Какие страны входят в таможенный союз
Список стран-участников Таможенного союза на 2019 год
Таможенный союз представляет объединение государств с целью поддержания их экономического развития путем отмены таможенных пошлин. Результатами образования союза являются увеличение национального дохода и рост занятости.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран
В настоящий момент действующими участниками ТС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.
С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.
О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Высший совет
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Цели и перспективы
Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.
Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.
Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Флаг Таможенного союза
Символика не изменилась со времен Евразийского экономического сообщества, Высшим советом ЕАЭС принято решение о сохранении желто-синего флага с изображением Евразии:
При этом активисты Евразийского движения РФ предлагают новую версию флага и эмблемы – «Пурпурное знамя» с восьмиконечной звездой в левом вернем углу:
Фиолетовый цвет, по их мнению, очень популярен, носит диалектический характер. Звезда – возрождение, общность судеб, веру.
Преимущества участия
Союз призван наладить и упростить экономическое взаимодействие стран-участников:
- ослабление процедур таможенного контроля;
- координация политики в областях экономики, транспортного сообщения, энергетического снабжения и миграции;
- унификация законодательных норм в отношении ведения деятельности на единой территории.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.
Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.
Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.
Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:
- Республика Армения;
- Республика Беларусь;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика;
- Российская Федерация.
О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
- Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
- На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
- Казахстан получает – 7,11%;
- Беларусь – 4,55%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.
Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.
Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза – eurasiancommission.org.
История создания ТС
Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:
- 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
- 2007 год – Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
- 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
- 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
- 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
- 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
- 2015 год – в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
- 2016 год – Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
- 2017 год – «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
- 2018 год – Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
Цели Таможенного союза и их реализация
Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:
- Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
- Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
- Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.
Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.
Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Противоречия в ТС
Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.
В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.
История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.
Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.
Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.
Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».
Преимущества Таможенного союза
Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.
Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.
Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).
Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.
Практика применения таможенных соглашений
Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.
Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.
Какие страны входят в Таможенный союз и какими правилами регулируется перемещение товаров его участниками?
Ответ: В Таможенный союз, сейчас – Евразийский экономический союз, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия. В ЕАЭС имеется общая таможенная граница и действует единое таможенное регулирование, применяется единый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф ЕАЭС и ТН ВЭД ЕАЭС, а также национальные акты в сфере таможенного дела, не противоречащие актам Союза. При этом установлен ряд исключений из общего порядка.
Обоснование: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются членами ЕАЭС. В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 ТК ЕАЭС).
Таможенный союз предусматривает функционирование единой таможенной территории (включающей территорию всех государств – членов Союза и территории, находящиеся под их юрисдикцией), в пределах которой во взаимной торговле между государствами – членами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС)).
В рамках Таможенного союза государств-членов (п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС):
1) функционирует внутренний рынок товаров;
2) применяются Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
3) действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;
4) осуществляется единое таможенное регулирование;
5) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В рамках функционирования внутреннего рынка Союза во взаимной торговле товарами государства – члены Союза не применяют (п. 3 ст. 28 Договора о ЕАЭС):
– ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие);
– меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
Единое таможенное регулирование включает в себя (ст. 1 ТК ЕАЭС (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11.04.2017)):
– установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами;
– установление порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций;
– установление порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля;
– регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таким образом, в ЕАЭС имеются общая таможенная граница и единое таможенное регулирование, применяется единый ТК ЕАЭС, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), а также национальные акты в сфере таможенного дела, не противоречащие указанным актам Союза. В частности, в Российской Федерации применяется Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе”.
Товары, произведенные на территории Союза или законно ввезенные в Союз (приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с ТК ЕАЭС), признаются товарами Союза и свободно перемещаются между государствами – членами Союза (кроме отдельных исключений).
Соответственно, при перемещении товаров между государствами – членами Евразийского экономического союза не взимаются таможенные пошлины и не применяются другие меры таможенно-тарифного регулирования и меры нетарифного регулирования, ограничивающие взаимную торговлю (за исключением некоторых особых случаев).
Указанные правила применяются и в отношении товаров из Армении, несмотря на то что Республика Армения не имеет общей границы с другими государствами – членами Союза. Для перемещения товаров в Республику Армения и из Республики Армения через территории третьих стран, не входящих в Союз (обычно через Грузию), применяется процедура таможенного транзита.
В исключение из общего порядка, в частности, утвержден Перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин (п. 3 ст. 1 и ст. 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в г. Минске 19.05.2011), применяемого в соответствии с Протоколом о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (Приложение N 31 к Договору о ЕАЭС), п. 3 Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (подписан 27.07.2015), Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 N 59).
Согласно Протоколу о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (подписан в г. Бурабай 16.10.2015) (далее – Протокол) такие товары считаются условно выпущенными и не допускаются к обращению на всей территории ЕАЭС. При этом Республика Казахстан обеспечивает принятие необходимых мер по недопущению вывоза товаров, указанных в п. 3 ст. 3 указанного Протокола, на территорию других государств – членов Союза (п. 4 ст. 3 Протокола).
Исключение сделано только в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, моторных транспортных средств для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, которые могут временно ввозиться на территории других государств – членов Союза лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, в случае если такие автомобили (и прочие моторные транспортные средства) зарегистрированы на территории Республики Казахстан на указанных лиц (п. 3 ст. 4 Протокола).
В то же время, если ввозные таможенные пошлины были уплачены в Республике Казахстан исходя из общеустановленных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС, соответствующий товар приобретает статус товара Евразийского экономического союза и может свободно обращаться на территории Союза (п. 5 ст. 3 Протокола).
Республика Казахстан приняла на себя обязательства обеспечить прослеживаемость импортированных товаров, включенных в указанный Перечень. Эти обязательства предусматривают указание номеров таможенных деклараций и порядковых номеров товаров по таможенной декларации в соответствующих (товаросопроводительных) документах при обращении таких товаров на территории Республики Казахстан, а также обязанность создать систему учета таких товаров, которая обеспечит формирование и регистрацию в государственной базе данных Республики Казахстан и передачу в другие страны товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, номерах таможенных деклараций и порядковых номерах товаров в таможенных декларациях, об уплате ввозных таможенных пошлин (п. п. 9 – 10 ст. 3 Протокола).
Согласно Решению Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 N 5 “О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации” такими документами в настоящее время являются:
– бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, а также следующие документы:
– при перемещении товаров, ранее ввезенных из третьих стран, – копия таможенной декларации;
– при перемещении товаров, произведенных на территории Республики Казахстан, – оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1;
– при перемещении товаров, произведенных на территориях свободной экономической зоны и свободных складов, – оригинал сертификата о происхождении товаров формы CT-KZ;
– при перемещении товаров, ранее ввезенных из других государств-членов, – копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
При отсутствии документа, подтверждающего уплату ввозных таможенных пошлин по ставкам Единого таможенного тарифа, товар не допускается к ввозу на территорию других стран ЕАЭС и может быть не принят к перевозке перевозчиком (п. 10 ст. 3 Протокола).
Также Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2015 N 68 утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза. А Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 113 утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В отношении взаимной торговли товарами РФ с государствами – членами Союза ведется соответствующая статистика и предусматривается представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 “Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза”).
При этом в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства – члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 – 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом ЕАЭС и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции (п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 “Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан”).
Порядок взимания косвенных налогов в ЕАЭС установлен ст. 72 Договора о ЕАЭС и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС) и предусматривает применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (в стране импортера).
При этом Договором о ЕАЭС не регулируются вопросы осуществления пограничного (паспортно-визового) и экспортного контроля.
Также необходимо принимать во внимание, что в Российской Федерации осуществляется контроль за ввозом товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусматривающие запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, – это Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн (Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 “О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации” и Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 “О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293”).
Следует также отметить, что в Евразийском экономическом союзе действуют общие правила технического регулирования. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза). Государства – члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (указанные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер) (п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС).
Также в Евразийском экономическом союзе действуют единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования и взаимно признаются ветеринарные сертификаты. Подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары перевозятся с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза в соответствии с едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями. Указанные товары сопровождаются ветеринарным сертификатом, если иное не определено Евразийской экономической комиссией. Государства – члены Союза взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами в области ветеринарии по единым формам, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (п. 6 ст. 58 Договора о ЕАЭС).
Написать или позвонить можно WhatsApp +79287768843
Источники:
http://znaydelo.ru/biznes/nalogi/tamozhennyj-soyuz.html
http://myfin.by/wiki/term/tamozhennyj-soyuz-eaes
http://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d70c41a3f548700ae6b30e6