Как объяснить ребенку вопросы к словам
Содержание
Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение
Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение
Чтобы ребёнок научился понимать текст, нужно сначала поработать с отдельным предложением. Что это значит? Это значит, показать ребёнку, как вычитывать из предложения всю фактуальную информацию, то есть научить его понимать, о чём в предложении говорится прямо, в явном виде. А потом показать, что в отдельном предложении может содержаться и подтекстовая информация (то, о чём прямо не говорится, но читатель догадывается).
Задания, о которых дальше пойдёт речь, подходят для детей, уже умеющих читать. Это могут быть и старшие дошкольники, и первоклассники, и дети постарше.
1. Учим ребёнка определять, сколько в предложении слов, и задавать к этим словам вопросы. При этом обращаем внимание на то, что вопрос можно задать не к каждому слову. Например, в предложении «У Никиты машинка с управлением» слов 5, а вопросов будет 3, потому что к предлогам У и С вопрос задать нельзя: эти слова ничего не обозначают, они помогают связать слова в предложении. Какие это вопросы? 1) У кого машинка с управлением? 2) Что есть у Никиты? 3) Какая машинка у Никиты?
А вот в предложении «Петя остановился у перехода» вопросы можно задать ко всем словам, кроме предлога У (Кто остановился у перехода? Что сделал Петя? Где остановился Петя?), и это будут вопросы к фактуальной информации. А ещё можно спросить так: Почему Петя остановился у перехода? Это уже вопрос к подтекстовой информации. Ответа на этот вопрос в предложении нет, но мы можем догадаться и предположить: либо горел красный сигнал светофора, либо, если не было светофора, Петя остановился, потому что по дороге ехали машины. С помощью этого упражнения мы постепенно учим ребенка понимать, что в предложении есть не только информация, которая сообщается в готовом виде, но и та, что спрятана «между строк», и её тоже нужно уметь вычитывать.
2. Учим обращать внимание на порядок слов и ставить логическое ударение. Например, даём предложение, где явно нарушен порядок слов (Альбомы достали дети и карандаши.) и предлагаем исправить его — поменять слова местами так, чтобы смысл предложения стал понятен. А затем просим ребёнка прочитать предложение несколько раз, выделяя голосом каждый раз другое слово (учим ставить логическое ударение). Например: ДЕТИ достали альбомы и карандаши. Если выделяем голосом слово ДЕТИ, это будет ответ на какой вопрос? (КТО достал альбомы и карандаши?). Дети ДОСТАЛИ альбомы и карандаши. А это ответ на какой вопрос? (ЧТО СДЕЛАЛИ дети?) и т.д. Вы заметили, что, занимаясь порядком слов и логическим ударением, мы по сути продолжаем учить задавать вопросы к предложению, но не напрямую, а через ответы.
3. Учим видеть в предложении слова, лишние по смыслу. Чтобы ребенок нашёл в предложении лишнее слово, он должен вдуматься в смысл предложения и понять его. Например, в предложении «Прилетели птицы и очень начали вить гнёзда» лишнее слово очень. Почему? Здесь нам поможет умение задавать вопросы к словам. Вопрос начали (как?) очень не имеет смысла: здесь явно нужно другое слово (сразу, скоро…), но его нет, значит, слово ОЧЕНЬ лишнее, его нужно убрать.
4. Проверяем, как мы научились читать предложения: выполняем комплексные задания. Такие задания предполагают, что ребёнок сначала составляет «рассыпанное» предложение, исключая лишнее слово, а потом задаёт вопросы ко всем самостоятельным словам. Например, даны слова: на, сильный, был, море, шторм, корабль. Надо составить предложение, исключив лишнее слово: На море был сильный шторм. Затем определить, к каким словам можно задать вопрос. Таких слов 4 (все, кроме предлога НА). Получается 4 вопроса: Что было на море? Где был шторм? Какой был шторм? Что говорится про сильный шторм на море?
Аналогичных заданий можно придумать множество, достаточно просто подобрать подходящие предложения. Их всегда можно найти в детских книжках.
Работа с предложением — это первый шаг, с помощью которого можно научить ребёнка понимать текст. Следующие шаги – это составление текста на основе предложения, сопоставление предложения и текста и собственно работа с текстом. Именно в такой логике выстроены задания в нашем учебном пособии «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс») Задания, которые приводились выше, взяты из этого сборника.
В следующих публикациях я расскажу о других приёмах работы с предложением и текстом, которые вполне доступны родителям, эффективны как при индивидуальном, так и при групповом обучении чтению.
Как понятно объяснить ребенку части речи
В этой статье мы сделали подборку из четырех уроков Школы умных детей, посвященных тому, как понятно объяснить ребенку части речи.
Видеоурок № 1
Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагаетельные)?
Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников
Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.
Этого достаточно для первоклассников.
Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.
Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.
Видеоурок № 2
Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.
Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.
После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.
В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.
Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.
На занятии «Речьландия», которое пройдет уже в 9 апреля, мы разберем все части речи русского языка по методике «от общего к частному»
Карта будет полезна ученикам 2-11 класс, учителям и репетиторам, родителям и тем, кто занимается на семейном обучении.
Это выжимка информации и представление ее в максимально удобном для восприятия, запоминания и работе с ней виде.
Мы составим карту частей речи языка, где определим не только место в языке и признаки части речи, вопросы на которые она отвечает и отметим синтаксическую роль, но и поговорим о том, как раз и навсегда понятно объяснить тему «Части речи» детям, чтобы их обучение в школе было простым и эффективным.
Видеоурок № 3
Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.
Непременно используйте следующие игры:
- Вы называете предмет, ребенок действие
- Ребенок называет предметы, вы придумываете действия
- Вы перечисляете действия, ребенок угадывает, какой предмет вы загадали
- Вы перечисляете действия (улыбнись, встань, сядь) — ребенок выполняет
- Вы перечисляете действия и предметы. На предмет ребенок должен присесть, если слышит слово-действие — подпрыгнуть
И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.
Видеоурок № 4
Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:
Представленные уроки входят в материалы «Школы умных детей».
Школа умных детей активно обновляется.
За последнюю неделю добавлены или обновлены уроки по предметам:
Математика 1 класса
Математика 2 класса
Математика 3 класса
Математика 4 класса
Добавлено более 50 уроков, еще 20 обновлены на уроки лучшего качества.
Обязательно посмотрите уроки-новинки!
И мы сегодня добавили в ШУД уроки по курсу английского языка:
Фонетика английского языка с Хамзой и Одри
Как научиться читать на английском
А так же скоро добавим уроки по новой лексике и грамматическим конструкциям.
Всего 68 новых уроков английского языка.
А главное, что уроки курса «Учимся читать» представлены в двух версиях:
english version и версия на русском языке.
Смотрела их и прыгала от радости.
Потому что дети, ученики ШУД, смогут смотреть уроки прямо на изучаемом языке, а что не понятно, посмотреть в переводе.
Так дети привыкают слышать правильную речь, понимать объяснение на английском языке, не бояться речи, уметь слышать паузы в словах.
А русский язык для Одри не родной, и как ценно слышать, как иностранец говорит на нашем родном языке. Как мне сказали дети, сразу понимаешь, что ей тоже трудно! Но она может! И делает.
Значит и мы сможем!
Вы знаете, как важно слышать правильную, чистую английскую речь?
А как увлекательно и просто Одри объясняла правила чтения. Научиться читать на английском языке интересно, легко, просто!
В ближайшие месяцы к видео- урокам будут добавлены практические упражнения. Но уже и сейчас курс очень ценен.
Мы рады, что Школа умных детей активно развивается.
Так будет и дальше.
Поэтому подключайтесь, учитесь с нами и помните, учиться с удовольствием, проще, чем вам может казаться.
Школа умных детей — это уникальная методичка для родителей и детей, которая позволит разобрать любую тему за начальную школу просто, понятно и с использованием техник эффективного обучения.
Теперь обучение в Школе умных детей стоит 1000 рублей в месяц. Вам надо лишь указать на странице оформления заказа в каком классе учится Ваш ребенок, оплатить 1000 рублей и учиться с удовольствием.
Школа для вас, если:
— Ваш ребёнок учится в начальной школе
— Ваш ребенок не понимает темы по русскому, математике или английскому или плохо запоминает материал с урока
— Приходит домой и не знает, как решить задание
— Не понимает вновь изученный материал и путается в признаках частей речи, ошибается в устном или письменном счете, испытывает трудности в решении задач, допускает ошибки при письме, т.к. не проверяет орфограммы, не понимает правил и не умеет их применять
— Вам приходится объяснять все самостоятельно, тратя драгоценное время
— Возможно, вы вынужденных нанимать репетитора и лишаться большого количества денег
— Вечера проводить за школьными делами и заданиями вместо отдыха после работы
Благодаря пакету Школы умных детей вы можете забыть о репетиторах, потому что благодаря урокам школы, вы сможете легко и просто объяснять ребенку любые темы по русскому языку, математике и английскому языку, прослушав понятное объяснение или просто включить урок ребёнку.
При оплате участия Вы получаете доступ ко всем предметам выбранного класса (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) доступом на 1 месяц.
Сейчас в школе доступен весь русский язык 1-4 класса, математика 1-4 класса, английский 2-4 класс и окружающий мир 1-4 класса, а так же уникальный курс «Английский с носителями языка»
Ждем Вас в школе умных детей!
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
Елена Шефер
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
МБДОУ «Детский сад «Дельфин».
Воспитатель: Шефер Е. В.
Для любого человека важно уметь задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет важную роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной функции, предлагаю кратко рассмотреть теоретические аспекты и методы работы с вопросами. Данный материал не является правилом, это своего рода памятка, созданная на основе изученного материала по данной теме.
2-3 года. Особенности развития: дети ориентируются в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации, характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации, начинает складываться произвольность поведения, появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: общий (требует ответа да/нет). Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: —«Угадай-ка». Рассмотреть картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше ребенок картинку видит, воспитатель — нет. Ребенок задает вопросы. Не давать ребенку примера, пусть сам попробует спросить. (Отвечать да/нет).
-Чтение и обсуждение сказок, стихов, художественных произведений.
3-4 года. Особенности развития: Ведущий тип общения- ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, внимание, память, остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: специальный — начинается с вопросительного слова «Кто, что, какой, где, зачем, почему». Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: прочитать детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
4-5 лет. Особенности развития: общение носит внеситуативно-деловой характер, мышление носит наглядно-образный характер, дети более эмоционально устойчивы, менее капризны, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: альтернативный- со словом «или», «Какой?». Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: «Вопросник«- ребенок ходит по комнате, смотрит на все и приносит пять вопросов со словом «какой», воспитатель отвечает, ребенок проверяет, правильный ответ или нет, отвечать можно шуточно.
5-6 лет. Особенности развития: Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями, в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса, ведущее значение приобретает развитие воображения. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: вопросы-гипотезы, вопросы обращенные к самому себе. Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: -воспитатель загадывает слово на определенную тему, дети по очереди задают вопросы и пытаются угадать слово.
—«Угадай, о чём спросили». Воспитатель загадывает себе вопрос, не произнося его вслух. Например, вопрос: «Вы любите спорт?». Воспитатель отвечает: «Я люблю спорт». Детям надо догадаться, каким был вопрос.
Конспект занятия «Что мы видим на картинке?» Дидактическая игра «Что мы видим на картинке?» Цель: 1. Учить детей задавать вопросы разного типа? 2. Упражнять детей в умении отвечать.
Как надо отвечать на детские вопросы Подрастает ребенок и начинает задавать вопросы. Как отвечать на них и так ли это важно? «Где?»,»Куда?»,»Когда?».Постепенно ребенок накапливает.
Источники:
http://buneeva.vsepravilno.com/blog/chtenie/uchim-rebenka-ponimat-tekst-pervyy-shag-chitaem-predlozhenie
http://gladtolearn.ru/blog/kak-ponyatno-obyasnit-rebenku-chasti-rechi/
http://www.maam.ru/detskijsad/kak-nauchit-rebenka-zadavat-voprosy.html