Как искусство связано с моралью
Мораль и искусство;
Органическую взаимосвязь морали и искусства древние греки выражали общим понятием «калагатия», смысл которого передает духовное родство этих форм общественного сознания, восприятия действительности и миропонимания. Основная мысль, характеризующая взаимосвязь морали и искусства кратко может быть выражена следующим образом: различие между ними заключается в форме отражения действительности, единство в их содержании и функциях. Эта мысль требует конкретизации.
С философской точки зрения содержание определяет форму, однако, одно и тоже содержание может быть воплощено в разной форме: сущность жизни одна, но необозримо разнообразие её форм. Это касается нравственной и эстетической сторон духовной жизни. И в искусстве, и в морали одно и тоже содержание выражается в различных формах. Содержание морали составляет мир добра и зла, отраженный в нравственном сознании в форме конкретных этических понятий и связанных с ними чувств. Понять вещь, значит, иметь понятие о ней: понимание нравственной жизни выражается в этических понятиях.
Искусство отражает жизнь не в понятиях, а в художественных образах. Любовь для искусства не понятие, не общее представление, а выразительный художественный образ как, например, у Шекспира образ Ромео и Джульетты, в повести «печальнее нет на свете». Идея любви, как и другие нравственные понятия (справедливость, честь, долг, счастье, смысл жизни т.д.), в искусстве живут другой жизнью. Там они «оживают» в конкретно-чувственных образах – формах. Совершенная художественная форма делает жизненными, реально ощутимыми, правдивыми нравственные идеалы, ценности, понятия. «Искусство порождает мир как нечто духовное и как данное для созерцания. Муза делает образы духа внешне наглядными, зримыми и слышимыми».
Конкретно-чувственная, образная форма выражения нравственной идеи придает ей эстетическую одухотворенность, свойство прекрасного или безобразного. Если в морали поступок человека оценивается добрым или злым, то в искусстве он воспринимается как прекрасный или безобразный, окрашенный в лирические, трагические, драматические, ностальгические тона. В искусстве жизнь отражается не зеркально, а в творческих усилиях человека, в трудных поисках истины, благодаря чему возникают критически-познавательная, конструктивная, компенсационная и воспитательная функции искусства. В этих функциях находит конкретное отражение взаимосвязь искусства и морали.
Критически-познавательная функция искусства связана с тем, что оно способно аналитически оценивать различные проблемы и стороны человеческого существования, видеть и раскрывать смысл человеческого существования, его надежды, отчаяние, веру. Причем, эстетический анализ человеческой экзистенции осуществляется, как правило, нравственным способом, через призму должного и сущего, с точки зрения того, что должно быть и что вопиюще противоречит добру, справедливости и человечности. Внутренняя жизнь героев, драматургия произведения – это развертывание в пространстве и времени, в сюжетах и лицах острых общественных и личных нравственных проблем. Критическая функция литературы способна ориентировать мировоззрение человека на поиск правды жизни, смысла и цены в ней добра и зла.
В рамках искусства возникли различные формы нравственного анализа жизни: трагедия, сюжетная линия которой является исследованием самого острого и непримиримого нравственного конфликта в судьбах людей; комедия, оружием смеха, разящая отрицательные, отжившие стороны и явления действительности – пошлость и серость жизни; лирика – отражение внутреннего мира человека, его переживаний; сатира – резкое обличение социальных пороков, как, например, в саркастическом памфлете «Деньги» (М. Зощенко) в образе духовно и физически ничтожного владельца магазина, приобретающего в свое частное владение ум, уважение, красоту, любовь, которых он не заслуживает
Конструктивная функция искусства выражается в создании художником собственной версии мира. Как писал Альбер Камю, «Произведение искусства представляет собой некую конструкцию, как и мыслитель, погружается в работу, где и обретает единство с самим собой. Взаимное влияние автора и его произведения является важнейшей эстетической проблемой». Мир искусства – это не реальный, а идеальный мир идей, созданный разумом, талантом, мастерством художника, поэтому он может быть и «фабрикой грез», островом мечтаний и духовным Освенцимом. «Строительный» материал для создания художественного образа – типичные нравственные черты и нормы поведения, характерные для данного этноса, социума. Поэтому созданный художественный образ аккумулирует и персонифицирует целый спектр различных нравственных отношений, ценностей, проблем. Таков, например, герой произведения Франца Кафки «Превращение» обычный коммивояжер Замза, олицетворяющий рабскую психологию и мораль, которого мало волнует его превращение в насекомое, его больше беспокоит то, что хозяин будет недоволен его долгим отсутствием. Или образ ницшеанского Заратустры, воплотивший в себе нигилизм и бунтарство целой эпохи.
Мир искусства заманчив. Он зовет, он увлекает в другие дали, за границу повседневности скуки и серости, предлагает для души странствие в поисках самой себя. В этой связи возникает другая нравственная функция искусства – компенсационная.
Компенсационная функция искусства. Искусство способно компенсировать человеку то, что он не приобрел или потерял в жизни. Одиночество, отсутствие взаимопонимания, дефицит человеческих чувств и отношений могут быть восполнены художественным произведением. Читатель может жить, чувствовать любить и ненавидеть в мире своих героев. Там негодовать, переживать, надеется, верить и любить. В мире иллюзий обретать и испытывать сокровенные чувства, реализовывать себя как нравственную личность
Критически познавательная, конструктивная и компенсационная нравственные функции искусства соединяются и находят свое выражение в воспитательной функции.
Воспитательная функция искусства. Основное средство воспитания в искусстве изложено ещё в «Поэтике» Аристотеля. Это – катарсис, очищение души. Катарсис – освобождение тело и души от скверны, проказы, болезненных страданий широко использовалось в древнегреческом врачевании. Аристотель первый придал понятию «катарсис» нравственно-эстетический смысл. Как писал великий древнегреческий философ, трагедия совершает «путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». Существуют два подхода к пониманию понятия «катарсис». Первый — психологический, (медицинская теория Я. Бернайса) согласно которому искусство, вызывающее повышенные эмоции – сострадание и страх, создаёт разрядку, ощущение облегчения, подобно слезам, сопровождающим горе. Другое понимание катарсиса, содержащееся в трудах немецкого писателя и философа Г.Э. Лессинга, – этическое. Очищение души связано с размышлениями и переживаниями человека по поводу тех жизненно-нравственных коллизий, которые затронули его душу и сердце.
Воспитательной функции искусства противостоит деструктивное, разлагающее нравственное сознание и стимулирующее низменные страсти людей псевдоискусство, в частности, современный постмодернизм в искусстве, стремящийся покончить с культом разума, свободы, нравственности. «Искусство», которое вместо долга и свободы культивирует произвол, вместо мысли – спонтанный поток сознания, вместо поиска истины – эмоционально-психологическое зомбирование, вместо логики – клиповость сознания, вместо нравственных ценностей – физиологические потребности, такое «искусство» находится не только вне морали, оно разрушает основы духовности и человечности.
Таким образом, подлинное искусство, в отличие от своего эрзаца -субкультуры, наряду с религией, является одной из форм существования морали. У искусства и морали одна «душа», одни человеческие идеалы и ценности. Известное выражение Достоевского «Красота спасет мир» имеет равное отношение к искусству и морали. Красота – это совершенная форма выражения нравственной идеи.
МОРАЛЬ И ИСКУССТВО
Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .
Смотреть что такое “МОРАЛЬ И ИСКУССТВО” в других словарях:
ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия
“ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА” — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск … Философская энциклопедия
МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно политической мыс ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник… … Политология: словарь-справочник
ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА — два способа регуляции поведения, две формы обоснования его в общественном сознании. Будучи относительно самостоятельными факторами общественной жизни, хотя и определяемыми в конечном счете развитием способа производства, М. и п. не могут быть… … Словарь по этике
ИСКУССТВО И МОРАЛЬ — две формы общественного сознания и духовно практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их взаимодействия лежит единство эстетического и этического в явлениях общественной жизни. В историко… … Эстетика: Словарь
Телевизионное искусство — совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения (См. Телевидение). Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также… … Большая советская энциклопедия
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — в 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) франц. философ, крупнейший представитель феноменолог. концепции культуры, сложившейся в результате осмысления идеи “жизненного мира” Гуссерля и ее последующей экзистенциалистской интерпретации в учениях… … Энциклопедия культурологии
Как искусство связано с моралью
Войти
Связано ли искусство с моралью?
Есть два взгляда на искусство: условно говоря, «французский» и «русский». Первый считает, что искусство – всего лишь форма творчества, оно свободно, в том числе и от морали, есть отражение таланта художника, целью которого является самовыражение и самосовершенствование. Его объективная роль не есть забота художника.
«Русский» взгляд на искусство непосредственно связан с моралью. Точнее, искусство неотделимо от жизни. Оно должно приносить пользу, служить добру и истине, творить красоту. Хотя это не означает вульгарного толкования искусства, как нечто подчиненного утилитарным целям.
Неслучайно в 19 веке существующие параллельно передвижники в России и импрессионисты во Франции задумывались над разными вопросами: первые – ЧТО писать, вторые – КАК. Социальная, даже политическая тематика у передвижников превалировала над просто пейзажем или бытовым портретом.
1.Как вы относитесь к «чистому искусству», к «искусству ради искусства»?
2.Связано ли искусство с моралью? Должно ли оно воспитывать, облагораживать, или это как получится, и в задачи художника не входит?
Comments
Сначала хочу высказать несколько возражений.
“. целью которого является самовыражение и самосовершенствование.”
Думаю, целью является не это, а выражение своего взгляда на мир, а это совсем не одно и то же.
И что значит “Русский взгляд на искусство. Оно должно приносить пользу, служить добру и истине, творить красоту”?
Разве импрессионисты не творили красоту? Или картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре” и другие его пейзажи, а Куинджи входил в товарищество передвижных выставое написаны им, чтобы “служить добру и истине”?
Передвижники это ведь не только “Тройка” Перова или “Бурлаки на Воге” Репина, это и Валентин Серов, который, кстати, очень близок к импрессионистам, и Исаак Левитан.
Ещё был Врубель, который, не входил в это товарищество, но жил и творил с ними одновременно.
Разве вы не чувствуете, насколько все эти художники разные, у каждого свой взгляд на мир?
И объединились они в товарищество передвижных выставок, в первую очередь, чтобы вырваться из официального академизма. То же самое и у импрессионистов, молодых художников уже не устраивали средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля, они стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
На ваш вопрос: “Должно ли искусство воспитывать, облагораживать?” отвечу: искусство никому ничего не должно.
“Русский взгляд” – это условное название. Просто в русском обществе в середине 19 века была очень острая полемика вокруг роли искусства. Белинский, в частности, неоднократно менял свою точку зрения, в конце концов придя к мысли о его преобразующей, просвещенческой роли, но в рамках эстетических норм.
Про передвижников спорить не буду – противопоставление опять же условно, просто так было удобнее продемонстрировать разность подходов.
Ответ на главный вопрос понял – спасибо.
PS
Да, к вопросу о самовыражении и выражении своего взгляда на мир – это не одно и то же?)
Edited at 2019-01-05 09:36 am (UTC)
Источники:
http://studopedia.su/10_169580_moral-i-iskusstvo.html
http://ethics.academic.ru/187/%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC_%D0%98_%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
http://lev-56.livejournal.com/1115938.html