179 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую роль выполняет глагол в нашей речи

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Канакина. 3 класс. Учебник №2. Проверь себя с. 130

1. Составьте сообщение на одну из тем.
1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).

2. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и др.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
Глаголы изменяются по числам.
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др.
Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? и др.
Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.
Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.
Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Частица не с глаголами пишется раздельно.

2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.

Сон, спать, сонный.

(Что?) сон – сущ.
(Что делать?) спать – глагол.
(Какой?) сонный – прил.

3. Прочитайте и запишите глаголы.

Кричать, сгореть , говорить.

  • Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.

прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Кричал, кричит, будет кричать.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Говорил, говорит, будет говорить.

4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Я живу с мамой и папой.

5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.
буд. вр.
Скоро прилетят на родину скворцы.

прилетят (когда?) скоро, прилетят (куда?) на родину.

6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?

наст. вр., мн.ч. прош. вр., ед.ч. наст. вр. ед.ч.
Блестят — блестел — блестит.

7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?

1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся .

8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

сущ. гл. прил.
мыш/к/а вяж/ет жен/ск/ий
книж/к/а ляж/ет апрель/ск/ий
кош/к/а пляш/ет москов/ск/ий

Глагол. Роль глагола в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку 4 класс УМК “Школа 2100”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 514

Глагол. Роль глагола в речи.

Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа 2100»

учитель начальных классов

Тема урока: Глагол. Роль глаголов в предложении, в речи.

знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, понимание:

находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.

записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, анализ:

анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов, анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов с частицей НЕ.

составлять рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: урок – семинар.

Оборудование: план проведения семинара, регистрационный лист, презентация к уроку, задания по группам, бейджики с названиями творческих групп, названия групп, толковый словарь урока, лист самооценки и оценки работы группы

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок,

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

Читать еще:  Как экономно питаться

Пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.

Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, но нам поможет дружба, взаимовыручка.

«Никто не знает так много, как все мы вместе!»

-Сегодня на уроке нужно:

Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

II. Сообщение цели урока.

На доске запись: ” Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).

Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

  1. Определение темы и цели урока.

Определите тему нашего урока.

Тема урока: Глагол. Роль глаголов в речи.

Как вы думаете, а что мы должны сегодня узнать?

Цель: повторить, что мы знаем о глаголе, узнать, какую роль глагол играет в речи.

  1. Работа с творческими группами учащихся по теме урока.

У нас будет необычный урок. Он пройдет в форме семинара.

А что означает слово «семинар» вы можете посмотреть в толковом словаре урока.

Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя. Наш класс поделился на творческие группы. Выберите, пожалуйста, капитана вашей группы.

Правила работы в группе:

  • Вместе не трудно,
  • Вместе не тесно,
  • Вместе легко
  • И всегда интересно!

План проведения семинара:

  • 9.50 Регистрация
  • 11.05 Открытие семинара
  • Теоретическая часть. Глагол как часть речи
  1. Происхождение слова « глагол »
  2. Морфологические признаки глагола
  3. Изученные орфограммы в правописании глаголов
  4. Роль глагола в предложении
  • Практическая часть. Роль глагола в речи
  1. Глагол – необыкновенная часть речи
  2. Самые употребляемые глаголы
  3. Многозначность глаголов
  4. Глаголы – синонимы
  5. Употребление глаголов в прямом и переносном значении
  • Подведение итогов семинара

Приступаем к семинару.

1. На первый вопрос отвечают учащиеся 1-ой группы: синий цвет

происхождение слова “глагол”. Работа со словарем.

Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол – 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Прочитайте текст. Что означает слово «глагол» на старославянском языке?

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.

  1. На второй вопрос отвечают учащиеся 2-ой группы зеленый цвет

Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.

  1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
  1. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
  1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1 и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
  1. На третий вопрос отвечает 3 группа розовый цвет

Запишите изученные орфограммы при правописании глагола. Приведите примеры.

– Правописание не с глаголами;

– орфограмма-буква гласного в безударных окончаниях;

– орфограмма ъ в глагольных формах:

2 лицо ед. число,

В сочетании -ться, -тся

  1. На четвертый вопрос отвечает 4 группа желтый цвет

Какую роль играет глагол в предложении? Приведите примеры.

Найдите в тексте грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена.

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.

Вывод: Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, имеет морфологические признаки:

– постоянные: спряжение, возвратность;

– непостоянные: время, число, род, лицо.

В предложении выступает сказуемым.

а) Глагол – необыкновенная часть речи;

Прочитайте текст. Почему глагол – необыкновенная часть речи?

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и т. д.).

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать).

б) самые употребляемые глаголы;

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать .

Задание: выпишите из текста глаголы. Укажите их время спряжение.

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.

Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его желтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.

Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь легкую прохладу.

А с другой стороны листа поверхность теплая на ощупь, словно руки родной матери.

в) многозначность глаголов;

Прочитайте стихотворение Г. Гюйко.

За столом сказала мама:

– Хватит языком болтать.

Читать еще:  Как поставить utm метки в Яндекс Директ

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений. Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

Приведите примеры таких словосочетаний.

(Ударил гром – больно ударил, держать предмет – держать вещь, держать речь)

г) глаголы – синонимы .

Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Пальто и ботинки –

Назовите глаголы – синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).

Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении?

  1. Прямое и переносное значение глаголов.

Прочитайте стихотворения. Какие глаголы употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

А зеленые лягушки

Дyет вешний ветерок.

В эти тёплые часы.

А сосyльки прослезились

И повесили носы.

Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.

Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Я расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

– В этом году на соревнованиях я обязательно победю…., нет, побежу…

– Эх, ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить!

А как сказать правильно?

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице единственном числе. Кто знает, какие?

Однако, ситуация не безысходная.

– Как можно сказать? (Одержать победу)

Заполните, пожалуйста, Лист самоконтроля и контроля работы группы.

Закончить семинар мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Глагол. Роль глагола в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку 4 класс УМК “Школа 2100”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 514

Глагол. Роль глагола в речи.

Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа 2100»

учитель начальных классов

Тема урока: Глагол. Роль глаголов в предложении, в речи.

знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, понимание:

находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.

записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, анализ:

анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов, анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов с частицей НЕ.

составлять рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: урок – семинар.

Оборудование: план проведения семинара, регистрационный лист, презентация к уроку, задания по группам, бейджики с названиями творческих групп, названия групп, толковый словарь урока, лист самооценки и оценки работы группы

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок,

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

Пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.

Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, но нам поможет дружба, взаимовыручка.

«Никто не знает так много, как все мы вместе!»

-Сегодня на уроке нужно:

Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

II. Сообщение цели урока.

На доске запись: ” Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).

Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

  1. Определение темы и цели урока.

Определите тему нашего урока.

Тема урока: Глагол. Роль глаголов в речи.

Как вы думаете, а что мы должны сегодня узнать?

Цель: повторить, что мы знаем о глаголе, узнать, какую роль глагол играет в речи.

  1. Работа с творческими группами учащихся по теме урока.

У нас будет необычный урок. Он пройдет в форме семинара.

А что означает слово «семинар» вы можете посмотреть в толковом словаре урока.

Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя. Наш класс поделился на творческие группы. Выберите, пожалуйста, капитана вашей группы.

Правила работы в группе:

  • Вместе не трудно,
  • Вместе не тесно,
  • Вместе легко
  • И всегда интересно!

План проведения семинара:

  • 9.50 Регистрация
  • 11.05 Открытие семинара
  • Теоретическая часть. Глагол как часть речи
  1. Происхождение слова « глагол »
  2. Морфологические признаки глагола
  3. Изученные орфограммы в правописании глаголов
  4. Роль глагола в предложении
  • Практическая часть. Роль глагола в речи
  1. Глагол – необыкновенная часть речи
  2. Самые употребляемые глаголы
  3. Многозначность глаголов
  4. Глаголы – синонимы
  5. Употребление глаголов в прямом и переносном значении
  • Подведение итогов семинара

Приступаем к семинару.

1. На первый вопрос отвечают учащиеся 1-ой группы: синий цвет

происхождение слова “глагол”. Работа со словарем.

Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол – 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из этимологического словаря:

Читать еще:  Почему Франция победила в Столетней Войне

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Прочитайте текст. Что означает слово «глагол» на старославянском языке?

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.

  1. На второй вопрос отвечают учащиеся 2-ой группы зеленый цвет

Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.

  1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
  1. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
  1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1 и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
  1. На третий вопрос отвечает 3 группа розовый цвет

Запишите изученные орфограммы при правописании глагола. Приведите примеры.

– Правописание не с глаголами;

– орфограмма-буква гласного в безударных окончаниях;

– орфограмма ъ в глагольных формах:

2 лицо ед. число,

В сочетании -ться, -тся

  1. На четвертый вопрос отвечает 4 группа желтый цвет

Какую роль играет глагол в предложении? Приведите примеры.

Найдите в тексте грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена.

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.

Вывод: Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, имеет морфологические признаки:

– постоянные: спряжение, возвратность;

– непостоянные: время, число, род, лицо.

В предложении выступает сказуемым.

а) Глагол – необыкновенная часть речи;

Прочитайте текст. Почему глагол – необыкновенная часть речи?

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и т. д.).

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать).

б) самые употребляемые глаголы;

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать .

Задание: выпишите из текста глаголы. Укажите их время спряжение.

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.

Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его желтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.

Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь легкую прохладу.

А с другой стороны листа поверхность теплая на ощупь, словно руки родной матери.

в) многозначность глаголов;

Прочитайте стихотворение Г. Гюйко.

За столом сказала мама:

– Хватит языком болтать.

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений. Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

Приведите примеры таких словосочетаний.

(Ударил гром – больно ударил, держать предмет – держать вещь, держать речь)

г) глаголы – синонимы .

Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Пальто и ботинки –

Назовите глаголы – синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).

Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении?

  1. Прямое и переносное значение глаголов.

Прочитайте стихотворения. Какие глаголы употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

А зеленые лягушки

Дyет вешний ветерок.

В эти тёплые часы.

А сосyльки прослезились

И повесили носы.

Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.

Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Я расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

– В этом году на соревнованиях я обязательно победю…., нет, побежу…

– Эх, ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить!

А как сказать правильно?

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице единственном числе. Кто знает, какие?

Однако, ситуация не безысходная.

– Как можно сказать? (Одержать победу)

Заполните, пожалуйста, Лист самоконтроля и контроля работы группы.

Закончить семинар мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Источники:

http://volzsky-klass.ru/kanakina-3-klass-uchebnik-2-prover-sebya-s-130/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/06/10/glagol-rol-glagola-v-rechi
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/06/10/glagol-rol-glagola-v-rechi

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: