История создания комиксов
Откуда пошли комиксы
Есть категория весьма брутальных парней, у которых на лице не отражена ни одна эмоция, ходячее хладнокровие воплоти. Но у них есть одна серьезная тайна, о которой они мало кому говорят, а если и говорят, то очень осторожно, чтобы не быть осмеянным кем-то из своего окружения, которое не прочь пустить пару-троек злорадных насмешек. Как говорится, по-братски, по старой дружбе. Так вот, тайна эта заключается в том, что многие мужественные типажи читали в детстве или читают до сих пор комиксы. Страшная тайна? Давайте разберемся в ней поподробней. И настолько ли страшен черт, как его малюют?
Суть комиксов
Прежде чем коснуться истории возникновения комиксов, хорошенько было бы адекватно понимать, что такое комикс и почему это не обязательно история приключений «бетменов» и «спайдерменов». Давайте отнесемся к этому вопросу буквально, прям узколобо и без включения каких-либо проявлений фантазий. Комикс — это картинки, при помощи которых рассказывается история. Порой авторы и художники-составители могут использовать текст для пущей ясности повествования, а могут ограничиться банальным изложением фактов при помощи иллюстрации пары фрагментов из реальной или вымышленной истории. А вот теперь давайте включим мозг и подумаем, на что это похоже.
Вроде бы первобытные люди занимались чем-то похожим — наскальной живописью, и не иначе как комиксами в современной интерпретации это не назовешь. Что дальше подходит по аналогии? Конечно же, Египет. О, да. Знаменитые расписанные различными изображениями стены гробниц фараонов, местная посуда и прочее. Из той же оперы? Конечно. Ну, и сюда же мы отнесем фрески и религиозные мозаики средневековья, а также эпохи Ренессанса. Чем не комикс? Комикс и есть. Только в сугубо конкретной интерпретации комикс — это все-таки продукт печатного станка для различных газет и журналов, которые начали заполонять сначала европейские города, а потом и мировые. И несмотря на то, что комиксы перенеслись и в электронные форматы, все-таки считать отправной точкой стоит те времена, когда вышли первые бумажные газеты, в которых составители при помощи рисунков старались рассказать какую-то историю, чаще всего религиозного характера.
А теперь давайте внимательней отнесемся к названию. Комикс, от английского comic — смешной, забавный. Получается, что основная задача комикса — смешить людей. Но все ли комиксы напоминают сгусток шуток и забавных реплик? Конечно, нет. Даже пресловутые истории про Дональда Дака и Микки Мауса не всегда отличались комедийным сюжетом. Порой приходилось встречать что-то отдаленно напоминающее жизненную драму. Поэтому неспроста во многих странах мира у комикса есть свои названия, которые не намекают на юмористическое предназначение этого вида изобразительно-письменного искусства. Чаще всего все эти названия сводятся к простому определению — «рисованая история», «графический роман», «манга». В этом и есть правда.
Просто так сложилось, что в России любят заимствовать слова, не совсем понимая их истинного значения, поэтому случаются нестыковки. Но уже ничего не поделать, и комикс мы так и будем именовать комиксом, потому что более короткой и емкой альтернативы этому определению нет, да и во главу угла мы поставим суть этого полу-беллетристического дела, а не когда-то имевшийся смысл, пошедший от дословного перевода.
Первые комиксы
Если отбросить в сторону различные публикации религиозного характера XVI и XVII века, в которых пересказывают библейские истории, то первым комиксом можно назвать творчество Родольфа Тепфера, который был родом из Швейцарии. На дворе был XIX век и популярность начинала набирать печатная промышленность. Станки стали появляться во всех развитых уголках Европы. Со временем печатное дело в виде газет и печатных книг немного поднадоело, и появились энтузиасты, которые с превеликим удовольствием разработали новый жанр — истории в картинках. Они-то и стали забавлять местную публику.
Такие книжечки с рисованными историями любили приобретать не только для себя, но и в качестве подарка. Получалась своеобразная открытка с разворотом. Первые открытки подобного плана были действительно юмористического характера, поэтому вполне уместно назвать конкретную дату возникновения именно комикса — 1830 год. Это была первая работа Родольфа Тепфера.
В США же первый комикс вышел лишь в 1892 году и назывался он «Медвежата и тигр». Далее стали появляться аналогичные и не замысловатые сюжеты. Чаще всего комиксами в газетах занимались карикатуристы, которым давали за сверхурочные в качестве составителя комикса. Но интерес к комиксам стал расти настолько серьезными темпами, что пришлось выводить для этого дела отдельную должность с отдельной ставкой. Но это было только зарождение культа, которому в будущем суждено было перерасти в некое подобие субкультуры. Пройдет время и в Америке начнется настоящий бум на комиксы, не обошедший стороной Европу и, естественно, Советский союз. У нас были свои намеки на похожий жанр, причем первооткрывателем выступал сам Маяковский в своих Окнах Роста, но до фанатизма не дошло.
750″ />
Золотой век
Золотой век комиксов пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века, когда комичность сюжетов окончательно сошла на нет, предоставив дорогу боевикам, приключениям и прочим видам экшена на страницах газет и журналов. В 1938 году появился культовый для всех американцев персонаж — Супермен. Количество экранизаций его истории идет вровень с легендой о Бэтмене, который также появился в те годы. Из сюжета про этих героев выжимали все, что могли, потому что их популярность была настолько высока, что голод до историй про Супермена и Бэтмена приходилось постоянно чем-то уталять. Между прочим, на Олимпе супер-героев оба персонажа были не единственными представителями. С ними в одном ряду шел и Капитан Америка, а вот остальным претендентам не удалось завоевать симпатии публики, и многие канули в лета.
Серебряный век
50-е и 70-е годы считаются серебряным веком для комиксов и рисованных историй в США. Это время было примечательно не только появлением новых супер-героев — Человек-паук, Железный человек, Халк, но и выходом на лидирующие позиции на этом поприще компании Marvel, которая не только запатентовала своих новых героев — Фантастическая четверка, Тор и проч., но и заполучила права на многих других персонажей. Теперь мы частенько смотрим фильмы про сверхлюдей, а в самом начале непременно наблюдаем заставку самого популярного и могущественного производителя комикса за всю его историю.
Темные времена
А следующие годы стали эпохой затухания интереса к комиксам. Сначала шел бронзовый век с 70-х по 90-е, а потом началась современная эпоха, в которой практически не осталось места для печатного издания такого формата, как комикс.
Это началось с бронзового века, когда телевизоры стали появляться практически в каждой семье, и истории супер-героев переносились с бумаги на экраны тв. Сериалы, полнометражные фильмы и мультфильмы стали царствовать в мире супер-героев. А с приходом компьютеров и интернета стало понятно, что комиксы продолжают читать только преданные фанаты и немногочисленные энтузиасты, которые кайфуют от самого процесса чтения и следования сюжету истории также, как раньше кайфовали ожидавшие нового выпуска мальчишки 50-х годов. Они копили каждый цент из фонда карманных расходов, отказывали себе во многом, лишь бы насладиться продолжением истории, в которой их любимый супер-герой снова будет на коне и спасет планету от надвигающейся бури. И именно эти энтузиасты до сих пор продолжают дело своих предшественников, действительно напоминая некое подобие субкультуры. Кто-то обзаводится любимым персонажем и собирает все, что с ним связано, вплоть до трусов и постельного белья. Не напоминает случаем футбольный фанатизм? А их тематические встречи? На таких было бы интересно поприсутствовать хотя бы из чистого любопытства.
Да, комиксы — это не удел придурковатых очкариков и недорослей, которым не на что больше потратить деньги и свободное время. Комиксы, как и книги, помогают нам на время отвлечься от реальности и перенестись в места событий и историй, которых, может, никогда и не было и не будет, но пережить ее вместе с любимым персонажем хочется всей душой.
В наши черствые дни, когда рациональность и желание максимально эффективно распорядиться своим свободным временем стоят на первом месте, и практически не осталось времени на чтение книг, стоит с великой настойчивостью поискать хотя бы 10 минут на чтение комиксов, чтобы и вы, и окружающий мир поверили в существование романтиков. Романтиков с хорошей стороны, без лизоблюдства. Речь о том романтизме, который толкает на подвиги, который предлагает совершать решительные поступки во благо кого-то другого, а не ради себя. Может быть поэтому считается, что люди середины прошлого века были более чуткими к чужим проблемам и более смелыми в беде, чем мы все сейчас вместе взятые, потому что они много читали. И читали в том числе те самые комиксы.
Кто и зачем придумал комиксы?
Каждый год 25 сентября американские читатели, любители, коллекционеры и поклонники отмечают Национальный День Комиксов. Мы решили углубиться в историю и посмотреть с чего начиналась всеобщая любовь к этим «рисункам с подписями».
Комиксы — это уже целая отдельная вселенная. Их продают по всему миру, а их любителями организовываются фан-клубы, проводятся конференции, онлайн-дискуссии и многое другое. Нет такого человека на планете Земля, который бы хоть раз в жизни не столкнулся с этим жанром. Но задумывались ли вы о его происхождении? Да и кто вообще придумал рисовать картинки с текстом в облачках?
Существует мнение, что первым прототипом комикса была наскальная живопись. Через изображения зрителю рассказывалась история, обладающая собственным сюжетом и героями. Естественно, это трудно соотнести с классическим представлением комикса.
Однако долгое время иллюстрации выступали лишь как дополнение к тексту, к тому же печатать только текст было и быстрее, и дешевле.
Принято считать, что окно в современные комиксы прорубил далеко не американский писатель. Им был английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон. Его называют отцом газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе.
Чуть позже, в 1842 году, издается первая книга с комиксами. Eё автором стал художник – швейцарец Родольф Тёпфер. Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» были неоднократно переведены на различные языки и распространились по миру.
США активно подхватили жанр, и в 1892 году свет увидел первый американский комикс «Медвежата и тигр», напечатанный в газете Sunday New York World. И тут как говорится «пошло-поехало».
В 20-м веке комикс стал очень популярным жанром массовой культуры, для них наступает золотой век. В 1933 году выпущена первая современная книга комиксов под названием «Famous funnies».
1938 год ознаменован изобретением Супермена, он стал фактически первым супергероем. В 1940-е годы, в военное время, сама идея супергероя отступила на задний план, потому что героями были живые люди и солдаты.
В 1950-е военная тема ушла, и Супермену, который по-прежнему был главной звездой супергеройского жанра, пришлось конкурировать с комиксами других жанров — хоррорами и детективами.
В 1960-х годах Marvel открывает серебряный и бронзовый век в истории комиксов. «Фантастическая четверка» — первая супергеройская, вопреки стереотипам жанра не ведущая двойную жизнь. Герои даже поначалу не носили костюмов (при этом в их составе был один монстр), они ругались друг с другом и испытывали повседневные трудности — «супергерои в реальном мире».
Как отмечают многие, именно такой взгляд на супергероев принес огромную популярность компании и их продукции.
На волне популярности Marvel выпускает комикс «Удивительный Человек-паук». Первые выпуски создавались силами Стэна Ли и Стива Дитко. После над серией работало множество известных писателей и художников. Это был самый коммерчески успешный комикс того времени.
В такое нестабильное время человеку была просто необходима поддержка из разных источников, в том числе ими были и комиксы. Герои, которые способны выйти даже из самой сложной ситуации, поднимали в людях чувство уверенности и защиты.
Однако родители придерживались другой точки зрения: они считали, что негативные герои повлекут рост преступности среди детей. Появились подтверждающие подобные измышления исследования, после чего родители стали с большой опаской покупать детям комиксы.
Так появилась комикс-цензура: публиковать можно было только то, что получало официальное одобрение особого органа Comics Code Authority и было написано в соответствии с кодексом.
Вначале 1970-х в ответ на цензуру выпускается так называемый «Underground comix», он отличается своим социальным и сатирическим характером, а также изображением контента, запрещенного к публикации Кодексом. В нём собраны истории из различных контркультур молодежи, впервые была затронута тема наркотиков, секса и насилия.
Так почему же люди так полюбили этот жанр? Кто знал, что форма литературы, которая берет начало аж в 19-ом веке, будет настолько популярна в 21-ом?
Они вне времени! Например, в 2017 году комиксы побили свои самые высокие розничные продажи за последние 15 лет — было реализовано более 8,5 миллионов копий 300 самых популярных комиксов.
Комиксы вдохновляли продюсеров на создание рекордных фильмов. В последнее десятилетие фильмы, снятые по комиксам, просто взрывали кассовые сборы и продолжают это делать! Фильм «Мстители» от Marvel принес студии более 623 миллионов долларов, перезагрузка Бэтмена «Тёмный рыцарь» собрала почти 535 миллионов долларов.
Комиксы помогают детям научиться читать. Яркие картинки заинтересовывают детей, пробуждается тяга к чтению, улучшается лексика и выстраивается понимание реальных ситуаций в жизни.
Три факта, которые вы, возможно, не знали о комиксах:
- Всемогущий Халк первоначально был серого цвета. Проблемы с чернилами при печати создали зелёного монстра, каким мы его сегодня и знаем.
- Был настоящий супергерой по имени «Зелёный лама» — буддист, проводивший реинкарнацию.
- Стэн Ли, создавший Человека-паука, Халка, Доктора Стрэнджа, Фантастическую четвёрку, Железного человека, Сорвиголову, Тора, Людей Икс и многих других вымышленных персонажей, начинал свою деятельность с написаний некрологов.
Индустрия комиксов развивается с каждым днём и выбрать какой-то один комикс становится всё сложнее и сложнее. Моим любимым комиксом был и остаётся «Дэдпул».
А какой у вас самый любимый комикс? Пишите свои истории знакомства с комиксами в комментариях!
Как придумывались комиксы
115 лет назад, 18 октября 1896 в журнале «Нью-Йорк Джорнел» появились первые комиксы, яркие рисуночки с короткими текстовками, что рассказывали об отважных героях и их подвигах. Но действительно ли комиксы появились лишь в 1896 году? Давай заглянем в историю.
Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта. Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.
Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша. Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа», мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц», повествующая о двух сорванцах.
«Медвежонок и тигр» – так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году. Не менее популярной стала история «Yellow Kid» про маленького мальчика из Китая, который в поисках приключений прибыл в Америку..
Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс. Именно он придумал «пузырьки», рамочки, в которых размещают речь персонажей.
Далее следует бурное развитие комиксов, появляются новые герои, которые живут и сегодня: Супермен, Бэтмен, Человек-паук, Дональд Дак, Микки Маус, Капитан Америка, Делли и Харви.
Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics». Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук».
А теперь немного безумных цифр:
Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов, в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов.
За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «Черный остров».
Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов, в 1963 году его стоимость была 12 центов.
Источники:
http://stoneforest.ru/look/culture/otkuda-poshli-komiksy/
http://mews.biggeek.ru/kto-i-zachem-pridumal-komiksy/
http://pustunchik.ua/online-school/history/istorija-komiksiv