Что значит хорошее воспитание
Хорошее воспитание
Воспитанный человек не только правильно пользуется столовыми приборами и первым здоровается со старшими, но и отличается уважением к окружающим и к себе, что проявляется во всем его поведении.
Деликатность по отношению к другим
Если человек хорошо воспитан, он, как правило, не станет указывать окружающим на их неправильное поведение. Другими словами, он сделает вид, что не обращает внимание на такие вещи, как громкое чихание или неопрятный внешний вид собеседника. Но если речь о мужчине, и кто-то нецензурно бранится при его спутнице, то он просто обязан сделать замечание, иначе это будет неуважением к даме. Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи.
Хорошее воспитание предполагает внимательное отношение к окружающим, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим. Это означает — уступить место в транспорте ребенку или пожилому человеку, сказать «спасибо» за любую, даже пустяковую услугу, предложить людям в очереди пропустить вперед беременную женщину.
С человеком, который хорошо воспитан, всегда приятно находиться рядом, поскольку он старается понимать других и учитывать их интересы. Если к нему пришли гости, а на улице холодно или дождь, то он тут же угостит их чаем. Когда он замечает, что кому-то жарко, то предлагает открыть окно или включить кондиционер.
Искусство общаться
Воспитание – это умение поддержать беседу. Тактичный человек умеет внимательно слушать других, никогда не перебивает и старается помочь советом, если он уместен. Во время разговора с таким собеседником вы не увидите у него на лице скучающего выражения, кивками головы и выражением глаз он покажет, что предмет разговора ему интересен.
В то же время такой человек, увидев, что собеседника не увлекает разговор, постарается перевести его на другую тему. Он не будет бесконечно жаловаться вам на свои мелкие проблемы типа неполадок с мобильным телефоном или конфликтов с начальством.
Если вы понимаете, что разбираетесь в каком-то вопросе лучше других, не стоит явно это показывать и не давать остальным выразить свои мысли. Поверьте, если вы действительно являетесь экспертом в какой-то теме, то окружающие и так почувствуют это в ходе беседы. Хвастаться своим благосостоянием и высоким статусом – тоже не лучший тон, лучше блесните эрудированностью и умом, но не в ущерб остальным.
Если человек имеет хорошее воспитание, он не станет напропалую критиковать всех и вся, особенно своих знакомых, отсутствующих во время разговора. Вообще такие люди требовательны прежде всего к себе, стараются по возможности исправлять свои недостатки, расширять кругозор, учиться чему-то новому. Поэтому у них просто нет времени для постоянной критики других, они относятся к окружающим снисходительно.
Знание этикета
К сожалению, в нашем обществе многие люди не знают некоторых правил хорошего тона, а некоторые и вовсе ими пренебрегают. Например, расталкивать людей в общественном транспорте – это верх неуважения к окружающим. Воспитанные люди при входе в автобус или в здание всегда пропускают вперед пожилых людей, а мужчины должны пропускать дам.
Если рядом с вами есть другие люди, то недопустимо при них прочищать нос (сморкаться). Чтобы сделать это, предварительно выйдите в туалетную комнату. У нашего организма есть и такие проявления, подавить которые невозможно. Например, при урчании в животе самый правильный выход сделать вид, что ничего не происходит. Если же урчание очень бурное и продолжительное, то стоит тихо и как бы походя извиниться. При внезапном приступе зевоты ее надо постараться подавить, а если сделать это не удалось, то хотя бы прикрыть рот рукой и постараться зевнуть бесшумно. Нельзя пользоваться зубочисткой, пудриться, а тем более расчесываться за столом: воспитанные люди ничего не скажут вам при этом, но в следующий раз могут с собой и не позвать.
При разговоре крик и громкий смех допустимы только в определенных ситуациях. В узкой компании друзей, где покричать и «посходить с ума» считается нормальным, в таком поведении нет ничего плохого, но если вы сидите в общественном транспорте, то не стоит громко разговаривать и смеяться.
Как вести себя в гостях
Человек, который считается воспитанным, в гостях чувствует и ведет себя как дома. А это означает, что он и там, и там ведет себя культурно. Собираясь в гости, возьмите с собой небольшую коробочку сладостей к чаю. Но будьте внимательны: большую коробку конфет, отправляясь в гости к малознакомым людям, покупать не стоит, чтобы не поставить хозяев в неловкое положение. Если в гостях вы замечаете, что хозяева уже устали от шумной вечеринки, значит, настало время вежливо попрощаться и отправляться домой.
Постарайтесь вести себя потише, если знаете, что хозяева пошли укладывать спать маленьких детей, а если на часах уже 23.00, значит, уже не стоит играть на гитаре и петь, чтобы не доставлять неудобства другим жильцам многоквартирного дома.
Словом, общение с воспитанным человеком оставляет только приятные впечатления, а его знакомые часто видят в его поведении образец для подражания.
Воспитание
Воспитание –
У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. – Э. Гиббон
Интеллигентом нельзя притвориться. –
•Лихачев Д.С.
Говорят, что лучшее правило политики – не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. –
•Рихтер Пауль (Richter) (Жан Поль)
Все искусство управления состоит в искусстве быть честным. –
•Джефферсон Томас. Jefferson.
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. –
•Гегель (Hegel)
Если вы получили хорошее воспитание, не братайтесь с дурно воспитанными людьми: неотесанные поверхности царапают глянец. –
•Буаст
Воспитание часто бывает личиной, пригодной для того, чтобы скрывать под ней безобразие, но оно не дает другого лица. – Китайское изречение
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. –
•Чехов А.П.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. –
•Конфуций
С кем поведешься, от того и наберешься. –
•Сенека (Seneca)
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. –
•Шопенгауэр (Schopenhauer)
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания. –
•Сюнь-цзы
Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей. –
•Вебер Карл Мария (Weber)
Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. –
•Кант Иммануил (Kant)
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. –
•Аристотель (Aristotels)
Человека формирует все великое. –
•Гете (Goethe)
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. –
•Кант Иммануил (Kant)
Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. –
•Дистервег (Diesterweg)
Воспитание должно опираться на две основы – нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. –
•Шамфор
Деликатность в основе своей – порождение души; это чувствительность, степень которой определяется также большей или меньшей свободой обычаев. –
•Вовенарг (Vauvenargues)
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. –
•Аристотель (Aristotels)
Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. –
•Лабрюйер (La Bruyere)
Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются. –
•Эразм Роттердамский. Erasmus Roterodamus.
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. –
•Кант Иммануил (Kant)
Воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце – молчать. –
•Левинсон
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. –
•Искандер Ф.А.
Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут. –
•Ренар Жюль (Renard)
Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей. –
•Монтень (Montaigne)
Если хочешь испортить человека, начни его перевоспитывать. –
•Оскар Уайльд. Oskar Wilde
Идеал – в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение – есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал. –
•Карлейль Томас (Carlyle)
Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. –
•Чехов А.П.
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. –
•Гете (Goethe)
Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра. –
•Паскаль Блез (Pascal)
Тигры гнева мудрее, чем клячи наставления. –
•Блэйк
На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. –
•Арнольд Мэтью
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. –
•Конфуций
Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания. –
•Честертон (Chesterton)
Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние. –
•Монтень (Montaigne)
Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. –
•Корчак Януш (Korczak)
Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера. –
•Левис
•Арнольд Мэтью
Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас. –
•Легуве
Хорошее воспитание – это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других. –
•Твен Марк (Twain)
Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даст нужную силу уму. –
•Моруа Андрэ (Maurois)
Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. –
•Моруа Андрэ (Maurois)
Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других. –
•Франклин (Franklin)
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. –
•Монтень (Montaigne)
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? –
•Толстой Л.Н.
Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .
Смотреть что такое “Воспитание” в других словарях:
ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а … Философская энциклопедия
Воспитание — Воспитание. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах,обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести,тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать,что гораздо правильнее. Слово воспитание … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВОСПИТАНИЕ — Слово воспитание представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII начала XVIII в. глагол воспитать выражал только физические значения:… … История слов
воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально … Большая психологическая энциклопедия
воспитание — Образование, обучение, уход, холя. См. образование.. давать воспитание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. воспитание образование, обучение, тренировка, вырабатывание,… … Словарь синонимов
Воспитание — Воспитание ♦ Education Преобразование человеческого детеныша, который при рождении почти не отличается от своего далекого предка, жившего десяток тысяч лет назад, в цивилизованное человеческое существо. Это предполагает, что ему по… … Философский словарь Спонвиля
ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, воспитания, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком нибудь отношении.… … Толковый словарь Ушакова
ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, особая отрасль человеческой деятельности, имеющая, по Марксу, целью формирование «общей природы человека в таком направлении, чтобы последний приобрел искусство и опытность в определенной отрасли труда, стал обладателем развитой … Большая медицинская энциклопедия
воспитание — получить • действие, объект дать воспитание • действие заниматься воспитанием • действие, непрямой объект заняться воспитанием • действие, непрямой объект, начало получить воспитание • действие, объект … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты: учебно воспитательные… … Современная энциклопедия
ВОСПИТАННЫЕ ДЕТИ
Быть воспитанным — это быть честным, трудолюбивым, скромным, дисциплинированным, жизнерадостным, тактичным и доброжелательным ребенком. Перечень позитивных качеств можно было бы и продолжить. Но может дошкольник иметь набор всех этих чудесных качеств, ведь он еще мал?
Что значит быть воспитанным ребенком?
Быть воспитанным — это быть честным, трудолюбивым, скромным, дисциплинированным, жизнерадостным, тактичным и доброжелательным ребенком. Перечень позитивных качеств можно было бы и продолжить.
Но может дошкольник иметь набор всех этих чудесных качеств, ведь он еще мал?
Дошкольники чрезвычайно чувствительны. Все, что они воспринимают, становится предметом их пристального внимания и основой для подражания.
При этом ребенку важно разобраться самому, кому подражать, а кому — нет.
Взрослые должны ему в этом помочь, то есть передать привлекательность человека, который ведет себя согласно общепринятым нормам морали. Начинать надо с воспитания, внешнего вида, языка, отношения к вещам, общение со взрослыми и сверстниками.
Внимание и тактичность родителей дают ребенку уверенность, что они действуют правильно. Не бойтесь показать, что вы разгневаны, если ребенок повелся плохо. Но постарайтесь, чтобы в вашем поведении не было грубости. Зачем кричать, дергать, даже бить малыша за любую вину? Достаточно спокойного замечания. Но с обязательным объяснением, как же все-таки надо было поступить.
И все же, с чего начинать воспитание у детей хороших манер?
Прежде всего необходимо научить их выполнять требования режима и привить навыки самообслуживания и гигиены (самостоятельно и аккуратно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном и аккуратно вешать на стул у кровати).
Важно, чтобы ребенок понимал правила, которые регулируют его поведение.
Чем они меньше, тем больше требуется помощи взрослого, который учит ребенка всему: когда и как сделать то или другое, чем заниматься, как общаться со взрослыми и сверстниками.
Родители иногда жалуются на непослушание малышей, которые вдруг начинают сопротивляться их воле, стараются доказать свое, проявить характер. А взрослым же хочется, чтобы ребенок на первое наше слово оставлял игрушки, игру, товарищей и сейчас же исполнял то, чего от него требуют.
Всегда ли мы правы? И разве так уж необходимо, чтобы ребенок был покорным и послушным?
Что такое послушание детей?
Как оно связано с дисциплиной, воспитанностью, нравственной культурой ребенка? Некоторые слова, воспитанный, послушный считают синонимами. Это не совсем так, хотя послушание справедливо оценивается как главный показатель воспитанности.
А что же означает непослушный ребенок? Ответ, казалось бы, однозначный: это ребенок, который не выполняет просьб и требований взрослого, не подчиняется.
Но это непослушание может быть обусловлено совершенно разными причинами: распущенность ребенка, непоследовательность, несогласованностью требований самих взрослых, игнорирования ими возрастных и индивидуальных особенностей, его интересов, желаний.
Итак, быть послушным обозначает не просто покориться взрослому, скорее — это умение вести себя согласно правилам поведения.
Всякое послушание должно быть осознанным. Ребенок должен понимать, чего от нее хотят и почему он должен делать именно так, а не иначе.
Таким образом, воспитывая послушание, мы вырабатываем у малыша внутренние механизмы управления собой.
Выдвигая требования, которым ребенок должен подчиниться, взрослый заботится о том, чтобы малыш усваивал их содержание, приобретал соответствующие навыки поведения. И чем старше ребенок, тем большее значение в его поведении имеет самостоятельность, его собственный опыт решения жизненных вопросов.
Если не думать об этом, а сводить все к прямому подчинению, то неизбежны очень неприятные последствия.
Требования, которые ставим перед детьми, должны быть конкретными и обоснованными: играй тихо, потому что мама отдыхает; не бросай в комнате мяч, можешь что-то разбить; убирай игрушки и свои вещи на определенное место; не мешай брату, когда он делает уроки.
Ну и понятно, что правила, требования, которые ставятся перед ребенком, обязательно должны выполняться и самими взрослыми.
Приучая детей осознанно выполнять правила, можно давать им указания, рекомендации относительно определенных ситуаций: в следующий раз не забудь сразу извиниться за свою неуклюжесть, когда к тебе придут друзья, не забудь, что ты гостеприимный хозяин, должен делиться игрушками.
Требования к воспитанию детей
Не следует игнорировать и простое правило, что требования взрослых должны согласовываться с возрастом ребенка, то есть не быть ни заниженными, ни завышенными, а оценка должна быть объективной.
Кроме того, требования к ребенку должны быть обоснованными, такими, чтобы их можно было выполнить, понятными ребенку. А разве не бывает так, что взрослые запрещают, не объясняя сыну или дочке причины запрета.
Не стоит ставить перед ребенком сразу много задач. Пусть усвоит одно, научится сознательно и качественно выполнять, потом можно сделать еще один шаг.
Воспитанность предполагает усвоение детьми разнообразия правил, в частности культурно-гигиенических, поведение за столом, на улице, в общественных местах, со взрослыми и сверстниками. С возрастом это количество все расширяется, усложняется содержание.
Никогда не торопитесь делать вывод, тем более не торопитесь наказывать, когда он что-то сделал не так.
Постарайтесь найти причину отрицательного поступка: забыл о требованиях? Совсем не знал их? Увлекся игрой? Не называйте ребенка бессовестным. Совесть, приходит несколько позже, когда в людей достаточно хорошо развито чувство самоконтроля, самосознания.
Дошкольники требуют систематического обучения, упражнения в сознательном выполнении норм и правил поведения в обществе. В своих требованиях к детям взрослые должны быть последовательными.
Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если вы вводите в жизнь малыша правило, то проявите настойчивость, проследите, чтобы это делалось постоянно, пока не станет твердой привычкой.
Очень важно заметить и оценить хороший поступок ребенка. Ведь он хочет быть хорошим, старается, и это надо видеть и ценить.
Замечания старайтесь делать деликатно, особенно когда рядом его друзья или посторонние взрослые. Лучше меньше слов, но пусть они будут такими, чтобы не вызвали у ребенка сомнений, чтобы он без колебаний принимала наши установки и вел себя соответственно, признав их целесообразность.
опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Изображения в статье: Loretta Lux
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источники:
http://mp-image.ru/horoshee-vospitanie/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2228/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://econet.ru/articles/180903-vospitannye-deti