Иудаизм или буддизм что древнее
Какая религия зародилась раньше других?
Буддизм (по имени, данному основателю буддизма – Будда, санскр. просветлённый)
зародился в 6-5 вв. до н.э. в Индии. Буддизм проповедует избавление верующих от страданий путём отказа от желаний и достижения нирваны – главной цели, высшего просветления. В 3 в. был признан в качестве официальной религии в Индии, в настоящее время распространён на Цейлоне, в Японии, Китае, Непале, Тибете, Бирме и других странах.
Ислам (араб. покорность) возник в Западной Аравии в VII в. Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман Коране. В его основе содержится вера в единого Бога – Аллаха, по воле которого складываются судьбы людей и всего происходящего в мире. Ислам убеждает людей в бессилии человека перед Аллахом и призывает их к смирению и покорности воле Всевышнего. Соблюдение верующими предписанных религиозных обязанностей (ежедневные моления, пост, паломничество к святыням и др.) служит обещанием райского блаженства после смерти, а непокорным грозят мучения в аду. В зависимости от некоторых различиях в толковании мусульманских догм в исламе различаются два направления – суннизм и шиизм. Ислам распространён в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, среднеазиатских государствах, на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкирии.
Христианство (по имени Христа Спасителя) возникло в 1 в. нашего времени в Римской империи. Эта религия отразила отчаяние бедных и угнетённых людей, уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии. Главным в этой религии является вера в искупительную жертву сына Божьего Иисуса Христа, его чудесное воскрешение, а также вера в его второе пришествие на землю для осуществления Страшного суда, чтобы судить живых и мёртвых, обрекая грешников на адские мучения и давая райское блаженство праведникам. В зависимости от разных толкований отдельных догматических вопросов в 1054 г. христианство разделилось на православных и католиков, а в XIV в. в католицизме выделилась ещё и протестантская церковь. В настоящее время христианство является одной из самых распространённых религий в мире.
Бахаизм (по имени его её основоположника Бахауллы) – это молодая религия, возникшая в середине XIX века в Персии. Согласно бахаизму существует одна вера в Бога, а сам Бахаулла является Мессией нашего времени, призванным объединить людей всех вероисповеданий во всемирное братство. Поэтому бахаизм считается синкретической комбинацией всех предшествующих религий.
В настоящее время бахаизм насчитывает более 5 млн последователей по всему миру. Международная Община Бахаи признана в ООН как неправительственная организация, другие общины зарегистрированы также в разных странах (в том числе и в России), но запрещены в Иране.
Таким образом, из трёх названных мировых религий – буддизм, христианство и ислам – раньше всего зародился буддизм.
Сравнение иудаизма и буддизма
- Иудаизм
- Вероучение
- Обычаи
- Этнические и социальные аспекты иудаизма
- Буддизм
- Будда и буддизм
- Легенда о Будде
- Учение Будды, возникновение учения
- Сравнение иудаизма и буддизма
1) ИУДАИЗМ, религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.
Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.
Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».
Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (ев[attachment=3879]
[attachment=3879]
[attachment=3879]
рейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.
Вывод, к которому в 19 в. пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейская история породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями.
Евреи живут ожиданием исполнения этого обетования; и такое ожидание написано на их лицах в знаменитой картине Поль-де-ля-Роша “Евреи у стен Иерусалима”. Тонкие следы того же ожидания можно читать на каждом выразительном еврейском лице, если только горькие заботы жизни и тяжкое унижение не стерли на нем след высшей мысли. “
Так говорил о евреях в конце девятнадцатого века великий русский писатель Николай Семёнович Лесков. (К сожалению, его статья “Еврей в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу” известна немногим современным читателям.) Основную отличительную особенность иудаизма Лесков указал совершенно верно.
5) БУДДА И БУДДИЗМ.
Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие, как верований, так и религиозной практики.
Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.
В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX – начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.
Банк рефератов Vzfei.biz – элитная коллекция рефератов. Самые новые и лучшие рефераты, дипломы, курсовые и контрольные работы, шпаргалки, лекции, конспекты, тесты с ответами, задачи с решением. В нашем Банке рефератов размещено 2000 работ по различным дисциплинам таким, как финансы, экономическая теория, инвестиции, менеджмент, финансовый менеджмент, финансовая математика, маркетинг, стратегический менеджмент, теория финансового менеджмента, анализ финансовой отчетности, социология, статистика и другие предметы
При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна. ©2002-2012.
Буддизм
В Тему
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Буддизм — это восточное философское учение, имеющее сотни миллионов последователей. Многие считают буддизм одной из мировых религий, несмотря на то, что это учение отрицает Б-га и существование души, и даже по словам самого создателя его, Будды, не является догматом. Суть буддизма состоит в том, чтобы, осознав, что причина страданий человека — в его желаниях, устранить эти желания при помощи особых духовных практик и достичь нирваны (просветления).
Оглавление
Общее в восточных учениях [↑]
«Религии» Востока появились как реакция на стремление человека найти путь к спасению и освобождению. Так, кропотливым трудом незаурядных личностей, были созданы воззрения буддизма, конфуцианства, даосизма и их многочисленных видоизменений и разветвлений, как то: дзэн-буддизм, джайнизм, синтоизм и тому подобные. Каждая из «религий» развила колоссальные учения о духовном строении мира и человека, разработала изощрённые и подробные методы духовной практики, исполненные величайшей человеческой мудрости. Но ни в одной из них не присутствует:
- Творец, ясно и строго требующий от человека осуществления той цели, для которой Он его и сотворил.
- Пророк, обращающийся к народу от имени Творца.
- Попытка доказать и отстаивать свою истинность, даже относительную. Принять учение или не принять — дело добровольное.
Духовную практику Востока придумали люди, поэтому она никак не может претендовать на абсолютную истинность. Кроме того, возникает вопрос, можно ли отнести то или иное учение к религии.
Религия или философия? [↑]
Буддизм считается религией множества народов Юго-Восточной Азии, особенно он распространен во Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии, а оттуда распространился в другие страны Азии.
Первоначально буддизм не претендовал на то, чтобы называться религией, и в некоторых современных буддистских течениях и сейчас это учение является философским, а не религиозным — хотя бы потому, что оно не затрагивает тему Б-жественного. Иные же буддистские течения со временем приобрели черты язычества, начав культивировать поклонение Будде. Отношение иудаизма к язычеству однозначно и крайне отрицательно. «Да не будет у тебя других богов» — это вторая из десяти Синайских заповедей. Что же касается сходства и различия еврейской и буддистской истории, философии и этики — можно провести сравнение.
Зарождение буддистского учения [↑]
Буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама Сиддхартха. Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал, пока не постиг состояния радости и покоя, нирваны, а ум его стал отрешенным и светлым.
Учение и наследие под названием Тора было дано Творцом Вселенной на горе Синай всему еврейскому народу, с тем чтоб он нес свет Торы всем остальным народам мира.
Учение Будды и Тора [↑]
Будда понял, что жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх. Причины страданий — это зависть, жадность, похоть. Страдание можно прекратить: перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. Истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Его может (если захочет) пройти каждый для того, чтобы стать благородным осознанным, просветленным, человеком.
Иудаизм, несомненно, тоже рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», но также он проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Иудаизм утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей, с точки зрения Торы, — не что иное, как простой эгоизм.
Индуист Гаутама Сиддхартха, и после того, как стал Буддой, не отменил, а лишь иначе взглянул на традиционную веру индуистов в сансару (колесо земных перевоплощений всех живых существ) и карму (судьбу). По его мнению, судьба каждого человека — в его собственных руках: достигнув нирваны, он освобождается от кармы.
В качестве средства для духовного роста буддизм предлагает своим последователями идти по так называемому восьмеричному пути, который подразумевает постепенно от правильного мировоззрения дойти до правильного сосредоточия. На этом всё. Нирваной все заканчивается, дальше пути нет.
В буддизме со временем сложилось три основных направления: южный буддизм говорит лишь об индивидуальном духовном просветлении; северный проповедует помощь другим в их пути, а тантрический призывает достичь просветленного сознания при помощи йоги, медитации, чтения мантр и поклонения учителю-гуру.
Ни Б-га, ни души ни в одном из этих направлений нет. Для теории отрицания души даже есть особое слово — анатмавада. Б-га нет в буддистской философии ни в одной из его ипостасей — ни в качестве Творца, ни в качестве Царя, ни в каком-то ином. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. События, по мнению буддистов, возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания тоже нет: миров бесконечное множество.
Буддизм сфокусирован на том, что все вещи и существа взаимосвязаны, и с еврейской точки зрения это допустимо. Но для решения нашей собственной исторической задачи этого недостаточно, потому что наше предназначение призывает нас продвинуться дальше — наша работа состоит в демонстрации Источника и Причины, лежащих в основе единства мира.
Заповеди [↑]
В Торе, как известно, 613 заповедей, охватывающих весь жизненный цикл человека. Кроме заповедей Торы есть еще и законы, установленные мудрецами. По любому вопросу, касающемуся как закона, так и этики, можно получить ответ, базирующийся на Первоисточнике.
На вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» буддизм отвечает вполне адекватно: плохо — это убивать, лгать, красть, прелюбодействовать и употреблять «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак). Впрочем, на этом список запретов заканчивается: заповедей в буддизме всего пять. И кто дал эти заповеди, буддизм не объясняет, и объяснить не сможет, так как концепция Творца Мира буддизмом отвергается. Для них Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе.
Духовные практики [↑]
Духовные практики Востока впечатляют, но в перспективе поиска смысла жизни они оказываются бессмысленны. Если власть над своим телом превращается в самоцель, то, в конечном итоге, это ни к чему не приводит. Ведь все действия человека направлены не на альтруистичное выполнение Воли Творца, а на удовлетворение своих же эгоистичных желаний. Живя в уединении, можно добиться удивительных достижений в области контроля над телом, но от этого высокомерное Эго может только раздуться.
Соблюдать повеления и учить Тору по-настоящему, как Творец требует, гораздо сложнее, чем вся духовная практика Востока. Произносить мантры неизмеримо легче, чем сосредоточенно молиться каждый день.
Впрочем, медитация не чужда иудаизму. Но цель еврейской медитации — это достижение полной концентрации сознания, удаление посторонних мыслей, приведение мысли в гармонию и устремление ее к Творцу. Медитацией занимались такие великие люди, как, например, выдающийся знаток кабалы и наставник раби Абулафия и его последователи, а также один из самых знаменитых хасидских праведников раби Нахман из Бреслава.
У известного каббалиста и популяризатора иудаизма рава Арье Каплана есть несколько книг, посвященных этой теме: «Медитация и Библия»; «Медитация и Каббала»; «Еврейская медитация». Они написаны доступным языком, и прочитавший их может убедиться сам, что еврейская медитация является средством служения Вс-вышнему, тогда как буддистская медитация стремится лишь к власти над собственным телом.
Смысл жизни в буддизме и в иудаизме [↑]
Поставленная Буддой цель — освобождение человека от страдания — истина относительная, ведь это не более, чем мнение человека , пусть даже человека неординарного.
Телесные и душевные желания — это зло, которое надо подавить — так считают буддисты и, по-видимому, это вершина того, что человек может сам придумать. Иудаизм же предлагает совершенно другой путь и смысл человеческого существования. Телесные и душевные желания даны нам Вс-вышним как благо, поэтому их следует не подавлять, а силой разума направлять на Добро.
В мире нет зла самого по себе. Материальный мир, телесные желания, человеческое общество не являются злом, который надо подавлять или от которого надо устраняться, уходя в горы, леса и монастыри. Творец — абсолютное Добро, и от Него может исходить только Добро. Всё, что есть в мире, было сотворено для Добра, и только человеку, ради его свободного выбора, была дана возможность использовать всё и для зла. Это и составляет испытание человеку, чтобы он сам захотел свои приземлённые желания контролировать и направлять не на зло, а на Добро.
Только Творец может указать на цель Своего творения, «для чего жить», и требовать её реализации. Эта цель записана в Торе, сообщена через пророка Моше. Для её достижения Тора обязывает еврея соблюдать заповеди, цель которых — исправление человека. Только они ведут к истинному совершенству, а не то, что придумает себе человек.
Только Творец мог повелеть жить в мире материальном, но при этом строго блюсти границы его использования, предоставляя тем самым человеку возможность духовного совершенствования. Только Творцу дано определить, какую пропорцию духовного и материального мы должны выдерживать в жизни.
Буддизм, ставя своей целью нирвану, по сути, отвергает саму жизнь и презирает ее во имя небытия. Иудаизм же освящает жизнь и проявляет к ней глубокое уважение как к фактору осуществления моральных идей, служащих наибольшим украшением этого бытия. Тора гласит: «И соблюдайте Мои заветы и законы Мои, которые да исполняет человек и да жив будет ими» (Ваикра 18:5), а также: «Смотри, я предлагаю тебе ныне жизнь и добро, смерть и зло… а ты избери жизнь, дабы жили ты и твое потомство» (Дварим 30:15—19) и таким образом устанавливает совершенно особенный принцип, тесно связанный с высшими законами нравственности. Жизнь прямо отождествляется с Б-гом («ибо Он — твоя жизнь и долголетие»).
В буддизме у самой жизни нет цели. Жизнь сама по себе настолько необязательна, что лучше выйти из этого круговорота бед, болей и ошибок. Надо все видеть в истинном свете, — так утверждает буддизм.
Иудаизм возражает: хорошо, конечно, все видеть в свете истины, но еще важнее — не ошибаться в поступках. Виденье — средство, поступок — главное, так говорит Тора. Виденье — главное, поступок — следствие, так говорит Будда.
Еврей живет в мире людей. Буддист обитает в мире «правильных» идей и взглядов, в мире незамутненного и холодного сознания. Буддисту страшно быть. Поэтому он мечтает о нирване, то есть, по существу, стремится к смерти, небытию.
По Торе, от страсти не отказываются, страстью управляют, включая весь жар своего сердца в праведный поступок. Тора требует от человека не уйти от жизни со всеми ее проблемами и страстями, а вложить страсть в «духовный рост», то есть не уйти в сторону, а подняться наверх, возвыситься.
Тора — это традиция, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий. Иудаизм всегда отстаивал веру в Единого Б-га, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим. Иудаизм — это план жизни, идущий непосредственно от Б-га. Буддизм — это философское учение, созданное человеком и отрицающее Б-га.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2171119-kakaja-religija-zarodilas-ranshe-drugih.html
http://vzfei.biz/3937-sravnenie-iudaizma-i-buddizma.html
http://toldot.ru/buddhism.html