231 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как расщеплять голос

Расщепление голоса

Сегодня существует множество вокальных техник и приемов. Одним из популярных является расщепление голоса. Данный прием состоит в том, что к чистому звуку примешивается часть другого звука, например, шум. Таким образом, единый поток дыхания как бы расщепляется на два. На эстраде можно встретить такое расщепление в вокале:

  • драйв;
  • субтон;
  • микст;
  • глиссандо;
  • обертоновое (горловое) пение;
  • йодль;
  • фальцет;
  • вибрато;
  • штробас.

Далее рассмотрим несколько из этих приемов.

Основные приемы расщепления голоса

Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.

Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:

  • грим – сиплые звуки;
  • харш – хриплый скриминг;
  • скримо – чисто истерический крик;
  • шрай – вой истерического характера.

Приступать к технике расщепления в вокале скриминга нужно под контролем педагога, и следует выполнять специальные упражнения, ведь в ином случае можно повредить голосовые связки. Со временем удастся издавать звуки громко без дискомфорта, что в дальнейшем поможет овладеть различными направлениями музыкального искусства.

Расщепление голоса – драйв и субтон

Один из основных приемов расщепления в вокале рок-вокалистов – это драйв. Исполнители академического вокала считают данный прием «восьмым» смертным грехом и говорят, что после такого пения связки уже могут и не понадобиться. Однако специалисты утверждают, что при правильном выполнении комплекса специфических упражнений, можно выполнять драйв, и достичь потрясающих результатов без вреда здоровью. Важно прислушиваться к себе и работать так, чтобы не было болезненных ощущений. Кроме того, упражнения позволяют укрепить голосовой аппарат и брать высокие ноты. При правильном выполнимом драйве, звук выходит чистый и без дрожания. При этом вокалист не напрягает гортань и хорошо работает диафрагмой. Громкость звука зависит от правильной резонаторики.

Субтон – это расщепление звука в вокале, когда пение происходит с придыханием. Этот прием используют практически все эстрадные певцы. Во время субтона рот нужно открывать широко, соблюдать продых и захватывать воздуха в количестве больше, чем обычно. Его должно хватать на исполнение всей фразы. Важно во время упражнения экономно расходовать кислород.

Горловое пение

Вокальное расщепление обертон – это горловое пение. Оно характерно для певцов Дальнего Востока. Например, такую технику практикуют в Монголии, Туве и на Тибете. Это своего рода двузвучие, которое заключается в одновременном извлечении двух звуков – голосовых связок и горла. Иногда подобный прием встречается в рок-музыке, в андеграунде и в экспериментальных вокальных направлениях.

Специалисты выделяют четыре подстиля горлового пения:

  • сыгыыт – пронзительный свист;
  • каргыраа – подражание верблюдице;
  • эзен-гилээр – разновидность свиста с особой мелодикой;
  • борбаннадыр – опорный, мягкий, тихий звук.

Существует множество других разновидностей. Можно сказать, что у каждого народа и этноса Азии, исполняющих горловое пение, существует свой подвид. Для этих людей горловое пение не просто вокал, а один из инструментов медитации, позволяющих слиться с природой.

Обучение расщеплению голоса

Научиться расщеплению самостоятельно очень сложно, т.к. при не правильном пении можно получить серьезную травму связок, например узлы на связках или кровоизлияние. Чтобы этого избежать, надо сначала научиться создавать звук в чистом виде, знать строение голосового аппарата, правильно владеть дыханием и певческой опорой и только после этого потихоньку начинать делать упражнения на расщепление звука. Чтобы научиться это делать правильно и не терять голос, лучше обратиться к грамотному педагогу, потому что только педагог может вас проконтролировать и предостеречь от роковых ошибок, ведущих к потере голоса. В нашей школе работают современные и профессиональные педагоги, которые помогут вам в этом! Расщепление при пении – это прием в вокале, который может постигнуть каждый ученик . В зависимости от своих способностей вы можете выбрать себе один из видов и подвидов, и исполнять его в своем музыкальном жанре, удивляя публику. Расщепление голоса практикуется в различных направлениях вокала:

Для того, чтобы правильно выполнять расщепление голоса, вам необходимо заниматься с профессионалами. Наши преподаватели по вокалу научат вас различным приемам, и вы сможете стать исполнителем, например, хард-рока или металкора. Цены на уроки вокала указаны на нашем сайте. На занятиях пения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • правильно использовать резонаторы и переключать их;
  • «раскачку» голоса выполнять постепенно;
  • выполнять «активацию» ложных связок;
  • расширять диапазон;
  • практикуя расщепление, нельзя кричать.
Читать еще:  Как можно избежать конфликтов в семье

Таким образом, расщепление голоса в вокале – это весьма интересный прием. Он поможет вам разнообразить свое вокальное творчество. Ничего не бойтесь, под руководством наших преподавателей, вы научитесь всевозможным приемам, и сможете отлично исполнять любые песни, удивляя окружающих своими способностями и навыками.

Как расщеплять голос

Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

Новости

Вы не одиноки!

Начинающим

Подходы и принципы

Вокальная техника в странах Запада

Наши интервью

В помощь вокалисту

Вот и наступили зимние холода – самое время расщеплять дрова. Вот об этом сегодня и поговорим: то есть о РАСЩЕПЛЕНИИ.

Как же «расщеплять» правильно? Ответ не заставит себя долго ждать: ну конечно же, на опоре: положите полено на пень и расщепляйте смело! Осталось только выяснить что же расщеплять еще можно, помимо дров на даче…

К сожалению, как уже говорилось в предыдущих воскресных выпусках (но повторенье – мать ученья!), в термин певческая опора часто вкладываются абсолютно неправильные понятия, такие, как раздуваться, как шар, давить диафрагму, то есть, понятия, связанные с усилием. А любое усилие, как вы уже знаете, провоцирует неконтролируемый (в данном случае – это ключевое слово!) зажим ложных связок.

Кстати, частично преподаватели догадываются об этом, именно по этой причине часто в некоторой вокальной литературе встречается предупреждение о том, что «прямая брюшная мышца довольно коварна и очень мешает вокалисту». Но этой констатацией факта указания обычно и ограничиваются. Никто не удосуживается объяснить ни с чем это связано, ни как же можно «опираться на диафрагму» и не подключать при этом прямую мышцу.

Хотя по сути коварство прямой брюшной мышцы для вокала – факт неопровержимый, ведь эта мышца подключается всегда, когда мы совершаем усилие, и служит по сути именно как помощник при данных действиях. Поднимаем ли мы штангу, пытаемся ли сдвинуть шкаф, готовимся на старте к эстафете или, банально, долго не посещали отхожее место по важным делам и вот решились наконец… – данная мышца сразу активизируется, а заодно и активизирует ложные связки, закрывающие гортань, чтоб не дай Бог во время усилия мы не повредили что-нибудь внутри организма.

Так причем же здесь «расщепление», экстремальный прием всех времен и народов, обозначаемый в России именно этим странным и единственным термином….

К великому сожалению, общеизвестные мифы вокальной педагогики о певческой опоре перекочевали и в экстрим вокал и, в частности, в так называемые эффекты «расщепления».

Это такой же абсурд, как переносить правила классической гармонии в рок-н-ролл или джаз. Их, безусловно, следует знать, и не в извращенном виде. Так, на любом факультете современной музыки студенты в начале обучения учат и правила классической гармонии, но именно для того, чтобы понять в какой степени их можно и нужно нарушать. И потом наступает очередь гармонии джазовой, на которой, собственно, построена вся добротная западная поп музыка.

Точно также экстремальный вокал – это другой альтернативный вокал, когда требуются совершенно другие навыки фонации и часто другой способ выдоха, взаимодействие с другими структурами голосового аппарата и/или другой тип данного взаимодействия (если хотите, то зовите это другим типом опоры). Безусловно, чтобы понять, как же сделать по-другому, сначала надо точно усвоить, каким правилам физики и анатомии подчиняется «чистый» вокал.

Именно по этой причине в предыдущих воскресных выпусках мы набивали вам оскомину «певческой опорой», и именно в силу этого спецэффекты на курсе EVT объясняются только после прохождения первых двух уровней.

Излишне напоминать, что все постулаты о певческой опоре и дыханию писались в те времена, когда человек даже не мог себе представить воспроизведение экстремальных звуков, более того, вокалист подобного жанра мог бы спокойно закончить свою карьеру и жизнь на костре.

А если серьезно, то основы той академической вокальной техники, которая широко практикуется в нашей стране, создавались тогда, когда не была досконально изучена даже чистая фонация. Данные правила формулировались «на глазок» или, точнее сказать «на слушок»: никаких исследований, никаких документальных иллюстраций, ведь даже стробоскоп тогда еще не появился.

Даже Jo Estill, внедрившая в жизнь свой, не имеющий аналогов научный метод более 20 лет назад – не изучала такие звуки. Но уверена, что ответила бы достаточно компетентно на любой из вопросов о «расщеплении», так как отдавала себе отчет о механизме работы структур вокального тракта. Ну а в той части, где встретилась бы с затруднением, наверняка сказала бы «не знаю» и не стала что-то придумывать ради того, чтобы показаться умнее и профессиональнее. Истинный профессионализм как раз заключается в том, чтобы не изобретать велосипед тогда, когда он уже изобретен компетентными людьми, а узнать у них, как он устроен. В случае же, если велосипед до сих пор не изобретен и его строение неизвестно, честно сообщить об этом вопрошающим.

Читать еще:  Что дарить на коралловую свадьбу

Можно, конечно, воссоздав загадочно-ностальгический взгляд ученого-исследователя поднять глаза в облака и сказать на мастер-классе, что расщепление создается трением надгортанника о мозолистую пятку, но уверяю вас, что рано или поздно правда выйдет наружу, и вам придется прятаться от рассерженных фанатов в темных переулках…

К счастью, последователи Jo Estill не только продолжили ее исследования, но и пошли дальше, как углубив их, так и значительно расширив в новые альтернативные виды вокала и начав изучение новых звуков. Я не случайно сказала «начав», так как исследования по многим видам вокала еще не завершены полностью, о чем мы всегда честно говорим на семинарах. И еще потому, что исследования будут постоянно идти вперед, покуда вокалисты будут изобретать новые звуки и новые приемы. Потому что задача педагога-исследователя – следовать за вокалистом и стараться ему помочь делать то, что он делает, а не бежать впереди него, навязывая ему то, чего он делать не хочет.

Итак, экстрим вокал вообще по своему звукообразованию и типу фонации должен стоять особняком от чистого вокала, так как принципы в нем часто точно противоположные. Не вредные, не «не вокальные», а другие, точно так же, как это и совершенно другой вокал. Он отличается от чистого вокала так же, как, скажем, езда на горных лыжах отличается от езды на сноуборде.

Если в первом случае надо смотреть вперед и стараться наклоняться как можно больше вперед, как будто вы хотите упасть со склона, а иначе лыжи просто убегут вперед вас, и вы разовьете такую скорость, которую просто не сможете контролировать, то на сноуборде надо смотреть четко над плечом, то есть вбок, но при этом наклоняться к склону той частью, которая в данный момент к нему прилегает: front side или back side.

Точно так же и в случае с экстрим вокалом вам понадобится очень хорошее переключение с привычных вам ощущений чистого вокала: раскрытие, свобода, анкеровка на совершенно другие.

При эффектах как раз главную роль играет именно контроль гортани и фильтра (того, что находится над голосовыми связками), так как именно за счет данных структур получается тот или иной эффект.

Все эффекты экстремального вокала делятся на мелодические (с основным тоном) и немелодические (там, где он отсутствует). В первом случае мы слышим мелодию и добавочный эффект: хрип, рык, сип, зажатый стон, во-втором случае- только шумы: хрип, хруст, хрюк, рык и т.п.

Для этого необходимо четкое взаимодействие воздушной струи, то есть вашего выдоха и той структуры или структур, которые создают звук и/или шум.

Такой баланс довольно схематичен: при шумах выдох сдерживается меньше (или «певческая опора» меньше), при комбинации звук + шум – больше. Потому принципы выдоха и контроля будут абсолютно разными даже при создании данных двух групп экстремального вокала.

Вот уж где вы должны «расщепить» ваше сознание….
Но поговорим мы об этом подробнее в СЛЕДУЮЩЕМ выпуске.

Как овладеть экстремальным вокалом? Продолжение. Статья 2.

Продолжение статьи о экстремальном вокале и общей вокальной теории) Перед прочтением прошу ознакомиться с первой статьей. Очень важно знать понятие резонаторов и их использование, так же знать понятие опоры дыхания и его практического применения. Плюс, если природа вас наградила голосом, этих знаний вам хватит, чтобы петь))

Инструкция

1 шаг

Во-первых. Мы уже ознакомились с такими понятиями как опора дыхания и резонаторы. Так же я надеюсь вы разобрались, как использовать те или иные резонаторы(то есть посылать звук в них) и так же я надеюсь разобрались с тем как делать опору дыхания. Следующая наша задача это уметь переключаться с одного резонатора на другой, менять подачу голоса, к примеру уметь менять подачу голоса с головы на грудь. Делать это нужно гладко и без изменений в голосе, дрожи и прочего. Вы подаете голос в каждый из резонаторов отдельно, а потом, опускаясь с головного, вы подаёте голос в гортанный и грудной. И такой же процесс «поднятия» вы делаете, т.е. с грудного на головной. (ВАЖНО: вы должны чувствовать вибрации в том резонаторе, в который у вас осуществляется подача голоса). Далее осуществляем «раскачку» голоса. «Раскачка» голоса – это постепенное увеличение громкости голоса, с малой подачи на возрастание. Вы делаете звук «а» в середине вашего звукового диапазона и постепенно увеличиваете громкость и мощь, за счет увеличения опоры дыхания (ВАЖНО: напрягаться должен пресс! Вы не должны чувствовать нигде, кроме пресса, усталость или напряжение, все должно быть плавно и легко) и так вы раскачиваете свой голос, до максимальной громкости и звонкости его. И так мы раскачиваем голос до максимума, и вы должны почувствовать свой предел, то есть голос становиться максимально громкий и звонкий.(ВАЖНО: при использовании головного резонатора, ни в коем случае не посылать голос в нос!) После этого вы можете попробовать спеть что-либо) Вдруг, вы счастливый обладатель таланта? (ВАЖНО: при пении, старайтесь сильно не открывать рот на гласных! Держите рот полузакрытым, и пойте обязательно подавая звук в резонатор!)

Читать еще:  Платная ли парковка в субботу в Москве

2 шаг

Следующий шаг. Рассматриваем место так скажем «активации» ложных связок. Т.е. точки, где ложные связки подключаются к работе, наших с вами истинных связок. Теперь, что такое ложные связки? Это слизистое образование рядом с истинными связками. Ложные связки при экстремальном вокале образуют так сказать сеть, через которую пропускается наш голос и разрывается или расщепляется, поэтому мы получаем такое звучание. Что-либо исполнить на одних лишь ложных связках не возможно, их цель защищать наши истинные связки от перенапряжения или перегруза. Нам нужно найти точку соприкосновения, т.е. постепенно задействовать ложные связки. Берем звук “а” или любой другой в нашем диапазоне и поднимаем, в расслабленном состоянии, вверх по вашему диапазону (не подключая резонаторы) и получаем зажатый звук, издалека напоминающий кваканье лягушки или чукотский йодль, т.е. наш голос, поднятый вверх по диапазону, с примесью штробаса. После получения нужного звука, мы его резко роняем вниз и получаем зажатый звук, опущенный вниз по звуковому диапазону, после возвращаем его в середину диапазона. Для чего это? Мы получили напряженную гортань, т.е. задействовали ложные связки, а так же научились контролировать их по нашему диапазону.

3 шаг

Расщепление звука. Теперь используем штробас, надеюсь, вы знаете что это, если нет, то вспоминаем фильм “звонок или проклятье”, тот гортанный страшный звук, вот это и есть штробас) Мы его повторяем в середине нашего диапазона, то есть в нашем рабочем диапазоне. Делаем на штобасе звук “а”, используя уже в малой степени опору дыхания. Постепенно расслабляем его, за счет этого мы слышим проступающий из далека наш голос. Повторяем упражнение, проделанное во 2 шаге. Поднимаем по диапазону этот звук наверх и еще расслабляем. Если сделали правильно, мы слышим слабый тихий звук. Напоминает этот звук издалека звук засорившийся раковины, так же присутствует небольшое как бы щелканье, кому-то может напомнит так сказать «жаренный» звук. Предупреждаю может быть жжение в области, гортани, это нормально, т.к. возможно ваш организм сталкивается с этим в первые. Лишь легкое жжение, у кого-то в связи с курением или прочим, может быть посильнее жжение, но не в коем случае не должно быть больно! Если вам больно, то значит вы делаете неправильно.

4 шаг

Получив расщепление звука, мы повторяем упражнение, описанное во 2-ом шаге, только с расщеплением, мы учимся контролировать его высоту. Мы берем расщепление в середине диапазона и поднимаем вверх по диапазону и так же опускаем. Вначале естественно мимика будет помогать, но в дальнейшем надо уметь варьировать высотой расщепление, не изменяя мимики лица. После делаем расщепление отрывисто. В разных точках диапазона, то есть вы должны научиться брать низкое, высокое и среднее расщепление, без помощи мимики и уметь делать его отрывисто.

5 шаг

Пятый шаг, для тех, у кого не получилось взять расщепление. Мы пробуем упражнение, описанное во втором шаге. Поднимаем наверх и повышаем постепенно опору дыхания, чтобы появился так сказать треск с окраской «жаренного» звука или звука «засорившийся раковины». Увеличиваем опору не сильно. Так же можно штробас опустить вниз по диапазону и расслабить его, мы получим низкое расщепление, похожее чем-то на отрыжку) Надеюсь, у всех все получится!)

Источники:

http://vokal-profi.ru/rasshheplenie-golosa/
http://vocalmechanika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=242:-lr-&catid=39:2015-12-10-11-18-33&Itemid=356
http://akak.ru/recipes/17219-kak-ovladet-ekstremalnyim-vokalom-prodolzhenie-statya-2

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: