Каковы мотивы политического поведения
Мотивы политического поведения
Политические отношения имеют свой психологический аспект, так как затрагивают чувства людей, вступающих в эти отношения. Поэтому изучение психологических механизмов политического поведения людей является важнейшей задачей политологии. Центральной категорией психологии политического поведения является отношение человека к власти и политике. По отношению к политике можно выделить несколько психологических типов личности.
Активисты – это люди, позиция которых по отношению к политике и власти является активной. Они убеждены в том, что власть является важной ценностью, и принимают активное участие в политической жизни, интересуются политическими проблемами и хорошо информированы о них.
Пассивные граждане относятся безразлично или нейтрально к власти и не интересуются политическими делами. Хотя, как граждане, они считают себя обязанными приобрести определённые знания о политической жизни, но к политическим проблемам относятся равнодушно.
Аполитичные – это люди, которые крайне отрицательно относятся к личному участию в политике, не интересуются политикой и мало о ней знают. Они живут как бы вне политики.
Кто из вас к какому типу относится, вы можете определить сами, руководствуясь отмеченными выше различиями между активными и пассивными участниками политической жизни.
Рассматривая мотивы политического поведения, следует отметить, что даже в демократических странах далеко не каждый проявляет политическую активность. Так, большинство американцев ограничивают свою политическую активность только участием в выборах. В Англии членами политических партий состоят только 5% взрослого населения. Похожая ситуация и в других странах Европы. Столь слабый интерес к политике свидетельствует, что политика занимает отнюдь не главное место в жизни рядовых американцев и европейцев.
Схожая ситуация наблюдается и в нашей стране. Несмотря на бурные политические события, основная масса населения проявляет пассивность по отношению к политике. Так, в деятельности различных политических партий активное участие принимают не более 3% россиян. По данным социологических опросов, 5% россиян проявляют сильный интерес к политике, 72% – пассивные граждане, 21% – аполитичны.
Наибольшая политическая активность наблюдалась в конце 80-х гг. Затем произошёл заметный спад. Об этом свидетельствуют данные об активности избирателей. В 1989г. на избирательные участки пришло 90% избирателей, в 1991 г. – 74%, в 1993 г. – 53%, в 1994 г. – 30%. И главный аргумент тех, кто не голосовал: выбираем, выбираем, а всё остаётся по-старому. Сравнительно высокий процент явки избирателей на последних парламентских (декабрь 2007) и президентских (март 2008) выборах это, прежде всего, результат использования мощного административного и пропагандистского ресурса правящей власти по обеспечению явки на избирательные участки, а не показатель роста политической активности населения.
А сейчас рассмотрим, какими же мотивами руководствуются те, кто активно участвует в политической деятельности и стремится к власти. Психологические мотивы, склоняющие людей добиваться власти и активно участвовать в политической жизни, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими (общественными).
Эгоцентрические мотивы: 1) власть как наркотик, без чего человек не может жить, и его интересует, прежде всего, сам процесс политической деятельности; 2) власть как возможность господства над другими людьми; 3) власть как источник престижа, богатства, славы или других личных выгод.
Социоцентрические мотивы: власть как служение обществу, народу, на благо России.
Эгоцентрические и социоцентрические мотивы могут сочетаться друг с другом: например, кто-то может испытывать сильное желание служить отчизне и одновременно сильное желание прославиться. Но в любом случае какой-то мотив является доминирующим, главенствующим. При этом любой политик своё стремление к власти, как правило, обосновывает стремлением служить народу, но никогда не скажет, что власть для него средство получения личных выгод.
Мотивация политического поведения
Анализ мотивации политического поведения основан па фундаментальных закономерностях, изученных психологической наукой. Так, общепризнанной является классификация мотивов, предложенная Д. Маклелландом и Дж. Аткинсоном, которые выделяют три основных мотива: мотив власти, мотив достижения, мотив аффилиации (стремления быть с другими). Иногда мотив власти дополняется мотивацией контроля, который выступает четвертым в этой схеме.
Анализ названных подходов к мотивации политического поведения указывает на целесообразность выделения и учета этих мотивов.
В психологической концепции Д. Маклелланда речь идет не только о политической власти, но и о власти в семье, в отношениях на производстве, в иных сферах жизни. Власть – это некая ценность, к обладанию которой стремятся в той или иной степени все люди. Но есть люди, у которых эта потребность доминирует над другими, и тогда желание достичь власти становится для них высшей ценностью.
Условно можно выделить три типа причин, по которым власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других; чтобы другие люди над ним не доминировали и (или) не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения.
Мотив контроля над людьми и ситуацией является модификацией мотива власти. Политические психологи придают этому мотиву особое значение, так как полагают, что поведение в политике напрямую связано с развитием этого психологического показателя. Известно, что по мере достижения социальной зрелости человек научается контролировать свое собственное поведение, это дает ему чувство уверенности в своих силах, расширяет границы возможного участия в разных сферах жизни, в том числе и в политике.
Мотив достижения проявляется в политическом поведении, в заботе о совершенстве, мастерстве, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Этот мотив может сделать человека карьеристом, но он же может быть обнаружен у бескорыстного политика, поведение которого определяется его стремлением к общественному благу. Политики, мотивированные на достижение, рассматривают других людей или группы в своем окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для собственных достижений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые могли бы привести их к зависимости.
Таким образом, выделяется два типа мотивационных схем: мотивация избежать провала выше мотивации достичь успеха; мотивация достижения успеха, которая выше мотивации избегания провала. Это типичная мотивационная схема поведения реальных политических лидеров.
В политическом поведении проявляют себя также и мотивы аффиляции. Они обусловливают дружественные, теплые отношения с другими. Для политика развитая мотивация аффилиации сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан мотивация аффилиации во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущение единства, защищенности.
Таким образом, анализ политической культуры субъектов политики указывает на то, что она определяет характер их политической активности. Она представляет собой синтез сформированного сознания, выработанного менталитета и обусловленного ими политического поведения. Следовательно, для формирования политической культуры важно системно овладевать всеми отмеченными компонентами.
1) Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры
2) Каковы мотивы политического поведения?
3) Каковы возможности регулирования политического поведения?
Ответ оставил Гость
1.Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.
Формы:
-С точки зрения публичности:
Открытые/закрытые
-С точки зрения преемственности:
Традиционные/инновационные
– По своей целевой направленности:
Конструктивное/деструктивное
-По степени активности учатия:
Активное/пассивное/неучастие
2. Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием. К подсознательной мотивации, неосознаваемым основаниям относятся такие, как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство виновности, приобретение уважения окружающих через власть и т.п.
В зависимости же от характера сознательной мотивации действий граждан в сфере власти выделяют открытые (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, партийных акциях, уличных демонстрациях и т.д.) и закрытые (уклонение от выполнения гражданских обязанностей, абсентеизм) формы политического поведения; нормативные (ориентирующиеся на господствующие или официальные нормы) и девиантные (отклоняющиеся от доминирующих норм); традиционные (где доминируют рутинные, постоянно воспроизводящиеся мотивы) и инновационные (с преобладанием творческих , самодеятельных мотивов) формы политического поведения.
3. Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.
-Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.
– Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
-Большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.
-Многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.
Источники:
http://studopedia.ru/3_44677_motivi-politicheskogo-povedeniya.html
http://studme.org/55905/psihologiya/motivatsiya_politicheskogo_povedeniya
http://zadanie.net/obshtestvoznanie/page914444.html