Как воспитать в себе чувство прекрасного
Как воспитать в себе любовь к прекрасному
Балет – мир танца и удивительной красоты. Искусный балетный танец может погрузить Вас в чарующий мир нежности и доброты, волшебства и настоящих чувств.
Однако, организовывая совместный досуг с ребенком, Вы перебирая в памяти места, куда можно и нужно сходить вместе, вспоминаете детский городок, цирк, иногда – кукольный театр, и уж совсем редко – театр оперы и балета. Почему же, походы в театр не вдохновляют ни родителей, ни детей, и чуда не происходит?
Современные фильмы, да и мультфильмы, не отличаются добротой, хотя не без исключений. Многие «прогрессивные» дети с детства не верят в Деда Мороза. Откуда тогда взяться вере в ЛЮБОВЬ? А ведь как бы ни было сложно – как жить без веры в прекрасное?
Балет нуждается в понимании, а понимание приходит постепенно, вместе с увлечением. Позвольте волшебному свету искусства проникнуть во все уголки Вашего сердца, и осветить Вашу жизнь новым смыслом.
Подарите Вашему ребенку, и себе, новое знакомство – знакомство с миром балета. Поверьте – Вам не нужно будет напрягаться, чтобы понять его. Понимание заполнит Вас, если Вы просто откроете себя этому чувству. И, конечно, существуют правила, необходимые к исполнению, в этом Храме искусства.
Придя в театр, выключите телефон, а не переводите его на вибро-режим. Освободите в своей жизни место для прекрасного вечера. Только Ваша искренняя заинтересованность даст Вам пропуск в мир, в котором многие еще не были.
Не приходите в театр в джинсах и футболке. Классический вечер предполагает костюм для мужчины. Если женщина выбирает платье, то принято быть в колготках, или чулках. Также, несомненно украсит Вас искренняя улыбка.
Захотев понять, Вы поймете. Захотев услышать, услышите. Захотев открыть и подарить мир прекрасного ребенку, откройтесь и примите его сами. Не стоит бояться того, что Вы не можете понять балет. Дайте возможность танцовщикам “дотронуться” до Вашей души.
Приподнимайте занавес в сказку аккуратно, не спеша. Не стоит начинать знакомство, например, с балета с «Лебединое озеро»; это замечательный спектакль, но он требует УЖЕ любви к искусству. Выберете легкий и динамичный спектакль; такой как «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Пер Гюнт».
Для малышей поставлены замечательные балетные версии: «Белоснежка», «Чиполлино». Существуют спектакли, которые танцуют детские балетные коллективы, а крохам всегда интересно наблюдать за другими детьми….
Искусство делает нас чище, искреннее, душевнее, и напоминает нам о мечте, к которой каждый из нас когда-то стремился, а потом закрутился, отложил, и в итоге, забыл о ней.
Мы спешим жить, спешим растить детей.
Душа спешащего человека закрыта, и Ваш ребенок не сможет оценить прекрасный мир, куда Вы, спеша, попали. Тот мир так и останется величественно стоять, пока Вы пробегаете мимо. Остановитесь,… чтобы успеть. Успеть ответить себе на вопрос: «Кто я? И зачем куда-то спешу?».
Воспитание любви к прекрасному не терпит спешки, и нуждается в понимании. Подарите себе и своей семье знакомство с искусством; с новым взглядом на него. И, возможно, однажды вечером Вы вдруг поймете и осмыслите что- то такое; неуловимое и прекрасное, что изменит Вашу жизнь, и я точно знаю – только в лучшую сторону.
Эстетическое воспитание в любом возрасте
Как развить способность к чувственному восприятию и лучше разобраться в красоте мира с помощью эстетической науки.
Выражение «эстетическое воспитание» может вызывать подспудное чувство протеста. Ведь каждый в глубине души уверен, что может отличить красивое от некрасивого, и что его-то чувство прекрасного — самое правильное. Однако эстетика не навязывает какое-либо понимание красоты, а помогает вырабатывать собственное — на основании теории и созерцательной практики.
Можно ли развить в себе чувство прекрасного?
Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое. Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи). А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.
Кроме того, эстетическая грамотность помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект; находить названия таким оттенкам чувств, которых вы прежде не могли сформулировать; принимать людей такими, какие они есть, больше узнавая о том, как человечество в разные эпохи понимало красоту.
История эстетики: коротко о главном
Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — «чувственно воспринимаемое». Это означает, что категории эстетического могут распространяться на всё, что человек может воспринять с помощью органов чувств. Такого рода созерцание не утилитарно — то есть, служит не пользе, а самоценному переживанию, не привязанному к практической цели.
- Античность. Первые фундаментальные представления об эстетическом оформились в Древней Греции. Античные мыслители рассуждали о гармонии в природе, красоте пропорций и ценности искусства в осмыслении мира. В теорию пропорции большой вклад внесли пифагорейцы, а Аристотель и Платон сформулировали представления, которые лежат в основе классической эстетики по сей день. Тогда были заложены ключевые для теории эстетики понятия, в частности, катарсис и мимесис. Например, говоря, что полотна абстракционистов — непонятная мазня, зритель придерживается заложенного греками меметического принципа, который предполагает, что искусство обязательно должно подражать природе.
- Средние века. Средневековая европейская эстетика соединяет античный категориальный аппарат с христианскими представлениями, которые предусматривают деление мира на чувственный и сверхчувственный. Средневековые мастера не слишком интересовались перспективой и точными пропорциями в искусстве. Им важнее было показать символическую значимость вещей, а главным эстетическим переживанием были скрытые смыслы. Схожие принципы — двухмерные изображения, обратная перспектива, несколько сюжетов в одном изображении — до сих пор сохраняются в иконописи.
- Эпоха Возрождения. Во времена Ренессанса благодаря Леону Баттисте Альберти и Альбрехту Дюреру и другим авторам получило развитие учение о линейной перспективе, которая воспроизводит «обман зрения». Реконструкция взгляда смотрящего человека тесно связана с гуманизмом и антропоцентризмом Возрождения. Большим достижением стало казаться изображение мира таким, как он видится человеческому глазу. На смену безымянным мастерам Средних веков пришла целая плеяда мастеров Возрождения, многие из которых были авторами теоретических работ о понимании прекрасного.
- Новое время. В XVII веке была популярна теория аффектов, с помощью которой описывали основные эмоциональные состояния человека и то, что их вызывает. Термин «эстетика» ввёл в употребление философ XVIII века Александр Готлиб Баумгартен. В новоевропейской эстетике центральные работы принадлежат немецким классическим философам. В сочинении «Критика способности суждения» Иммануил Кант разобрал «критику вкуса» с точки зрения способности разума к суждениям и дал трактовку основных эстетических категорий. Ещё одна важная работа — «Лекции по эстетике» Гегеля, искусство для которого является частью процесса проявления «абсолютного духа» в культуре.
- Современная эстетика. Со временем идея искусства как подражания природе стала сдавать позиции — тем более, для простого копирования появилась фотография. Огромное количество новых стилей живописи указывает на то, насколько разным может быть взгляд художника. Современная философия эстетики тоже крайне многообразна. Существуют феноменологический подход, восходящий к учению Эдмунда Гуссерля, психоаналитическая и экзистенциалистская эстетика, эстетика структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Словом, каждое направление мысли ХХ века постаралось сформировать свой взгляд на теорию прекрасного.
Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное. Эстетика, вопреки сложившемуся мнению, занимается не только красотой. Изучение того, что кажется красивым, а что — уродливым и жутким, тоже задача эстетики. Некоторые авторы полагали, что безобразное — просто отсутствие красоты, другие придерживались мнения, что отталкивающее имеет собственный эстетический потенциал. Чтобы убедиться в завораживающей силе отталкивающих образов в искусстве, достаточно взглянуть на полотна Иеронима Босха, работы немецких экспрессионистов или некоторые примеры современного перформанса.
- Возвышенное и низменное. Если красота и масштаб идеи, чей-то героизм или снимок космоса вызвают у вас замирание сердца — это определённо переживание возвышенного. Согласно Канту, возвышенное прекрасное бывает «математическим» (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и «динамическим» (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное, напротив, имеет негативную ценность и ассоциируется со скверным и недостойным.
- Трагическое и комическое. Впервые теория драмы была сформулирована Аристотелем в «Поэтике». Трагическое предполагает наличие конфликта, выходом из которого служат гибель, жертва или несчастье. Тогда как в комическом противоречие снимается через смех. Чувство облегчения после того, как хорошо посмеёшься над своими проблемами — это, с точки зрения эстетической теории, катарсическое освобождение.
Как правильно созерцать обыденное?
Ещё по этой теме :
Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь». С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств. Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.
Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.
Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту. Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании. Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми. Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.
Как научиться видеть красоту людей?
Ещё по этой теме :
Телесность стала сегодня важным предметом художественного и социокультурного осмысления. Что может лучше отражать субъективность, чем наше собственное тело? Ведь именно благодаря ему происходит чувственное восприятие. Изображения тела говорят о том, какой виделась роль человека в мире в ту или иную эпоху, и какими были стандарты прекрасного. А они менялись с каждым столетием и десятилетием.
Такой визуальный опыт пригодится не только «для общего развития», но и для того, чтобы новыми глазами взглянуть на себя и окружающих. Изучение эволюции взглядов на телесность помогает понять, насколько многообразна красота, поставляет материал для умных комплиментов другим людям и способствует избавлению от комплексов.
Как воспитать в себе эстета
Эстет видит по-настоящему прекрасное там, где ничего не замечают другие. Развить в себе чувство прекрасного трудно, но возможно в любом возрасте.
Об истинной эстетике вещей и окружающего мира мы чаще всего узнаём сами. Этому не учат в школе. Понимание эстетики — одна из отличительных черт интеллигентного человека. Внутренний эстет — та сторона личности, которую каждому предстоит воспитать в себе самостоятельно. И это путь, который вы либо избираете для себя однажды, либо обходите стороной.
Кто такой эстет
Мы не так часто употребляем это слово, а когда употребляем, приблизительно представляем его истинное значение. Эстет — человек, который различает прекрасное и безобразное, видит красивое в жизни, искусстве, окружающем мире, живёт и творит по законам красоты.
Эстеты образованны и утончённы. Они не позволят себе неподобающее поведение и не станут терпеть такого поведения. Их умение чувствовать красоту проявляется во всём: манерах, речи, одежде, интерьере квартиры, в том, чем они питаются.
Это не сверхлюди и не существа с другой планеты. Несмотря на то, что эстет — тонко чувствующий человек, воспринимающий красоту на чисто интуитивном уровне, развить чувство прекрасного в себе может каждый.
Вовсе не обязательно работать в библиотеке или музее, писать критические статьи, быть литератором или художником. Вам не нужен какой-то дар, чтобы увидеть в обычных вещах больше, чем видят другие. Внутренний эстет живёт в каждом.
Как воспитать в себе эстета
1. Слушайте классику
Начните с простого. Слушайте хотя бы по одной композиции в день. Никто не говорит, что нужно отказаться от своих музыкальных предпочтений. Для начала разнообразьте свои плейлисты творениями Бетховена, Вивальди, Шопена. Когда вы на слух станете отличать Рахманинова от Моцарта, вам захочется большего.
2. Читайте классическую прозу
Начните с русской классики. Воспользуйтесь списком Бродского, советами братьев Стругацких или списком 200 лучших книг по версии BBC. Поверьте, классики научат вас видеть красоту и докажут, что вы напрасно не взялись за них раньше.
3. Читайте поэзию
Перечитайте Пушкина, которого не в состоянии были понять в школьные годы. Переосмыслите Есенина, Маяковского, Блока, вникните в творчество Бродского, который и сейчас часто отсутствует в школьной программе.
Поэты видели красивое и безобразное. Они станут лучшими проводниками в мир эстетики. Не ограничивайтесь отечественной поэзией. Познакомьтесь с творчеством Шекспира, Фроста, Одена. Пользуйтесь переводами или попробуйте читать в оригинале.
4. Смотрите на картины великих художников
Это то, чего нам в повседневной жизни не хватает больше всего. Вместо того чтобы знакомиться с чем-то великим, мы завалили себя фотографиями смешных котиков и довольно плоским юмором.
Читайте тематические журналы, посещайте сайты и выставки, посвящённые живописи. Разберитесь, какое направление живописи нравится вам больше всего, и копайте глубже. Вы просто не представляете, насколько сильно это повлияет на ваше видение мира.
5. Откажитесь от нецензурной лексики
Нецензурная лексика — то, что загрязняет не только речь, но и мысли. Отказавшись от неё, вы повысите свой уровень культуры и освободите речь для более полезных и красивых слов.
6. Сходите в театр
Купите билеты за месяц или два и в назначенный день и час сходите на спектакль. Это будет большое событие, особенно если вы откладывали эту вылазку в течение года.
7. Разнообразьте свою культурную жизнь
Походы в кино, рестораны и кафе — это здорово. И кино само по себе — отдельный вид искусства. Но под культурной жизнью нужно понимать немного другие вещи. Выбирайтесь в музеи, галереи, на выставки и презентации. Это окажется куда интереснее и полезнее, чем выходные, проведённые дома под одеялом.
8. Переосмыслите то, что вас окружает
Часто бывает нелегко посмотреть объективно на то, что происходит в жизни. Но раз вы приняли решение воспитать в себе эстета, сделать это необходимо.
Взгляните свежим взглядом на то, во что вы одеваетесь, что носите с собой, чем пользуетесь в повседневной жизни. Можно сколько угодно слушать классику, читать Моэма утром, а Лермонтова перед сном, но если вас окружают неэстетичные вещи, вам будет трудно измениться в лучшую сторону.
Обновите гардероб, пусть он станет строже и красивее. Преобразите своё жилище, воспользовавшись советами дизайнеров и собственным чутьём. Не бойтесь экспериментировать.
9. Обновите своё меню
Еда тоже должна быть красивой. В здоровой и полезной пище своя эстетика, философия и концепция. Добавьте в меню простые и полезные блюда и поймёте, насколько сильно еда влияет на вашу жизнь.
Воспитать в себе чувство прекрасного непросто. Но это ещё один способ по-новому взглянуть на жизнь, научиться видеть и ощущать то, что недоступно другим.
Источники:
http://www.proza.ru/2013/02/27/2274
http://newtonew.com/culture/aesthetics
http://lifehacker.ru/kak-vospitat-v-sebe-esteta/