На что влияет фокусное расстояние
Фокусное расстояние: что это?
Фокусное расстояние объектива является очень важным аспектом в фотографии. Оно отвечает за такие факторы, как планы, общие и крупные, перспективу, глубину резкости. Даже обеспечивает эффективность такого художественного приема, как демонстрация эмоционального состояния, в котором находится герой снимка. В нашей сегодняшней статье мы максимально подробно рассмотрим все тонкости фокусного расстояния.
Фокусное расстояние и его функции
Итак, что же собой представляет фокусное расстояние? По сути оно является оптическим свойством каждой камеры. От него зависят, например, уменьшение или увеличение расстояния до снимаемого предмета, а также угол обзора. Объектив имеет оптический центр, который является той точкой, в которой соединяются все падающие на него лучи света. Между плоскостью пленки и оптическим центром камеры есть расстояние, которое измеряют в миллиметрах.
Кстати, от вида камеры фокусное расстояние никак не зависит. Если только речь не идет, например, о камерах, имеющих crop-фактор, который обозначает разницу пропорции между диагональю 35-миллиметрового кадра и матрицей цифровой камеры, которая имеет меньший размер.
Есть ряд параметров, на которое фокусное расстояние имеет влияние. С учетом их можно отдалить объект или наоборот сделать его ближе, не исказив при этом перспективу или достичь более высокой четкости линий на фото и более естественных пропорций объектов в кадре.
Итак, вот на что влияет фокусное расстояние:
Определяет угол обзора, проще говоря, то пространство, которое окажется на снимке. От длины фокусного расстояния напрямую зависит угол обзора. Чем более длинным окажется фокусное расстояние, тем более узким будет угол обзора, и наоборот.
Определяет пропорции объектов снимка. Если при фотографировании используется объектив, который имеет большее фокусное расстояние, то пропорции будут более крупными. Если же фотографировать при меньшем фокусном расстоянии, предметы в кадре уменьшатся. Хотя на самом деле при разных условиях съемки в реальности эти объекты будут равноудаленными от объектива.
В совокупности с диафрагмой, размером светочувствительного материала и расстоянием до снимаемого предмета фокусное расстояние оказывает влияние на глубину резко изображаемого пространства (которое также называют ГРИП) ГРИП представляет собой расстояние, в условиях которого снимаемые предметы окажутся в фокусе.
Чтобы достичь минимальной ГРИП, нужно прибегнуть к объективу с длинным фокусом, кроме того, требуется также открыть диафрагму и сократить расстояние до снимаемого предмета. Если же нужна максимальная ГРИП, то требуется использовать объективы широкоугольного типа, кроме того, закрыть диафрагму и осуществлять съемку с более дальнего расстояния.
Кстати, используя объективы, имеющие разное фокусное расстояние, можно достичь разной перспективы. Для того, чтобы усилить перспективу, нужно прибегнуть к короткому фокусу, а чтобы сделать ее более слабой, нужно использовать длинный.
Чтобы выбрать оптимальное фокусное расстояние, нужно учитывать множество факторов, таких как жанровая специфика фотографии, творческие цели, которые вы перед собой ставите. К примеру, если вам нужно снять классический вариант портретной фотографии крупным планом, то следует отдать предпочтение объективу, который имеет фокусное расстояние 80 миллиметров. В том же случае, если нужно сделать портрет до пояса, то можно использовать объектив 50 миллиметров. Чтобы сделать портретное фото в полный рост, лучше выбрать фокусное расстояние 30 миллиметров. Кстати, широкоугольным объективам тоже можно найти полезное применение. Например, они могут помочь создать интересный интерьерный портрет, поскольку дают возможно охватить в кадре широкое пространство, удачно перед через фото какие-либо особенности модели, умело используя для этогот интерьер, который ее окружает.
Кстати, в кинопроизводстве фокусное расстояние тоже играет очень важную роль. Как правило, при его правильном подборе можно правильно решать какие-то драматургические задачи. Например, передать эмоции персонажа, вызвать у зрителя ощущение присутствия, раскрыть какие-либо темы сюжета максимально удачно. Что касается того, какой выбор фокусного расстояния будет правильным, то ответа на это не существует. Понятиям правильный и неправильный здесь нет места. Но можно выбрать наиболее удачное, такое, которое наиболее успешно решит определенную творческую задачу.
Разновидности фокусного расстояния
Всего существует два основных типа объективов: те, которые имеют фиксированное фокусное расстояние и те, у которых фокусное расстояние варьируется. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием оснащены более широкой диафрагмой, а это будет отлично при любом уровне освещения при фотографировании. Диафрагма в объективах с варьирующимся фокусным расстоянием диафрагма является переменной.
Множество профессиональных объективов с зумом имеют фиксированное значение диафрагмы. К примеру, объективы от 24 до 70 миллиметров сохраняют открытую диафрагму 2.8 вне зависимости от фокусного расстояния. Помимо этого для фиксированного фокусного расстояния фотографу нужно все время менять положение относительно объекта съемки, в то время как объектив с зумом без изменения положения дает возможность захватить в кадр разный диапазон пространства, как крупный, так и средний и дальний планы.
Фокусные расстояния делятся на разные виды. И это зависит от угла обзора.
Широкоугольные объективы (110–35 мм). Они имеют угол обзора в среднем около шестидесяти градусов.
Используя такие линзы, можно охватить при съемке обширное пространство. Такое фокусное расстояние будет идеальным при съемке архитектурных объектов, групповых портретных снимков. Объективы 12—24 миллиметра пользуются популярностью у фотографов, которые специализируются на съемке пейзажных фото. Очень часто именно такой вид объектива становится единственным вариантом для съемки пейзажа.
Кстати, именно объектив 24 мм является наиболее подходящим вариантом, поскольку при нем пропорции объектов выглядят наиболее естественными. Широкоугольный объектив будет идеален для всевозможных жанров репортажа, поскольку дает возможность охватить большую часть пространства и при этом не исказить пропорции в кадре.
Широкоугольные объективы традиционно не используются для создания портретных фотографий по той причине, что они слишком сильно меняют перспективу, могут заметно исказить черты лица, в результате чего лица будут выглядеть неестественно. Но из правил почти всегда есть исключения, и при умелом использовании широкоугольного объектива можно добиться определенных положительных эффектов. Например, широкоугольный объектив часто используется в кино с целью охватить большее пространство или передать эмоциональное состояние героев фильма.
В отдельности упомянем также сверхширокоугольный объектив, который также называют “рыбий глаз”. Фокусное расстояние таких объективов – от восьми до пятнадцати миллиметров. Из-за значительного искажения пропорций подобного рода фотографии как бы заставляют зрителя почувствовать себя частью кадра, затягивают его.
Следует отметить, что такие кадры будут выглядеть нереалистично. Именно поэтому такой объектив используется в съемках, целью которых является передача абсурдности, фантазийности запечатленных событий.
Стандартные объективы с углом обзора примерно в сорок-пятьдесят градусов (235–70–105 миллиметров).
Диапазон фокусных расстояний от тридцати пяти до семидесяти миллиметров подходит для съемок в любом жанре. В промежутке от сорока пяти до пятидесяти миллиметров можно добиться максимально естественного показателя перспективы, т.е картинка будет максимально близкой к той, которую мы видим глазами.
Именно в таком диапазоне лучше выбирать значение для съемки портретных фотографий. Использование какого-то конкретного фокусного расстояния нужно достаточно редко, однако съемка портретных фотографий является именно таким случаем. Многие фотографы-профессионалы прибегают к объективам с коротким фокусным расстоянием. В их числе самым популярным является диапазон восемьдесят-сто миллиметров. Такие объективы очень часто называют именно портретными, по той причине, что с ними можно фотографировать с максимально удобного расстояния.
В диапазоне восемьдесят пять – сто миллиметров можно нейтрализовать все искажения, которые появляются при съемке с использованием широкоугольного объектива, а также свести до минимума уровень сжатия, которым характеризуются объективы с длинным фокусным расстоянием. Многие известные фотографы-портретисты предпочитают использовать в своем творчестве именно такой диапазон.
В данный промежуток также входят и объективы макротипа сорок-шестьдесят миллиметров. Этот вид фокусного расстояния дает возможность максимально близко подойти к объекту, который снимается. Это нужно в случае, когда нужно акцентировать внимание в кадре на какие-то мелкие детали, такие как объекты природы или же какие-либо фрагменты одежды. модели. В таких объективах глубина резкости имеет очень низкий показатель, а поэтому при съемке объекта то, что находится на его фоне, может стать размытым.
При съемке с использованием макрообъектива следует использовать штатив, поскольку при этом уровне приближения любые колебания, даже самые минимальные, могут нейтрализовать все усилия. Следует также помнить, что макроообъективы имеют очень много значений, а это означает, что они могут иметь длинный фокус. И здесь нужно непременно помнить о рабочем расстоянии от объекта, который снимается: чем более длинным является фокусное расстояние, тем дальше от объекта съемки можно встать.
Длиннофокусные и сверхдлиннофокусные объективы, имеющие угол обзора тридцать и меньше градусов (3105–600 миллиметров).
Такое фокусное расстояние нужно выбирать, если требуется снять какой-то объект, который значительно удален от объектива. Профессиональные фотографы считают, что его лучше не использовать для съемки пейзажных фотографий, поскольку могут сгладить композиционную перспективу. Кстати, многие профессиональные фотографы, специализирующиеся на съемке природы, традиционно прибегают к использованию больших телеобъективов, имеющих фокусное расстояние около четырехсот миллиметров и даже больше. Причина этого в том, что когда нужно снимать, например, диких животных, нужно очень сильно приближать объект. При помощи таких объективов можно добиться того, чтобы зритель погрузился в атмосферу фотографии.
Кстати, это можно отнести и к репортерам, которые занимаются съемкой спортивных мероприятий. В процессе съемки они прибегают к объективам с длинным фокусным расстоянием и широким углом обзора. При этом меняются не линзы, а именно камеры. Это нужно для того, чтобы можно было максимально быстро перейти от 35 мм к 400 мм и не пропустить ни одного момента при съемке. Также можно прибегать к удлинителям фокуса. Используя их, можно трансформировать двести миллиметров в четыреста пятьдесят и шестьсот.
Надеемся, что наш сегодняшний материал оказался вам полезен.
Фотография для чайников – что такое фокусное расстояние объектива
Объектив – важнейший элемент любой фотокамеры. А фокусное расстояние – важнейшая характеристика объектива. Однако у начинающих фотографов-любителей с этой характеристикой наблюдается полная неразбериха. Они не могут понять: вот, например, объектив с фокусным расстоянием 24-70 мм на полноматричном фотоаппарате – это хорошо или плохо? А 15-44 мм на “кропнутой” зеркалке – это нормально или маловато? А 7,1-28,4 мм на “мыльнице” – это совсем мало или все же можно жить?
Ну так давайте разберемся, что такое вообще фокусное расстояние объектива и что означают его различные значения.
Объектив – это система, состоящая из нескольких линз. Изображение снимаемого объекта попадает в объектив, преломляется там и сводится в одну точку на определенном расстоянии от задней части объектива. Эта точка называется фокусом (точкой фокусировки), а расстояние от фокуса до линзы (системы линз) называется фокусным расстоянием.
Теперь о том, что чисто практически означают те или иные значения фокусных расстояний.
Первоначально условимся о том, что мы говорим сейчас об объективе, предназначенном для съемки на полноматричный фотоаппарат (в этой статье мы говорили о том, что такое “полная матрица”).
Давайте чисто практически посмотрим, чем отличаются кадры, сделанные с тем или иным фокусным расстоянием. Снимаем с одной точки и меняем фокусные расстояния от 24 до 200 мм.
Фокусное расстояние 24 мм.
Фокусное расстояние 35 мм.
Фокусное расстояние 50 мм.
Фокусное расстояние 70 мм.
Фокусное расстояние 100 мм.
Фокусное расстояние 135 мм.
Фокусное расстояние 200 мм.
Очевидно, что чем меньше фокусное расстояние, тем больше помещается в кадр, а чем больше фокусное расстояние – тем ближе объектив приближает удаленные предметы.
Маленькие фокусные расстояния используются для съемки всяких видов: пейзажи, архитектура, большие группы людей. Большие фокусные расстояния используются для съемки, например, животных и птиц, для спортивной съемки, когда нужно поймать крупным планом какой-нибудь эффектный кадр.
Фокусное расстояние в 50 мм примерно соответствует углу обзора человеческого глаза (46°).
Объективы с фокусным расстоянием менее 35 мм называются широкоугольными. С их помощью удобно снимать природу и архитектуру, однако следует иметь в виду, что чем шире угол (меньше фокусное расстояние), тем большие искажения, вызванные законами оптики, будут присутствовать на снимках. Например, если вы снимаете высотные дома на объектив с фокусным расстоянием в 24 мм, то ближе к краям кадра справа и слева здания будут выглядеть наклоненными – вот пример.
Объективы с фокусным расстоянием менее 20 мм называются сверхширокоугольными, и они очень сильно искажают изображение. (Там есть еще отдельный вид объективов с эффектом “рыбьего глаза”).
Вот пример фотографии (отсюда), снятой широкоугольником “рыбий глаз” с фокусным расстоянием 8 мм.
Объективы с большим фокусным расстоянием называются “длиннофокусниками”, а с очень большим – “телеобъективами”.
Вообще, классификация там примерно следующая:
Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые “фиксы”) и с переменным фокусным расстоянием (так называемые “зумы” от слова zoom, приближать).
Как правило, объективы с фиксированным фокусным расстоянием снимают лучше (и стоят дешевле), чем зум, выставленный на такое же фокусное расстояние. То есть, например, в общем случае широкоугольник на 24 мм будет давать лучше качество, чем зум 24-70 мм, выставленный на 24 мм. (Там бывают исключения, но мы в эти дебри сейчас лезть не будем.)
И вот теперь мы подошли к очень важному вопросу. А что же за такой странный диапазон фокусных расстояний у моего Fujifilm X20, можете спросить вы? Там написано 7,1-28,4 мм. Это как – супермегаэкстраширокоугольник?
Нет. Дело в том, что когда мы говорим о фотоаппаратах с кропнутой матрицей, там физическое фокусное расстояние объектива не меняется (оно не может меняться), однако так как в кадр на кропе помещается заметно меньше, получается, что “угол зрения” объектива сужается, а соответственно, для данной матрицы фокусное расстояние будет как бы другим. Именно “как бы другим”, потому что если у объектива фокусное расстояние 50 мм, физически оно таким и останется на любых матрицах. Но кадры будут разные.
Сейчас поясню. Предположим, у нас есть объектив с фокусным расстоянием в 50 мм. Он формирует круглое изображение, которое, накладываясь на полноразмерную матрицу, дает нам полный кадр – вон он, отмечен на иллюстрации.
Ставим тот же объектив на фотоаппарат с кропнутой матрицей – например, с кроп-фактором 2. Как у нас будет выглядеть кадр, сделанный тем же объективом? Он будет выглядеть в границах синего прямоугольника на иллюстрации. То есть меньше. А меньше – объект будет ближе, поэтому получается что при съемке на объектив с фокусным расстоянием в 50 мм на фотоаппарат с матрицей кроп-фактора 2 фокусное расстояние будет эквивалентно съемке на объектив в 100 мм (50 мм, умноженные на кроп-фактор) на фотоаппарат с полноразмерной матрицей.
Проблема в том, что на объективах кропнутых фотокамер обычно указывают именно физическое фокусное расстояние объектива. И чтобы понять, что вообще означают эти цифры, надо указанное фокусное расстояние умножить на размер кропа – тогда вы получите цифры фокусного расстояния (расстояний – для зума) в эквиваленте полноматричного фотоаппарата (матрицы 35мм) и станете понимать, какой диапазон фокусных расстояний присутствует в данном фотоаппарате.
Пример. Камера Fujifilm Finepix X20, диапазон зума – 7,1-28,4 мм. Кроп-фактор у матрицы этой камеры – 3,93. Так что умножаем 7,1 на 3,93 и 28,4 на 3,93 – получаем диапазон (округляя) 28-112 мм в 35-миллиметровом эквиваленте. В общем, самый обычный диапазон для цифровой камеры.
Второй пример. Любительская зеркалка Canon EOS 100D с китовым объективом. На объективе указан диапазон 18-55 мм. Кроп-фактор матрицы – 1,6. Перемножаем – получаем 29-88 мм. Диапазончик очень так себе, но пользоваться можно.
Таким образом, чтобы четко себе представлять, какие именно фокусные расстояния доступны в вашем фотоаппарате (или в фотокамере, которую вы собираетесь покупать), нужно указанные на объективе цифры диапазона фокусных перемножить на кроп-фактор – так вы получите данные о фокусных расстояниях в 35-мм эквиваленте, который вам будет вполне понятен.
Понятно, что для полноформатных камер с их “родными” объективами никакие пересчеты делать не нужно.
Кстати, иногда для удобства пользователей производители пишут на несменных объективах камер и их физическое фокусное расстояние, и его эквивалент для 35 мм – вот как, например, у камеры Sony RX10, где физический диапазон – 8,8-73,3, а на установленном кропе 2,7 получается прекрасный диапазон 24-200 мм: от хорошего широкоугольника до очень приличного телеобъектива.
Что такое фокусное расстояние объектива
Одним из самых важных величин, которые характеризуют объектив, является фокусное расстояние. Поэтому понимание этой величины играет важную роль при выборе объектива и получения нужного результата при фотосъемке.
Для начала давайте определим, что такое объектив. Объектив — это оптическая система, состоящая из нескольких элементов (линз), которая формирует изображение. попадающее на сенсор (пленку) камеры.
Оптический центр объектива — это величина, которая эквивалентна сумме оптических центров каждой линзы, входящей в объектив. Он может находится как внутри объектива, так и за его пределами.
Фокусное расстояние — это расстояние от оптического центра объектива до сенсора камеры.
Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах. Т.е. если у вас на объективе написано, скажем 35mm, это значит, что расстояние от оптического центра этого объектива до матрицы фотоаппарата составляет 35 мм. Также на старых объективах, выпущенных примерно до 50-60-х годов фокусное расстояние маркировалось в сантиметрах.
Внимание: не путайте фокусное расстояние с задним отрезком (расстоянием от сенсора до задней линзы), это совершенно разные величины.
Давайте рассмотрим как фокусное расстояние практически влияет на компоновку кадра.
Фокусное расстояние влияет на несколько аспектов:
— масштаб изображения (приближение объектов съемки);
— угол обзора изображения;
— перспектива изображения;
— задний план.
Рассмотрим каждый пункт поподробнее. но прежде чем перейти к рассмотрению, я хочу упомянуть об одной важной величине, без которой не будет достаточной ясности в этом вопросе, это площадь сенсора (его геометрические размеры).
Мы знаем что на разных камерах устанавливаются сенсоры с разными геометрическими размерами, это могут быть полнокадровые сенсоры 36х24 мм, ASP-C сенсоры 23,7 × 15,6 мм, а могут быть и совсем маленькие сенсоры 5,8 × 4,3 мм и менее, которые устанавливаются в мыльницах и смартфонах.
При одном и том же фокусном расстоянии объектива, на сенсорах разного размера будет совершенно разная композиция с разным масштабом, углом обзора и перспективой. Более делально этот вопрос рассмотрен в статье про кроп фактор.
Почему так происходит? Давайте проиллюстрируем:
На иллюстрации схематически изображено, как объектив проецирует реальное изображение на матрицу, но то, что мы получаем в кадре, зависит от площади сенсора.
Например на полнокадровом сенсоре мы получаем более широкий угол обзора, чем на APS-C сенсоре, площадь которого в 1,5 раза меньше.
Отсюда и появляется понятие эффективное фокусное расстояние — фокусное расстояние в пересчете на 35мм эквивалент, т.е. при котором композиция в кадре будет такая же, как при использовании объектива с фокусным расстоянием для полнокадрового сенсора. Это сделано для удобства понимания, поскольку существует много разных размеров сенсоров.
Более детально про эффективное фокусное расстояние читайте в статье про кроп фактор.
Далее все примеры сняты камерой ASP-C сенсором, кроп фактор которого составляет 1,5.
Фокусное расстояние и масштаб изображения
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем большее увеличение снимаемого объекта он дает и соответственно на фотографии получается больший масштаб изображения.
Например, снимая широкоугольным объективом дерево, мы можем его захватить в кадр полностью, а если мы снимаем то же дерево телеобъективом, то в кадр вместится только его фрагмент. Отсюда и происходит эффект приближения.
Фокусное расстояние и угол обзора
От масштаба изображения зависит и угол обзора в кадре. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больший угол обзора.
Например, если мы снимаем пейзажи и панорамы, то для этих целей больше подойдет широкоугольный объектив, поскольку он захватывает больший угол обзора. А если мы снимаем диких животных, то нам больше подойдет телеобъектив, который позволит соблюдать определенную дистанцию от объекта съемки.
Давайте рассмотрим на примерах зависимость угла обзора от фокусного расстояния.
Источники:
http://top100photo.ru/blog/sovety-po-organizacii-semok/fokusnoe-rasstojanie-chto-eto
http://www.exler.ru/likbez/fotografiya-dlya-chajnikov-chto-takoe-fokusnoe-rasstoyanie-obektiva.htm
http://periscope.com.ua/comment/reply/856/2839