву, почему театров в России нужно не меньше, а больше, хороших и разных.
Много или мало в России театров? Лидер «Единой России», премьер-министр Медведев полагает, что избыточно. С ним согласен и президент Путин, выступивший в декабре за так называемую «оптимизацию» театров в регионах — «не плодить нищету», как он выразился. А как на самом деле? Сначала надо определить критерии ответа. Ими могут быть мнение граждан, опыт передовых стран и стратегическое целеполагание государственных деятелей.
Глас народа
Если говорить о мнении граждан, то, например, по данным ВЦИОМ, о билетах в театр на новый, 2019-й, год мечтали 10% граждан, а получили их в подарок только 3%. Тот же ВЦИОМ сообщает, что 40% россиян считают театр лучшим из видов культурного досуга.
ФОМ отмечал, что даже 10% москвичей говорят о трудностях при попытке достать билеты в театр. И это Москва, где театров очень много! Впрочем, на этот счет есть и официальные данные. Анализ, проведенный для целевой программы «Культура Москвы 2008-2010», показал, что даже в таком мегаполисе, с фантастически насыщенным культурным графиком, 20-25% москвичей живут в районах, где практически нет никакой творческой жизни. Подчас люди должны тратить более часа, чтобы добраться до ближайшего театра или музея.
Александр Гнездилов на репетиции. Фото: Карина Градусова
Если говорить о России в целом, то в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 27% не ходят в театр просто потому, что его нет там, где люди живут. У 22% не хватает времени (вот почему важно расстояние до ближайшего театра). 16% говорят, что посещали бы спектакли чаще, если удалось бы снизить цену на билеты. Только 29% сказали, что не хотят ходить в театры чаще.
«Сегодня мы зафиксировали социальный запрос, который превышает существующее предложение, и одно из наиболее выраженных ожиданий — развитие театрального направления» — сообщил 2 года назад «Известиям» эксперт ВЦИОМа Кирилл Родин.
Таким образом, востребованность театра, как искусства, в России велика и люди хотели бы видеть его более доступным для себя — территориально и по цене.
Что там у них?
500 театров на Россию — это много или мало? Давайте сравним с более благополучными и процветающими странами.
Чуть больше 500 драматических театров — это 3,2 театра на миллион человек населения. Тот же показатель в Великобритании — 8,9 театров на 1 миллион человек. Во Франции — 9,6. В Швеции — 13,6. В Австрии и вовсе — 24 театра на миллион жителей. Чтобы нам догнать Австрию, нужно увеличить число театров почти в 7,5 раз, до 3 600. Чтобы сравняться «хотя бы» с Соединенным Королевством, России нужны примерно 1 300 театров.
Конечно, в эту статистику входят и частные театры. Но, например, в Финляндии, которая чуть больше 100 лет назад еще была частью Российской империи, а теперь по ВВП на душу населения опережает и Германию, и Великобританию, и Францию — работают около 200 театров, в том числе — 46 государственных профессиональных драматических трупп. Население Финляндии 5,5 миллионов человек. Население России больше финского в 25 с лишним раз. Таким образом, мы получаем необходимую цифру примерно в 1 150 гостеатров при самом скромном подсчете.
Сцена из спектакля «887» Робера Лепажа. Фото: Eric Labbé
В Эстонии с населением в 1 миллион 300 тысяч человек работают 7 государственных драматических театров и еще 2 муниципальных — что соответствовало бы для России минимум 750 гостеатрам и еще более чем 200 муниципальным труппам, на которые сегодня у местного самоуправления просто не хватает средств из-за несправедливого распределения налоговых поступлений между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.
Итак, народный запрос на театры в России велик. Примеры других стран показывают, что в стране может быть и в разы больше театров, чем сейчас. За чем же стало дело? За пониманием своей задачи государственными деятелями.
Чтобы что?
Зачем в стране нужны театры? Зачем бюджету вообще финансировать искусство? История дает разные варианты ответа на этот вопрос. Искусство может быть элитарным придворным развлечением знати и богачей. Его можно отдать целиком частному предпринимательству, превращая в индустрию и шоу-бизнес. Его можно пытаться превратить в инструмент пропаганды, восславляя очередные триумфы воли. Это всё различные возможные ответы, но есть и еще один вариант.
Практика сегодня показывает, что культура является важным фактором социального и экономического развития городов, регионов и стран. Активная творческая жизнь притягивает креативных людей разных профессий, создавая среду для развития инновационной экономики. Создателям нового дела, а подчас и целых отраслевых направлений, хочется поселиться там, где жить интересно.
Это началось отнюдь не на наших глазах. Например, во второй половине XIX и в первой половине XX века добыча угля и производство стали на западе Германии сосредоточились в Эссене, Дуйсбурге, Бохуме, Вуппертале, Дортмунде и других городах Рурского бассейна. Однако семьи многих бизнесменов и промышленников (да и они сами) не хотели жить поблизости от шахт и разрезов, заводских труб и котлов. Они селились и размещали свои офисы по соседству, но в некотором удалении от промышленности, на берегу Рейна, в Дюссельдорфе, который получил прозвище «письменный стол Рурского бассейна». Поэтому там сосредоточились мода и шоппинг, а также творческая и интеллектуальная жизнь региона.
Столкновение разных точек зрения, право каждого на свое мнение, разнообразие и сотрудничество — эти важнейшие для процветания страны и ее лидерства в XXI веке ценности создаются современным искусством именно благодаря его спорности, неоднозначности, отсутствию очевидной и единственно верной трактовки, тому, что оно будоражит умы и провоцирует дискуссии, способствующие лучшему пониманию как себя, так и другого человека рядом.
И когда значение Рурского бассейна пошло на убыль и предприятия стали закрываться одно за другим, значение Эссена, Дуйсбурга и других промышленных городов резко упало. Они стали заметно отставать по уровню жизни. А Дюссельдорф, как город моды и креатива, как центр международных торговых связей, избежал этого и сегодня по-прежнему является одним из самых преуспевающих городов Германии.
Кроме того, не будем забывать, что культура является одним из столпов для развития туризма, вклад которого в экономику таких стран, как Франция, Италия, Испания, Австрия, Бельгия — трудно переоценить. Иногда достаточно одного великого мастера, чтобы связанный с его именем город притягивал миллионы туристов и их деньги, создавал новые рабочие места для своих жителей. Гауди для Барселоны (хотя там речь о целой россыпи имен гениев), Моцарт для Зальцбурга… Во второй половине XX века это, например, Дали и Фигейрас, Пина Бауш и Вупперталь. Поэтому в той же Германии открываются новые музеи — Макса Эрнста в Брюле, Ханса Арпа на бывшей железнодорожной станции Роландсек в Ремагене, и так далее. Даже для такого прочно вошедшего в мировую историю города, как Вена, неоднократно занимающего первое место в рейтинге лучших для жизни городов мира, немаловажно, что среди его легенд, рядом с именами Штрауса и Климта, появилось имя Хундертвассера.
Таким образом, речь идет о благополучии, как экономическом, так и социальном. Культура способствует пониманию друг друга, создает из разрозненных и разделенных одиночек общество, не уничтожая индивидуальности каждого человека, а способствуя ей, сохраняя личный взгляд каждого на произведение искусства. Виктор Гюго говорил, что в театре толпа превращается в народ. Каждая личность остается уникальной, но находится во взаимодействии с другими.
Столкновение разных точек зрения, право каждого на свое мнение, разнообразие и сотрудничество — эти важнейшие для процветания страны и ее лидерства в XXI веке ценности создаются современным искусством именно благодаря его спорности, неоднозначности, отсутствию очевидной и единственно верной трактовки, тому, что оно будоражит умы и провоцирует дискуссии, способствующие лучшему пониманию как себя, так и другого человека рядом.
Regent’s Park Open Air Theatre в Лондоне. Фото: David Jensen
Преодоление атомизации и ожесточения, взаимопонимание, доверие, диалог, умение слышать друг друга, сочувствие, сострадание, сопереживание, сопричастность и солидарность — не это ли, среди многого другого, дает хороший театр. Театр, который по слову Гоголя — та «кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Это вопрос «исправления нравов», пробуждения добрых чувств, восславления свободы в неизменно жестокий век и призыв милости к падшим. Всё это традиционные задачи российского театра. Не зря в XIX веке Малый театр, который тогда был центром современной драматургии, полем для осмысления актуальных проблем страны, называли по его значению для молодых умов, «вторым университетом».
Дело за малым. За приходом к власти политиков, которые понимают и разделяют именно такой подход к культуре и искусству, видят их роль в создании будущего и будут готовы создавать с их помощью для страны новое пространство возможностей.
Попасть на «красную дорожку» и увидеть царские ложи: самые известные театры России
2019-й объявлен Годом театра, и мы отправляемся на знаменитые сцены страны
В этом году все российские города подхватили театральный марафон. Он начался в марте во Владивостоке и продлится до ноября, заканчиваясь в Калининграде. С июня по ноябрь в Санкт-Петербурге состоится Театральная олимпиада. Фестивали, конкурсы, большие гастроли — все это ждет поклонников классики и новых постановок. Мы выбрали восемь самых известных театров России, о многих из которых известно за пределами страны.
Мариинский театр
Адрес: Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1
Цена билетов: от 700 руб.
История
Рейтинг театров России, в которых стоит непременно побывать, чаще всего открывает Мариинский театр. Это первый музыкальный театр страны, положивший начало целой эпохе отечественного искусства. Мариинка неизменно входит в список театров оперы и балета в России и в мире, в которых проходят самые громкие премьеры. Исторически труппа была основана в 18 веке, но до революции функционировала под эгидой дирекции Императорских театров. До 1886 года для оперных и балетных постановок в основном использовали здание Большого театра. Нынешнее здание было построено в 1860 году архитектором Альбертом Кавосом на Театральной площади Санкт-Петербурга.
Репертуар
В театре можно увидеть как классические, так и современные постановки.
Интересные факты
Свое название театр получил в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II и матери Александра III. Занавес Мариинки, созданный в смешанной технике аппликации и живописи по ткани, стал официальной эмблемой театра. Его узор скопирован со шлейфа платья императрицы. В разные годы на сцене Императорского театра оперы и балета выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Федор Шаляпин. В советское время Мариинку переименовали в Театр оперы и балета имени Кирова, а в 1992 году вернули прежнее название.
Мариинский театр остается одним из самых известных не только в России, но и в мире.
Фото: globallookpress.com
Мариинский театр остается одним из самых известных не только в России, но и в мире. Современный театральный комплекс Мариинского театра включает в себя помимо основного здания на Театральной площади еще одну сцену на Крюковом канале, а также филиал во Владикавказе и Владивостоке.
Последние 30 лет театром руководит дирижер Валерий Гергиев, он параллельно является директором и художественным руководителем.
Большой театр
Адрес: Москва, Театральная площадь, 1
Цена билетов: от 2000 руб.
История
Большим театром называют Государственный академический Большой театр России, расположенный в Москве. История его началась в 1776 году, когда Екатерина II подписала разрешение для князя Петра Урусова на проведение театральных представлений, маскарадов, концертов. Однако здание не выстояло до открытия и сгорело при пожаре. Урусов решил передать его англичанину Майклу Мэддоксу, своему компаньону. Тот менее чем за полгода возвел новое здание, и в 1780 году оно открыло двери для первых зрителей.
Однако череда пожаров на этом не закончилась, и здание Большого театра в разное время еще трижды горело. Во время Отечественной войны 1812 года оно было полностью уничтожено. Новое построили по проекту Осипа Бове к 1824 году.
На протяжении всей своей истории именно здесь проходили основные премьеры, определявшие развитие отечественного театрального искусства.
Видео: Эпизод из к/ф «Белые ночи» (1985)
Репертуар
Большой театр, без сомнения, можно назвать главной культурной площадкой Российской Федерации. Он состоит из балетной и оперной трупп, оркестра.
- «Борис Годунов»
- «Псковитянка»
- «Леди Макбет Мценского уезда»
- «Повесть о настоящем человеке»
- «Катерина Измайлова»
Интересные факты
Современное здание вмещает в себя чуть более двух тысяч человек — редкие театры России обладают подобной вместимостью. За долгое время существования на сцене театра было поставлено более 800 различных произведений.
Множество известных произведений обрели свои постановки в Большом театре, в том числе и тот самый «Онегин».
Фото: Михаил ФРОЛОВ
К этому театру имеют отношение Сергей Рахманинов, Петр Чайковский, Майя Плисецкая и другие знаменитости мирового искусства. Не менее 200 лет этот театр считается визитной карточкой России. Сейчас театром руководит Владимир Урин, художественный руководитель оперы — Маквала Касрашвили, художественный руководитель балета — Махар Вазиев.
Зимний театр
Адрес: Сочи, ул. Театральная, 2
Цена билетов: от 500 руб.
История
Красная дорожка со звездами — это про сочинский Зимний театр. Именно здесь проходит знаменитый фестиваль «Кинотавр».
Театр построили в 1937 году в центре города. Окруженное 88 коринфскими колоннами, здание сразу привлекает внимание — вы не пройдете мимо. А, возможно, станете зрителем того, как знаменитости шагают по ступеням. В январе здесь проходит еще один известный фестиваль — команд КВН «Кивин».
В Зимнем театре проходит знаменитый фестиваль «Кинотавр».
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Первым произведением, которое поставили в 1938 году, стала «Царская невеста» — опера Николая Римского-Корсакова. Впоследствии здесь играли лучшие труппы со всего Советского Союза, и до сих пор выступают коллективы многих городов России, Украины, Грузии и других стран.
На подмостках Зимнего театра в разные годы выступали прославленные мастера сцены, звезды театра, кино и эстрады: Василий Качалов, Сергей Лемешев, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко и многие другие. Из современников — Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Жан Люк Понти, Ришар Гальяно, Олег Табаков, Михаил Жванецкий, Юрий Бутман и многие другие.
Интересные факты
Театральный зал выполнен в золотом, синем и белом цветах. Он может вместить чуть более 900 зрителей. В этом же здании находится и Сочинская государственная филармония — хоть собственной труппы нет, зато имеется свой замечательный оркестр. Сейчас Зимний театр является отличной площадкой для разных гастролей и фестивалей. В числе прочих проходят Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» и Всероссийский конкурс вокалистов имени Валерии Барсовой.
Екатеринбургский театр оперы и балета
Адрес: Екатеринбург, ул. Ленина, 46а
Цена билетов: от 200 руб.
История
Театр оперы и балета в Екатеринбурге был основан в 1912 году. С тех пор его награждали разными премиями за постановки. Театр всегда славился своими традициями, знаменитыми певцами и танцовщиками, дирижерами и режиссерами. Репертуар насчитывает десятки опер и балетов, и каждый сезон готовит для ценителей классического искусства новые спектакли.
Сейчас, помимо них, тут проходят музыкальные фестивали международного уровня.
Сколько в России театров
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 25 декабря 2019. Время чтения 6 мин.
КУЛЬТУРА.РФ
Мариинский, Большой и др. театры России известны во всем мире. Их 647 – драматические, детские, оперы и балета. Россиянам хотелось бы иметь больше. Президент В. Путин и председатель правительства РФ Д. Медведев говорят, что нужна оптимизация.
Россия заслуженно гордится своим театральным искусством, которое не только обогащает человека духовно. Театр дарит зрителю знакомство с классическими и современными произведениями, незабываемые впечатления и эмоции. Большой и Мариинский славятся во всем мире. Десятки их в российских городах приобщают наших сограждан к высокому искусству. По информации Минкультуры, всего театров в России ‒ 647, большинство их в Москве и Санкт-Петербурге.
Храмы искусства
Первые театры появились еще при Михаиле Романове. Конечно, это гораздо позднее, чем, к примеру, в Древней Греции или Риме, и тогда они были придворными. Но уже к началу 21 столетия в Российской империи их насчитывалось более ста, 21 – 547, а к 2019 году ‒ 647. Рост продолжался до 2015 г., максимальное значение ‒ 665 ед. С этого времени число идет на убыль.
Изменение количества театров с 1913 г., ед. Источник: составлено автором по данным Росстата, Минкультуры РФ
В 1913 г. в стране работали лишь театры драмы и комедии, музыкальные (96 ед.), а также оперы и балета (10 ед.). За минувшее столетие их количество возросло в 3,3 и 7,8 раза, соответственно. Появились театры для детей. Сегодня их ‒ 183, а это на 80% больше, чем в 1940 г., когда сведения о них попадают в статистические справочники ЦСУ СССР.
Виды театральных организаций, в % к итогу. Источник: построен автором по информации Росстата
Ключевые показатели
Согласно информации Минкультуры РФ, в стране 647 профессиональных театров:
- 157 муниципальных в 58 российских регионах,
- около 150 молодежных, детских и кукольных в 78 субъектах Федерации получают поддержку из государственного бюджета;
- 16 имеют статус «национальных»;
- 19 относятся к федеральному ведению.
Фото: Театр оперы и балета в Екатеринбурге
Ежегодно наслаждаются искусством порядка 40 млн человек.
Справка: в РСФСР в 1956 г. было 6 татарских театров, 5 башкирских, 4 на языках народов Дагестана, 2 бурятских, 2 арийских, 2 чувашских, кабардинский, карельский, коми, коми-пермяцкий, мордовский, осетинский, тувинский, удмуртский, хакасский, якутский и другие (статистический сборник «РСФСР за 40 лет»).
Особенности российского театра
В советское время его строго контролировало государство. «Социалистический реализм» более 70 лет оставался основным направлением, а рядовые советские люди с их нравственными идеалами были главными героями спектаклей.
Система работы актера над ролью К.С. Станиславского известна по всему миру. А пьесы для театра всегда создавали лучшие писатели.
В позднесоветскую эпоху и период становления новой России появились неожиданные явления:
- Новые жанры – рок-опера и мюзикл.
- Целая плеяда талантливейших актеров, возглавляющих сегодня свои театры.
- Выкристаллизовались несколько направлений:
- классические — БДТ им Г.А. Товстоногова в Петербурге;
- документальные — Театр.doc в Москве;
- новые — «Глобус» в Новосибирске;
- юмористические — «Квартет И» в Москве.
Оперное искусство в силу своей природы осталось более верным классике.
Самые популярные
Москва и Петербург всегда были флагманами театрального искусства. Именно здесь находятся: «Мариинский», «Большой», «Им. Вахтангова», «Московский художественный», «Малый», которые следует посетить в первую очередь.
Редкий российский регион может похвалиться таким количеством «храмов Мельпомены», как столица и Санкт-Петербург.
Но высококлассный театр, если захотеть, можно найти даже в глухой тайге, за полярным кругом, в малоизвестных промышленных городах. Очень мощные театры породило новое время в провинции, особенно на Урале и в Сибири.
Ими богаты, по сравнению с другими регионами, Башкирия, Дагестан, Татарстан, Якутия, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская области, Красноярский и Пермский край и еще с десяток субъектов Федерации. У жителей их имеется пусть не самый большой, но выбор площадок, где местные и заезжие «звезды» демонстрируют свое оперное и драматическое искусство.
Особенно высоко оцениваются:
- Столичные: «Современник», «Ленком», «На Таганке», «РАМТ», «Художественный им. А.П. Чехова», О. Табакова, «Сатирикон», «Школа современной пьесы».
- Питерские: «БДТ им. Г.А. Товстоногова», «Малый драматический – Театр Европы», «имени Ленсовета», «Александринский».
Общепризнано, что лучшая в России опера в «Мариинском», «Большом» и «Станиславского и Немировича-Данченко». Но также славятся оперным искусством заведения Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и Перми.
Среди лучших на сайте КУЛЬТУРА.РФ наряду с известнейшими столичными в ТОП-30 вошли:
- Екатеринбургский оперы и балета.
- Пермский им. П.И. Чайковского.
- Хакасский национальный кукольный «Сказка».
- Саха, академический имени П.А. Ойунского.
- Новосибирский НОВАТ: опера, балет.
Знатоки отмечают высокий уровень актерского мастерства в:
- новосибирских: «Глобус» и «Красный факел»;
- пермских: «Театр-Театр» и «У Моста»;
- ярославском им. Ф. Волкова;
- башкирском им. Мажита Гафури;
- «Солнце» в Ханты-Мансийске;
- екатеринбургском «Коляда-театре»;
- красноярском им. Пушкина;
- «18+» в Ростове-на-Дону;
- камерном в Воронеже;
- творческой лаборатории «Угол» в Казани;
- театре-студия «Грань» в Новокуйбышевске;
- многих других, не менее интересных.
Фото: интерактивный бэби-театр
Столичный «Музыкальный театр имени Н.И. Сац» и питерский «Большой театр кукол» в числе первых среди детских. Выделяют также ТЮЗы: Казанский, Нижегородский, Рязанский, Самарский, Санкт-Петербургский, Саратовский, Хабаровский, Чеченский, Челябинский и др.
Сколько их нужно России
Напомним, что в РФ действуют 647 театров. Это много или мало для такой огромной страны?
В начале этого года многие интернет-СМИ цитировали президента, выступившего в Ярославле на открытии Года театра.
«У нас самое большое количество государственных театров, по сравнению с любой другой страной мира, самое большое. И это, конечно, наше огромное преимущество… Многое зависит от целесообразности самой сети, как ни печально это говорить, удобно или неудобно. Но это тоже важно – оптимизация сети. Главы регионов должны ясно понимать, что они делают, и не плодить нищету» (РБК).
О том, что в стране много театров, больше, чем в СССР, заявил на Совете Федерации и председатель правительства Д. Медведев. Как писало ТАСС, он даже высказал идею укрупнения «за счет объединения творческих коллективов, что позволило бы государству справляться с обязательствами по их финансированию».
Но мнение рядовых граждан резко противоположное. О них мы узнаем из данных ВЦИОМ:
- 10% мечтали о билетах в театр на новый 2019 год, но только 3% получили их в подарок;
- 40% считают лучшим из видов культурного досуга;
- 10% москвичей говорят, что достать билеты непросто.
Такой же опрос 2013 г. показал, что 27% не имеют возможности сходить на спектакль, потому что нет театра там, где они живут, а 16% посещали бы его чаще, если бы билеты стоили подешевле.
Время летит стремительно. И нет иногда нескольких минут, не часов даже, чтобы остановиться. Выйти из круга повседневных дел, задуматься, взглянуть на себя со стороны, возможно, что-то переоценить и изменить в собственной жизни, мы можем в храме искусств.
О 2019 г., это год театра в России, в видеосюжете:
Источники:
http://smartpowerjournal.ru/130219/
http://www.kp.ru/russia/idei-dlya-otpuska/samye-izvestnye-teatry-rossii/
http://yakapitalist.ru/finansy/skolko-v-rossii-teatrov/