96 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему поэма названа Лермонтовым песней

Почему Лермонтов назвал свою поэму песней?

«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма в народном стиле М. Ю. Лермонтова, написанная в 1837 году и впервые опубликованная в 1838 году в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“». В 1840 году эта поэма открыла единственное прижизненное издание поэта – сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Стиль поэмы можно охарактеризовать как русский народный эпос. Она является стилизацией русского народного творчества в большой эпической форме. В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Также стоит отметить уникальность этого произведения. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своём роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов.

Определение жанра

Это первая поэма, которую опубликовал поэт. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни…” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова.

После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую гуслярами. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.

Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически.

Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.

Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню. И действительно здесь многое напоминает песню: и троекратное повторение, свойственное произведениям русского фольклора, и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома:

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте – дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина

И боярыню его белолицую!

«Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» – звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и усаживал их за «дубов стол, к зелену вину». И никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народным».

Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становится борьба добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовского произведения обозначены три действующих лица: Иван Васильевич – вершитель судеб на земле, Калашников – носитель Правды. Особняком от них стоит молодой опричник («опричь» – «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что Кирибеевич – это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину, и любовь эта перевернула все в душе верного царского слуги. Он мучится от тоски и безысходности, а может быть, и от угрызений совести. Не случайно гусляры говорят о нем: «лукавый раб».

Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется во всем, буквально в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многом похожи на героев народного эпоса. Например, Лермонтов восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды. Для нее суд любимого мужа превыше всего:

Читать еще:  Когда цветет боярышник

«…Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей ты меня, или выслушай!

Твои речи – будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюся твоей немилости…

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание…»

В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника.

Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.Это уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Характеристика героев поэмы

Образ Ивана Грозного

Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции – исторических песен об Иване Грозном – и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.

Образ Кирибеевича

Кирибеевич – опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.

Образ купца Калашникова

Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя.

Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»).

Заключающая «Песню…» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне…» – московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,

А я родился от честного отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,

Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи – в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую .память:

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Читать еще:  Как выглядят постельные клещи

Пройдёт девица – пригорюнится/

А пройдут гусляры – споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Художественные особенности поэмы

Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»).

Известный критик начала XIX века В. Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»

Выводы

Художественными приёмами устного народного творчества мастерски владел Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под «гуслярный звон». Поэтический мир «Песни» Лермонтова – это мир русской народной поэзии, а её действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. Голубь сизокрылый – добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орёл – удалой купец Калашников, зоркий ястреб – грозный царь Иван Васильевич, лебедь белая, лебедушка – красавица Алёна Дмитриевна – все они как живые проходят перед нами.

Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, чёрным соболем оторчённая. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами. «Песня» Лермонтова – эпическое произведение. Она начинается с особого вступления, или «запева» и заканчивается обычным величанием всех присутствующих.

«Песня про царя Ивана Васильевича» занимает определённое место и в истории русской литературы: она явилась гениальным разрешением поставленной за много лет до Лермонтова творческой задачи создания поэмы в народном духе. В своей глубоко народной поэме, Лермонтов развивает те принципы освоения художественной литературой народно-поэтического творчества, которые нашли осуществление в творчестве передовых поэтов, в первую очередь у Пушкина, в его «Руслане и Людмиле», «Песнях о Стеньке», «Русалке» в сказках.

Видео

Вопросы:
1.Почему Лермонтов назвал ,,Песнь про царя Иван Васильевича , молодого опричника и удалого купца Калашникова,, песней? Обоснуйте.
2.Назовите приёмы народной песни , используемые Лермонтовым в песне. Приведите примеры.
3.Воссоздайте портреты и расскажите о характерах Кирибеевича, Калашникова, Алёны Дмитриевны.Запишите слова,необходимые для этого.

Ответ оставил Гуру

Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.

После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую гуслярами.
Работая над « Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного.

В «Песне. » использованы различные приемы, приближающие поэму Лермонтова к особому жанру – песне. Так, в произведении важную роль играют гусляры. К тому же, не очень ярко выражено авторское присутствие. Автор использует различные средства эмоциональной фонетики, поэтического синтаксиса, которые приближают произведение к народной песне. Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
В этом отрывке мы видим синтаксический повтор и параллелизм. Поэтому можно сказать, что именно использование художественных средств сближает «Песню. » Лермонтова с народной.
Кроме того, близко произведение к устному народному и по содержанию. Не зря ведь говорят, что основа фольклорной песни – это ее нравственная, духовная направленность. В ней рассказывается о красоте и величии нашей Родины, раскрываются традиции народного быта, особенности культуры и вероисповедания. Не зря отрывки «Над Москвой великой. », «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси. » были положены на музыку. Ведь в них раскрывается особая для русского человека тема. Прежде всего – это прославление Москвы. К тому же, именно эти отрывки являются близкими к фольклорным именно по своей структуре.
ирибеевич-эгоист, не считается с людскими нравами, не умеет управлять своими чувствами, буйный, самоуверенный, влюбчивый, смелый, сильный, яркая личность
калашников-тоже смелый, сильный, выдающаяся личность, воспитанный, спокойный, статный, самоуверен, но не настолько, как кирибеевич, жил не только для себя.
алена дмитриевна-скромная, послушная, мнительная, немного трусливая

Читать еще:  Как защитить телефон от слежки и прослушки

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Почему «Песня про царя Ивана Васильеви­ча…» обычно называют поэмой?

Поэма — один из жанров лиро-эпиче­ского рода литературы, стихотворное сю­жетное повествование. В основе лириче­ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови­ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

Как вы объясните такое длинное и обсто­ятельное название этого произведения?

В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока­зывает влияние этих персонажей на судь­бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз­ни, характерные для российского купече­ства.

В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?

Иван Грозный воплощает идею деспо­тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве­щенным» государем Николаем I. Столк­новение Кирибеевича и Калашникова вы­ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част­ного человека и всей государственной ма­шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид­чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво­ленности приближенных царя.

Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи­лог?

Завязка — пир у Ивана Грозного.

Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

Развязка — казнь Калашникова.

Эпилогом можно считать строфу, в ко­торой говорится о том, какую память ос­тавил Степан Парамонович в народе.

Своеобразной экспозицией можно на­звать зачин поэмы.

Как проявилась в поэме связь с фолькло­ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую­щие художественные приемы фольклора.

Произведение написано в особом жан­ре — песни. Лермонтов стремился при­близить поэму к эпическим фольклор­ным сказаниям. Гусляры играют важней­шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен­ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ­ные.

Художественная структура поэмы при­ближает ее к произведениям устного на­родного творчества: традиционные эпите­ты (вино сладкое заморское, очи зор­кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру­сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо­дит плавно — будто лебедушка, мол­вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак­сических повторов и прямого и отрица­тельного параллелизма:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Источники:

http://mfina.ru/pochemu-lermontov-nazval-svoyu-poemu-pesnej/
http://domashechka.ru/literatura/page5100748.html
http://vsesochineniya.ru/m-yu-lermontov-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: