Кто такие карелы
Карелы
карьяла, карьялайсет (карельск. karjalaižet )
Россия :
60815 чел. (перепись 2010) [1] [2] [3]
Карелия :
45570 чел. (2010) [1][2]Тверская область :
7394 чел. (2010) [1][2]Санкт-Петербург :
1396 чел. (2010) [1]Мурманская область :
1376 чел. (2010)) [1][2]Ленинградская область :
1345 чел. (2010) [1]Москва :
385 чел. (2010) [1]
Финляндия :
25 000 чел. [4] [5] Украина :
1 522 чел. (перепись 2001) [6] Казахстан :
518 чел. (перепись 2009) [7] Эстония :
430 чел. (перепись 2000) [8] Белоруссия :
302 чел. (перепись 2009) [9] Латвия :
263 чел. (оценка 2009) [10]
Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Карельское имя
Содержание
Происхождение
Этногенез карел достоверно не изучен. Существует гипотеза, что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.
Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карельск. liügilaizet ) и людиков (карельск. lüüdilaizet ), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики — в Прионежской Карелии. Тверские карелы (карельск. tiverin karielaizet ) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.
Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта.
Западные карелы, или как их ещё иногда называют карело-финны, вошли в состав финского этноса. В 1940 г. в результате Зимней войны большая часть финской Южной Карелии отошла к СССР; местное карело-финское население было переселено и заменено русскоязычным.
История
Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом, в которой говорится о нападении литовцев на корелу (карел). Существуют западные источники XII—XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям последнего десятилетия VII века, упоминаемых в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах», относится сообщение, что конунгом данов Иваром Широкие Объятья потерпел поражение и был убит в местности, именуемой «Карельские заливы» (возможно, имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). К началу XI века относится упоминание о Карелии в «Саге об Олафе Святом», норвежском короле.
Возможно, первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi , то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана», в русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин», однако, считать эти упоминания достоверными не представляется возможным из-за многозначности термина «люди» на различных языках.
На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом, Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы, и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Плюсскому перемирию и Столбовскому мирным договорам 1583 и 1617 гг. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В результате этого произошёл раскол ареала расселения карел на три разобщённых ареала: наиболее крупный располагался на тверских землях, хотя до XX века карелы встречались и в других районах Центральной России; второй локализовался в Карелии, на землях, оставшихся в составе России после Столбовского договора и третий — на территории Кексгольмского лена, перешедшего к Швеции. После Северной войны барьер, разделявший карел на Севере, исчез, но после передачи Выборгской губернии в состав Великого княжества Финляндского он фактически восстановился. Карелы, оказавшиеся в пределах Великого княжества (в Выборгской и Куопиоской губерниях), подверглись аккультурации и в XX столетии в основном вошли в состав финского этноса.
Численность российских карел была определена академиком П. И. Кёппеном в середине XIX века по данным VIII ревизии. По его подсчётам, в Олонецкой губернии на тот момент насчитывалось 43810 карел, в Архангельской — 11288. Потомков переселенцев XVII века оказалось значительно больше: в Тверской губернии проживало 84638 карел, в Новгородской — 27076, в Ярославской — 1283 [12] . Таким образом, лишь треть от общей численности карел проживала в современной Карелии. «Диаспора» преобладала в численности и в дальнейшем — вплоть до середины XX века.
В 1937 году районы Калининской области, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до 1939 года. Обстоятельства роспуска округа неизвестны. Предположительно, планируемое в 1939 присоединение Финляндии (Финская война).
Антропологический тип
Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной большой расе, её беломоро-балтийскому типу, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи, относящиеся к лапоноидной группе уральского типа.
byzantine_way
byzantine_way
Этногенез карел достоверно не изучен. Существует гипотеза, что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековых племён корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.
Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карельск. liügilaizet) и людиков (карельск. lüüdilaizet), отличающихся, в основном, диалектом карельского языка. Ливвики в большинстве своём проживают в Олонецкой Карелии, людики — в прионежской Карелии. Тверские карелы (карельск. tiverin karielaizet) также отличаются диалектом и этнической традицией, исследователи-этнологи признают тверским карелов отдельным субэтносом.
Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или лаппалайзет(сегозерских карел), проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших своё самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта. Западные карелы (карело-финны) вошли в состав финского этноса.
Возможно, первым из известных письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi, то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана».
Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте (№ 590), датируемой 1075— 1100 годами, в которой говорится о нападении литовцев на корелу (карел). Существуют западные источники XII—XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям последнего десятилетия VII века, упоминаемых в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «саге об Инглингах», относится сообщение, что конунг данов Иваром Широкие Объятья потерпел поражение и был убит в местности, именуемой Кирьялаботнар или «Карельские заливы» (возможно, имелось в виду побережье Балтийского моря или Финский залив) (возможно, имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). К началу XI века относится упоминание о Карелии в «саге об Олафе Святом», норвежском короле.
На изображении: Амбар лопарей. Ничего не напоминает из сказок?
В 1187 году карелы участвовали в походе Новгородской республики, который привел к разрушению крупнейшего шведского торгового города Сигтуны. Город был хорошо укреплен природой и человеком, путь к нему лежал через шхеры и мелкие извилистые проливы. Несмотря на это нападавшие, предположительно вышедшие в море из западного устья Вуоксы (где впоследствии был поставлен Выборг) сумели незаметно пересечь море, пройти протоками и 12 августа 1187 года внезапно захватить город. Был убит архиепископ Упсальский Юхан. Сигтуна была разрушена до основания, больше она никогда уже не была восстановлена. В XIII веке ярл Биргер, построил у пролива, ведущего в озеро Меларен, замок Стокгольм, чтобы не допустить повторения подобных набегов.
В русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Существенно ранее, при основании Новгорода один из его районов был назван «Людин конец», однако, считать эти упоминания достоверными не представляется возможным из-за многозначности термина «люди» на различных языках. До начала XVII века центром Корельской земли (Корельского уезда Водской пятины) являлся город Корела.
На изображении: Кондопога
Сложности формирования государственности у карелов связано с постоянной экспансией Швеции. К X веку Карелия — становится централизованным государством, хотя в XI веке существовало ещё одно крупное карельское княжество — Саволакс. В первой половине XIV века существовало своеобразное «Карельское княжество», созданное Новгородом в целях укрепления северо-западных рубежей. В настоящее время в Финляндии имеются провинции Северная Карелия (с 1960) и Южная Карелия. На протяжении средневековья за контроль над территорией, населённой карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью, затем с Великим Новгородом, Великим княжеством Московским, Русским царством.
На изображении: Часовня. д. Маньга.
В результате русско-шведских войн менялись границы и часть карельских земель перешла в состав Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Плюсскому перемирию 1583 года и Столбовскому мирному договору 1617 года земли вокруг Ладожского озера и устья Невы отошли к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своём вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В результате этого произошёл раскол ареала расселения карел на три разобщённых ареала: наиболее крупный располагался на тверских землях, второй — в Карельском уезде, на землях, оставшихся в составе России после Столбовского договора, третий — на территории Кексгольмского лена, перешедшей к Швеции. После Северной войны барьер, разделявший карел на Севере, исчез, но после передачи Выборгской губернии в состав Великого княжества Финляндского он опять восстановился. Карелы, оказавшиеся в пределах Великого княжества Финляндского (в Выборгской и Куопиоской губерниях), подверглись аккультурации и в XX веке в основном вошли в состав финского этноса.
Численность карел в Российской империи была определена академиком П. И. Кёппеном в середине XIX века. По данным VIII ревизии, в Олонецкой губернии насчитывалось 43 810 карел, в Архангельской — 11 288. Потомков карел-переселенцев XVII века оказалось значительно больше: в Тверской губернии проживало 84 638 карел, в Новгородской — 27 076, в Ярославской — 1283. Таким образом, лишь треть от общей численности карел проживала на территории исторической родины — современной Карелии. Это соотношение существовало до середины XX века.
Н изображении: Кантеле. О таком воспевалось в эпосе Калевала.
От кого произошли карелы
Древний народ живущий на границе Финляндии и России имеет причудливую историю!
Карелы – недавние жители самого севера Евразии.
Еще в раннем Средневековье их предки жили гораздо южнее: в районах нынешней Ладоги и даже Ярославля.
По давлением славян, пред карел, которых выходили в финский союз племен “весь”, ушли на север, где их быту не мешали бы воинственные южане.
С юга карелы принесли с собой животноводство, кузнечное дело и умение строить избы. Все это было невиданным чудом, для местных коренных жителей саамов.
Карелы не были мирными тружениками, а весьма умелыми мастерами засада, потому с местным населением отношения сразу же стали напряженными, но победить карелов тем было не под силу.
Со временем, раздоры стихли, а часть карелов смешалась с местными лопарями.
Даже в эпоху викингов, карелы не давали спуску набегам северян. Так в Карелии был убит конунг Ивар Широкие Объятья, карельское войско несколько раз захватывало городища шведов в Финляндии, грабили их и убивали христианских священников.
А в 1187 году карелы даже захватили и сожгли древнюю столицу Швеции Сигтун.
Карелы часто выступали как союзники или вассалы Новогорода и регулярно поставляли войска в княжескую дружину. Собственно и названный поход на Швецию, был вероятно организован новгородцами.
Великий исход
Часть карелов приняла православие, усилиями русских проповедников, а жившие близь шведских владений стали лютеранами.
Когда после серии русско-шведских войн, большая часть земель нынешней Карелии отошла Швеции, православное население вынудили бежать оттуда.
Карелы поселились в Тверской губернии, другая часть осталась на своих местах, а примерно треть стала шведскими подданными.
Несмотря на то, что после Северной войны, тверские карелы могли вернуться назад, это сделали немногие, поэтому этнос расколот на три части. Кроме того, множество карел расселились во всех городах севера России, со временем ассимилировавшись среди русских.
Карелы, антропологически, являются европеоидами беломоро-балтийского типа: среднего роста, со светлыми глазами и волосами пепельных оттенков, широким лицом и средним носом. Рост бороды и усов выражен средне, волосяной покров тела у мужчин ослаблен.
У северных карел часто встречается эпикантус – складка века, характерная для монголоидных народов.
Говорят карелы на 100% языке финно-угорской группы, даже само название народа прекрасно выводится из финского слова “карья” – что означает скот, а с суффиксом “ла” – люди имеющие скот, карьяла или карелы.
Они прямые потомки самого древнего населения Восточной Европы, которые в условиях сурового климата палеолита, научились выживать в землях, где почти не было солнца, а питание было в основном мясо-молочным.
Это население сначала превратилось из высоких и стройных кроманьонцев, в кряжистых финнов, а затем в их популяцию примешались какие-то древние волны миграций из Сибири, что дало легкую монголоидность и очень сильно повлияло на их язык, так как финно-угорские имеют общее как с индоевропейскими языками, так и с алтайской группой.
Источники:
http://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50658
http://byzantine-way.livejournal.com/399962.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5c95e7b38aaab812c4f1818e