Как стать чиновником в России
Государственная служба: суть, преимущества, вузы
ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
- Автор:
- Анна Микрюкова
- Дата публикации:
- 30.11.2018
Сделав выбор в пользу государственной службы, вы бы будете работать не только ради своего карьерного роста, но и на благо всей страны и наших сограждан. Ведь именно от работы госслужащих напрямую зависит социальное благополучие всех слоев населения. Помимо этого, у госслужбы есть свои преимущества в виде социального пакета. Существуют академии госслужбы для подготовки кадров в этой области. В нашей статье мы поговорим о том, какие виды государственной службы бывают, в чем ее суть и где учиться.
В чем заключается работа госслужащих?
Работа госслужащим подразумевает большое количество должностей в разных отделах и департаментах государственных органов Там работают руководители отделов, советники, помощники руководителя, специалисты в различных областях.
Государственная служба делится на:
- Федеральную государственную гражданскую службу. Сотрудники, которые несут службу в федеральных органах власти и получают зарплату из федерального бюджета.
- Региональную государственную гражданскую службу. Госслужащие, занятые в органах власти субъектов РФ. Они обычно получают зарплату из регионального бюджета, в отдельных случаях из федерального.
Преимущества и недостатки работы в госслужбе
Вопреки всеобщему мнению, зарплата в госорганах невелика. В зависимости от региона средняя зарплата госслужащего 20 000 – 30 000 рублей. Есть руководящие должности, на которых зарплата выше, но на них сложнее устроиться. Но всё же у службы в государственных органах есть свои преимущества:
1. Стабильность. Ни кризисы, ни сложная экономическая ситуация не повлияют на вашу работу. В то время как любая коммерческая структура зависит от стабильности в экономике, курса валют, роста цен на бензин, у госслужащего всегда будет работа со стабильной зарплатой.
2. Пенсионные отчисления. Конечно, у всех госслужащий «белая» зарплата и соответственно отчисления в пенсионный фонд высоки-е, что гарантирует достойную пенсию в будущем.
3. Карьерный рост. Если вы хорошо выполняете свою работу, то вам практически гарантировано повышение по службе со временем.
4. Социальные льготы. Это один из самых приятных пунктов. Льготы госслужащих делятся на:
- Дополнительные выплаты и отпуск:
• Надбавка за выслугу лет;
• Надбавка за особые условия службы;
• Надбавка за работу с государственной тайной;
• Единовременная выплата к отпуску в размере двух зарплат;
• Помимо законных 30 (вместо 28 дней у гражданских лиц) отпускных дней в году, госслужащие имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней в зависимости от стажа.
• Госслужащим предоставляют жилье, если у него нет собственного, или компенсируют арендную плату;
• Чиновник может рассчитывать на субсидию от государства для приобретения собственной квартиры;
• Скидка на коммунальные услуги;
- Дополнительная пенсия за выслугу лет
- Скидка на проезд либо компенсация за использование личного автомобиля
- Бесплатное лечение в ведомственных лечебных учреждениях
- Отдых в ведомственных санаториях и пансионатах со скидкой.
Помимо всех привилегий, работа в госслужбе накладывает также свои ограничения. К ним относятся:
- Госслужащим не разрешается заниматься коммерческой деятельностью, не должны каким-либо образом содействовать предпринимателям и коммерческим организациям.
- Нельзя покупать акции или прочие ценные бумаги для дополнительного дохода.
- Чиновники не могут участвовать в забастовках и других мероприятиях подобного характера.
- Человеку на госслужбе запрещено разглашать информацию о своей работе, особенно если это касается государственной тайны.
- Госслужащие не имеют права брать какие-либо ценные подарки, это преследуется законом.
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, преимущества в государственной службе существенно весомее. Поэтому работа в органах государственной власти достойна того, чтобы поступить в академию государственной службы и трудиться ради благосостояния своей страны.
Как видите, в государственной службе есть масса преимуществ, ради которых стоит пытаться устроиться в гос. учреждения. Невысокая зарплата может быть компенсирована дополнительными выплатами, и ваш средний доход будет намного выше, плюс экономия на аренде, транспорте и коммунальных услугах.
Как стать госслужащим?
В соответствии с ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” 79-ФЗ от 27 2004 занять место госслужащего может любой совершеннолетний гражданин РФ, который владеет русским языком и обладает соответствующей квалификацией. Квалификация подразумевает под собой высшее образование и опыт работы. На каждую вакансию в госслужбе проводится конкурс. Список вакансий можно найти на официальном сайте госслужбы.
Для того чтобы поступить на службу в госучреждение, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Собрать пакет документов. Как правило, к ним относятся:
- Паспорт + копия
- Диплом о высшем образовании + копия
- Медицинская справка
- Справка об отсутствии судимости
- Справка о предоставлении доходов в налоговую службу
- Фотографии 3х4
В зависимости от вакансии и региона список документов может меняться и дополняться. Полный список можно найти в описании вакансии. Поскольку вы можете участвовать в конкурсе вакансии в другом регионе, первичная подача документов возможна в электронном виде. Это будет первый этап конкурса
2. Подготовиться к очному конкурсу. Обычно помимо ваших профессиональных навыков, вам будут задавать вопросы на знание Конституции РФ и законов, регламентирующих деятельность муниципальных учреждений в данном регионе. Для этого вам необходимо зайти на сайт того органа, куда вы устраиваетесь, и изучить всю информацию. На это уйдет немало времени, поэтому лучше подготовиться заранее.
3. Пройти очный конкурс. Он может состоять из двух этапов:
- Личное собеседование;
- Прохождение теста на знание законов, анкетирование или написание реферата и прочее.
После прохождения всех этапов трудоустройства на государственную службу, вам сообщат результаты в течение 30 дней – это период проведения конкурса. На основании собранных данных о кандидатах специальная комиссия проводит голосование. Если вас не выбрали в этот раз, не расстраивайтесь, вы можете попасть в кадровый резерв и в дальнейшем на другую вакансию вам не придется проходить все этапы заново.
Некоторые считают, что без знакомств и связей на госслужбу вас не возьмут. Это заблуждение, в наши дни правительство серьезно борется с коррупцией, и комиссия для принятия решения о найме создается из представителей разных органов власти различных регионов. Конечно, устроиться на государственную службу сложно, но это абсолютно реально, не имея связей в высших инстанциях.
Куда пойти учиться на эту профессию?
Для того чтобы ваша квалификация соответствовала требованиям работы в госслужбе, необходимо иметь диплом об окончании академии государственной службы или другого высшего учебного заведения.
Основной программой подготовки госслужащих является 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Эту программу можно пройти в следующих вузах:
Но этим направлением госслужба не ограничивается. Существует также военная госслужба, которая предусматривает разнообразные программы подготовки. Рассмотрим программы подготовки в Академии Федеральной службы безопасности России, филиалы которой находят во многих регионах страны. На следующие военные специальности принимают исключительно юношей:
- 10.05.01 Компьютерная безопасность
- 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем
- 10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности
- 10.05.06 Криптография
- 10.05.07 Противодействие техническим разведкам
- 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
- 45.05.01 Перевод и переводоведение
Военная госслужба может быть и доступна девушкам реализуется в Федеральной службе исполнения наказаний. В число специальностей, которые подходят девушкам, входят:
- 40.05.02 Правоохранительная деятельность
- 40.03.01 Юриспруденция
Госслужба не всегда проста и устроиться в органы власти бывает сложно, но помимо очевидных преимуществ государственной службы, на вас будет лежать ответственность за будущее страны в целом. В идеале, задача чиновника – стараться делать всё для людей: безопасность, социальная защита и помощь государства.
Правила личной гигиены: как стать чиновником и избежать тюрьмы
Последние два года ознаменовались рекордным количеством уголовных дел, возбуждаемых в отношении чиновников исполнительной власти высшего уровня. Владимирская, Ивановская, Новгородская, Челябинская, Кемеровская области, Краснодарский и Приморский край отличились уголовными делами сразу в отношении нескольких своих вице-губернаторов. Республики Коми и Марий Эл, Удмуртия, Новосибирская, Сахалинская, Челябинская, Брянская и Курская области лишились своих руководителей. Дела в отношении региональных министров, мэров крупных городов и вовсе стали чем-то обыденным.
Безусловно, в современной России коррупция находится на высоком уровне — чтобы исправить ситуацию требуются решительные меры. Но, практика показывает, что уголовные дела не всегда являются результатом добросовестной работы правоохранительных органов, значительное их количество используется лишь в качестве инструмента политической борьбы или передела сфер влияния. Многие такие дела с точки зрения доказательств выглядят сомнительными, а обвинения – надуманными. Попробуем взглянуть на происходящее глазами юриста, проанализируем, какие инструменты уголовного права на сегодняшний день являются наиболее применяемыми при устранении высокопоставленных чиновников и что необходимо учитывать тем, кто занимает или намерен занять их кресло?
Получение взятки или мошенничество
Самым распространенным на сегодняшний день способом устранения чиновника является обвинение в получении взятки — наказание по этой статье уголовного кодекса (УК) достигает 15 лет лишения свободы. Однако, если будет установлено, что действия (бездействие) должностного лица, за которые была передана взятка, не входили ни в его служебные полномочия, ни в сферу влияния, они могут быть квалифицированы как мошенничество.
Анализ уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников подтверждает, что в последнее время правоохранительные органы и суды изменили подход к необходимому объему доказательств по преступлениям коррупционного характера. В начале 2000-ых годов суды и прокуроры требовали от следователей неопровержимых доказательств вины чиновника, взятия его «с поличным». Сегодня же ценность доказательств отошла на второй план. Оперативники, задерживая высокопоставленного чиновника, немедленно заявляют об этом в СМИ, предоставляя для последних кадры оперативной съемки обыска, иной раз с явными признаками монтажа. Видеоряд в таких случаях может быть дополнен кадрами с предметами роскоши, которых у чиновника могло и не быть. Цель одна — создать имидж «классического» коррупционера в глазах общественности. Такие кадры оказывают существенное влияние не только на телезрителей. Судьи и прокуроры также становятся заложниками таких «сливов».
Сегодня для возбуждения в отношении чиновника уголовного дела зачастую бывает достаточно лишь показаний заинтересованного лица, заключившего сделку со следствием. Пойманный «с поличным» чиновник среднего звена или бизнесмен, под обещание максимального смягчения наказания либо освобождения от него, нередко соглашается дать нужные показания на должностное лицо. Но такие дела могут возбуждаться лишь для «входа». Если версию заинтересованного лица о передаче взятки подтвердить иными доказательствами не получается, следователи тщательно изучают всю жизнь чиновника — какие сделки совершал, какие блага получал, за чей счет ездил в отпуск. Вероятность того, что какую-либо сомнительную сделку удастся представить как новый эпизод преступной деятельности, имеющий судебную перспективу, в таком случае повышается.
Примером является дело в отношении заместителя губернатора Ивановской области Дмитрия Куликова. Сначала он был обвинен в получении взятки от мэра города Иваново. Доказательством служили одни лишь показания мэра, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве. В дальнейшем, в отношении Куликова был возбужден второй эпизод — получение взятки от местного бизнесмена в виде автомобиля и оплаты расходов на сотовую связь за общее покровительство многомиллиардному государственному проекту.
Еще более эффективным является использование подстрекателей. Такие лица, как правило, либо имеют заключенный с оперативниками «контракт» на осуществление подобной деятельности на постоянной основе, либо по какой-то причине вынуждены так поступать. Задача подстрекателя, как правило, состоит в том, чтобы любым способом побудить должностное лицо помочь в сложной жизненной ситуации, искусственно вызывая чувство сострадания и жалости, настойчиво предлагая вознаграждение за оказанную помощь. Несмотря на то, что в уголовном кодексе имеются статьи, предусматривающие ответственность за лжесвидетельство и провокацию взятки, правоприменительная практика в национальных судах по ним практически отсутствует.
Превышение полномочий
Привлечь к ответственности за взятку чиновника, который ведет себя осмотрительно и аккуратно, избегает получения каких-либо подарков за помощь, оказываемую посторонним лицам и даже жестко пресекает любые попытки «отблагодарить» его, — задача не из простых. В таких случаях оперативники могут переключиться на его служебную деятельность, ведь вероятность найти огрехи в работе этого человека или его подчиненных весьма велика — сейчас редкое министерство или ведомство работает идеально.
Одним из самых распространенных видов превышения полномочий является подписание чиновником актов выполненных работ или оказания услуг, на основе которых происходит списание бюджетных средств, в случаях, если такие работы не были выполнены полностью. При этом следователи проверяют, какой объем работ или услуг был фактически выполнен на момент их приемки. Назначаются строительные или бухгалтерские экспертизы, подробно допрашиваются лица, осуществлявшие выполнение работ.
Для злоупотребления полномочиями больше характерны случаи, когда чиновник заключает контракт с подконтрольной ему организацией в нарушение установленных регламентов. Нередко возбуждению таких уголовных дел предшествует проверка органов ФАС, которые тесно сотрудничают с ФСБ и МВД РФ. Органы ФАС устанавливают факт нарушения антимонопольного законодательства, а оперативные структуры доказывают наличие преступного сговора между чиновниками и предпринимателями.
Нередко обвинения в злоупотреблении или превышении полномочий предъявляются чиновникам под явно надуманным предлогом.
Примером такого обвинения является уголовное дело в отношении министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Елены Вавиловой, которая была обвинена в превышении полномочий, выразившимся в том, что она заключила ряд договоров о приобретении лесных насаждений для государственных нужд, но по назначению их не использовала, а продала третьим лицам по цене, значительно превышающей изначальную. Несмотря на то, что денежные средства, вырученные от реализации леса по рыночной цене, в полном объеме поступили в бюджет, в отношении министра было возбуждено уголовное дело. Преступным мотивом действий Вавиловой, по мнению следователей, явилось её желание к достижению высоких результатов эффективности министерства, а также поддержание своего престижа, как руководителя.
Поддержание престижа руководителя ведомства, как преступный мотив, стало очень популярным в последнее время. Такая же формулировка была указана и в обвинении вице-губернатора Ивановской области Светланы Романчук, стремившейся ликвидировать применение схем по хищению государственных денег недобросовестными руководителями медучреждений. По версии следователей, она злоупотребила должностными полномочиями, рекомендовав главным врачам подведомственных учреждений заключать договоры на обслуживание медицинской техники с конкретной организацией, принадлежащей области.
Выводы
Я перечислил лишь некоторые из дел, с которыми сталкивался лично, но уверен, что в практике подобных случаев много. К сожалению, для современной России устранение политических конкурентов с использованием уголовно-правовых инструментов — не новшество. Подобные действия имеют место на всех уровнях государственной власти. Общий негативный фон, сопровождающий возбуждение необоснованных уголовных дел, отбивает у действительно эффективных предпринимателей и руководителей любое желание близко подходить к органам государственного управления или взаимодействовать с бюджетными учреждениями, а у действующих чиновников – принимать хоть какие-то меры по вытягиванию страны из кризиса. Наиболее безопасной сегодня для чиновника становится стратегия «ничегонеделания», поскольку максимальным наказанием за имитацию бурной деятельности будет лишь увольнение.
Перечисленные ниже рекомендации безусловно не являются панацеей от необоснованного уголовного преследования, однако, по моему мнению, могут существенно снизить риск привлечения чиновника к уголовной ответственности.
- Ни при каких обстоятельствах не принимать исполнение работ или оказание услуг без их фактического исполнения. Неважно, какие задачи поставлены. Тот факт, что акты выполненных работ подписаны авансом, а в дальнейшем эти работы выполняются, не будут свидетельствовать об отсутствии признаков преступления на момент его совершения – при перечислении денежных средств.
- Тщательно контролировать соблюдение процедур и регламентов заключения договоров или издания распорядительных актов. Показания подчиненных сотрудников о том, что они допустили нарушения по указанию своего руководителя, при отсутствии доказательств обратного, лишь усугубят положение чиновника.
- Обращать особенное внимание на случаи возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников ведомства или руководителей компании, имеющей заключенные соглашения с государственной или бюджетной организацией. Практически всегда заподозренным сотрудникам или предпринимателям предлагается сделка – показания на вышестоящего чиновника в обмен на смягчение наказания. Будут ли такие показания соответствовать действительности – значения не имеет, закон в отношении доказательств предусматривает только два критерия – относимость (имеет ли доказательство отношение к делу) и допустимость (получено ли оно в соответствии с законом). Достоверность показаний следователи и суд оценивают исключительно по собственному внутреннему убеждению.
- Проявлять должную осмотрительность в борьбе с коррупцией. Нередко вновь пришедший на должность чиновник слишком рьяно начинает выявлять схемы по хищению бюджетных средств, направляя обращения в компетентные органы по выявленным фактам, не принимая во внимание тот факт, что организации, замешанные в преступных схемах, могут пользоваться покровительством со стороны силовых структур. В таком случае уголовное преследование может начаться в отношении самого чиновника для его устранения. Нет никакой необходимости самому трубить про выявленную коррупционную схему, чиновнику тут смогут помочь журналисты, если наладить с ними нормальные рабочие отношения.
- Соблюдать гигиену в отношениях личного имущественного характера. Любое получение выгоды в виде аренды имущества безвозмездно или по заниженной цене, получения услуг имущественного характера, отпуск или даже проведение корпоративов за чужой счет могут повлечь обвинение в коррупции. В случае, если будет установлено, что лицо, за чей счет был банкет, получило благоприятствование со стороны чиновника или госучреждения, и такие действия находились в прямой причинно-следственной связи между собой, опровергнуть обвинения будет крайне непросто.
Как стать чиновником в России
Из числа тех, кто мне были знакомы (имена называть не буду), по их карьерам могу сказать, что есть всего два варианта:
- Знакомитесь с любым другим коррумпированным чиновником (в идеале из «Единой России»), ведете с ним неформальную дружбу (выпиваете, ездите на шашлыки и кататься на лыжах за рубежом), если вы человек благонадеждный, то рано или поздно он сам вас втянет в преступный сговор, где вы распилите с ним большие бабки. После этого, на вас будет компромат и ваша карьера тут же резко полетит вверх. Со всех сторон на вас посыпется признание, слава и деньги. Минус в том, что сойти с этого поезда уже будет нельзя, так как на вас уже есть компромат, а значит, дороги всего две: либо оставаться в системе и дальше грабить социально незащищенные группы малоимущего населения России (если вам позволяет совесть), либо – тюрьма. Ещё вы можете попасть в тюрьму в случае революции, но ваша работа, в том числе, должна предусматривать предотвращение переворота.
- Знакомитесь с любыми другими депутатами с наиболее незашкваренной репутацией (очевидно оппозиционными, но в идеале – ещё и не из системных партий). Помогаете им как волонтер (бесплатно), участвуете во всех их инициативах по улучшению жизни в стране. Параллельно вас прессует власть в лице «Единой России» и коррумпированные силовые структуры. Вас регулярно арестовывают, дома проводят обыски, строят козни по любому надуманному поводу и всячески губят жизнь. Если хватит вашей стойкости и компетентности – то вы обретёте популярность в этом оппозиционном сообществе, а следовательно, вами заинтересуются. В итоге, предложат первые гонорары и помогут набрать популярность уже среди населения. Ну, а там дальше-больше и дороги тоже всего две (только их выбор уже не за вами, а зависит лишь от удачи): либо вы дальше строите карьеру, получая признание, славу и деньги (правда, гораздо меньшие, чем в первом случае), либо на вас фабрикуют дело и отправляют за решетку. Есть, правда, ещё третий вариант: «договориться» с властью, став чиновником первого типа, когда сфабрикуют дело. Однако, раз уж вы изначально пошли по второму пути, то вряд ли совесть вам позволит. Тем более, что в этом случае, вам нужно быть ещё более бессовестным, чем если бы вы изначально пошли первой дорогой. Так как, если вы переобуетесь, то ваши же бывшие соратники вас быстро разоблачат, а вам, в свою очередь, придётся отдавать «указку» на то, чтобы уголовные дела сфабриковали на ваших бывших соратников, открывших вам путь в большую политическую карьеру. Хватит ли вам духу?
Источники:
http://propostuplenie.ru/article/gosudarstvennaya-sluzhba-sut-preimushchestva-vuzy/
http://www.forbes.ru/biznes/356009-pravila-lichnoy-gigieny-kak-stat-chinovnikom-i-izbezhat-tyurmy
http://yandex.ru/q/question/kak_stat_chinovnikom_i_ili_deputatom_v_s_8852797d/?answer_id=791618