Как попали в плен Жилин и Костылин
Как попали в плен Жилин и Костылин? Чем различалось их поведение в плену?
Как попали в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?
Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.
В рассказе Толстого “Кавказский пленник” повествуется о том, как два офицера попали в плен и как по-разному они себя там вели.
На Кавказе служили русские офицеры Жилин и Костылин. По горам можно было проехать только в составе медленно двигающегося обоза. Офицеры сначала поехали вместе со всеми, но потом им надоело ждать и решено было ехать дальше вдвоем.
Так Костылин попал в плен к татарам, а позже узнал, что и Костылина татары догнали в тот же раз.
Поведение мужчин в плену отличалось друг от друга. Костылин вел себя мужественно, не падал духом и готовил побег. Не выдал адрес матери, которой татары хотели написать письмо с требованием выкупа.
Костылин же смалодушничал. Один раз согласился на побег, но потом устал и из-за него их поймали. Потом рассказал татарам адрес своих родных, которые были вынуждены его выкупать из плена. Второй раз бежать отказался. Жилин сбежал в одиночку.
Жилин и Костылин решили поехать отдельно от охраняемой группы людей, так как в таком случае они двигались очень медленно, а они думали самостоятельно добраться гораздо быстрее. Они дали друг другу слово не оставлять товарища, если вдруг нападут враги.
Когда они подъехали к опасному месту, Жилин решил проверить, нет ли врагов, хотя Костылин не видел в этой необходимости. Оказалось, что опасения были не напрасными.
За Жилиным погнались и он надеялся на помощь Костылина, но тот не стал ждать его, а поскакал, думая скрыться от погони.
Теперь и ответ на вопрос: могли они избежать плена? Думаю, что могли, если бы,
во-первых, не оторвались от группы,
во-вторых, если бы действовали вместе и Костылин сдержал свое слово и дождался Жилина.
Поведение в плену различалось.
Если Костылин впал в отчаяние и ждал, когда его выкупят, то Жилин проводил время по-другому. Он лепил из глины игрушки, чем завоевал доверие девочки Дины, помогал другим татарам, осматривал территорию и готовился к побегу. Он жизнелюбивый, решительный человек, не боящийся трудностей, в то время как Костылина трудности сломили, он даже отказывался бежать, лишь бы не испытывать очередные трудности.
Как попали в плен Жилин и Костылин
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Как попал в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?
Жилин и Костылин попали в плен, когда ехали домой в отпуск. Но они могли избежать плена, если бы не решили поехать сами, а следовали бы вместе с обозом и сопровождающими солдатами.
Мы узнаём, что Жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а Костылин — только потому, что «есть хочется, да и жара».
2. Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.
Ключевые слова: оптимист, пессимист, не смиряется, смиряется, трудится, ничего не делает, бездельничает, пишет письмо, выкуп, храбрый, трусливый.
Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать. Костылин же опустил руки, ждет когда за него пришлют выкуп и ничего не делает.
3. Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он был из бедной семьи?
Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.
4. Чем Жилин завоевал расположение к себе татар?
Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.
5. Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок?
Дина подружилась с Жилиным. Она проявила сострадание и решила спасти его. Хотя за этот поступок девочке грозило серьезное наказание.
6. Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?
Жилин:
Жилин – строптивый человек. Он не смиряется с обстоятельствами: “. Вот, – говорит Жилину, – ты все серчаешь. “.
Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать: «. Бог даст – и сам выберусь. »
Жилин – храбрый человек. Он не робеет перед татарами: «. Эх, – думает Жилин, – с ними что робеть, то хуже. »
Жилин трудолюбивый. В плену занимается рукоделием: «. А Жилин на всякое рукоделье мастер был. »
Костылин – пессимист. Он не верит, что из плена можно сбежать: “. Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. »
Костылин бездельник. Вплену ничего не делает и спит: «. сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. »
Костылин – трусливый человек: «. только увидал татар – закатился что есть духу к крепости. ” «. А Костылин заробел. “
7. Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа (см. электронное приложение). Как в данном эпизоде раскрываются характеры Жилина и Костылина?
8. Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам?
Мне кажется, что автор показывает, что не все так однозначно. Что своя правда есть и у отрицательных героев. Старик хочет убить русских, но почему он это хочет сделать, становится понятным, как раз из этого эпизода.
9. Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать ( и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)?
Меня этот эпизод поразил до глубины души, даже страшно подумать, попасть в эту ситуацию. Мне понятна логика старика, но я не могу представить, как такое можно было сделать.
10. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой поместил свой рассказ в “Четвёртую книгу для чтения”, т.е. в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать юные читатели?
“Кавказский пленник” ставит перед нами ряд вопросов. Читая рассказ, не торопитесь делать однозначные выводы, не судите строго и не спешите с приговором. На первый взгляд всё кажется простым и очевидным. Этот – друг, а этот – враг; этот – хороший, а тот – плохой; этот поступок, почти подвиг, а это. А потом, поставив себя не только на место полюбившегося героя, но и на место его противника, вдруг задумываешься: а почему же он поступает именно так? Почему он именно так судит о человеке?
Подумайте. И может быть, не на все вопросы, которые вы поставили перед собой сегодня – и даже завтра! – найдется ответ.
Толстой всегда верил: думать об этом уже самое время. Есть вопросы, на которые нельзя ответить – но нужно отвечать. Всю жизнь.
11. Рассмотрите иллюстрацию Ю.Н. Петрова (с.270). Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации? На какие детали обращает он наше внимание?
Художник проиллюстрировал эпизод попадания Жилина в плен. Жилин не хотел сдаваться в плен живым. Он был отважным человеком. Мне кажется этой иллюстрацией Ю.Н. Петров показывает, что попадание Жилина в плен было не из-за слабости его характера “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу.”
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Поведение в плену
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3165422-kak-popali-v-plen-zhilin-i-kostylin-chem-razlichalos-ih-povedenie-v-plenu.html
http://picakin.ru/literature52.php
http://rosuchebnik.ru/material/l-n-tolstoy-kavkazskiy-plennik-analiz-proizvedeniya/