Где похоронен Борис Годунов и его семья
Усыпальница Годуновых
Троице-Сергиева Лавра
Долго стоял перед этим низким невзрачным сооружением. Его не сразу и заметишь в большой роскошной Лавре. А ведь здесь трагическая история некогда блистательной семьи.
Рассмотрим три правых плиты. 1 мая 1605 года “преставися” царь Борис Феодорович, а десятого июня “преставися” великая княгиня Мария Григорьевна и царевич Феодор Борисович, мать и сын.
Да, не “преставися”, а убили их. Убили ни за что, просто чтобы “корень борисов” извести. И не какие-нибудь иноземные захватчики, а свои русские люди.
Немногим более чем через триста лет подобная трагедия повторится на Руси в большем масштабе.
Что мы знаем о семье Годунова ? Практически ничего. Даже в гениальном произведении Пушкина о детях немного. “Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни” – эта всем известная фраза обращена как раз к Феодору. И если бы не Пушкин, то кроме историков, о них бы никто и не знал.
Фёдор Борисович Годунов
Отец – Борис Федорович Годунов. Мать – Мария Григорьевна Скуратова-Бельская, дочь Малюты Скуратова.
Годы жизни: 1589-1605
Годы правления: 1605-1605
5-й Царь России (13 (23) апреля 1605г. — 1 (11) июня 1605г.).
Царствование Фёдора Годунова — самое короткое в истории России — продолжалось 49 дней. Фёдор Борисович был единственным московским царём над которым не был совершён обряд венчания на царство – не успели.
Фёдор получил прекрасное образование, готовился отцом в «просвещённые государи». Карамзин называет его «первым плодом Европейского воспитания в России».
Царевич Фёдор вошёл в историю русской картографии: им или под его руководством была составлена одна из первых собственно русских карт России (карты, подготовленные иностранными специалистами, появились ещё в XVI веке). Она была издана в Амстердаме по рукописям в 1613 году видным картографом того времени Гесселем
Карта Фёдора Годунова составлена не по геодезическим данным и содержит искажения расстояний.
Москва присягнула 16-летнему Федору Годунову 14 апреля 1605 года без волнений, на другой день после смерти Бориса Годунова. Но царствовать ему пришлось всего 7 недель.
Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву молодой царь и его мать были убиты в Кремле.
После выступления Шуйского с речью о том, что по приказу Бориса Дмитрия хотели, но не смогли убить, толпа впала в смятение, а вскоре и в неистовство. С криком: “Долой Годуновых!” 10 июня 1605 г. народ устремился в Кремль. Все сторонники Лжедмитрия I ворвались в палаты. Мать и сестра стояли возле юного царя Федора с иконами, но предатели стащили Федора с трона и задушили его вместе с матерью Марией.
По приказу Лжедмитрия Федора Годунова и царицу захоронили без почестей в Варсонофьевском монастыре. Туда же из Архангельского собора перевезли гроб с телом Бориса Годунова. Голицын и Мосальский объявили народу, что Мария и Федор Годуновы отравили себя ядом.
Многие историки сходятся во мнении, что Фёдор Годунов, всесторонне подготовленный к престолу, образованный и талантливый юноша, заслуживал лучшей судьбы и мог стать одним из выдающихся русских государей.
Я дочь мою мнил осчастливить браком –
Как буря, смерть уносит жениха.
.
Что Ксения? что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мертвом женихе.
Но на этом беды не кончились. Пришлось пережить и смерть отца и убийство матери с братом, и унижения, от появившегося ниоткуда «царя Дмитрия Ивановича», известного в истории под именем Гришка Отрепьев, сделавшего ее своей наложницей. Многие обвиняют Ксению в том, что терпела она все унижения, что не наложила на себя руки, а отдалась на поругание убийце матери и брата.
Однако, все не так просто. Вполне вероятно, что Лжедмитрий предстал перед ней не убийцей, а ее спасителем, и к убийцам он никакого отношения не имел и сам возмущен. И может даже и не врал. У Годунова среди бояр было так много врагов, что они могли все это сделать по собственному почину.
И как ей было не поверить, что перед ней царевич Димитрий, если даже родная мать признала в нем сына и весь народ величал его царем. Да, и были ли унижения. Предполагают что он собирался ее сделать царицей. Но, Юрий Мнишек, один из влиятельнейших участников заговора направлял требования удалить дочь Годунова от себя: «Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя ее отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводя». На российскую царицу у него были свои планы.
И Ксению сослали в Воскресенский Горицкий монастырь на Белоозере, где постригли в монахини под именем Ольга. А было ей тогда двадцать три года.
Потом по приказу Василия Шуйского, изгнавшего с престола Лжедмитрия, перевели ее поближе к Москве, в Успенский Княгинин монастырь, со всеми подобающими ей привилегиями и почестями. Здесь она и умерла в возрасте 40 лет.
С воцарением Шуйского прах Фёдора Годунова и его матери был торжественно перезахоронен в Троице-Сергиевой лавре. Здесь же была впоследствии похоронена инокиня Ольга, в миру Ксения Борисовна Годунова.
Борис Зворыкин, «Семья Бориса Годунова»
К.Е. Маковский, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре
Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
Борис Федорович Годунов, скончавшийся 13 апреля 1605 года, был погребен в усыпальнице царской – Архангельском соборе, но когда в июне 1605 года Москва признала самозванца, то тело его было выкопано из могилы в соборе и вместе с телами убитых тогда (10 июня) его супруги и сына погребено было в Варсонофьевском девичьем монастыре (находившемся в Варсонофьевском переулке между Рождественской и Лубянской улицами, – убогом, но бывшем не на «убогих домах»). По прика занию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице в 1606 году, а несчастнейшая Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе к царю Михаилу Федоровичу, вместе с родителями после ее кончины во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей, последовавшей 30 августа 1622 года. Когда была уничтожена паперть Успенского собора, могилы всех четверых оказались на воле, под открытым небом, и над ними устроена была доныне находящаяся над ними палатка.
В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Бориса Федоровича и членов его семьи на паперти Успенского собора: «в заперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чудотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повся дневные, на них шиты кресты». Соборная панихида над гробницами Годуновых ежегодно поется 1 мая (ошибочно как-то принятого за день кончины Бориса Федоровича).
Размышления подле Усыпальницы Годуновых
Прав был мудрец Екклесиаст (вернее тот, кто скрывался под этим именем – псевдонимом), написав однажды – «Суета сует. Все суета!». Смотрю я на экскурсионные группы, посещающие древние города Руси и не перестаю удивляться – спешат люди, нетерпеливо переминаются на месте, делают массу снимков, задают порой наивные вопросы. Мало среди них лиц сосредоточенных, заинтересованных увиденным и услышанным. Зачем же тогда тратить время свое и деньги на посещение мест святых? Ради того, чтобы сказать – а я этим летом был в Угличе! Что остается в памяти таких «быстроходов»?
Предшествующая историческая зарисовка – угличская трагедия, касалась эпохи Смутного времени, века XVI и начала XVII, изначально связанных с именем Бориса Годунова. Вот и захотелось мне немного расширить тему эту.
Много раз бывала я в Сергиевом Посаде, где уже более шести веков сосредоточен духовный и культурно-исторический центр всей Руси, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Удачное место выбрал для постройки своей кельи преподобный Сергий Радонежский. Как по случаю не вспомнить слова Павла Флоренского, который в свое время писал: «Чтобы понять Россию надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудотворного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники». Свел отец Павел в триединство Россию, Лавру и имя святого Сергия Радонежского. Возвышается холм Маковец над прилегающими улицами и привлекает взор обилием куполов и иных церковных сооружений, видимых из-за высоких белокаменных стен.
Уже при подходе к Святым вратам начинает появляться трепет душевный, глава невольно вниз опускается под тяжестью грехов моих. А войдя на территорию Лавры, меняется восприятие – воспаряет душа ввысь, не покидает более ощущение благодати. Все здесь, вплоть до воздуха – иное, святостью овеянное. Время как бы останавливает бег свой. Таково действо места сего.
Раздражали меня ранее присутствием своим толпы иноплеменных странников, говорящих на языках разных. Настоящее вавилонское столпотворение. Так и хотелось закричать – «Огради Господи сердце Руси православной! Дай помолиться спокойно!» Привыкла теперь. Не обращаю внимания на происходящее вокруг. Научил меня ОН погружаться мысленно внутрь себя, отрешаться от всего земного. Показал неправдивость мою.
Стопы сами ведут к «седому» одноглавому Троицкому храму, насладиться его атмосферою, поставить свечи памяти и за здравие. Главное же – прикоснуться к раке с мощами Сергия Радонежского: поздороваться, попросить отпущения грехов и спокойствия душе.
Второе дивное место для меня находится за сим храмом. Высажены там рядками мелкие беленькие цветочки, наполняющие все окружающее пространство малое медовым запахом чудным. Люблю постоять в этом уголке с думами своими.
Теперь путь наш лежит к Успенскому собору. Слева от парадного его крыльца находится немного вросшая в землю Усыпальница Годуновых. Имеет она вид небольшой каменной палатки. Поставлена была в 1782 году над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, сына, царевича Феодора, а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги.
Как известно, Борис Федорович Годунов, скончавшийся 13 апреля 1605 года, вначале погребен был в усыпальнице царской – Архангельском соборе московского кремля. В июне 1605 года Москва признала самозванца, по приказу которого Федор Борисович и вдовствующая царица Мария были убиты. Официально прозвучало объявление, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их вначале выставили напоказ. Затем были выкопаны останки Бориса Годунова и всех вместе вынесли из Архангельского собора, перезахоронив в Варсонофьевском женском монастыре близ Лубянки. Последних – без отпевания, как самоубийц. В живых осталась лишь дочь Годунова – Ксения. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца.
Чуть позже, в 1606 году, по приказанию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице. Третье место захоронения Бориса Федоровича Годунова оказалось последним. Наконец-то упокоился его прах в земле святой. Несчастнейшая в своей судьбе Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе возле брата, царя Михаила Федоровича после ее кончины 30 августа 1622 года, последовавшей во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей. Через шестнадцать лет после смерти матери и брата обрела она последнее пристанище возле них. Воссоединилась вся семья.
После уничтожения паперти Успенского собора, могилы всех четверых оказались под открытым небом, и над ними устроена была доныне сохранившаяся палатка. В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Годуновых следующее: «в паперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чюдотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повсядневные, на них шиты кресты».
Соборная панихида над гробницами Годуновых ежегодно поется 1 мая (ошибочно принятого за день кончины Бориса Федоровича), поясняется в описаниях Е. Голубинского. Жестокие были времена. Мало сохранилось истинных документов, отражающих жизнь и деяния представителей семьи Годуновых. Память услужливо напоминает, что женой Бориса Федоровича была дочь Малюты Скуратова. Трудно теперь разобраться – кто прав был, кто виноват. В конечном итоге ведь православные же были люди, воспитанные в строгой вере. Все мы грешны, не нам судить. Вот и не забывают о них потомки. Всегда кто-либо стоит подле усыпальницы. Последняя моя мысль – мир праху вашему.
Завершилось очередное путешествие. Перевернута еще одна страница истории. Вернее, промелькнул всего лишь один из ее эпизодов.
Источники:
http://travelfotokor.ru/lavra/picbig/30godunov.htm
http://www.marieltour.ru/usypalnica-godunovyh-v-troice-sergievoy-lavre
http://www.proza.ru/2011/07/31/976