0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимать кино

Как снять короткометражный фильм: 10 полезных советов

Мы запускаем новую рубрику полезных советов от талантливых людей, и открывает её режиссер Михаил Бородин, чей короткометражный фильм «Я нормальный» в этом году попал в конкурс «Недели критики» Каннского кинофестиваля

Нужно ли профильное образование, чтобы снять фильм?

Не обязательно, но учиться нужно все время, это может быть все что угодно, от статей и роликов на YouTube до какой-то работы на площадке.

Стоит ли учиться на режиссерском в России?

На режиссерском, может, и не стоит, но гуманитарное образование получить надо обязательно, так или иначе вы будете иметь дело с текстом, контекстом, смыслом и изображением. Чтобы внятно выражать свою мысль и формулировать образы, нужно знать литературу, живопись, социологию и т.д. Я очень сомневаюсь, что режиссуре можно научить, скорее можно научить каким-то техникам и приемам, но, применяя их, режиссером можно не стать.

С чего начать съемки своего первого короткометражного фильма?

Начать, конечно, нужно со сценария. Не стесняйтесь советоваться и консультироваться с редакторами, сценаристами, режиссерами, благо все они в ближайшей доступности в соцсетях. Напишите сценарий и соберите команду из своих друзей или при помощи объявления в соцсети. Очень важно для первого фильма попробовать себя во всем, от продюсирования до монтажа и записи звука. Чтобы в следующий раз знать, о чем говорить с теми людьми, которые будут работать с вами на ваших проектах. Не бойтесь первой работы и не вкладывайте в нее все, что у вас есть, а тем более много денег.

Что делать, если нет денег, и нужно ли финансирование?

Кино – самый дорогой вид искусства, и, конечно, деньги нужны, например, на то, чтобы довезти актеров и накормить съемочную группу, но это могут самые минимальные вложения. Попробуйте написать в продакшены, не обязательно тем, кто занимается кино, например, в рекламные, попросить помощи, у них есть организационная база. Они могут помочь организовать кастинг или дадут камеру и свет, все что угодно. Это уже часть бюджета вашего фильма. Попросите родственников и друзей помочь вам, у кого-то есть машина и свободные выходные, бабушка может напечь пирожков, это тоже покроет часть расходов. Попросите рукастого дядю сделать вам тележку-каталку вместо долли. Ищите решения – самые очевидные и не очень.

Если нет своей оригинальной идеи, где искать сценаристов?

Журналы, паблики во «ВКонтакте», сайты и форумы, институты и киношколы – везде есть сценаристы, желающие экранизировать свой текст, напиши им. Или возьмите рассказ, повесть или пьесу и адаптируйте. Или возьмите заголовок статьи или саму статью. Каждый день в мире происходят тысячи историй, возьмите любую, изучите. Есть такое упражнение: возьмите 3-5 новостных заголовков и выпишите микс, из одного можно взять героя, из другого – происшествие, из третьего – место и время действия. Криминальное чтиво по такому принципу и написано или потрясающий «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ. Рассказывайте о том, что вас волнует.

Михаил Бородин

Обязательно ли снимать на профессиональное оборудование или можно, как Содерберг, все снять на iPhone?

Обязательно снимать качественно, а какое оборудование вы для этого используете, не очень важно. Можно снимать на айфон, но он налагает ряд ограничений, например перевод фокуса, но если правильно использовать то, что у вас есть, и того будет достаточно, главное ведь – идея. Например, фильм Игоря Поплаухина , получивший приз в Каннах, «Календарь» снят на фотоаппарат с прошивкой (специальное программное обеспечение, которое позволяет снимать не сжатое видео).

Где найти актеров?

В театрах, театральных и киновузах, в пабликах в соцсетях. Заходите на сайты театров, у всех есть раздел «труппа», ищите там, если кто нравится, находите в соцсети и предлагайте роли. Давайте объявления с референсами и описанием типажа, люди будут посылать вам свои фотографии и видео. Ходите на студенческие курсовые или дипломные спектакли, знакомьтесь с актерами.

Я снял фильм, а теперь что с ним делать?

Отправить на фестивали, их очень много. Я бы советовал проконсультироваться с хорошим фестивальным агентом, например «Фестагент», не обязательно покупать у них пакет услуг, просто часовая консультация вам откроет целый мир возможностей и нюансов, которые нужно учесть при подаче на фестивале.

Как попасть со своим фильмом на кинофестиваль?

Как минимум отправить его. Повторюсь, фестивалей очень много, везде разный контекст, программы и предпочтения, везде разные люди, отбирающие фильмы, если не взяли на десять фестивалей – возьмут на одиннадцатый.

Твой главный совет начинающим режиссерам.

Как снять свой первый фильм и не облажаться? Отвечают кураторы конкурса мобильного кино

Режиссер («Русалка», «Про любовь», «Фея»), продюсер и сценарист

Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают дебютанты при создании первого фильма?

Попытка внести весь свой жизненный опыт, все свои знания и чувства в первый фильм. Это самая распространенная ошибка. А еще вера в то, что все кадры, которые ты отснял, обязательно должны войти в фильм. Ну и ощущение, что кругом одни враги, которые хотят разрушить твою драгоценную идею своими предложениями .

Какой из этих ошибок дебюта вам самой не удалось избежать в первом фильме?

Всех этих ошибок мне и не удалось избежать.

Производство фильма всегда путь от идеального замысла к достигаемому результату, который меняется в процессе? Как не переживать по этому поводу?

Радоваться тому, что есть этот путь, и это самое интересное и мистическое, что могло вообще с тобой произойти. Радоваться тому, что ты становишься свидетелем, как из маленькой идеи, рожденной внутри тебя, прорастает какое‑то самостоятельное произведение, которое к концу пути даже и не очень имеет отношение к этой первоначальной идее. Радоваться тому, что путь намного интереснее результата.

На какие уступки ни в коем случае не стоит идти дебютанту?

Делать что‑то, во что ты не веришь. Этого не стоит делать никому — дебютанту в том числе.

Вспомните, какие самые неприятные моменты происходили с вами во время съемок первого фильма?

Мне не хватило денег, чтобы снять сцену, которую я очень хотела снять.

Читать еще:  Что общего у Хлестакова и городничего

Главное качество, которое превращает человека в режиссера?

Умение пройти этот путь до конца и не потерять веру в то, что это правильный путь.

Кратко опишите фильм, который лучше снять на телефон.

Это такой фильм, который ты чувствуешь, что надо снять обязательно на телефон.

Новые форматы кино (мобильное кино, скринлайф, видеоигры) — вызов для привычной работы сценаристов или это всего лишь миф? Везде ли одинаково работает драматургия?

Драматургия работает одинаково, но вот способ выражения ее меняется и расширяется .

Фильмы на мобильный — средство ограничения или расширения возможностей кино?

Это шанс для любого человека попробовать свои возможности и неожиданно открыть в себе качества режиссера, и, например, круто изменить свою жизнь!

Сценарист («Лето»), режиссер («Юморист») и писатель

Новые форматы кино (мобильное кино, скринлайф, видеоигры) — вызов для привычной работы сценаристов или это миф? Везде ли драматургия работает одинаково?

Конечно, это вызов, причем каждый новый формат подразумевает новый набор правил игры. Более того, я нахожу, что в таких случаях сам процесс сторителлинга нужно развинчивать до составных частей. Худшее, что мы можем сейчас сделать, — это попытаться впихнуть существующие идеи в новые рамки . Это страшновато, конечно, вот так все время переучиваться, но на самом деле в любой индустрии это происходит постоянно. Просто поколение нынешних 30–40-летних родилось в относительный период затишья, когда главные войны между кино, ТВ и домашним видео были уже отвоеваны, а мобильники и стриминг еще никому не снились. Сам я предельно открыт всем новым форматам, платформам и хронометражам, за одним большим исключением: не люблю, когда зрителю дают контроль над сюжетом . Меня это утомляет именно как зрителя, а не как сценариста или режиссера. Так что видеоигры или даже разветвленные повествования типа «Брандашмыга» я бы не смог писать, увы.

Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают дебютанты в создании первого фильма?

Назову одну ошибку, которую отчасти совершил и сам: желание, чтобы ваш первый фильм выглядел как чей‑то восьмой. Дебют на то и дебют, чтобы рисковать и в реальном времени нащупывать собственный почерк. Ни один большой режиссер не стал собой сразу. Поэтому когда дебютант ориентируется на чужой пиковый стиль, он или она рискует только заострить внимание зрителя на собственной неопытности. Лучше сделать прием из самой этой неопытности: другого шанса не будет!

Производство фильма всегда путь от идеального замысла к достигаемому результату, который меняется в процессе? Как не переживать по этому поводу?

Не переживать нельзя, переживания полезны , а та или иная степень компромисса заложена в каждом нашем вдохе и выдохе. Главное — не дать этому отравить жизнь себе и другим. Снимать кино — это в первую очередь огромная привилегия и невероятное веселье, и периодически стоит себе об этом специально напоминать.

Тут со мной многие будут не согласны, потому что по долгу службы я как бы должен отстаивать примат самовыражения над все остальным, но, на мой взгляд, ни один гениальный фильм не стоит того, чтобы люди годами страдали на его съемках. Фильмы снимает коллектив , и миф о гениальном режиссере-демиурге, который должен всю группу, всех продюсеров и всех актеров сломать через колено, чтобы воплотить свое видение, мне кажется довольно мерзким пережитком XX века. Но, кстати, именно таким типажам как раз может помочь мобильное кино, которое реально можно снять почти в одиночестве.

На какие уступки ни в коем случае не стоит идти дебютанту?

В технических и финансовых аспектах нужно быть максимально гибким. Если вы относитесь к этому делу серьезно, то вы делаете не фильм, а свою карьеру . И на рассвете этой карьеры важнее всего показать, что вам можно доверить сам процесс съемок. Но в творческом и, прошу прощения, идейном плане надо, конечно, стоять намертво. Трюк в том, чтобы самому точно понимать, где кончается одно и начинается другое.

Вспомните, что самое плохое происходило с вами во время съемок первого фильма?

И подготовка, и съемки «Юмориста» прошли на удивление быстро и гладко — я это особенно сейчас ценю, когда есть с чем сравнить (так как уже год пытаюсь найти деньги на следующий фильм). Самый неудачный день на площадке был, когда во время съемок одной ключевой сцены оператор крана вдруг прислал вместо себя своего отца со словами «не беспокойтесь, это папа меня всему научил». Довольно быстро оказалось, что папа а) не говорит ни по-русски, ни по-английски и б) по роду деятельности снимает не кино, а концерты, то есть красиво машет краном над зрительным залом. После пары дублей, в которых он все время терял из виду главного героя, выяснилось, что он просто не знает, кто из стоящих перед ним артистов главный герой. Это был так себе день, да. Но мы собрались с духом, отправили папу домой, встали вместо крана на рельсы и сняли сцену с них.

Главное качество, которое превращает человека в режиссера?

Режиссер, приходя на площадку, лучше всех знает, чего именно он хочет добиться от сегодняшнего дня. Всем остальным — оператору, артистам и т. д. — позволено и даже полезно что‑то искать по ходу дела, но если в эти поиски пускается сам режиссер, то день рассыпается. И это, с одной стороны, пустяк, с другой — огромная ответственность.

Опишите в пяти словах фильм, который лучше снять на телефон.

Современный. Интимный , потому что главная ценность телефона — максимальное приближение камеры к героям. Бескомпромиссный. Откровенный. Динамичный .

Фильмы на мобильный — средство ограничения или расширения возможностей кино?

Расширения, конечно. Кроме того, не забудьте, что лет еще через десять-пятнадцать телефоны будут снимать как сегодняшние Alexa и Red, а при помощи AI и deepfake можно будет снимать на них фильмы не только с дорого выглядящими эффектами, но и, например, с лицами всех ваших любимых актеров. И что тогда начнется, вообще трудно себе представить.

Читать еще:  Model'66 Барбершоп

Как снимать кино? Процесс создания кинофильма. Съемочная группа

Кинопроизводством принято называть процесс создания фильма от начала формирования самого замысла, вплоть до показа готовой кинокартины аудитории. Он представляет собой особую сложность, поскольку во всех случаях требует вовлечения большого количество людей, являющихся профессионалами в тех или иных сферах деятельности. И вот об этом, о том, как снимать кино, а также о многих других нюансах, затрагивающих данный процесс, хотелось бы поговорить.

Техника

Без хорошей и качественной аппаратуры съемки фильма не представляются возможными. Все помнят, насколько хороша «картинка» в таких кинолентах, как «Трансформеры», «Пираты Карибского моря», «Мститель» и т. д. Эти фильмы, как и подавляющее большинство голливудских, снимались на камеры RED. И их себе может позволить только профессиональная киностудия. Потому что EPIC-M RED DRAGON, например, стоит более 3 265 000 рублей. Но зато какой у этой камеры динамический диапазон и детализация!

Также необходимо звукозаписывающее оборудование. Для получения качественной фонограммы используется синхронная съёмка. Звук записывается вместе с изображением, но на другую технику. Чтобы он был качественным и «чистым», используются микрофоны на петличках, которые крепятся так, чтобы их не было видно в кадре. Но не все используют этот метод. В большом количестве случаев звук перезаписывается в студии, но это занимает немало времени, так как необходимо добиться идеальной синхронности с изображением.

Однако отснять видео- и аудиоматериал – это только полдела. Ответственным этапом является процесс монтажа, который также требует наличия профессиональной техники. Для этого нужны мощные компьютеры и серьёзные программы, с помощью которых получится сделать достойные спецэффекты. Вот, например, Avid Media Composer. Это – программа для осуществления нелинейного монтажа. Именно в ней создавались такие фильмы, как «Начало», «Хроники Нарнии», «Чёрный лебедь», «Железный Человек», «Тёмный рыцарь» и т. д.

Сценарий

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием этот момент. Написание сценария – первая стадия. За исключением обсуждения задумки, конечно же. Сценарий фильма является его литературной основой. В нём определяется тема, сюжет, проблематика и характеры главных героев.

80 страниц сценария равны 2 600 метрам отснятой киноплёнки. И примерно 4-5 тысячам слов диалога. А 120 страниц сценария равны четырём километрам киноплёнки. В процессе его создания может участвовать также режиссёр и продюсер. Они нередко становятся соавторами сценариста. И, кстати, им может стать не каждый. Сценарий фильма имеет свою специфику. Описательные части должны быть максимально короткими, а вот диалоги прописывают чётко и детально. Также важно провести работу по соотношению звукового и изобразительного ряда. Для каждой сцены выделяются отдельные страницы – это помогает определить последовательность в развитии киносюжета.

А когда основа написана, сценарий отдаётся на производственное редактирование. Которое нужно для того, чтобы определить длину фильма, количество декораций, объектов съёмки, актёров, а также нужду в организации экспедиций. Это нужно по понятным причинам. А ещё для того, чтобы рассчитать финансовые затраты, которых требуют съемки фильма.

Режиссёр

Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.

Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?

Затем режиссёр определяет общий художественный стиль киноленты. Впрочем, обычно это даже в отдельный этап не выносится. У хорошего режиссёра он и так выработан. Самый яркий пример современности – Квентин Тарантино. В своих фильмах он часто обращается к забытым, непопулярным жанрам. «Убить Билла», например, является настоящим самурайским кино. «Доказательство смерти» — это натуральный эксплотейшн 70-х. В «Джанго» прослеживаются особенности вестерна. Ещё в фильмах Квентина нередок чёрный красивый юмор и оправданная жестокость. Фирменная съёмка снизу, беседа героя перед зеркалом, женские стопы крупным планом, эпизоды в туалете… Изюминок у Квентина немало. Во многом они определяют стиль фильма. И у хорошего режиссёра, как и у него, все эти особенности приходятся как нельзя кстати, поскольку они применены в соответствии с жанром и тематикой.

Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.

Процесс

Что ж, из кого «состоит» съемочная группа – ясно, но что насчёт самого процесса? Это отдельная тема.

Обычно первым на площадке появляется звукорежиссёр. Ему необходимо установить микрофоны, проверить уровень шумов, а также убедиться, что звукозаписывающее оборудование и тени от них не попадают в кадр.

Затем появляются осветители. Им нужно установить камеры и включить оборудование. После приходят операторы, и проверяют готовность своей техники. Когда на площадке появится режиссёр – всё должно быть готово. И съёмочная группа с актёрами в том числе.

После команды «Мотор!», отдаваемой режиссёром, в кадре появляется его помощник с хлопушкой-нумератором, на которой пишут номер сцены и её дубля. Это делается не просто так. А для того, чтобы режиссёр потом быстрее выбрал наиболее удавшийся вариант.

Когда даётся хлопок? После того как включённая камера набирает нужную скорость, а звукооператор запускает запись звука и убеждается в том, что изображение с ним синхронизировано. Как только помощник дал хлопок и покинул кадр, оператор повторно проверяет – не попадает ли что «лишнее» в кадр. Если нет, то он подаёт соответствующий сигнал режиссёру. И тот даёт вторую команду: «Камера!» После этого актёры играют сцену, что занимает несколько секунд/минут. После команды режиссёра «Снято!» процесс прекращается.

За кадром

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием и тех людей, без которых ни один фильм не получится. Речь идёт, естественно, об актёрах. Их набору предшествует кастинг, но это несколько другая тема. Что же происходит на съёмочной площадке?

Читать еще:  Как правильно закрыть ИП

Актёры появляются на ней задолго до старта процесса. Им необходимо переодеться для роли и загримироваться. Соответственно, стилисты приходят в павильон ещё раньше.

Также им нужно настроиться на съёмки. Некоторым «акулам» актёрского бизнеса это не нужно, но остальным требуется какое-то время, чтобы войти в роль. К слову, что касательно текстов? Их учат не все. Это фильм, а не театр, где нужно выучить всю пьесу целиком. Кино снимают по минутам, а чаще всего – по секундам. К тому же на площадке всегда есть помощники с текстом в руках.

Заменяющие

Есть и такие члены съёмочной группы. Заменяющие стоят «вместо» актёров в кадре перед тем, как камера начнёт работать. Это необходимо для того, чтобы техники проверили дистанцию, звук, изображение, световой баланс. И его роль важна. Поскольку установка света – это весьма долгий и изнуряющий процесс. И чтобы не беспокоить актёра, нанимают заменяющих. Они, по заданию режиссёра, проходят намеченными путями, говорят текст.

Роль кажется неважной? Отнюдь, профессиональный заменяющий значительно ускоряет процесс создания кинофильма. Кстати, нередко их используют в качестве дублёров тела. Если они похожи на актёров, конечно. Если планируется съёмка со спины или на дальнем расстоянии, то роль играет заменяющий.

Визуализация

Этот момент нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как снимать кино принято в Голливуде. Итак, на площадке всегда присутствует оператор-постановщик. Он отвечает за то, насколько «красивой» получается картинка. Именно он придаёт каждому кадру визуальный стиль и атмосферу, используя свои знания, касающиеся методов освещений, типов камер, ракурсов, объективов, фото-эмульсий и т. д.

Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.

Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.

Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

Другие специалисты

Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.

Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство. Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы.

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Источники:

http://www.film.ru/articles/kak-snyat-korotkometrazhnyy-film-10-poleznyh-sovetov
http://daily.afisha.ru/cinema/12712-kak-snyat-svoy-pervyy-film-i-ne-oblazhatsya-otvechayut-kuratory-konkursa-mobilnogo-kino/
http://www.syl.ru/article/292151/kak-snimat-kino-protsess-sozdaniya-kinofilma-syemochnaya-gruppa

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector