0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

кто построил Иерусалим

Иерусалим – история одного из древнейших городов мира

Первые поселения на территории древнего города Иерусалима были еще в четвертом тысячелетии до н.э. Это были поселения иевусеев – ханаанский народ, доеврейское население Иудеи, которые и основали город. Иерусалим за всю историю существования города претерпевал значительные изменения, среди которых и разрушения. Между кратковременными интервалами, когда Иерусалим – иудейский город, были длительные отрезки времени, когда он пребывал под властью Вавилона, Персидской, Македонской империи, Египта, Сирии, Римской империи, Византии, Арабского халифата, крестоносцев, монголо-татаров, мамлюков, Османской империи, Британии, Иордании. В многовековой истории Иерусалима встречаются упоминания его под именами: Шалем, Иевус, Сион, Ир Давид, Элия Капитолина, Аль-Кудс.

Объединенные израильские племена под предводительством царя Давида приблизительно в 1000 году до н.э. захватили Иерусалим, с чего и начинается история города как иудейского. Царь Давид дал городу имя Ир Давид (город Давида) и сделал его столицей объединенного царства. Также Давид превратил его в религиозный центр всего царства, перенеся сюда самое священное – Ковчег завета – ларь, обитый золотом, в котором хранились Скрижали Завета. Позднее Ковчег завета был помещен в построенный сыном Давида Первый Храм, откуда и был утерян после разрушения Храма.

Царь Соломон, сын Давида, построил Иерусалимский храм на горе Мориа, купленной Давидом. По преданиям именно здесь происходило жертвоприношение Исаака. Строительство Храма длилось целых семь лет. За время правления Соломона статус Иерусалима как столичного города значительно укрепился, благодаря выгодному расположению на пересечении важных торговых путей. Также укрепился за Иерусалимом и статус священного города. А Иерусалимский храм со временем становится религиозным центром для всех израильских колен, «домом Божьим», единственным в Иерусалиме святилищем для всех паломников.

Когда вавилоняне под командованием Навуходоносера захватили Иерусалим, они разграбили Храм Соломона, а жителей города увели в Вавилонию. Затем в 586 году до н.э. вавилоняне полностью разрушили город, Храм сожгли, а большую часть населения убили или увели в плен. Иерусалим был восстановлен после возвращения народа из изгнания, по разрешению персидского царя Кира после падения Вавилонской империи. Храм был восстановлен через 70 лет после разрушения. При правителе Иудеи Нехемии также были восстановлены и укреплены стены города, по его приказу туда были переселены жители для увеличения численности населения и введен налог на содержание Храма. В это время Иерусалиму возвращается статус еврейского религиозного центра. В период правления Александра Македонского и Птолемеев статус города и Храма сохранялись.

Перемены в Иерусалиме начались с царствованием Антиоха IV Эпифана, который проводил политику элинизации подвластного ему населения. Евреи всячески сопротивлялись грекам, что привело к разрушению городских стен Иерусалима, разграблению Храма и превращению его в языческое святилище Зевса. Однако народные повстанцы, которых возглавил Маккавей смогли на какое-то время вернуть Храм и возобновить свои традиции в декабре 164 года до н.э. А в память об очищении Храма евреями празднуется Ханука и зажигают ханукию – праздник освящения Храма, продолжающийся восемь дней.

До захвата Иерусалима римлянами в 63 году до н.э. город значительно развился. Храмовая гора была окружена стенами с башнями, и вместе с Храмом стала в Иерусалиме самым высоким местом. Город застраивался, а в нем развивались различные ремесла и наука, процветала торговля. При римлянах в истории Иерусалима начинается новая глава как административного центра Иудеи – римского протектората. Город существенно преобразился во времена правления Ирода I. Грандиозные перемены в хорошем смысле коснулись и Храма. Его территория и площадь Храмовой горы была расширена и ограждена подпорными массивными стенами с колоннадами. Она возвышалась над всем городом. Иерусалим все это время оставался центром всего еврейского народа. Кроме того, он был в те времена самым известным городом на Востоке.

В 66 году н.э. вспыхнуло народное восстание против произвола римских прокураторов, которое вскоре переросло в войну, получившую название Иудейской. В ходе ожесточенных сражений римские войска разбили силы повстанцев, захватили Иерусалим и разрушили его, а жителей казнили, часть продали в рабство. Кровавые репрессии обрушились тогда на всех евреев в империи, что привело к рассеянию еврейского народа по всему миру. В 70 году н.э. был захвачен и сожжен Храм. Часть уцелевшей храмовой утвари была вывезена римлянами в качестве трофеев, в том числе и золотой семисвечник Менора – один из древнейших символов иудаизма. Таким образом, в истории Иерусалимского Храма его разрушение было дважды. Оба события приходятся на день Ава девятое (по еврейскому календарю) и считаются днем скорби в память о разрушении Первого и Второго Храмов.

После разрушения Иерусалима на его развалинах римляне возвели новый город – Элия Капитолина по образцу римских колоний и построили многочисленные языческие храмы. Евреям было запрещено проживать здесь. После падения Римской Империи с 324 года в истории Иерусалима начинается Византийский период, когда он приобретает христианский облик. На предполагаемом месте захоронения Христа была построена Церковь Гроба Господня. А Храмовую гору превратили в городскую свалку. Евреям долгое время было запрещено входить в Иерусалим, только на Ава девятого, чтобы оплакивать разрушение Храма. Во время сражений византийцев с персами за Иерусалим, евреи помогали персам в надежде на избавление от христиан. Однако подверглись гонению как со стороны одних, так и других.

Читать еще:  Стоит ли покупать электромобиль

В 638 году Иерусалимом завладели арабские завоеватели под командованием халифа Омара ибн аль-Хаттаба. С этого момента начинается арабская эпоха. Храмовая гора была очищена, и на ней построена деревянная мечеть. Омар разрешил 70 еврейским семьям обосноваться в Иерусалиме, на юго-западе от Храмовой горы. В этот период было построено много мусульманских культовых центров, такие как мечети Купол Скалы и аль-Акса, чтобы привлечь их великолепием больше паломников. В 878 году территория Израиля становится частью Египетского султаната вплоть до Османского периода. В это время частыми становятся стычки на религиозной почве между жителями Иерусалима: евреями, арабами и христианами. Однако многие источники подтверждают, что для Иерусалима этот период мусульманского владычества был гораздо благоприятнее последующих.

Период крестоносцев в истории Иерусалима начался с уничтожения еврейского и арабского населения. Они захватили Иерусалим в 1099 году и сделали его столицей своего Иерусалимского королевства. Это был период христианизации Иерусалима – мусульманские мечети превращались в церкви, интенсивно застраивались новые христианские центры. Со временем, благодаря строительству различных государственных и церковных учреждений, привлечению христианского населения и правильной экономической политике город Иерусалим расцвел и стал центром паломничества для всех христиан Европы. В это время большинство населения составляли европейцы, преимущественно французы. Евреям и мусульманам запрещалось проживать в городе, поэтому они вынуждены были селиться поблизости.

В 1187 году Иерусалим опять становится мусульманским, из чего последовало обратное превращение религиозных центров из христианских в мусульманские, это коснулось и Храмовой площади. Христиане были изгнаны из города, а евреи смогли вновь переселиться в Иерусалим. В 1244 году господство крестоносцев окончательно закончилось. В период мамлюков в истории Иерусалима отмечается значительный рост мусульманского фанатизма. Иерусалим с 13-14 веков становится важным центром для ислама и мусульманской учености, здесь строятся мечети и многочисленные религиозные школы. Немусульманское население подвергается всяческим гонениям.

С 1517 года Эрец-Исраэль становится частью Османской империи. Султан Сулейман Великолепный занимается благоустройством города, в том числе были перестроены стены Старого города, сохранившиеся до настоящего времени. Однако постепенно город утрачивает свое стратегическое и экономическое значение и приходит в упадок. В этот период начинается возрождение еврейской духовной жизни в Иерусалиме, постепенно растет приток эмигрантов из стран Европы и других стран. В средине 19 века в Иерусалиме появляются банк, почтовое агентство, типография, больницы, школы, строятся жилые кварталы. Постепенно Иерусалим за стенами Старого города приобретает облик европейского города. Во времена Британского мандата с 1917 по 1947 год Иерусалим — административный центр Палестины, что также способствовало расширению и благоустройству города. Однако в этот период вспыхивают частые арабские беспорядки в протест развитию еврейского Иерусалима.

В ноябре 1947 года в ООН было принято решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, а для Иерусалима был предусмотрен особый международный режим под контролем ООН. Однако это решение не было принято арабскими государствами, что в итоге после окончания действия Британского мандата и провозглашения Декларации независимости Государства Израиль 14 мая 1948 года привело к Арабо-Израильской войне. После соглашения о прекращении огня под контролем Израиля остался западный Иерусалим, а восточная часть вместе со Старым городом – Трансиордании. В течение 19 лет город был поделен на две части массивными бетонными и проволочными заграждениями, с обеих сторон находились вооруженные части. 5 июня 1967 года началась Шестидневная война в результате нарушения перемирия Иорданией, в ходе которой Израиль распространил свою юрисдикцию на всю территорию Иерусалима. Город был объединен, усиленно проводилась его реконструкция и облагораживание. Постепенно Иерусалим превратился в административный и политический центр страны.

Возникновение Иерусалима и его место в истории

Согласно древним сообщениям, Иерусалим был сначала небольшой деревней, которую называли Салем и заселяли хананеи, предки палестинцев. Великий и праведный ханаанский правитель превратил эту деревню в город и назвал его Иерусалимом. Он также построил там храм. Об этом говорится в книге «Иудейская война» историка I столетия Иосифа Флавия: «Тот, кто построил (город Иерусалим), был влиятельным человеком среди хананеев. На их языке его называли Мелхиседек, «праведный царь», поскольку именно таким он и был. Он был первым священником и построил (там) первый храм, и назвал город Иерусалимом, который до этого назывался Салем».

Согласно Библии, Мелхиседек был современником пророка Авраама (Ибрахима, мир ему), жившего около 1800 г. до н. э., поэтому считается, что Иерусалим вместе с храмом был изначально построен как ханаанский город ханаанским царем около 3800 лет назад.
С 1600 по 1300 гг. до н. э. город находился под египетским сюзеренитетом, но оставался в руках ханаанских правителей, плативших дань фараонам. В этот период на город часто нападал народ, известный как хапиру, или хабиру. Вероятно, именно они и были древними евреями, которые представлены в Библии предками современных евреев.

Читать еще:  Чем можно заняться летом

В 1897 году были обнаружены древние египетские письмена, известные как Амарнский архив (Тель-эль-Амарнский архив). Среди них была найдена переписка между фараоном XIV ст. до н. э. и Абди-Хебой, ханаанским правителем Урасалима (Иерусалима), в которой последний просит своего египетского сюзерена помочь в защите от набегов хабиру.
Египтяне и хананеи были очень ослаблены моральным разложением, магией и идолопоклонством. Хабиру удалось утвердиться в Северном Ханаане, или Палестине. В то время среди евреев (израильтян), проживавших в Египте на положении рабов, появился пророк Моисей (Муса, мир ему). Муса вывел евреев из Египта, и после него Аарон и Иешуа привели их к Северному Ханаану, где они присоединились к другим евреям и разделили с ними их богатство и свободу.

Несмотря на многочисленные разногласия, идолопоклонство и аморальные практики, традиция Мусы (мир ему) была жива, и время от времени в их среде появлялись пророки. Среди таких людей были царь Давид (Давуд) и его известный сын Соломон (Сулейман) (мир им).
Именно в правление царя Давида евреи смогли установить сильное царство во всей Земле Ханаанской. И тогда (около 1000 г. до н.э.) Иерусалим впервые стал иудейским городом, и Давид (мир ему) провозгласил его столицей. Позже Соломон (мир ему) построил иудейский храм на месте раннего ханаанского святилища, построенного Мелхиседеком.
После смерти Соломона (мир ему) иудейское правление продолжалось в Иерусалиме приблизительно четыре столетия, и в этот период город периодически осаждали и захватывали ассирийцы, филистимляне, арабы, сирийцы и египтяне.

Само Израильское царство стало государством-вассалом и длительное время выплачивало дань Ассирии, Египту и Вавилону. В 587 г. до н. э., когда правитель царства был под сюзеренитетом Вавилона, евреи взбунтовались, и у вавилонян не было другого выбора, кроме как применить против них силу. Они разрушили царство и его столицу, Иерусалим, сожгли Храм Соломона и обратили в рабство самих евреев. Вот что Коран говорит об этом: «Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: „Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено» (Коран, 17:4–5).

Примерно через пятьдесят лет, в 538 г. до н. э., персидский император Кир разгромил вавилонян и получил контроль над Палестиной. Он благосклонно относился к евреям и разрешил им вернуться в Палестину и отстроить Храм — что они и сделали в 515 г. до н.э.
В правление Ездры и Неемии евреи перестроили и реорганизовали свою религиозную и политическую жизнь и какое то время процветали, а вавилоняне были порабощены персами. Коран пишет следующее об этих событиях: «Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными» (Коран, 17:6).

От персов Палестина и Иерусалим перешли к Александру Великому и находились под греческим правлением с 332 г. до н. э. Конец эпохи греческого правления наступил, когда в 167 г. до н. э. они начали ставить в Храме идолов. Это немудрое действие в целом просветленных греков спровоцировало еврейское восстание Маккавеев, и в 164 г. до н. э. они (евреи) взяли бразды правления в свои руки.

Период собственно еврейского правления городом продлился около ста лет, после чего пришли римляне и установили свой контроль — сначала как язычники, позже как христиане (Византия), до взятия города вторым халифом мусульман Омаром ибн Аль Хатабом.
В эпоху Маккавеев евреи стали очень высокомерны. До этого они также выработали разрушительную тенденцию жить прошлым. Их реакцией на римское правление было слепое и высокомерное неповиновение. Они породили такие движения, как зелотское, которые без предварительной оценки ситуации хотели отобрать власть у значительно превосходящих их римлян.

Евреи также проявили упрямство по отношению к Божьему посланнику, который появился среди них примерно в 30 году нашей эры в лице Иисуса (Исы, мир ему) для того, чтобы научить их человечности, миролюбию, терпению, вере, любви и внутренней чистоте. И Бог наказал евреев снова — на этот раз руками римлян. В 70 г. н. э., в правление императора Тита, сына Веспасиана, римляне взяли Иерусалим. Они стерли город и его Храм с лица земли. После жестокой резни наступил голод, унесший жизни от 200 до 600 тысяч жителей. Позже римляне построили на месте Иерусалима новый город — Элия Капитолина. Под страхом смерти они запретили иудеям вход в него. Коран говорит об этом поражении евреев и разрушении их столицы: «…Когда настанет последний срок наказания [за ваши бесчинства], [то Мы направим против вас новых врагов], чтобы они причинили вам зло, вошли в Храм, подобно тому как вошли [их предшественники] в первый раз, и чтобы они до основания разрушили то, чем завладели» (Коран, 17:7).

Параллельно со всеми религиозными изменениями в древнем городе и его Храме происходили также и изменения в политическом руководстве. Целый ряд религиозных чувств и идей — реальные и выдуманные — оплетали город и Храм. Одна из самых важных возникших идей — это пророчество о том, что Иерусалим и его Храм, который до того имел только региональное значение, однажды станет святым местом для всего мира. Это пророчество записано в нескольких книгах Библии: книгах пророков Исаии, Михея, Иеремии и т. д. (например, Исаии 56:7 и 2:3).

Читать еще:  Как лечить энурез у детей

Иерусалим. История города

Большинство иностранцев, приезжающих в Израиль, уверены, что столица нашей страны – Тель-Авив. «Мы понимаем, – говорят они, – Иерусалим – столица историческая, духовная. Но административная столица государства – Тель-Авив». И они – грубо ошибаются. Столица Израиля – Иерусалим. Точка.Правда, ошибаться гостям Израиля помогает мировое сообщество. Оно не признает права Израиля на этот город, не признает итоги Шестидневной войны 1967 г., после которой Иордания отступила из Иерусалима и освободила захваченные ею в 1948 г. территории. Именно поэтому все страны, установившие дипломатические отношения с Израилем, держат свои посольства в Тель-Авиве, выражая тем самым протест против нашего владения Иерусалимом. А на самом деле они просто не желают ссориться с нефтеносными арабскими государствами, которые – все до единого – вообще не признают Израиля. И на их картах отсутствует государство, существующее с 1948 г. Но мы – не на ассамблее ООН и не на заседании Лиги арабских стран. Мы – в Иерусалиме, столице Израиля.

В XIX в. до н.э. на месте современного Иерусалима был город Шалем. Расшифровать это название сложно, как сложно объяснить и названия других древних городов – Хеврон, Яффо. Есть версии, но, на мой взгляд, неубедительные. Пусть имя Шалем или Салем, или Салим – в зависимости от транскрипции – будет аксиомой, которую мы принимаем без доказательств. Дальше смотрим в Библию, в книгу Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его (Авраама), и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». По прошествии восьмисот лет здесь уже город Евус, в котором живет ханаанское племя евусеев.

В 1004 г. до н.э. Евус завоевывает царь Давид, и в это время фигурирует еще одно имя – Цион или Сион. Значение его также неизвестно, в Библии под ним подразумевалась крепость евуситского города. Давид основал Иерусалим – здесь мы видим возврат к древнейшему названию, к городу Бога Всевышнего, но евусеев изгонять не стал. В Библии сказано: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день». Надо отметить, что слова, написанные тысячелетия назад, верны и поныне. Иудеи не изгоняют ни евусеев, ни другие народы. К сожалению, сказать, что другие народы поступают с евреями так же – нельзя. Вся последующая история Иерусалима – история изгнания из него евреев и попытки их возвращения к своей главной святыне.

Главная еврейская святыня – Земля Мория, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву сына своего Исаака. Опять вспомним Библию: «Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение». Жертвоприношение не состоялось. «Ангел Господень сказал: Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына единственного твоего, для Меня». Итак, на вершине скалы Мория был заключен союз евреев с Богом. Люди продемонстрировали беззаветную любовь к Творцу и готовность принести ему в жертву самое дорогое. Творец, спасая Исаака, категорически запретил людям человеческие жертвоприношения.

Земля Мория – место заключения союза евреев с Богом – важнейшее место во всем мире. Евреи всего света тянутся сюда, стремятся к городу, построенному вокруг Земли Мория, молятся в сторону Иерусалима, постоянно повторяют слова 136-го псалма: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя». Земля Мория – основа Храмовой горы, краеугольный камень мироздания. Скала, над которой была построена Святая Святых еврейского храма и над которой сегодня стоит мусульманский золотой Купол скалы.

История Иерусалима начинается с царя Давида. Он построил город и торжественно перенес в него величайшую еврейскую святыню – Ковчег Завета. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды и колена Бениамина. Перенеся Ковчег – символ присутствия Бога – в город, не принадлежавший ни одному из колен, Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. Более 400 лет Иерусалим – столица Иудейского царства. В 586 г. до новой эры вавилоняне под предводительством царя Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм. Большинство жителей города были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилон.

Источники:

http://www.pro-israel.ru/ierusalem-istoriya.html
http://quran-sunna.ru/vozniknovenie-ierusalima-i-ego-mesto-v-istorii/
http://izi.travel/ru/cda4-ierusalim-istoriya-goroda/ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector