Почему фильмы ужасов так популярны
Пси-Фактор
Почему «ужастики» столь популярны в наши дни?
Одним из самых популярных жанров кино, литературы, различных игр является жанр «ужасы». Такая популярность делает фильмы, рассказы, романы и другие произведения данной тематики очень прибыльными. А книжные издательства, режиссёры, разработчики игр зарабатывают на психологии людей тысячи, миллионы долларов. Так почему же «ужастики» столь популярны в наше время?
На этот вопрос искали ответ психологи их Университета Флориды и Университета Беркли. Они сформулировали теорию, согласно которой многие любители «ужастиков» чувствуют себя несчастными, и концентрируясь на чужих несчастьях, сами становятся счастливее. И страшные фильмы вместе со своими ужасными моментами приносят им наивысшее наслаждение. Учёные уверены в том, что люди, которым нравится жанр «ужасы», психологически отличаются от тех людей, которым подобные произведения не приходятся по душе. Статья исследователей была опубликована в популярном и авторитетном публицистическом издании «Journal of Consumer Research».
Кроме идеи о том, что людям доставляет радость чужая боль, на сегодняшний день имеются и другие теории, которые объясняют столь высокую популярность разнообразных ужасов. Одна из них гласит о том, что за время, пока идём фильм, человек не пугается, а наоборот — испытывает возбуждение. Происходящий выброс адреналина доставляет приятные ощущения. Этакий безопасный «экстрим». Именно такие люди и являются основным «костяком» любителей «ужастиков».
Еще одна теория приписывает человеку, который смотрит фильм ужасов, состояние эйфории, которая наступает, в тот момент, когда приходит понимание и осознание того, что всё в фильме является просто выдумкой, и в настоящей жизни ничего подобного произойти не может.
Стоит отметить, что первая книга из данной категории – это роман писателя Хораса Волпола «Замок Оранто». Книга была опубликована в 1764 году. А первый фильмом ужасов считают «Голем», снятый режиссёром Паулем Вегенером в 1915 году. Эти два произведения положили начало для создания тысяч фильмов, книг и игр, которые продолжают создавать и сейчас. Интересно то, что многие подобные произведения отображают различные страхи определённого поколения (к примеру, страх перед бурей, молнией, голодом, маньяками и так далее).
На сегодняшний день исследования в данном вопросе продолжаются не только психологами, но и специалистами из других областей.
Фильмы ужасов: почему они так популярны?
Смотреть фильмы любят все, выбирая для себя самые разные жанры. Женщины предпочитают просмотр мелодрам и комедий, а вот мужчинам нравятся классические фильмы ужасов, сюжет которых построен на страхе, не отпускающий во время всего просмотра. Часто с родителями фильмы такой категории смотрят и дети, дрожа при этом от напряжения и страха. Отцы считают, что мальчишек такие зрелища только закаляют, воспитывают сопротивление злу и насилию. Но так ли это? Нужно ли детям смотреть взрослые фильмы, когда для них снято огромное количество детских ужастиков?
Психологи предлагают множество самых разных теорий, почему люди любят смотреть фильмы, от которых кровь стынет в жилах, как в в этом списке самых популярных и страшных фильмов ужасов 2018 года, создатели которых не поскупились на яркие спецэффекты. Но не нужно считать, что любовь к такому жанру кино – это фобия. Для многих зрителей это является как бы отдушиной от мрачной повседневной жизни, а сравнивая себя с героями фильмов, кажется, что не так уж и плохо им живется. Сидя дома в уютном кресле или в кинотеатре поедая попкорн, они смотрят как маньяки и зомби кого-то убивают или съедают, и у них появляется чувство безопасности, ведь это происходит не с ними. Список самых страшных фильмов об армии оживших мертвецов, вурдалаков и свихнувшихся маньяков, можно найти на сайте strashno.com.ua, выбрав для просмотра любой из них, а то и все. Некоторым людям не хватает острых ощущений в реальном мире, и эту нехватку они восполняют таким вот образом. Не все же занимаются альпинизмом или парашютным спортом.
Причины, по которым человек любит смотреть фильмы жанра хоррор:
Испытать острые ощущения.
Получить новые впечатления.
Повысить порог боязненности.
Борьба со страхами и фобиями.
Испытать эйфорию в конце просмотра.
Отвлечение от повседневных проблем.
Необходимость выплеснуть адреналин.
Желание смотреть на кошмары с безопасного расстояния.
Сюжеты всех фильмов ужасов построены на запугивании зрителя, которому не хватает выброса адреналина, и он подсознательно выбирает именно этот жанр. Люди, главным увлечением которых стал просмотр фильмов ужасов, до сих пор являются загадкой для психологов, хотя они и признают, что у них сильно развито чувство воображения, которое рисует самые страшные ситуации. Такой тип людей хочет повысить свое психологическое возбуждение и получить удовольствие от опасности, находясь при этом в безопасности. Но нельзя сказать, что при этом зритель не испытывает стресс, от которого не удастся избавиться не только ночью, но и днем. Поэтому, прежде чем решиться на просмотр фильма этой категории, нужно хорошо подумать, даже если всем друзьям и знакомым он понравился.
Мнение: Почему жанр хоррора не приживается в России
Если взглянуть на попытки отечественных кинематографистов снять фильмы ужасов, легко сделать вывод, что жанр хоррора, которого в советском кино фактически не существовало («Вий» не в счет), на нашей почве как будто не приживается. В преддверии релиза картины «Пиковая дама: Черный обряд» КиноПоиск решил найти основные причины, по которым российская киноиндустрия не дружит с фильмами ужасов.
Если взять последние двадцать лет и взглянуть на попытки отечественных кинематографистов снять фильмы ужасов, легко сделать вывод, что жанр хоррора, которого в советском кино фактически не существовало («Вий» 1967 года не в счет), на нашей почве как будто не приживается. «Юленька», «Мертвые дочери», «С.С.Д.», «Фобос. Клуб страха» — все они скорее разочаровали поклонников жанра.
Святослав Подгаевский, дебютировавший картиной «Владение 18», из тех, кто верит в будущее российского хоррора. 10 сентября на экраны выходит «Пиковая дама: Черный обряд», написанная и поставленная Подгаевским. В преддверии релиза картины КиноПоиск решил обсудить основные причины, по которым российская киноиндустрия не дружит с фильмами ужасов.
«Попытки — самое важное»
Без опыта ничего не получится, уверен Подгаевский, поэтому нужно смириться с тем, что первые жанровые картины будут неидеальны. Важно набить шишки и учиться на ошибках. «„Мертвых дочерей“ я смотрел с удовольствием. Я не могу объективно их судить. Это очень стильная картина, которая на тот момент была глотком свежего воздуха для нашей индустрии. „Юленька“ хоть и с элементами хоррора, но съезжает все равно в социальную драму. Это не чистый жанр. „Мертвые дочери“, наверное, тоже съезжают. Но попытки все равно сделаны, и это самое важное. Потому что кино развивается тогда, когда люди что-то делают, смотрят работы коллег, снятые десять, двадцать лет назад. Должен быть какой-то прогресс. Невозможно, наверное, взять и сделать что-то сразу, без определенного количества попыток, что будет конкурировать с западными проектами. Нужно изучить, потрогать, понять, как это у нас происходит. Когда мы снимали „Пиковую даму“, мы именно с этим столкнулись. Можно ли, чтобы вот это происходило на кухне? Когда мы смотрим западное кино, нам привычны какие-то элементы, их даже объяснять не надо. Когда ты те же элементы пытаешься привносить в российскую действительность, не все работает. Классические каноны жанра, как и законы монтажа, можно, конечно, в чем-то нарушать, но все-таки их нельзя не учитывать. А эти каноны, помещенные в наш контекст, уже смотрятся совсем не так. Нам нужно научиться с этим работать».
Отсутствие инвестиций, или хорроры — новые комедии
Множество проблем отечественного кино принято объяснять сложностями с финансированием. Однако хоррор — один из самых недорогих в производстве жанров и со стабильной аудиторией ценителей. Для таких фильмов не нужны дорогие звезды. Куда важнее изобретательность и крепкая история. Подгаевский считает, что важно дождаться первых кассовых успехов. «Государство на хорроры, конечно, денег не дает. Мне сказали, что ни одна страна мира, где есть господдержка, не финансирует фильмы ужасов. Значит, остается частное финансирование. Если есть частные инвестиции, то кино должно обязательно зарабатывать. Так как хорроры в России стали снимать относительно недавно (в Советском Союзе их не было), то нет и примеров кассового успеха. Чтобы пришли инвесторы, кто-то должен серьезно заработать именно в этом жанре. Пока же у нас есть только попытки. Приходят первооткрыватели и стараются что-то сделать. Как только кто-то начнет что-то зарабатывать, проекты пойдут валом, и будут какие-то вложения, как это было в свое время с отечественными комедиями».
Где русский колорит?
«Пиковая дама. Черный обряд» опирается на детскую легенду про призрака из зеркала, которого можно вызвать, нарисовав на зеркале лестницу и три раза сказав «Пиковая дама, приди». Но отечественная культура богата на куда более страшные легенды, мифологических персонажей и мистические локации вроде заброшенных деревень и заводов. Тут все снова упирается в деньги, а не в отсутствие фантазии, считает режиссер. «Мне кажется, люди не находят деньги на эти истории. Они непривлекательны пока для финансирования. Что касается зрителя, то он, наверное, ждет чего-то подобного. Я как зритель таким кино бы заинтересовался».
Как взрастить R-хоррор
Если взять отечественные картины с пометкой «ужасы» за последние двадцать лет и посмотреть на рейтинг пользователей КиноПоиска, с удивлением обнаруживаешь, что самая высокая оценка — 7,1 — стоит у триллера Николая Лебедева «Змеиный источник», который по большому счету нельзя назвать хоррором в чистом виде. Однако картина Лебедева удачно эксплуатирует жутковатый провинциальный быт, хорошо знакомый нашему зрителю. Может, в этом путь к успеху для отечественных фильмов ужасов? Святослав Подгаевский не уверен, что стоит уходить от классических канонов жанра.
«Да, „Змеиный источник“ — это довольно депрессивное кино, а кто-то даже относит к фильмам ужасов „Груз 200“. Но это все кино, которое не покажешь массовому зрителю, который ходит в кинотеатры на жанровые вещи. Хоррор, как он сложился на Западе, очень узнаваем для зрителя благодаря тем приемам, которые используются. Я бы не называл это шаблонами. Это скорее важная часть жанра, как в вестернах, когда ковбои встают друг напротив друга и начинают стреляться. У хоррора есть такая же преемственность приемов. Тот хоррор, который массовый зритель хочет видеть, все равно будет упираться в западные каноны жанра. Если же развивать национальную ментальность, снимать что-то про жуткие деревни, например, то это тоже будет хорошо работать, но со временем. Должно пройти время, чтобы зритель научился узнавать эти элементы, чтобы развился своеобразный русский поджанр хоррора. Как есть японский J-хоррор, так был бы российский R-хоррор. Тогда он заработает, зритель привыкнет. Может, его даже на Западе заметят».
На оценки не стоит обращать внимания
Оценки немногочисленных отечественных хорроров пользователями КиноПоиска редко поднимаются выше 5,5 балла из 10. Но это не повод расстраиваться, считает Подгаевский: «Причина отчасти еще и в жанре. Зритель часто считает фильмы ужасов низким для себя жанром и ставит оценки ниже, потому что считает себя выше, умнее такого рода картин. Даже если брать эталонные зарубежные фильмы ужасов, у некоторых из них, ставших классикой, есть высокие оценки, но у большинства те же средние оценки в районе 5 баллов».
Нужно ли быть преданным фанатом жанра, чтобы его снимать?
«Я с детства смотрел много фильмов — и „Кошмар на улице Вязов“, и „Возвращение живых мертвецов“, и другую классику жанра, — но не оценивал их как хорроры. Это были просто фильмы, которые мне интересны. Поэтому я не могу себя назвать фанатом фильмов ужасов в чистом виде. Мне интересны истории, и неважно, в каком они жанре. Хотя как зритель, если я иду на хоррор, я ожидаю от него чистоты жанра, а не хоррора в комплекте с мелодрамой. Мне очень нравятся ранние фильмы Поланского „Ребенок Розмари“ и „Отвращение“, Карпентер, Уэс Крэйвен, Сэм Рэйми — вся классика. Но вообще я всеяден».
Спокойствие и уверенность не помешают
«Я стараюсь развиваться в остросюжетном кино, потому что мне это интересно. Я, например, ничего не понимаю в комедиях. Я их и не смотрю практически. Триллеры, хорроры, фантастика — в эту сторону мне двигаться куда интереснее. „Владение 18“ я снимал в состоянии полного ужаса. Это был малобюджетный проект, он давался очень трудно. Такие этапы просто нужно пройти, и „Владение 18“ для меня стало именно источником опыта, открытий, проб и ошибок. „Пиковую даму“ я уже снимал гораздо более спокойно и уверенно. Тем более „Даму“ я написал сам, поэтому было гораздо проще. Но по уровню это совершенно разные проекты, их даже глупо сравнивать».
«Нужно освоить азы, прежде чем экспериментировать»
«Я всего один раз в жизни снимал на пленку, потом пришла цифра — и все. Мне кажется, прежде чем экспериментировать, нужно освоить азы. Для меня „Пиковая дама“ — желание сделать именно какие-то классические вещи. Здорово двигаться куда-то еще, что-то придумывать. „Убрать из друзей“, „Смерть в сети“ — многое уже придумано, но, чтобы браться за такие инновационные проекты, нужно чувствовать себя уверенно на этой территории. Как в живописи: сначала научиться идеально рисовать, оттачивать технику, а потом уже привносить что-то новое».
Должен ли фильм ужасов быть социальной метафорой?
Культовые хорроры вдоль и поперек изучены киноведами и социологами, написавшими десятки теоретических статей о связи киношных страшилок и реальных опасениях среднестатистических представителей того или иного общества. «Пиковая дама» Подгаевского помещена в пугающе массивные многоэтажки и меланхоличные зимние спальные районы, а легенде о демонической женщине автор придумал корни в дореволюционном Петербурге. Однако за этим сложно усмотреть какие-то очевидные аллюзии.
«Я здесь живу, хожу, наблюдаю, что-то вижу. Это впитывается и очевидным образом отражается потом в истории. Конечно, за „Пиковой дамой“ для меня стоит что-то большее, чем просто страшилка для пугания детей, но я не уверен, что смогу это описать словами. Специально я не закладывал туда какие-то метафоры, но старался насытить ее цитатами, любовью к жанру, сделать то, что меня самого волнует».
Достоверная атмосфера — ключ к подсознанию зрителя
«Ужас не в выпрыгивании и не в страшном лице в зеркале. Сама история и атмосфера гораздо важнее. Сильнее воздействуют вещи, которые работают на подсознательном уровне, когда зритель сам себя пугает. Важно найти такой баланс, чтобы зритель пошел вместе с героями по тому пути, который ты предложишь, поверит тебе, и его тогда это будет пугать».
Скала самоубийц в поисках инвестиций
В 2013 году Святослав Подгаевский написал сценарий про скалу самоубийц на черноморском побережье. По его словам, это история о людях, приехавших на юг России в поисках загадочной скалы и обнаруживающих целый городок, населенный призраками.
«Сценарий есть, но он как раз слишком не мейнстримовый. Если когда-то с ним удастся запуститься, будет хорошо. „Пиковая дама“ гораздо проще в этом плане, потому что нацелена на широкую аудиторию. А этот сценарий и более дорогостоящий, и более артовый. Это все-таки скорее мистический триллер в духе раннего Романа Поланского. Сейчас с запуском кино важно знать, как позиционировать кино для проката, чтобы оно собирало деньги. Потому что государство под такую историю денег не даст, а инвесторам нужны гарантии. В любом случае сценарий был написан два года назад, и я им немного перегорел. Посмотрим, что будет».
Источники:
http://psifactor.info/admin/pochemu-uzhastiki-stol-populyarny-v-nashi-dni.htm
http://origamin.ru/filmy-uzhasov-pochemu-oni-tak-populyarny-501-st/
http://www.kinopoisk.ru/article/2647326/