0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ребенку вопросы к словам

Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение

Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение

Чтобы ребёнок научился понимать текст, нужно сначала поработать с отдельным предложением. Что это значит? Это значит, показать ребёнку, как вычитывать из предложения всю фактуальную информацию, то есть научить его понимать, о чём в предложении говорится прямо, в явном виде. А потом показать, что в отдельном предложении может содержаться и подтекстовая информация (то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается).

Задания, о которых дальше пойдёт речь, подходят для детей, уже умеющих читать. Это могут быть и старшие дошкольники, и первоклассники, и дети постарше.

1. Учим ребёнка определять, сколько в предложении слов, и задавать к этим словам вопросы. При этом обращаем внимание на то, что вопрос можно задать не к каждому слову. Например, в предложении «У Никиты машинка с управлением» слов 5, а вопросов будет 3, потому что к предлогам У и С вопрос задать нельзя: эти слова ничего не обозначают, они помогают связать слова в предложении. Какие это вопросы? 1) У кого машинка с управлением? 2) Что есть у Никиты? 3) Какая машинка у Никиты?

А вот в предложении «Петя остановился у перехода» вопросы можно задать ко всем словам, кроме предлога У (Кто остановился у перехода? Что сделал Петя? Где остановился Петя?), и это будут вопросы к фактуальной информации. А ещё можно спросить так: Почему Петя остановился у перехода? Это уже вопрос к подтекстовой информации. Ответа на этот вопрос в предложении нет, но мы можем догадаться и предположить: либо горел красный сигнал светофора, либо, если не было светофора, Петя остановился, потому что по дороге ехали машины. С помощью этого упражнения мы постепенно учим ребенка понимать, что в предложении есть не только информация, которая сообщается в готовом виде, но и та, что спрятана «между строк», и её тоже нужно уметь вычитывать.

2. Учим обращать внимание на порядок слов и ставить логическое ударение. Например, даём предложение, где явно нарушен порядок слов (Альбомы достали дети и карандаши.) и предлагаем исправить его — поменять слова местами так, чтобы смысл предложения стал понятен. А затем просим ребёнка прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом каждый раз другое слово (учим ставить логическое ударение). Например: ДЕТИ достали альбомы и карандаши. Если выделяем голосом слово ДЕТИ, это будет ответ на какой вопрос? (КТО достал альбомы и карандаши?). Дети ДОСТАЛИ альбомы и карандаши. А это ответ на какой вопрос? (ЧТО СДЕЛАЛИ дети?) и т.д. Вы заметили, что, занимаясь порядком слов и логическим ударением, мы по сути продолжаем учить задавать вопросы к предложению, но не напрямую, а через ответы.

3. Учим видеть в предложении слова, лишние по смыслу. Чтобы ребенок нашёл в предложении лишнее слово, он должен вдуматься в смысл предложения и понять его. Например, в предложении «Прилетели птицы и очень начали вить гнёзда» лишнее слово очень. Почему? Здесь нам поможет умение задавать вопросы к словам. Вопрос начали (как?) очень не имеет смысла: здесь явно нужно другое слово (сразу, скоро…), но его нет, значит, слово ОЧЕНЬ лишнее, его нужно убрать.

4. Проверяем, как мы научились читать предложения: выполняем комплексные задания. Такие задания предполагают, что ребёнок сначала составляет «рассыпанное» предложение, исключая лишнее слово, а потом задаёт вопросы ко всем самостоятельным словам. Например, даны слова: на, сильный, был, море, шторм, корабль. Надо составить предложение, исключив лишнее слово: На море был сильный шторм. Затем определить, к каким словам можно задать вопрос. Таких слов 4 (все, кроме предлога НА). Получается 4 вопроса: Что было на море? Где был шторм? Какой был шторм? Что говорится про сильный шторм на море?

Читать еще:  Какие достопримечательности есть в Италии

Аналогичных заданий можно придумать множество, достаточно просто подобрать подходящие предложения. Их всегда можно найти в детских книжках.

Работа с предложением — это первый шаг, с помощью которого можно научить ребёнка понимать текст. Следующие шаги – это составление текста на основе предложения, сопоставление предложения и текста и собственно работа с текстом. Именно в такой логике выстроены задания в нашем учебном пособии «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс») Задания, которые приводились выше, взяты из этого сборника.

В следующих публикациях я расскажу о других приёмах работы с предложением и текстом, которые вполне доступны родителям, эффективны как при индивидуальном, так и при групповом обучении чтению.

Как понятно объяснить ребенку части речи

В этой статье мы сделали подборку из четырех уроков Школы умных детей, посвященных тому, как понятно объяснить ребенку части речи.

Видеоурок № 1

Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагаетельные)?

Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников

Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.

Этого достаточно для первоклассников.

Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.

Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.

Видеоурок № 2

Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.

Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.

После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.

В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.

Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.

На занятии «Речьландия», которое пройдет уже в 9 апреля, мы разберем все части речи русского языка по методике «от общего к частному»

Карта будет полезна ученикам 2-11 класс, учителям и репетиторам, родителям и тем, кто занимается на семейном обучении.

Это выжимка информации и представление ее в максимально удобном для восприятия, запоминания и работе с ней виде.

Мы составим карту частей речи языка, где определим не только место в языке и признаки части речи, вопросы на которые она отвечает и отметим синтаксическую роль, но и поговорим о том, как раз и навсегда понятно объяснить тему «Части речи» детям, чтобы их обучение в школе было простым и эффективным.

Видеоурок № 3

Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.

Непременно используйте следующие игры:

  • Вы называете предмет, ребенок действие
  • Ребенок называет предметы, вы придумываете действия
  • Вы перечисляете действия, ребенок угадывает, какой предмет вы загадали
  • Вы перечисляете действия (улыбнись, встань, сядь) — ребенок выполняет
  • Вы перечисляете действия и предметы. На предмет ребенок должен присесть, если слышит слово-действие — подпрыгнуть

И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.

Читать еще:  Какого цвета заяц

Видеоурок № 4

Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:

Представленные уроки входят в материалы «Школы умных детей».

Школа умных детей активно обновляется.
За последнюю неделю добавлены или обновлены уроки по предметам:

Математика 1 класса
Математика 2 класса
Математика 3 класса
Математика 4 класса

Добавлено более 50 уроков, еще 20 обновлены на уроки лучшего качества.

Обязательно посмотрите уроки-новинки!

И мы сегодня добавили в ШУД уроки по курсу английского языка:

Фонетика английского языка с Хамзой и Одри
Как научиться читать на английском

А так же скоро добавим уроки по новой лексике и грамматическим конструкциям.

Всего 68 новых уроков английского языка.

А главное, что уроки курса «Учимся читать» представлены в двух версиях:
english version и версия на русском языке.

Смотрела их и прыгала от радости.

Потому что дети, ученики ШУД, смогут смотреть уроки прямо на изучаемом языке, а что не понятно, посмотреть в переводе.

Так дети привыкают слышать правильную речь, понимать объяснение на английском языке, не бояться речи, уметь слышать паузы в словах.
А русский язык для Одри не родной, и как ценно слышать, как иностранец говорит на нашем родном языке. Как мне сказали дети, сразу понимаешь, что ей тоже трудно! Но она может! И делает.

Значит и мы сможем!

Вы знаете, как важно слышать правильную, чистую английскую речь?

А как увлекательно и просто Одри объясняла правила чтения. Научиться читать на английском языке интересно, легко, просто!

В ближайшие месяцы к видео- урокам будут добавлены практические упражнения. Но уже и сейчас курс очень ценен.

Мы рады, что Школа умных детей активно развивается.
Так будет и дальше.

Поэтому подключайтесь, учитесь с нами и помните, учиться с удовольствием, проще, чем вам может казаться.

Школа умных детей — это уникальная методичка для родителей и детей, которая позволит разобрать любую тему за начальную школу просто, понятно и с использованием техник эффективного обучения.

Теперь обучение в Школе умных детей стоит 1000 рублей в месяц. Вам надо лишь указать на странице оформления заказа в каком классе учится Ваш ребенок, оплатить 1000 рублей и учиться с удовольствием.

Школа для вас, если:
— Ваш ребёнок учится в начальной школе
— Ваш ребенок не понимает темы по русскому, математике или английскому или плохо запоминает материал с урока
— Приходит домой и не знает, как решить задание
— Не понимает вновь изученный материал и путается в признаках частей речи, ошибается в устном или письменном счете, испытывает трудности в решении задач, допускает ошибки при письме, т.к. не проверяет орфограммы, не понимает правил и не умеет их применять
— Вам приходится объяснять все самостоятельно, тратя драгоценное время
— Возможно, вы вынужденных нанимать репетитора и лишаться большого количества денег
— Вечера проводить за школьными делами и заданиями вместо отдыха после работы

Благодаря пакету Школы умных детей вы можете забыть о репетиторах, потому что благодаря урокам школы, вы сможете легко и просто объяснять ребенку любые темы по русскому языку, математике и английскому языку, прослушав понятное объяснение или просто включить урок ребёнку.

При оплате участия Вы получаете доступ ко всем предметам выбранного класса (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) доступом на 1 месяц.

Сейчас в школе доступен весь русский язык 1-4 класса, математика 1-4 класса, английский 2-4 класс и окружающий мир 1-4 класса, а так же уникальный курс «Английский с носителями языка»

Ждем Вас в школе умных детей!

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»

Елена Шефер
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»

Читать еще:  Model'66 Барбершоп

МБДОУ «Детский сад «Дельфин».

Воспитатель: Шефер Е. В.

Для любого человека важно уметь задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет важную роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной функции, предлагаю кратко рассмотреть теоретические аспекты и методы работы с вопросами. Данный материал не является правилом, это своего рода памятка, созданная на основе изученного материала по данной теме.

2-3 года. Особенности развития: дети ориентируются в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации, характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации, начинает складываться произвольность поведения, появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: общий (требует ответа да/нет). Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: —«Угадай-ка». Рассмотреть картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше ребенок картинку видит, воспитатель — нет. Ребенок задает вопросы. Не давать ребенку примера, пусть сам попробует спросить. (Отвечать да/нет).

-Чтение и обсуждение сказок, стихов, художественных произведений.

3-4 года. Особенности развития: Ведущий тип общения- ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, внимание, память, остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: специальный — начинается с вопросительного слова «Кто, что, какой, где, зачем, почему». Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: прочитать детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

4-5 лет. Особенности развития: общение носит внеситуативно-деловой характер, мышление носит наглядно-образный характер, дети более эмоционально устойчивы, менее капризны, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: альтернативный- со словом «или», «Какой?». Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: «Вопросник«- ребенок ходит по комнате, смотрит на все и приносит пять вопросов со словом «какой», воспитатель отвечает, ребенок проверяет, правильный ответ или нет, отвечать можно шуточно.

5-6 лет. Особенности развития: Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями, в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса, ведущее значение приобретает развитие воображения. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: вопросы-гипотезы, вопросы обращенные к самому себе. Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: -воспитатель загадывает слово на определенную тему, дети по очереди задают вопросы и пытаются угадать слово.

«Угадай, о чём спросили». Воспитатель загадывает себе вопрос, не произнося его вслух. Например, вопрос: «Вы любите спорт?». Воспитатель отвечает: «Я люблю спорт». Детям надо догадаться, каким был вопрос.

Конспект занятия «Что мы видим на картинке?» Дидактическая игра «Что мы видим на картинке?» Цель: 1. Учить детей задавать вопросы разного типа? 2. Упражнять детей в умении отвечать.

Как надо отвечать на детские вопросы Подрастает ребенок и начинает задавать вопросы. Как отвечать на них и так ли это важно? «Где?»,»Куда?»,»Когда?».Постепенно ребенок накапливает.

Источники:

http://buneeva.vsepravilno.com/blog/chtenie/uchim-rebenka-ponimat-tekst-pervyy-shag-chitaem-predlozhenie
http://gladtolearn.ru/blog/kak-ponyatno-obyasnit-rebenku-chasti-rechi/
http://www.maam.ru/detskijsad/kak-nauchit-rebenka-zadavat-voprosy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector