Какая политика Китая
Политическое устройство Китайской Народной Республики
Политическая система КНР фактически однопартийная. Хотя в Китае существует несколько партий, ведущая и руководящая роль Коммунистической Партии Китая (КПК) прописана в конституции КНР. Согласно конституции КНР «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»
Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В его состав входят депутаты от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил, избранные на пятилетний срок. ВСНП собирается один раз в год в мае в Пекине. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет, собирающийся раз в два месяца.
Номинальным главой государства является председатель КНР, иногда называемый президентом КНР. Предстедатель КНР и его заместитель избирается на сессии ВСНП сроком на пять лет не более двух сроков подряд. Председатель КНР назначает Премьера Госсовета КНР и членов Госсовета, являющегося правительсвом Китая.
Армия управляется Центральным военным советом КНР, местная власть принадлежит местным собраниям народных представителей, судебная – народным судам и народным прокуратурам.
Коммунистическая партия Китая имеет важнейшую раль в назначении и выдвижении кандидатов на все посты. Поэтому важную роль в государстве имеют партийные собрания, члены политбюро и секретари Коммунистической партии на всех уровнях.
Всекитайское собрание народных представителей
Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом власти в Китае. Депутаты избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также от вооружённых сил сроком на пять лет. Всекитайское собрание народных представителей созывается один раз в год, обычно в мае. В остальное время работу ведёт Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). Постоянный комитет созывает на сессию ВСНП, а также объявляет новые выборы по истечению текущего срока. Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию ВСНП.
ВСНП выполняет следующие функции: Вносит изменения в конституцию, надзирает за её исполнением, принимает и изменяет основные законы страны, избирает Председателя КНР и его заместителя, по представлению председателя КНР принимают решение о выборе премьера Госсовета КНР и министров, выбирают председателя верховного народного суда, избирают генерального прокурора верховной народной прокуратуры, рассматривают и утверждают планы экономического и социального развития, изменяет или отменяет нецелесообразные решения Постоянного комитета ВСНП, принимает решения по вопросам войны и мира, изменяет административно-территориальное устройство страны и т.д.
Зал заседаний ВСНП
Чжан Дэцзян
Постоянный комитет ВСНП выполняет роль высшего органа государственной власти между сессиями ВСНП. Постоянный комитет состоит из председателя, его заместителя, секретаря и рядовых членов. Постоянный комитет ВСНП выполняет следующие функции: толкование конституции и основных законов, контроль над их исполнением, внесение незначительных поправок в законы, корректировка планов экономического и социального развития, контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решение о замене министров между сессиями ВСНП, назначает и отзывает послов за рубежом, ратифицирует и денонсирует международные договоры, принимает решения о войне, мире и мобилизации между сессиями ВСНП, а также исполняет другие поручения ВСНП. Под руководством Постоянного комитета заседают девять специальных комиссий ВСНП. С 2003 года председателем ПК ВСНП является Чжан Дэцзян.
Местные собрания народных представителей являются высшей властью на местах, на провинциальном, уездном и волостном уровне. Местные собрания на провинциальном и окружном уровне избираются на пять лет, на низших уровнях – на три года. Местные собрания утверждают планы экономического и социального развития в своих местностях, выбирают губернатора провинции (или другого главу местности), контролируют исполнение конституции и основных законов. При собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты. Депутаты собраний народных представителей уездов, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно народом. Депутаты провинциальных собраний народных представителей избираются депутатами более низкого уровня. Провинциальные СНП избирают депутатов ВСНП.
Председатель КНР
Председатель КНР (называемый также Президент КНР) номинально является главой государства. Председатель КНР выбирается на сессии ВСНП сроком на пять лет, и не более двух сроков подряд. Председателем может стать лицо, достигшее 45 лет. Председатель КНР подписывает законы и указы, прежде чем они вступят в силу, в соответствии с решениями ВСНП назначает Госсекретаря КНР, министров, иностранных представителей КНР, ратифицирует международные договоры. С 2013 года Председателем КНР является Си Цзиньпин.
Госсовет КНР
Госсовет КНР является правительством Китая, носителем высшей исполнительной власти в стране. Госсовет КНР состоит из Премьера Госсовета КНР, его заместителя, вице-премьеров, министров, глав комиссий, генерального ревизора и начальника секретариата. Госсовет руководит делами образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и планирования семьи. С 2013 года Премьером Госсовета является Ли Кэцян.
Коммунистическая партия Китая
Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. КПК была основана в 1921 году в Шанхае. Идеологией КПК является “Марксизм-Ленинизм, идеи Мао Цзедуна и теория Дэн Сяопина”. Высшим органом является Национальный съезд партии и избираемый им Центральный комитет. Членами КПК являются более 70 миллионов человек из трёх миллионов первичных организаций. Национальный съезд партии собирается раз в пять лет или чаще. ЦК выбирается национальным съездом сроком на пять лет. В ЦК могут выбраны члены с партийным стажем не менее 5 лет. ЦК КПК состоит из Политбюро, Постоянного комитета и Генерального секретаря ЦК КПК. КПК сохраняет лидерство над вооружёнными силами, каждое государственное предприятие или учреждение обязательно имеют партийный комитет.
Судебная власть
Судебную власть в стране осуществляют народные суды и народные прокуратуры, выбираемые местными собраниями народных представителей.
Административное деление
Согласно конституции, существует трёхуровневое территориальное деление: страна делится на провинции, провинции на уезды, а уезды на волости. Однако фактически уровней пять. Между провинцией и уездом существуют округа, а волости делятся на деревни. Кроме того, на каждом уровне единицы различаются. Есть автономные районы, округа, уезды и волости, созданные для самоуправления национальных меньшинств, а также другие специальные единицы. Город в КНР административно может являться городским округом, уездом или городом центрального подчинения, приравненным к провинциям. Зачастую в состав города входят и пригороды, в состав районов – деревенские окраины, что затрудняет подсчёт населения самих городов.
Китайская республика на Тайване
В ходе последнего этапа гражданской войны в Китае в 1946 – 1949 годах националистическая партия Гоминьдан проиграла Коммунистической партии Китая. Гоминьдановское правительство эвакуировалось на остров Тайвань в 1949 году. Для их защиты в Тайваньский пролив был дислоцирован 7-й флот ВМФ США. В гражданской войне наступило временное перемирия, длящееся до сих пор. Китайская республика на Тайване претендует на власть во всём Китае. В свою очередь, КНР считает Тайвань неотъемлимой частью Китая. Китайская республика является частично признанным государством, её признают 23 страны. Многие страны не признают Тайвань независимым государством, но имеют с ним длительные неофициальные связи, в числе этих стран Европейский союз, США, Россия и даже сама КНР.
На Тайване установлена демократическая политическая система, всенародно избираемый президент является главой государства и председателем Законодательного Юаня. Начиная с 1970-х годов проводится либерализация политической и экономической систем, что, наряду с американской помощью, привело к Тайваньскому экономическому чуду. Сейчас Тайвань по объёму ВВП находится на 19-м месте в мире, а по ВВП на душу населения в 11 раз превосходит КНР.
Специальные административные районы
Города Гонконг и Макао с середины XIX века находились во владении Великобритении и Португалии. КНР сразу после своего образования в 1949 году признало владение ими незаконным, и потребовало вернуть территории. Однако к этому времени колонии уже обладали устоявшимися рыночными экономиками и демократическими политическими системами. В 1980-х годах Дэн Сяопином была предложена политика “одна страна, две системы”, в рамках которой Гонконг и Макао могли бы присоединиться к Китаю, сохранив рынок и демократию. После длительных переговоров с Британией и Португалией, в 1997 году КНР был возвращён Гонконг, а в 1999 году – Макао.
Положение о Специальных административных районах предусмотрено 31-й статьёй конституции 1982 года. Специальные районы приравниваются к провинциям, посылают своих депутатов во Всекитайское собрание народных представителей, однако обладают гораздо более широкой автономией. Специальным районам позволено иметь свою собственную конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, выпускать свою валюту, вести независимую таможенную, налоговую и иммиграционную политику. Центральное правительство КНР отвечает за внешнюю политику и оборону.
Гонконг и Макао
Территориальные споры и сепаратизм
КНР имеет множество территориториальных споров. Основным является спор с Китайской республикой, правительство которой контролирует остров Тайвань и два уезда провинции Фуцзянь, расположенные на островах Мацзу и Цзиньмэнь. Китай также претендует на острова Сенкаку, или Дяоюйтай, расположенные недалеко от Тайваня и контролируемые Японией. В 1974 году Китай с боем занял Парасельские острова, до этого контролируемые Вьетнамом. Острова Спратли в Южно-Китайском море являются предметом спора между шестью странами: Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. КНР контролирует некоторые из этих островов. Китай претендует на Южный Тибет, захваченный англичанами в 1913 году, а сейчас составляющий индийский штат Аруначал-Прадеш. Индия, в свою очередь, претендует на район Аксай Чин в китайской части Кашмира. Территориальные споры со странами бывшего Советского союза Китай уладил, подписав соглашения с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах и Таджикистаном в 1999 и 2011 годах. С Россией в 2005 году был подписан договор о границе, передающий Китаю ряд спорных островов на реке Амур.
В некоторых китайских регионах существуют сепаратистские тенденции. В 1959 году в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание. В результате его подавления Далай-лама XIV покинул Китай, и основал в Индии Тибетское правительство в изгнании. За границей также действуют Исламское движение Восточного Туркестана и Всемирный уйгурский конгресс, выступающие за независимость уйгурского народа. В самом Китае эти организации запрещены.
Что нужно знать о внешней политике Китая сегодня
Современная международная политика отличается не только динамичностью и агрессивностью ведущих игроков, но и во многом нелогичностью поведения именно глобальных игроков.
Обыватели, приученные к простым и предсказуемым решениям, с удивлением и опаской смотрят, например, на экстравагантные заявления и не менее экстравагантные действия американского президента Дональда Трампа. И далеко не всегда нормально воспринимают действия Владимира Путина и тем более китайского лидера Си Цзиньпина.
Причем если действия США и Российской Федерации с точки зрения обычного человека ещё можно как-то объяснить борьбой за лидерство в мировой политике, то действия Китайской Народной Республики необъяснимы. Экономически мощное и достаточно зубастое в военном отношении государство вроде и не претендует на мировое лидерство. Пока, по крайней мере, и в открытую.
Но в то же время, если дело доходит до конфликтов или даже до демонстраций в стиле Спратли, “тихий” Китай вдруг становится достаточно агрессивным. Кошка превращается в тигра. А потом, после того, как обострение заканчивается, тигр опять становится обычной кошкой.
Для того чтобы понять метаморфозы превращения КНР, необходимо разобраться с тем, что же происходит внутри самого Китая. Именно понимание внутренней политики этой страны дает понимание внешнеполитических действий китайской дипломатии и руководства КНР.
Мы хорошо знаем новейшую историю КНР, но совершенно не разбираемся в том, к чему сегодня стремится Китай. Более того, сама суть европейского подхода к пониманию сути Китая ущербна. Что греха таить, мы до сих пор рассматриваем Китай как некую резервацию рабочей силы и промышленных мощностей. Мировая промзона, если хотите.
А между тем, Китайская Народная Республика — социалистическое, а значит, плановое государство. Необходимо понять тот план, о котором говорит Си Цзиньпин на съездах и пленумах КПК.
Ещё в 2012 году, на 19 съезде КПК, Си Цзиньпин, избранный генеральным секретарем КПК, провозгласил цель страны на ближайший период — стать “социалистической современной мощной державой”.
Всем все понятно? А вот мы уверены, что это не так. Вообще, социалистическое строительство надо рассматривать в упор сквозь план стройки.
Согласно разработанному КПК плану, начало реализации которого намечено на 2020 год, на первом этапе (2020-2035 годы) планируется провести полную модернизацию социалистического Китая. На деле это будет выглядеть как реформирование политической, идеологической, экономической систем государства.
Затем, на втором этапе (2035-2050 годы), “Китай станет процветающим, сильным, демократическим, цивилизованным, гармоничным и красивым социалистическим современным мощным государством”.
Звучит громко? Да, но буквально 70 лет назад Китай представлял из себя огромное по населению ничего. Именно в плане развития и достижений.
Си Цзиньпин заявил, что Китай вошел в “новую эру” под его руководством. Говоря по-другому, страна будет возвращена в лидеры мировой политики. Наиболее продвинутые читатели возмущенно спросят, а когда это Китай там был? Давно был. И не Китай, а Чжунго, «Срединное государство». Но было такое в истории.
И, опираясь на мудрость многих веков, не отрицая (но и не превознося) достижений тех времен, сегодня КНР будет предлагать на международной арене “китайскую мудрость и китайский подход к решению проблем, стоящих перед человечеством”.
Это фактически означало отказ Китая от достаточно долгой политики “цянши дань бу цян’ин” (сильный, но не жесткий), провозглашенной в конце 80-х годов Дэн Сяопином.
Новый лидер (кстати, в 2016 году Си Цзиньпин получил это звание официально, полное звание китайского руководителя теперь звучит как «основной (верховный) лидер Китая») провозгласил новую стратегию во внешней политике — инициативу “Пояса и Пути”.
Цель проекта достаточно амбициозна. Превратить Евразию в регион, который по военной, экономической и идеологической мощи будет не просто соперничать с евроатлантическим регионом, а превосходить его.
Кстати, эта цель объясняет улучшение российско-китайских отношений. Мы таким образом для КНР “буферное государство”.
Амбиции Китая вообще достаточно велики. Мировая держава, которая будет диктовать свою мудрость остальному миру. Отсюда понятно, почему в Вашингтоне так активно выступают против всего китайского. Однако “задавить КНР” экономически, политически или в военном плане США уже не могут.
Китай сегодня стал “мировой мастерской”. Производит практически всё. Причем производит для стран Запада. Мы же, под влиянием пропаганды Запада, видим только зависимость КНР от спроса в западных странах. А как же быть с “другой стороной монеты”?
Напомним о судьбе многих российских проектов после отказа одной из бывших братских республик от сотрудничества с Россией. Красиво провозглашенная политика импортозамещения проходит ой как сложно. И это в России, где во многом сохранились примерно те же технологии, что и у “отказчиков”. А как быть Европе или США?
В своих выступлениях китайский лидер четко определил цели государства на ближайшее время. Странно писать это про страну, которая славится своей способностью скрывать истинные планы за вычурными выражениями, но цели определены четко. По-западному.
Во-первых, борьба с либеральной западной демократией. Не больше и не меньше. Си Цзиньпин рассматривает эту идеологию не как препятствие для реализации “китайской мечты”, а именно как врага, который не хочет допустить рост Китая во всех сферах.
Во-вторых, изменение мирового порядка, вытеснение западных ценностей из мировой политики. Китай должен предложить другим странам взаимную дружбу, но не создание альянсов. Иными словами, экономическое развитие под “доброжелательным” управлением китайского руководства, при сохранении политической независимости.
В-третьих, развитие и модернизация армии Китая. За короткий исторический период (до 2050 года) армия должна стать как минимум равной армии США. Ближайшая же задача — сделать армию сильнейшей в регионе (до 2035 года).
В-четвертых, вся работа во внешней политике должна быть подчинена продвижению и реализации идей “китайской мечты”! Изменение глобального политического порядка должно быть четко сбалансировано с укреплением экономики, идеологии и других внутренних институтов КНР.
Китайская Народная Республика должна стать центром мировой политики. Не больше и не меньше. Си Цзиньпин назвал такое общество “сообществом единой судьбы”. В своих выступлениях более раннего периода он говорит несколько по-другому — “общество с единым будущим для человечества”.
Часто говорят о том, что внешняя политика КНР будет изменяться под внешними влияниями. Невозможно не учитывать действия других игроков на мировой политической арене. Однако такой точке зрения можно противопоставить факты.
Менее года назад, 22-23 июня 2018 года, в Пекине прошло рабочее совещание по вопросам иностранных дел. Для понимания внешней политики Китая сегодня достаточно пары цитат из выступления Си Цзиньпина на этом совещании.
Необходимо наращивать усилия для создания “новой обстановки в сфере дипломатии великой державы с китайской спецификой, с целью создания благоприятных условий и внесения должного вклада для полного построения общества средней зажиточности и перехода к всестороннему строительству модернизированной социалистической державы”.
И второе. В международных отношениях “необходимо учитывать внутреннюю и внешнюю обстановку, рассматривать в качестве основной линии возрождение нации и стимулирование прогресса человечества в качестве основной линии возрождения нации и стимулирование прогресса человечества, продвигать сообщество единой судьбы человечества”.
Как видите, идеология внешней политики КНР не меняется. Китай четко следует плану. Но нас интересует опасность такой внешней политики для России. Является ли Китай сегодня противником нашей страны? Стоит ли поддерживать китайские инициативы в международном плане?
Если рассматривать международные отношения в перспективе, сегодня действия КНР скорее полезны, чем опасны. Усиливая свое влияние в Азии, Китай нейтрализует американцев в тихоокеанском регионе. Тем самым, дает нам возможность активнее работать на западном направлении.
Да и Европа, понимая, что её роль в международных делах реально уменьшается, сегодня смотрит в нашу сторону с гораздо большим интересом. Терять всегда обидно.
Вопрос в качестве итога: как нам относиться к Китаю? Как к возможному союзнику или как-то иначе?
К тому, что КНР в состоянии выполнить свою программу и стать первым государством в мире не только в плане производства и экономики, но и вообще переплюнуть даже США в плане военной мощи и авторитета?
Сегодня авторитет КНР на мировой арене, скажем так, именно благодаря той самой политике «тихой силы» уступает и американскому, и европейскому, и нашему. Есть над чем работать, а это китайцы умеют.
Более того, такой подход, не грабительский, а дружеско-партнерский, весьма интересен странам третьего мира. И они весьма охотно идут на дружбу с Китаем, Латинская Америка и Центральная Африка тому лучшие примеры.
И европейские страны, которые из небогатых, (Балканы, Греция, Италия) с удовольствием работают над Вторым Шелковым путем, который призван соединить две части человечества взаимными интересами и партнерством.
Во время последнего зарубежного визита в марте 2019 года в Италию, Си Цзиньпин сказал интересные слова: «У нас есть время», которые означают, что в современной политике КНР не собирается довольствоваться мелкой ежесекундной выгодой, а медленно, но уверенно будет работать над достижением своих стратегических планов.
И для полноценного сотрудничества с такой страной необходимо как минимум обладать такими же возможностями.
Вообще-то, хотелось бы, чтобы при таких раскладах Россия была бы для Китая реальным стратегическим партнером и союзником, а не разменной фигурой в политических и экономических играх. Ну и поставщиком природных ресурсов и технологий.
Но для этого и нам стоит задуматься о модернизации нашего государства.
Политика Китая – основные направления развития на 2019 год
Политика Китая в последние десятилетия развивается стабильными темпами, и в ближайшее время изменений политического и экономического характера, не предвидится. Китай развивается согласно выбранному курсу политических взаимоотношений.
Политика Китая на 2019 год
Во время своего визита в Берлин председатель КНР Си Цзиньпин выступил с обращением к европейскому сообществу, а также ответил на вопросы журналистов о планируемых реформах и внешней политике Китая на 2019 год.
Он заявил, что на данный момент в Китае проходят реформы в политической, экономической и социальной сферах , а также институциональные изменения в работе Коммунистической партии Китая. По словам главы государства уже выработаны меры по дальнейшему углублению реформаторских процессов, а также выдвинут график для эффективной реализации этих мер.
На вопрос журналистов о военном бюджете страны, Си Цзиньпин отметил, что он соответствует потребностям КНР и будет использоваться исключительно для формирования оборонного потенциала. Глава государства считает, что крепкая система национальной обороны Китая позволит поддерживать мир в регионе. Также, глава государства обозначил, что развитие военной отрасли Китая не несет в себе угрозы для других стран.
Касательно внешней политики государства председатель КНР констатировал, что дружественное отношение, основанное на принципах взаимного уважения – единственно правильный выбор для Китая.
На сегодняшний день отношения между КНР и сопредельными ему странами можно охарактеризовать как благоприятные. Китай предпочитает не усугублять возникшие разногласия и занимает позицию мирного урегулирования споров.
Внешняя политика Китая
В настоящее время КНР стремится к развитию прочных правовых взаимоотношений с Россией. Обе страны не преодолели стадию индустриального развития, а поэтому нуждаются в мирной окружающей обстановке, способствующей созидательным процессам внутри государства. В связи с этим Китай инициировал подписание ряда соглашений с РФ по урегулированию территориальных споров .
Кроме того, Россия привлекает Китай своим огромным потенциалом плодородных угодий, а так же, как возможный поставщик пресной воды. Истощенные земли Китая составляют лишь 7% от мирового фонда сельскохозяйственных угодий, при этом численность населения КНР насчитывает более 1,3 миллиарда человек.
В сентябре 2013 года состоялись переговоры со странами-участницами ЮВА, на которых рассматривался вопрос о дополнительном сокращении тарифов «зоны свободной торговли» Китай-АСЕАН , начавшей функционировать в январе 2010г.
На данный момент более 7000 китайских товаров не облагается таможенными пошлинами , при этом активно ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли Китай – Южная Корея. По итогам переговоров в сентябре 2013 было достигнуто соглашение о взаимном освобождении от таможенных сборов порядка 90% товарооборота этих стран.
На сегодняшний день Китай ведет активные переговоры по созданию трехсторонней зоны свободной торговли Китай – Южная Корея – Япония , которая может стать равновеликой США и Евросоюзу с их совокупным товарооборотом в 5,5 трлн.долл. В перспективе планируется развить трёхстороннее сотрудничество Китай-Россия-Южная Корея.
Демографическая политика Китая
Как известно, в 1979 году был принят законопроект «Одна семья – один ребенок» , который не разрешал иметь более одного ребенка в семье. В случае его нарушения родители облагались большим штрафом и могли быть уволены с работы . Исключение составляли представители этнических меньшинств и инвалиды, которым разрешалось иметь двоих детей.
Источники:
http://infokitai.com/politicheskoe-ustrojstvo-kitajskoj-narodnoj-respubliki.html
http://topwar.ru/156249-chto-nuzhno-znat-o-vneshnej-politike-kitaja-segodnja.html
http://azialand.ru/politika-kitaya/