1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как искусство связано с моралью

Мораль и искусство;

Органическую взаимосвязь морали и искусства древние греки выра­жали общим понятием «калагатия», смысл которого передает духовное родство этих форм общественного сознания, восприятия действительности и миропонимания. Основная мысль, характеризующая взаимосвязь морали и искусства кратко может быть выражена следующим образом: различие между ними заключается в форме отражения действительности, единство в их содержании и функциях. Эта мысль требует конкретизации.

С философской точки зрения содержание определяет форму, однако, одно и тоже содержание может быть воплощено в разной форме: сущность жизни одна, но необозримо разнообразие её форм. Это касается нравст­венной и эстетической сторон духовной жизни. И в искусстве, и в морали одно и тоже содержание выражается в различных формах. Содержание мо­рали составляет мир добра и зла, отраженный в нравственном сознании в форме конкретных этических понятий и связанных с ними чувств. Понять вещь, значит, иметь понятие о ней: понимание нравственной жизни выра­жается в этических понятиях.

Искусство отражает жизнь не в понятиях, а в художественных образ­ах. Любовь для искусства не понятие, не общее представление, а вырази­тельный художественный образ как, например, у Шекспира образ Ромео и Джульетты, в повести «печальнее нет на свете». Идея любви, как и другие нравственные понятия (справедливость, честь, долг, счастье, смысл жизни т.д.), в искусстве живут другой жизнью. Там они «оживают» в конкретно-чувственных образах — формах. Совершенная художественная форма дела­ет жизненными, реально ощутимыми, правдивыми нравственные идеалы, ценности, понятия. «Искусство порождает мир как нечто духовное и как данное для созерцания. Муза делает образы духа внешне наглядными, зримыми и слышимыми».

Конкретно-чувственная, образная форма выражения нравственной идеи придает ей эстетическую одухотворенность, свойство прекрасного или безобразного. Если в морали поступок человека оценивается добрым или злым, то в искусстве он воспринимается как прекрасный или без­образный, окрашенный в лирические, трагические, драматические, нос­тальгические тона. В искусстве жизнь отражается не зеркально, а в творческих усилиях человека, в трудных поисках истины, благодаря чему возни­кают критически-познавательная, конструктивная, компенсационная и воспитательная функции искусства. В этих функциях находит конкретное отражение взаимосвязь искусства и морали.

Критически-познавательная функция искусства связана с тем, что оно способно аналитически оценивать различные проблемы и стороны че­ловеческого существования, видеть и раскрывать смысл человеческого существования, его надежды, отчаяние, веру. Причем, эстетический анализ человеческой экзистенции осуществляется, как правило, нравственным способом, через призму должного и сущего, с точки зрения того, что должно быть и что вопиюще противоречит добру, справедливости и чело­вечности. Внутренняя жизнь героев, драматургия произведения — это раз­вертывание в пространстве и времени, в сюжетах и лицах острых общест­венных и личных нравственных проблем. Критическая функция литерату­ры способна ориентировать мировоззрение человека на поиск правды жиз­ни, смысла и цены в ней добра и зла.

В рамках искусства возникли различные формы нравственного ана­лиза жизни: трагедия, сюжетная линия которой является исследованием самого острого и непримиримого нравственного конфликта в судьбах лю­дей; комедия, оружием смеха, разящая отрицательные, отжившие стороны и явления действительности — пошлость и серость жизни; лирика — отраже­ние внутреннего мира человека, его переживаний; сатира — резкое обличе­ние социальных пороков, как, например, в саркастическом памфлете «Деньги» (М. Зощенко) в образе духовно и физически ничтожного вла­дельца магазина, приобретающего в свое частное владение ум, уважение, красоту, любовь, которых он не заслуживает

Читать еще:  Как запретить просмотр канала на youtube

Конструктивная функция искусства выражается в создании худож­ником собственной версии мира. Как писал Альбер Камю, «Произведение искусства представляет собой некую конструкцию, как и мыслитель, по­гружается в работу, где и обретает единство с самим собой. Взаимное влияние автора и его произведения является важнейшей эстетической про­блемой». Мир искусства — это не реальный, а идеальный мир идей, соз­данный разумом, талантом, мастерством художника, поэтому он может быть и «фабрикой грез», островом мечтаний и духовным Освенцимом. «Строительный» материал для создания художественного образа — типичные нравственные черты и нормы поведения, характерные для данного эт­носа, социума. Поэтому созданный художественный образ аккумулирует и персонифицирует целый спектр различных нравственных отношений, цен­ностей, проблем. Таков, например, герой произведения Франца Кафки «Превращение» обычный коммивояжер Замза, олицетворяющий рабскую психологию и мораль, которого мало волнует его превращение в насеко­мое, его больше беспокоит то, что хозяин будет недоволен его долгим от­сутствием. Или образ ницшеанского Заратустры, воплотивший в себе ни­гилизм и бунтарство целой эпохи.

Мир искусства заманчив. Он зовет, он увлекает в другие дали, за границу повседневности скуки и серости, предлагает для души странствие в поисках самой себя. В этой связи возникает другая нравственная функ­ция искусства — компенсационная.

Компенсационная функция искусства. Искусство способно компен­сировать человеку то, что он не приобрел или потерял в жизни. Одиноче­ство, отсутствие взаимопонимания, дефицит человеческих чувств и отно­шений могут быть восполнены художественным произведением. Читатель может жить, чувствовать любить и ненавидеть в мире своих героев. Там негодовать, переживать, надеется, верить и любить. В мире иллюзий обре­тать и испытывать сокровенные чувства, реализовывать себя как нравст­венную личность

Критически познавательная, конструктивная и компенсационная нравственные функции искусства соединяются и находят свое выражение в воспитательной функции.

Воспитательная функция искусства. Основное средство воспитания в искусстве изложено ещё в «Поэтике» Аристотеля. Это — катарсис, очи­щение души. Катарсис — освобождение тело и души от скверны, проказы, болезненных страданий широко использовалось в древнегреческом враче­вании. Аристотель первый придал понятию «катарсис» нравственно-эстетический смысл. Как писал великий древнегреческий философ, траге­дия совершает «путем сострадания и страха очищение подобных аффек­тов». Существуют два подхода к пониманию понятия «катарсис». Первый — психологический, (медицинская теория Я. Бернайса) согласно которому искусство, вызывающее повышенные эмоции — сострадание и страх, созда­ёт разрядку, ощущение облегчения, подобно слезам, сопровождающим го­ре. Другое понимание катарсиса, содержащееся в трудах немецкого писа­теля и философа Г.Э. Лессинга, — этическое. Очищение души связано с размышлениями и переживаниями человека по поводу тех жизненно-нравственных коллизий, которые затронули его душу и сердце.

Воспитательной функции искусства противостоит деструктивное, разлагающее нравственное сознание и стимулирующее низменные страсти людей псевдоискусство, в частности, современный постмодернизм в ис­кусстве, стремящийся покончить с культом разума, свободы, нравственно­сти. «Искусство», которое вместо долга и свободы культивирует произвол, вместо мысли — спонтанный поток сознания, вместо поиска истины — эмо­ционально-психологическое зомбирование, вместо логики — клиповость сознания, вместо нравственных ценностей — физиологические потребности, такое «искусство» находится не только вне морали, оно разрушает основы духовности и человечности.

Читать еще:  Можно ли собакам давать сыр

Таким образом, подлинное искусство, в отличие от своего эрзаца -субкультуры, наряду с религией, является одной из форм существования морали. У искусства и морали одна «душа», одни человеческие идеалы и ценности. Известное выражение Достоевского «Красота спасет мир» имеет равное отношение к искусству и морали. Красота — это совершенная форма выражения нравственной идеи.

МОРАЛЬ И ИСКУССТВО

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое «МОРАЛЬ И ИСКУССТВО» в других словарях:

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск … Философская энциклопедия

МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно политической мыс ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник… … Политология: словарь-справочник

ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь

МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА — два способа регуляции поведения, две формы обоснования его в общественном сознании. Будучи относительно самостоятельными факторами общественной жизни, хотя и определяемыми в конечном счете развитием способа производства, М. и п. не могут быть… … Словарь по этике

ИСКУССТВО И МОРАЛЬ — две формы общественного сознания и духовно практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их взаимодействия лежит единство эстетического и этического в явлениях общественной жизни. В историко… … Эстетика: Словарь

Телевизионное искусство — совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения (См. Телевидение). Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также… … Большая советская энциклопедия

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — в 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) франц. философ, крупнейший представитель феноменолог. концепции культуры, сложившейся в результате осмысления идеи “жизненного мира” Гуссерля и ее последующей экзистенциалистской интерпретации в учениях… … Энциклопедия культурологии

Как искусство связано с моралью

Войти

Связано ли искусство с моралью?

Есть два взгляда на искусство: условно говоря, «французский» и «русский». Первый считает, что искусство – всего лишь форма творчества, оно свободно, в том числе и от морали, есть отражение таланта художника, целью которого является самовыражение и самосовершенствование. Его объективная роль не есть забота художника.
«Русский» взгляд на искусство непосредственно связан с моралью. Точнее, искусство неотделимо от жизни. Оно должно приносить пользу, служить добру и истине, творить красоту. Хотя это не означает вульгарного толкования искусства, как нечто подчиненного утилитарным целям.
Неслучайно в 19 веке существующие параллельно передвижники в России и импрессионисты во Франции задумывались над разными вопросами: первые – ЧТО писать, вторые – КАК. Социальная, даже политическая тематика у передвижников превалировала над просто пейзажем или бытовым портретом.

Читать еще:  Что лучше айфон 6s или se

1.Как вы относитесь к «чистому искусству», к «искусству ради искусства»?
2.Связано ли искусство с моралью? Должно ли оно воспитывать, облагораживать, или это как получится, и в задачи художника не входит?

Comments

Сначала хочу высказать несколько возражений.

«. целью которого является самовыражение и самосовершенствование.»
Думаю, целью является не это, а выражение своего взгляда на мир, а это совсем не одно и то же.

И что значит «Русский взгляд на искусство. Оно должно приносить пользу, служить добру и истине, творить красоту»?
Разве импрессионисты не творили красоту? Или картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и другие его пейзажи, а Куинджи входил в товарищество передвижных выставое написаны им, чтобы «служить добру и истине»?
Передвижники это ведь не только «Тройка» Перова или «Бурлаки на Воге» Репина, это и Валентин Серов, который, кстати, очень близок к импрессионистам, и Исаак Левитан.
Ещё был Врубель, который, не входил в это товарищество, но жил и творил с ними одновременно.

Разве вы не чувствуете, насколько все эти художники разные, у каждого свой взгляд на мир?
И объединились они в товарищество передвижных выставок, в первую очередь, чтобы вырваться из официального академизма. То же самое и у импрессионистов, молодых художников уже не устраивали средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля, они стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

На ваш вопрос: «Должно ли искусство воспитывать, облагораживать?» отвечу: искусство никому ничего не должно.

«Русский взгляд» — это условное название. Просто в русском обществе в середине 19 века была очень острая полемика вокруг роли искусства. Белинский, в частности, неоднократно менял свою точку зрения, в конце концов придя к мысли о его преобразующей, просвещенческой роли, но в рамках эстетических норм.
Про передвижников спорить не буду — противопоставление опять же условно, просто так было удобнее продемонстрировать разность подходов.
Ответ на главный вопрос понял — спасибо.

PS
Да, к вопросу о самовыражении и выражении своего взгляда на мир — это не одно и то же?)

Edited at 2019-01-05 09:36 am (UTC)

Источники:

http://studopedia.su/10_169580_moral-i-iskusstvo.html
http://ethics.academic.ru/187/%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC_%D0%98_%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
http://lev-56.livejournal.com/1115938.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector