2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как начиналась Русь

ОТКУДА ЖЕ ПОШЛА РУСЬ?

Вопрос о происхождении Русского народа и славянской группы народов является одним из краеугольных в истории Европы и России. Ещё летописец Нестор в «Повести временных лет» поднял этот вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». И ответил на него довольно правильно: начал отсчёт Русской истории от мифического Иафета-Япета, потом после большого промежутка времени расположил Русь на берегах реки Дунай в Норике. И только затем вывел Русь на берега Днепра и озера Ильмень, известная уже по школьному курсу – Киевско-Новгородская Русь. Так, даже в сильно отредактированной «Повести временных лет», есть две прародины Русского народа – Ближний Восток и Балканы.

В довольно спорном и не всеми историками признанном источнике, «Велесовой книге», в качестве зоны расселения славяно-русских племён указаны огромные территории: Сибирь, Урал, степи Южной России, Кавказ, Причерноморье, включая Крым-Таврию, Балканский полуостров, Карпаты, Средняя Азия (Семиречье), Двуречье – реки Тигр и Ефрат, Сирия, Индия, земли будущей Новгородской Руси.

Классическая гипотеза о происхождении Русского народа – Русов, весьма русофобская по своему содержанию и очень близка сердцу любому западнику, либералу. Мол, Русская история начинается с 8-9 веков, с призвания немцев-варягов в Новгород, некоторые удаляют границу начала «цивилизованной» истории Руси до 10-11 века – когда христианство стало господствующей формой веры.
А до этого рубежа, мол пребывали Русы в «диком состоянии», бога не ведали, чуть ли не в «первобытности». Да и были они на Русской равнине «пришельцами», взявшимися неизвестно откуда (возможно из болот Припяти) и потеснившими племена финно-угров и балтов. Эту классическую схему основали немецкие учёные бывшие на службе у Русского государства в 18 веке – Г. З. Байер (1694-1738), Г. Ф. Миллер (1705-1783), А. Л. Шлецер (1735-1809).

В 19 веке эта концепция была закреплена в 12-ти томном труде Н. М. Карамзина (1766-1826) «История государства Российского», который закрепил немецкие выводы фразой: «Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». Выводы Карамзина продолжил историк С. М. Соловьёв (1820-1879) в «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, историк В. О.Ключевский в «Полном курсе Русской истории» в 4 томах.

Они закрепили «классическую» версию Русской истории: суть её в том, что История России идёт от 4 (6) – 8 (10) веков, с призвания варягов и принятия крещения, а до этого были «темные века», «дикость», «запустение». Эта схема продолжала господствовать в 20 веке, в начале 21 века с небольшими доработками, изучается в школах и высших учебных заведениях, как единственная и безальтернативная Правда.

Позиция государства и церкви

Государство поддержало эту версию, т. к. его не интересовала информация выходящая за рамки государственно-правовых структур. Появление же государства и права связывалась с явлением династии Рюриковичей. Приход «варягов» был выгоден власти и по внешнеполитическим причинам, связывая Рюриковичей, а затем Романовых с «просвещённой Европой» общим происхождением и династическими союзами. Особенно важна была связь с германскими правящими домами и Англией. Романовы прославились любовью к этим странам.
Церковную организацию тезис о «дикости» славяно-русских племен, до прихода христианских миссионеров и крещения Руси, более чем устраивает. Ведь он даёт Церкви право утверждать, что развитие культуры (одна письменность чего стоит) связано с утверждением христианства на Руси.

Эта концепция, всячески лелеемая и поощряемая, занимает в наши дни доминирующее положение – в школах, высших учебных заведениях, научно-популярной литературе, СМИ, кино. Только немногие подвижники пытаются прорвать пелену лжи и донести, хоть часть исторической Правды.

Утверждение о «молодой России», «отсталости» русских является одним из орудий Информационной войны – с целью подорвать историческую память Русского народа, ослабить Волю и убить Дух Русского мира. Поэтому Ватикан, исторические школы Англии, Германии, также поддерживают «академическую» версию мировой истории.
Подходы у этой версии довольно шаткие, исследователи, в большинстве случаев, берут за основу тезис, что первые письменные памятники говорящие о славянах появились в 4-6 веках нашей эры. Но ведь хорошо известно, что «письменные свидетельства», категория весьма субъективная, а народ – объективная, народы существуют и помимо воли писателей, хронистов. Например: индейские культуры существовали вне летописных свидетельств тысячелетиями.

Только один факт наносит сильнейший удар по «классической» схеме – численность славян и русских. Русский народ, после страшнейших потрясений 20 века – участие в 2-х мировых войнах, 4-е революции, включая декабрьскую 1991 года, гражданской войны, либерально-демократического геноцида конца 20 начала 21 веков, огромного количества региональных войн и конфликтов, являются одним из самых многочисленных этносов планеты. Так по подсчётам русского гения Д. И. Менделеева (1834-1907), если бы не было катастрофического по своим последствиям 20 века, в середине 20 века русских было бы 400 миллионов, а в середине 21 века 800 миллионов. Но даже в настоящее время русские и славяне – это самая крупная языковая группа, этническая общность в Европе.
Тысячу лет назад славян было приблизительно 10 миллионов человек и как и в современности – это былая самая крупная этноязыковая общность в Европе. Возникает законный вопрос, как из «ниоткуда» появилась большая часть населения Европы?

Русская (славянофильская) концепция истории

К нашему счастью многие исследователи искали ответ на этот вопрос, исходя из здравого смысла, а не мёртвых прописных истин. Они отыскивали истоки русской самобытности в самых началах человеческой истории, находя корни наших предков в самых разных частях Евразии. Традиция русской концепции истории восходит к хорватскому (итальянскому?) исследователю Мавро Орбини (? – 1614), который в своём труде «Историография народа славянского» написанном в 1606 году (издана в Санкт- Петербурге в 1722г.), опираясь на не дошедшие до нас источники (видимо изъятые Ватиканом), прямо написал: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…»

Эту концепцию поддержали два русских гения В. Н. Татищев (1686-1750) в «Истории Российской» и М. В. Ломоносов (1711-1765) в «Древней Российской истории» . Исследования подвижников были опубликованы только после их смерти. Однако, главное то, что оба мыслителя пришли к одинаковому выводу, причёт отдельно друг от друга: корни истории славян и русских идут в глубины тысячелетий и касаются множества древнейших народов, которые с незапамятных времён жили в Евразии. Они известны под разными именами античным и иным авторам (составителям Библии, арабским, персидским, китайским хронистам).

Татищев вёл родословную славяно-русских племён от скифских родов. Скифы-сколоты и родственные им племена, известны с 1 тыс. до н.э. и занимали огромную территории от Дуная до Тихого океана. Что интересно, византийца называли «скифами». «тавроскифами» воинов русских князей Аскольда, Олега, Игоря, Святослава. А Русь часто назвали «Великая Скифия-Скуфь.

М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» считал, что славяно-русские племена населяли огромный регион от Балтики и Центральной Европы до Черного моря и Кавказа, и их знали под именами вендов-венетов, варягов-рось, сармат, роксолан. Ломоносов опроверг измышления немецких историков, что Рюрик и варяги были немецкого рода, доказав, что Рюрик и варяги – это западные русы. Даже имя «Рюрик» русского корня и означает «рарог» – сокол.
Ломоносов и Татищев не одни тщательно изучали вопрос о происхождении корней русского народа. Очень подробно и внимательно эту проблему проанализировал В. К. Тредиаковский (1703-1769) – в своём историческом труде: «Три рассуждения о трёх главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов, III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка». Прекрасно образованный учёный и литератор, учившийся в Московской Славяно-греко-латинской академии, в Голландии, Франции, свободно говоривший на многих живых и мёртвых языках, член Русской Академии наук по латинскому и русскому красноречию, выдающийся русский просветитель, стоявший с М. В. Ломоносовым у истоков русской грамматики и стихосложения. Тредиаковский поддержал и развил идею Татищева о русском начале «скифов», причем доказал и русское происхождение их самоназвания. «Скифы-скиты» – это «скитальцы», т. е. народ ведущий довольно подвижный образ жизни, «кочевники».

Русская концепция истории, идущая от мыслителей 18 века, была продолжена и закреплена в трудах исследователей 19-20 столетий: Тадеуша (Фаддея) Воланского (1785-1865), А. Д. Черткова (1789-1858), Е. И. Классена (1795-1862), Ю. Венелина (1802-1839), Ф. Л. Морошкина (1804-1857), А. С. Хомякова (1804-1860), И. Е. Забелина (1820-1909), Д. И. Иловайского (1832-1920), Д. Я. Самоквасова (1843-1911), А. И. Соболевского (1857-1927), Г. В. Вернадского (1877-1973) и ряда других подвижников.

Г. В. Вернадский в книге «Древняя Русь», начал историю Русского народа с каменного века и провел через киммерийский, скифский, сарматский, гуннско-антский периоды. Археолог и историк Д. Я. Самоквасов – отстаивал скифские корни русского народа, называя прародину Руси – «Древней Скитанией».
Болгарский историк, славист, подвижник славянского национального возрождения Ю. И. Венелин – считал, что Атилла был великим князем державы Русов. Он же первым выдвинул предположение, что первую правящую династию Франции – Меровинги, основал русский князь Меровей.

Читать еще:  Как почувствовать себя парижанкой

Большое значение для русского самосознания имеют работы президента Общества истории и древностей российских А. Д. Черткова: «Очерк древнейшей истории протословен», «Пеласго-фракийские племена, населившие Италию», «О языке пеласгов, населивших Италию». Основываясь на глубоком знании древних языков, огромном количестве доступных ему источников, Чертков указал на языковое и этнокультурное сродство между славянами и пеласгами, этрусками, скифами, фракийцами, гетами, древними греками и римлянами. Открытие Черткова не стало событием огромной важности и значения в отечественной и мировой истории, так как не соответствовало общепринятой концепции мировой истории.

Открытие Черткова, о том, что этруски-расены родственны славянам, поддержал в своих исследованиях польский подвижник Т. Воланский. Он расшифровал большое количество этрусских надписей, в дешифровке он основывался на славянских языках. Т. Воланский изучил также надписи других цивилизаций и сделал сенсационный вывод, что зона расселения славяно-русских родов на юге в древности простиралась от Северной Африки (Египет, Карфаген) до Персии и Индии. Косвенно, правильность его пути доказывает тот факт, что труды Ф. Воланского в 1853 году были занесены в Ватикане в «Индекс запрещённых книг» и приговорены к немедленному сожжению. Воланский бросил вызов западной концепции мировой истории и папский престол немедленно отреагировал.
В дальнейшем исследования Воланского использовали различного рода исследователи, сторонники родства этрусков и славян. Современный исследователь В. Чудинов (род. 1942 г.) считает, что славяно-русская ведическая цивилизация и славянская руническая письменность была первой на планете.

Лингвист Г. С. Гриневич (род. В 1938 г.) составил сводную таблицу праславянской письменности. Сделал вывод, что значительная часть древних надписей – тэртэрийские, древнеиндийские, критские, этрусские – сделаны на праславянском языке.

Огромную важность представляют современные исследования в области ДНК-генеалогии, так А. Клёсов отодвинул границу происхождения русского народа на 12 тысяч лет.
В настоящее время самую полную концепцию Подлинной Русской истории, с 40 тысячелетия до нашей эры до наших дней, как основного стержня Мирового исторического процесса – составил Русский мыслитель, философ, историк Ю. Д. Петухов (1951-2009). В своём труде «Дорогами богов», изданном ещё в 1990 году, он на базе сравнительного мифоанализа, лингвистики ответил на важнейший вопрос – кем были загадочные индоевропейцы-арии. Он доказал, что прародителями индоевропейской языковой семьи, были славяне-арии-русы.

В 1994-2000 годы Петухов совершил серию путешествий по бассейну Средиземного моря, Ближнему Востоку, Египту, Азии, изучая важнейшие археологические раскопки на этой территории, изучая коллекции ведущих музеев этих регионов. И получив огромнейшую материальную базу данных, подтверждающих его выводы, в 2000 году начал издание многотомной «Подлинной истории Русов» (с 40 тыс. до н. э.), к сожалению странная смерть прервавшая жизнь Русского титана Духа не позволила завершить издание труда, мыслитель дал базовые данные с 40 до 3 тыс. до н. э. Но главное он сделал вывод, что «народ русов невероятно древен, практически извечен, он породил множество других народов».

И дело русских историков, патриотов продолжить начатое русскими подвижниками 18-20 веков, прорвать заговор молчания.

Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля

В связи с тем, что киевской власти вновь нужно отвлечь украинцев от внутренних проблем в стране, на новый виток вышли споры о языке и повалили псевдоисторические изыскания украинских «экспертов». Чего они только не нагородили, в приступе величайшего «патриотизма». Но порой очень интересно узнать, откуда все же появилась Русь и что было в те стародавние времена. Школьный учебник даёт слишком общие и расплывчатые сведения.

Итак, почему возникло само слово Русь и как оно превратилось в Россию. Широко известна версия, что такое название появилось от некой реки Рось, недалеко от Киева. Жителей окрестных земель звали росами, что потом трансформировалось в русов и далее в русских. Теорию «внутреннего» появления названия отстаивал Ломоносов, а впоследствии рьяно поддерживали советские историки. Вроде довольно логично. Но строить теории на созвучиях слишком опасно для истины. Дело в том, что эта река, существующая и сегодня, раньше называлась иначе: «Ръсь»! И жителей её берегов звали конечно не россами, а пршанами или поршанами.

Есть ещё несколько теорий, связанных с похожим произношением. Например, предполагают связь с цветом волос. Русы, то есть светловолосые, русые. Или от иранского рукс (рухс)-светлый. Так же имеются версии о переходе названия от более древних племён, живших на близких территориях, например в Приазовье. Либо по аналогии: пруссы-руссы. Но все эти версии и теории не столько подтверждаются источниками, сколько додумываются путём нужной интерпретации фактов. Однако, это не все.

Есть теория, условно называемая «норманской». Согласно ей, «русь» это всего лишь название одного из племён. Ещё со времён школы большинство помнит о призвании варягов на Русь, но история утверждает обратное! Если обратиться к «Повести временных лет», то мы увидим такие слова: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти». Упоминание руси, именно как северного племени, присутствует и в других источниках, иностранных. Как же так получилось, что это название распространили на другой народ и оно дало имя нашей стране.

Для начала разберемся с самими варягами и их прибытием на земли славян. Между прочим, тогда они были «словѣнє», так что и тему с инсинуациями по поводу славы и тп., можно закрыть. Тот факт, что ряд восточнославянских племён действительно призвал варягов, в целом сомнения не вызывает. Но везде лишь упоминание о княжении и правом суде, а так ли это? Зачем вдруг свободные люди навязывают себе на шею некоего повелителя, да ещё не достойного соплеменника на эту роль выбирают, а зазывают неизвестного иноземца?! Звучит довольно нелепо. Но наши предки идиотами не были и конечно имели очень веские причины позвать варягов.

И причины эти легко понять, стоит только абстрагироваться от современных понятий и внимательней посмотреть на ту эпоху. Не просто князя звали, а князя и его дружину. Не просто дружину, а одних из лучших воинов того мира! И надо думать, Рюрика знали прекрасно, раз обратились именно к нему. Грубо говоря, славяне наняли самую крутую банду головорезов в известных им землях. Вероятно, что и сами «зазывалы» не раз имели возможность испытать на себе воинское умение Рюрика и его бойцов. Дело по тем временам самое обычное. Вот так, на землях кривичей, словен и чуди, появились грозные викинги племени русь, под командованием конунга Рюрика…

Собственно, только с этого момента и начинается история государства Русь, зародившего на севере. И тут мы подходим к одной щекотливой и неудобной теме. Строго говоря, князь славянам был совсем не нужен, даже в качестве военной силы. Поскольку никаких военных угроз на горизонте не просматривались даже в перспективе. А мелкие межплеменные разборки можно было и самостоятельно решить, ведь судя по всему, славяне тоже знали, с какой стороны за меч браться. И даже версия с охраной торговых путей и караванов не подходит, для этого наемники есть. Но все же позвали князя со всем родом, а зачем?

Остаётся лишь одна реальная причина-завоевание новых территорий! Вполне вероятно, что сначала попробовали сами, но «процесс не пошёл». А вот с приходом Рюрика дело сдвинулось, да ещё как! Следует понимать, что референдумов никто не проводил, затею с князем наверняка провернула правящая верхушка. Собственно, никому кроме них, Рюрик был не нужен. Имеются летописные свидетельства, что правителем он был не слишком добрым и имели место серьезные, кровопролитные восстания.

Освоились варяги быстро и начали присоединять все, до чего смогли дотянуться. Где-то в этих походах, мимоходом взяли и Киев. «Присоединение» территории мало походило на какую-то церемонию, а скорее было рэкетерским наездом. Подъезжают ребята, «конны и оружны» и громко объявляют: кому, какого числа и куда доставить дань. На этом все, расходитесь, товарищи. Если кто-то не понимал или обнаруживались «конкуренты», доставались мечи и происходило вразумление неразумных. Как уже говорилось выше, варяги были одними из лучших воинов мира, поэтому сопротивление если и было, удачных примеров в летописях не упомянуто. В это время ещё не существует никакой Руси, но викинги рванули в Византию…

Как метко подметили византийцы, русь поработила все близлежащие племена и устремила свои взоры к Византии. Первый набег был удачным. Ромеи были заняты войной и в тылу войск не оставили. Из первых письменных источников, упоминавших о вторжении, можно легко понять, что слово русь, летописцы применяют не по отношению к государству, а непосредственно к людям, напавшим на Византию. И они их однозначно отождествляют с викингами. Собственно, даже Вещий Олег на самом деле был Хлгом, а Игорь-Ингером. Именно так они записаны в западных, восточных и византийских источниках.

Читать еще:  Что едят мусульмане

Имеет место любопытный момент. После первого набега (предположительно) в Константинополь прибывают послы от Рюрика. Чего-то там обговорили и попросили их отправить кружным путём, дескать разбойники лютуют и вообще дорога плохая. Добренький Феофил отправил этих послов со своими в империю франков. Но местный император сильно засомневался, что эти бравые ребята кого-то могут испугаться и разумно предположил, что никакие они не послы, а обычные шпионы. Высока вероятность, что именно так и было. Поэтому франк решил себя обезопасить и запер всех в клетку. Возможно спас свое государство от вторжения викингов с востока.

Это событие попало в хроники и знаменательно ещё и тем, что впервые появился термин «россы». Дело довольно простое, в византийской речи не было звука «у», поэтому русы и стали россами. А впоследствии и страну русов-росов, византийцы стали звать Россией. Так что и это название пришло к нам из-за рубежа. В летописях франков чётко отмечено, что к ним прибыли скандинавы из племени русь, по-византийски россы. Однако, сами франки их именовали русами. Стоит объяснить, откуда появилась вторая буква «С». Ответ так же простой. В латинском языке, при написании с одной буквой «S», получился бы звук «З» или «Ж». Поэтому не росы, а россы. Так и закончилось первое знакомство.

Новому ромеи совсем не обрадовались, прибыл Олег. Нужно отметить, что в этом походе, если верить Нестору и константинопольским летописцам, участвовали уже не одни варяги , а практически все славянские племена. И это событие стало переломным. В Византии постепенно стали называть россами всех, кто живёт под властью Олега. Ромеи справедливо полагали, что за Чёрным морем нет никакого государства и их довольно жестоко поправили мечами. Конечно, в Византии считали славян и россов варварами. Тогда же родилось и отождествление их со скифами, такими же варварами, ранее проживавшими в том же направлении. Сами славяне ничего не знали о скифах, но впоследствии, как и многие другие народы, пытались вывести свое происхождение от них.

С великим князем заключили великий мир. Но никто не вечен и Олег умер. Ставший самым главным Ингер (Игорь), собрал новое войско и по традициям викингов отправился грабить. Направлением выбрал Каспий. Средняя Азия вздрогнула, а русы появились в восточных хрониках. Причём, даже купцов они впоследствии различали, русь и славян не путали. Здраво рассудив, что мировую византийцы подписывали с Олегом, а не с ним, Ингер решил попотрошить и ромеев. Но на сей раз они были готовы и флот грабителей потопили. Вернувшиеся домой оправдывались, что подлые греки их предательски сожгли издалека. Но надо думать, что мечи по побережью все же погуляли изрядно. Византийцы ещё очень долго будут непременно справляться о здоровье дорогого Ингера. А когда узнали, что он решил пешим порядком довершить начатое, выслали ему столько даров, что войско повернуло домой… С этим событием связан ещё один любопытный эпизод. Некоторые византийцы называли это войско турками. Дело в том, что раньше, ромеи звали турками венгров. Это чтобы было понятнее, как обманчивы бывают созвучия.

Собственно, именно походы Игоря Рюриковича закрепили за всеми его славянами название «россы» и страну их назвали Россия. А где же русские, наконец?! А их вообще-то не существовало вплоть до ХХ века! Начнём с самой «Руси». Все мы помним еще со школы про Киевскую Русь. Но такого государства никогда не существовало. Это понятие ввели историки, надо же как-то обозначать. Существовали Киевская Русь, Новгородская Русь, Суздальская Русь и тд.. Само слово «Русь», по сути лишь обозначало некую область, которой правит прямой потомок Рюрика из племени русь и ничего больше.

Стоит упомянуть и «русичей». Данное слово встречается лишь в одном месте: «Слово о полку Игореве». К кому именно обращался князь понять сложно, но вряд ли он со всеми разговаривал. Логично будет предположить, что обращение «русичи» и «русици» (так в оригинале по два раза), Игорь делал к своей личной дружине, которая в то время еще наверняка состояла из одних потомственных варягов, то есть из воинов племени русь. Больше такого слова мы не находим нигде. «Русских» тогда попросту не существовало.

А как же тогда называли наших предков?! На Западе русинами или русаками (множественное число оставалось русь, аналогично чудь или весь), а те, кто перенял наследие Византии-россиянами или россиянцами, именно по отношению к народу и нации. Сами же себя называли роусами, а впоследствии россами или росами. Поэтому наша страна издавна справедливо зовется Россией, ведь и жили в ней всегда россы. Слово же «русские» использовалось исключительно в словосочетаниях «русские люди», «русская земля», «русский человек» и тд.. Изначально относившееся к конкретному племени, значение постепенно перешло на всех жителей России. А позже исчезло и обязательное второе слово. Вот так мы и стали русскими, живущими в России.

Подытоживая все вышесказанное, хочется дать ответ всем тем, кто использует историю в качестве инструмента нагнетания истерии и распространения идей национализма или сектантства. Славяне-язычники не были единой культурой и не несли общих традиций. Они были древлянами или кривичами, словенами или чудью, а не русскими. Население времён «Киевской Руси» были суздальцами или новгородцами, киевлянами или рязанами, а не русскими. Лишь гораздо позднее они все стали россиянами. Не русскими, а именно россиянами, ибо так они себя самоидентифицировали…

И напоследок, подарок украинским «историкам», слова из «Повести временных лет»: «Афетово же колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци…». Да, господа украинцы, даже в древности россияне ваш новый идол от Руси отделяли в отдельную нацию, простите за тавтологию. Не нужно насиловать историю, потому что рано или поздно история изнасилует вас!

НАЧАЛО РУСИ

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания — об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания — удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства — в IX веке — на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева — древляне, а западнее их — волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска — кривичи, между Днепром и Сожью — радимичи, в верховьях Оки — вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, — словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, — меря, в низовьях Оки — мурома, южнее от нее — мордва. Балтийские племена — ятвяги, ливы, жмудь — населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII—XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси — «Повести временных лет».[2] Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) — в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI—XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят—двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», — 852 г.

852 — В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу — отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход — первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII—первой четверти IX в. русы напали на Сурож — византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду — город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838—839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме — резиденции императора Людовика Благочестивого.[3]

Читать еще:  Какой православный праздник 25 декабря

860 — В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

862 — Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, — чудь, словене, кривичи и весь — призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», — будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.[4]

879 — Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику — Олегу — по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря — историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

882 — Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

883 — Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

884 — Олег обложил данью северян, а в 886 г. — радимичей.

907 — Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

912 — Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

915 — Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги — кочевая народность тюркского происхождения.

941 — Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» — огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

944 — Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

945 — Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна — непременный элемент похоронного обряда.

Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.[5]

946 — Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды — 9 сентября и 18 октября — она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

955 — Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.[6]

964 — Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

965 — Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю — столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.[7]

968 — По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

969 — Умирает княгиня Ольга.

970 — Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына — Олега — он ставит древлянским князем, третьего — Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги — Малуши) — отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

971 — Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.[8]

972 — Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

Источники:

http://wikii.ru/publ/otkuda_zhe_poshla_rus/13-1-0-1145
http://hystory.mediasole.ru/rus_iznachalnaya_otkuda_est_poshla_russkaya_zemlya
http://history.wikireading.ru/335544

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: