Как образуется песок
Геология
о теории и практике
Как образуется песок? Путешествующие песчинки
Песок под микроскопом
Древнегреческий философ-математик Пифагор как-то поставил своих учеников в тупик, задав им вопрос, сколько песчинок на Земле. В одной из сказок, рассказанных Шахереза- дой царю Шахрияру в течение 1001 ночи, говорится, что «войска царей были бесчисленными, как песчинки в пустыне». Сколько песчинок на Земле или даже в пустыне, подсчитать сложно. Но зато можно довольно легко установить приблизительное число их в одном кубическом метре песка. Подсчитав, мы обнаружим, что в таком объеме количество песчинок определяется астрономическими цифрами в 1,5— 2 миллиарда штук.
Таким образом, сравнение Шахерезады было по меньшей мере неудачным, так как если бы сказочным царям понадобилось столько солдат, сколько содержится зерен только в одном кубическом метре песка, то для этого пришлось бы призвать под ружье все мужское население земного шара. Да и этого было бы недостаточно.
Откуда появились на Земле несметные количества песчинок? Чтобы ответить на такой вопрос, давайте поближе познакомимся с этой интересной породой.
Обширные континентальные пространства Земли покрыты песками. Их можно встретить на побережьях рек и морей, в горах и на равнинах. Но особенно много песка скопилось в пустынях. Здесь он образует могучие песчаные реки и моря.
Если мы полетим в самолете над пустынями Кызылкум и Каракум, то увидим необъятное песчаное море (рис. 5). Вся его поверхность покрыта могучими волнами, как бы застывшими «и окаменевшими в самый разгар невиданной бури, охватившей колоссальные пространства». В пустынях нашей страны песчаные моря занимают площадь, превышающую 56 миллионов гектаров.
Рассматривая песок через увеличительное стекло, можно увидеть тысячи песчинок, имеющих различные размеры и очертания. Одни из них имеют округлую форму, другие отличаются неправильными очертаниями
Пользуясь специальным микроскопом, можно измерить диаметр отдельных песчинок. Самые крупные из них поддаются измерению даже при помощи обычной линейки с миллиметровыми Делениями. Такие «грубые» зерна имеют диаметр 0,5—2 мм. Песок, состоящий из частиц таких размеров, называют крупнозернистым. Другая часть песчинок имеет диаметр 0,25—0,5 мм. Песок, состоящий из таких частиц, получил название среднезериистого.
Наконец, самые мелкие зерна песка имеют диаметр от 0,25 до 0,05. мм. Измерить его удается только при помощи оптических приборов. Если в песках преобладают подобные песчинки, то они получают название мелкозернистых и тонкозернистых.
Как же образуются песчинки?
Геологи установили, что их возникновение имеет длинную и сложную историю. Прародителями песка являются массивные породы: гранит, гнейс, песчаник.
Мастерской, в которой происходит процесс превращения этих пород в песчаные скопления, является сама природа. Изо дня в день, из года в год горные породы подвергаются выветриванию. В результате даже такая прочная порода, как гранит, распадается на обломки, которые все более и более дробятся. Часть продуктов выветривания растворяется и уносится. Остаются самые стойкие по отношению к действию атмосферных агентов минералы, главным образом кварц — окисел кремния, одно из самых устойчивых соединений на поверхности Земли. В значительно меньшем количестве в песках могут содержаться полевые шпаты, слюды и некоторые другие минералы.
На этом не заканчивается история песчинок. Для образования крупных скоплений необходимо, чтобы зерна превратились в путешественников.
Конспект образовательной деятельности «Песок. Происхождение и использование человеком» для детей подготовительной группы
Ольга Смирнова
Конспект образовательной деятельности «Песок. Происхождение и использование человеком» для детей подготовительной группы
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о свойствах песка.
Образовательные: Дать представления об использовании песка. Закрепление техники нетрадиционных приёмов рисования (рисование сухим песком)
Развивающие: Развивать связную речь. Обогащать словарь детей: сыпучий, рыхлый, водопроницаемый, песчинки. Развивать творческое воображение при рисовании песком.
Воспитательные: Формировать бережное отношение к неживой природе.
Методические приёмы: беседы, рассматривание
Предварительная работа: изготовление построек из песка; знакомство с техникой нетрадиционного рисования сухим песком.
Оборудование: лоток с сухи песком, лупы, кулёчки из бумаги, цветной картон, ёмкость с водой, формочки для песка, слайды.
Ход занятия:
– Ребята, вы все любите играть в песок, а знаете ли вы, откуда появился песок, где его используют?
Ответы детей
– Для того, чтобы узнать, откуда появился песок, как он образовался, я предлагаю вам рассмотреть песок через лупу.
Дети в лупу рассматривают песок и видят, что он состоит из маленьких неровных песчинок, имеющих разную форму, окраску, некоторые блестят. Среди песчинок дети видят кусочки от ракушек. Вместе с воспитателем дети делают вывод, что песок образовывался на морском берегу путём трения больших камней друг о друга.
– Среди песчинок, вы увидели кусочки ракушек, потому что одним из основных мест, где происходит образование песка, является морской берег. Воздействие волн на скалы, песка, приносимого ветром, на горные породы, и морской воды на некоторые минералы – всё это способствует образованию песка. Песок с берега переноситься ветром вглубь суши.
– А что можно делать из сухого песка?
Ответы детей.
– Сухим песком ещё можно рисовать. Я предлагаю вам взять бумажные кулёчки и цветной картон.
Дети берут кулёчки, воспитатель насыпает им туда сухой песок и показывает, как можно рисовать песком. Дети делают узоры на картоне.
Воспитатель в половину лотка с сухим песком наливает воду, дети делают вывод, что сухой песок пропускает воду (водопроницаемый).
– Опустим руки во влажный песок. Что вы чувствуете?
Ответы детей. (Песок холодный, влажный, мокрый, сырой. Он перестал быть рассыпчатым, из него можно что-нибудь слепить, он не сыплется, а падает.) Используя формочки, дети делают разные фигурки.
– Песок полезный материал. Очень много его используют в строительстве. В соединении с цементом и водой песок превращается в бетон. Песок также применяется при изготовлении стекла, наждачной бумаги, в фильтрах для очистки воды. (Показ слайдов).
Конспект образовательной деятельности к 23 февраля «Медаль за мужество» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 “Мечта” Конспект образовательной деятельности.
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы «Ветка рябины» Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 “Мечта” Конспект образовательной деятельности.
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Песок, вода, ладошки» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ПЕСОК, ВОДА, ЛАДОШКИ» Составил:.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Корзина с цветами» Цель: создание условий для формирования композиционных навыков, развития воображения, творческого мышления, мелкой моторики рук, закрепления.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Японский квартал» (ручной труд) Цель: Ознакомление с культурой и традициями Японии, дать представление о народном творчестве, особенностях национального костюма,.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Зов джунглей» Тема: ЗОВ джунглей. Возрастая группа: подготовительная к школе группа. Тема НОД: «ЗОВ джунглей» Интеграция видов деятельности: игровая,.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Загадочный калейдоскоп» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. «Загадочный калейдоскоп». Цель: Развивать интерес.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы «Волшебный песок» Цель занятия: научить детей второй младшей группы азам экспериментирования. Задачи: Обучающие: – обеспечить знакомство детей со свойствами.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Африку» «Путешествие по Африке». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы Интеграция образовательных.
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с электричеством» Знакомство с электричествомконспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Аверина Г. А. воспитатель.
Как образуется песок
Как поступить в Университет
Направления Университета Детей
«Импульс» 9−10 лет
«Динамика» 11−12 лет
«Векторы» 13−14 лет
Подписка на рассылку
Из чего состоит песок?
Антон Захаров
Песок – это твердая скала, которую вода и ветер миллионы лет разрушали на маленькие кусочки. В основном, такие кусочки – это маленькие, размером не больше нескольких миллиметров, зерна кварца – самого распространенного на Земле минерала, состоящего из молекул диоксида кремния. Диоксид кремния встречается не только в виде кварца на песчаном пляже. Вы можете легко найти его и в упаковке чипсов или сухариков. Он используется там как разрыхлитель – это значит, что он не дает частичкам пищи склеиться между собой. Но этот “песок”, который вы можете съесть вместе с сухариками, намного мельче обычного, и вреда организму он не наносит.
Давайте посмотрим, из чего, кроме кварца, может состоять песок.
Прозрачные кристаллы здесь – это зерна кварца, но кроме них мы видим и зерна других минералов. Дело в том, что пески на самом деле бывают очень разными, в зависимости от их происхождения. Вулканические пески, например, могут содержать кусочки минералов красного цвета, и тогда пляж будет красным. В мире есть несколько пляжей, где в составе песка встречается зеленый минерал хризолит. Поэтому пляжи там зеленые. А в некоторых странах встречаются черные пески, содержащие много тяжелых минералов, таких как гематит или магнетит.
Но самое интересное, что кроме минералов песок, особенно морской, часто содержит окаменелые останки или раковины простейших животных и растений, живших миллионы лет назад.
Раковины эти обычно сделаны из карбоната кальция – то есть, из мела. Это такой же самый мел, какой используется в классе, чтобы писать на доске, или на улице, чтобы рисовать на асфальте.
Так что на самом деле пески бывают очень разными, и состав одного песка может сильно отличаться от состава другого.
Почему у пожилых людей седеют волосы?
Никто точно не знает. Причем ученые пока не могут однозначно ответить ни на вопрос, зачем это нужно, ни как это происходит. Но некоторые идеи на этот счет есть. Начнем с того, как.Есть две основных версии того, как люди седеют. Обе они сходятся в том, что это происходит, когда в клетках, из которых вырастают волосы, перестают производиться белки-пигменты, которые придают волосам цвет. Согласно первой версии это происходит просто из-за старения этих клеток. Со временем в ДНК любых клеток могут накапливаются ошибки, и они перестают работать нормально. В случае клетками, которые отвечают за рост волос, это приводит к тому, что они теряют возможность нормально производить пигменты.
Источники:
http://www.mygeos.com/2012/08/03/kak-obrazuetsya-pesok-puteshestvuyushhie-pesshhinki
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-pesok-proishozhdenie-i-ispolzovanie-chelovekom-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
http://polymus.ru/ru/education/YDetei/ask_a_scientist/12279/