132 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как влияет на зрителя игра актеров

Игры психики: “разбор полётов” в театре

Давно уже принято считать, что театр оказывает воспитательные, развлекательные и иные функции, особенно для подрастающих поколений, тем более, если это привычные традиционные постановки с сюжетом из нетлеющей классики.

И всё же, как театр может влиять на нашу психику? Что такого он даёт человеку, что даже с повсеместным развитием кинематографа его роль не ослабевает, а где-то даже и усиливается? И полезно ли вообще, ходить в театр? Есть ли в этом толк?

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего – человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации – это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр – отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес. Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность – недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали. Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.

Как театр влияет на нашу психику?

В Древней Греции театр был настоящим институтом психологической практики. Здесь тебе и отличный способ оздоровления, и коррекция психики сопереживанием, и анонимность, и универсальная художественная идея. Уже тогда все прекрасно понимали, что театр очень сильно влияет на личность. В современном психоанализе это будет называться переводом из дистресса (стресса вредного и неприятного, ведущего к патологии) в эустресс (полезный и приятный стресс, ведущий к выздоровлению).

Как работает психологическая реабилитация театром?

Искусствовед Юрий Григорьевич Клименко размышляет над этим вопросом детально и практически.

1)Всё начинается с процесса сотворчества актёра и зрителя. Сюда входят воображение, ролевые игры, игровая свобода, разделение сознания на Я и не-Я.
2)Затем начинается перевод из дистресса в эустресс, который зиждется на механизмах психологической защиты. Сюда входят: агрессия, проекция, вытеснение, фантазия, отрицание, подавление, конверсия и др.
3)И последним приходит катарсис, который и является целью. Он возникает в результате совокупного воздействия всех вышеперечисленных механизмов, которые появлялись на разных уровнях: эмоционально-поведенческом, вегетативном, когнитивном и социально-психологическом.

Узнавание и работа над собой

Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.

Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.

Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение. И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом.

Читать еще:  Какая пенсия в Америке

Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.

Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.

Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.

Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.

Театр – это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.

Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.

Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.

Зритель – пациент?

Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.

В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом – а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.

Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках – возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.

Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).

Капля негатива в бочка позитива

Как бы там ни было, но театр – не всегда исключительно позитивный опыт. Особенно в том, что касается периода ожидания спектакля. Врач Леонид Александрович Китаев-Смык выделяет такие зрительские фобии, как публичное обнаружение своего истинного Я, страх пережить катарсис, боязнь провала любимого актёра (автора пьесы, персонажа), неудовольствия и зря потраченного времени.

Однако, даже такой негативный стресс даёт свои плоды, а именно – внутренний самоанализ. Если наблюдать за активностью мышления актёра и зрителя во время постановки, можно заметить «озарения», которые и будут теми самыми моментами самокопания.

Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.

Как влияет на зрителя игра актеров?

Во-первых, это позволяет зрителю проникнуться фильмом, потому что всё кажется таким реальным. Если человек не задумывается о том, что перед ним актеры, которые отыгрывают свою роль, значит (скорее всего) это хорошие актеры. А если актер кривляется, излишне гипертрофирует эмоции или наоборот не доигрывает в нужный момент, то зрителю может стать неприятно, смешно от нелепости или игра актера начнет вызывать раздражение из-за испорченного момента.

Во-вторых, чувствительные люди перенимают чужие эмоции. Как дети в группе могут начать плакать только потому, что один из них это начал. Если у актера заразительный смех и искренняя улыбка, то и мы можем начать улыбаться. Если актер хорошо играет мерзкого персонажа-злодея, который вызывает агрессию и отвращение, то мы с легким сердцем встанем на сторону протагониста.

Актеры – это самый важный инструмент передачи эмоций и атмосферы для зрителя.

Читать еще:  Какие бывают виды поцелуев

Другие интересные вопросы и ответы

Ток-шоу Решала на Че. Реальные истории или вымышленные?

В ток-шоу Решала принимают участие реальные люди или актеры?

С 21 августа на телеканале Че выходит новое реалити-шоу “Решала”.

Ведущий шоу блогер Влад Чижов на примерах будет рассказывать, как поступать в той или иной ситуации когда вы стали жертвой мошенников.

В анонсах к программе говорится, что в выпусках шоу будут показаны настоящие истории реальных людей. И им всем поможет “Решала” ,то есть Влад Чижов.

Знаете, в Битве экстрасенсов тоже вроде бы маги участвуют. Но мы то прекрасно знаем, что их не бывает. Так и здесь, возможно говорят одно, а на самом деле все с режиссировано, а в программе снимаются неизвестные актеры. Лично у меня сложилось такое мнение. Как-то все неправдоподобно круто все у этого “решалы”.

Ответьте, пожалуйста) по искусство, задали. В описании

1) Театральные декорации разделяются на два вида — жесткие и мягкие. Жесткие декорации могут быть объемными, полу объемными и плоскими. Кроме этого, они делятся на обыгрываемые и не обыгрываемые. Обыгрываемыми элементами оформления называются те, которые используются актерами во время действия, — это декорационные станки, лестницы, перила, деревья, дверцы шкафов и т. д. Мягкие декорации бывают живописными, аппликационными, драпированными и гладкими.

Как человек решает, что ему нужно в актеры?

Какие актеры вас безумно раздражают и почему?

Хлоя Морец. У этой молодой мадам безэмоциональное лицо. Фильмы, которые мне посчастливилось с ней посмотреть вторичные настолько, насколько возможно. Я не претендую на человека, который изучал ее творчество досконально, но вещи, которые я с ней видела были ужасны.

Стоит признаться, что мальчик, который мне нравился в 15 ее просто обожал и показывал мне фильмы с ней. Чтобы построить “крепкие отношения” я все смотрела и поддакивала. Возможно, это добавило масла в огонь. Теперь я обхожу фильмы с ней стороной.

Как работает театр и что обычно остается скрыто от глаз зрителя

В создании любого спектакля принимают участие десятки человек , но зритель , приходя в театр , не видит их работы , а наблюдает только за игрой актеров. Пока они проживают свои роли на сцене , за кулисами работают механизмы , перемещаются и меняются декорации , включаются и выключаются световые приборы и появляется звук. Все это не менее важно для того , чтобы постановка состоялась. Что и как обычно происходит за сценой , пока зритель сидит в зале , мы покажем на примере одного из самых современных и технически оснащенных театров региона — Молодежного театра Алтая.

Согласно проекту во время реконструкции театра в 2009—2011 годах его площадь увеличилась в два раза. Там была построена сценическая коробка , увеличена площадь сцены , появились балконы и амфитеатр. Строителям предстояло реконструировать 4,6 тыс. кв. м площади. Стоимость проекта составляла 595,5 млн. рублей

Татьяна Данильченко,
актриса Молодежного театра Алтая:

Мы приходим за два часа до спектакля. Делаем прическу , потом гримируемся , одеваемся. Бывают спектакли , в которых приходится менять костюмы по нескольку раз. Например , в спектакле «Свет-Луна» мне приходится делать это трижды. Переодеваться надо очень быстро: есть максимум две минуты , чтобы на всех парах добежать от сцены до гримерной , переодеться и вернуться назад. Бывает , что в спектакле не требуется переодеваться , но нужно спуститься на цокольный этаж и появиться на сцене из люка. Тоже приходится бегать очень быстро. Еще перед появлением на сцене нужно успеть проверить , как ты выглядишь.

Во время спектакля важно не забыть , как нужно двигаться по сцене , и не перепутать слова. Потому что на наши движения и реплики ориентируются другие. Например , ты забыл сказать фразу , а она была сигналом , чтобы включить какой-то софит или поставить нужную музыку. Поэтому нужно быть готовыми импровизировать.

Сцена

Параметры: под сценой находится помещение , в котором расположен механизм , приводящий в движение поворотный круг. Туда же идут актеры , чтобы появиться на сцене из люка. Для этого под сценой установлены три лифта ( каждый из них может поднять до 150 кг; на фото) и две деревянные лестницы.

Высота сцены 18 метров , ее ширина — 16 метров , глубина — 17 метров.

Что происходит до спектакля: на сцене устанавливают декорации , проверяют работу всех механизмов.

Что происходит во время спектакля: инженеры контролируют движение лифтов и круга. Они же следят за тем , чтобы вовремя открывался занавес , менялись декорации. Все команды им подает помощник режиссера.

Сколько человек занято в работе: 11 работников технических служб заняты в обслуживании спектакля.

Помощник режиссера

За то , чтобы спектакль начался вовремя , на сцене были нужные декорации , свет и музыка включались и выключались только тогда , когда это необходимо , а актеры появлялись на сцене в нужный момент , отвечает помощник режиссера. Этот человек наблюдает за ходом спектакля из-за кулис , держит связь со всеми цехами , дает команды им и актерам.

Параметры: в дальней части зрительного зала находится два окошка. Одно из них ведет в звуковой цех. Оттуда звукорежиссер управляет всем оборудованием. Композиции воспроизводят цифровые магнитофоны с обычных СD-дисков. Чтобы актеров было лучше слышно , над сценой размещены микрофоны-подвесы. Их опускают , если в зале шумно , такое обычно бывает на детских спектаклях. Для некоторых спектаклей требуется установка дополнительных микрофонов на сцене. Актерам также могут понадобиться напоясные петлички. Одновременно может работать до 20 таких микрофонов.

Читать еще:  Что помогает для похудения

Что происходит до спектакля: работа звукового цеха начинается за несколько часов до появления зрителей в зале. Специалист подключает микрофоны , подготавливает другие звуковые устройства. За час до начала спектакля включает фоновую музыку в фойе , а также по команде помощника режиссера подает звонки , приглашающие в зал.

Что происходит во время спектакля: для каждого спектакля в компьютере записана программа , которая автоматически запускает пульт. Она управляет работой микрофонов: корректирует громкость , подавляет шумы и сводит звук воедино. Музыку работники цеха включают и выключают согласно партитуре , составленной для каждого спектакля , они ориентируются на действия и слова актеров и на команды помощника режиссера.

Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.

Параметры: осветительный цех находится рядом со звуковым. Сцену освещают 250 ламп. На каждом спектакле задействовано примерно 80 из них.

Над сценой находится четыре плана софитов , по бокам на сцене фонари закреплены на металлических башнях. На потолке в зрительном зале висит лобовой свет , подсвечивающий лица актеров. На балконах второго этажа расположены лампы , которые по необходимости могут быть направлены как на лица , так и на декорации. С их помощью можно также вырезать разные фигуры светом. Иллюзии осветителям помогают создавать дым-машины и стробоскопы.

Что происходит до спектакля: после установки декораций работники цеха особым образом направляют каждый из софитов , чтобы он подсвечивал нужную в этом спектакле часть сцены. Если фонарь поставлен неправильно или не вовремя выключен , у актера могут «пропасть» голова или ноги.

Что происходит во время спектакля: включается , выключается и регулируется свет с помощью осветительного пульта. Для осветительных приборов прописаны программы , но включаются они вручную: определенный софит работает , только когда нажмешь нужную кнопку. Друг с другом осветители связываются с помощью рации.

Сколько человек занято в работе: обязанности распределены между тремя работниками.

Декорации и реквизит

Параметры: за декорации и реквизит отвечают разные цехи.

Что происходит до спектакля: монтировщики начинают работу самыми первыми. В их обязанности входит подготовка нужных для спектакля декораций и их установка на сцене. Эта работа , как правило , занимает несколько часов. Затем к работе приступают реквизиторы. Чтобы найти на складе нужные для этого спектакля предметы , подготовить и расставить их на сцене и за кулисами , нужно не менее часа. Вместо вина актеры на сцене пьют соки , а вот еда на сцене настоящая , ее тоже готовят работники этого цеха.

Что происходит во время спектакля: если необходимо что-то переставить , монтировщики появляются на сцене на несколько секунд и меняют положение декораций. Реквизиторы подают актерам нужные предметы.

Сколько человек занято в работе: в реквизиторском цехе работают три человека , в монтировочном — пять.

Костюмы

Параметры: для спектакля требуется от 15 до 30 костюмов , каждый из которых состоит из 3−5 вещей. Костюм сшит на конкретного актера в пошивочном цехе , обувь сапожники также изготавливают индивидуально.

Что происходит до спектакля: вся одежда и обувь хранится в трех больших костюмерных. Работники этого цеха заранее находят необходимую для постановки одежду и выдают ее актерам.

Что происходит во время спектакля: если во время спектакля актеру нужно переодеться , костюмер ждет его в гримерной , готовит костюмы и помогает сменить одежду.

Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.

Кроме постановочной группы над созданием каждого спектакля работают

  • Декорационный цех
  • Столярный цех
  • Пошивочный цех
  • Радиоцех
  • Осветительный цех
  • Костюмерный цех
  • Реквизиторский цех
  • Монтировочный цех
  • Парикмахерско-пастижерный цех

Вместимость зала ( количество мест)

  1. Государственный академический Большой театр России 1740
  2. Алтайский краевой театр драмы 711
  3. Нижегородский государственный академический театр драмы 705
  4. Алтайский краевой театр музыкальной комедии 680
  5. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» 500
  6. Молодежный театр Алтая 465

Кроме основного зала , в Молодежном театре Алтая работает камерная сцена , рассчитанная на 156 зрительских мест. В 2014 году появилась экспериментальная площадка театра — «Пятый угол» — на 50 мест.

Из истории театра

1958 Создание первого на Алтае театра для детей , основателями которого стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин.

21 ноября 1958 года театр открыл свой первый сезон спектаклем «Именем революции» по пьесе Шатрова , премьера которого состоялась на сцене клуба меланжевого комбината. Вскоре театр получил собственную сцену в помещении клуба УВД.

1964 Переезд ТЮЗа в здание краевого Дворца пионеров.

1999 Театру передано здание бывшего ДК Барнаульского меланжевого комбината.

2000 Алтайский государственный театр для детей и молодежи переименован в Молодежный театр Алтая.

2011 Торжественно открыто собственное здание театра , реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК меланжевого комбината.

Цифра

В труппе театра 34 артиста. Всего в Молодежном театре Алтая работают 186 человек.

Источники:

http://biletsofit.ru/blog/igry-psihiki-razbor-polyotov-v-teatre
http://ask-unknown.ru/filosofiya-i-mirovozzrenie/kak-chelovek-reshaet-chto-emu-nuzhno-v-aktery/
http://altapress.ru/afisha/story/kak-rabotaet-teatr-i-chto-obichno-ostaetsya-skrito-ot-glaz-zritelya-147032

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: