Что такое ветер Бора
Новороссийская бора или коварный норд-ост
Новороссийская бора (норд-ост) – очень сильный ветер в Краснодарском крае в районе Новороссийска. Его сила достигает 45 – 50 метров в секунду. При порывах – до 100 метров в секунду. Новороссийская бора охватывает небольшую часть побережья от Анапы до Туапсе.
Жители города и новороссийская бора
Хотите испытать на себе силу норд-оста (так называют бору в Новороссийске)? Добро пожаловать в Новороссийск! Этот черноморский город славится своими могущественными ветрами. Смотря как люди “борются” со стихией, сразу вспоминается известная “Песенка Роберта” (“А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. “) из кинофильма “Дети капитана Гранта”. Свирепый ветер частенько кладёт на лопатки смелых горожан, которые в перерывах между порывами ветра стараются зацепиться за любую опору. Хотя, как подсказывает разум, лучше в такую погоду из дома вообще не выходить!
Понаблюдать за новороссийской борой можно из окна своей квартиры или дома. Созерцая буйство ветра, можно увидеть многое: пролетающий мимо мусор, перевёрнутые фуры, выкорчеванные деревья и многие другие “прелести” новороссийской боры.
Если вы всё-таки решитесь выйти на улицу: учтите, что добраться до пункта назначения без “сюрпризов” будь непросто. Тем более, что ваш неравный “поединок” со стихией могут заснять на видеокамеру. и ещё хуже – выложить на Ютуб.
Так как же образуется этот ветер? Всё дело в том, что новороссийская бора образуется из-за особенности местности. Новороссийск и окрестности окружены горным хребтом Варада. Именно здесь образуется ветер неслыханной мощи, который и обрушивается на бедный город. Причём происходит это стремительно!
Новороссийская бора – сезонный феномен. Летом ветер “отдыхает”. В Новороссийске и окрестностях тепло и уютно. Но ближе к концу осени бора просыпается. Чем ближе к холодам – тем сильнее звереет норд-ост. Обычно сильный ветер прессингует город в течении 50 дней в году! Особенно он выражен в ноябре и в марте.
Ниже на видео показана бора в Геленджике под “песенку Роберта”.
Немного из истории новороссийской боры
Новороссийская бора – ветер непостоянной силы. В отдельные годы бора может достигать по истине устрашающей мощи. Из сводок второй половины двадцатого столетия в актив новороссийской боры можно записать сразу несколько годов: 1954, 1963 и 1993.
Так в 1954 году свирепый ветер охватил сразу большое расстояние: от Анапы до Туапсе. Целую неделю в начале февраля ветер терзал свою главную жертву: Новороссийск. Причём бора обзавелась “союзниками” в противостоянии с жителями города. Сильнейший снегопад; непривычный для данной местности мороз в 15-17 градусов плюс неспокойные волны у берегов города сопровождали бору в течении недели. Город стал напоминать ледяное царство Снежной Королевы. А трёх-четырёх метровые сугробы только дополняли зрелище.
В 1963 году новороссийская бора взялась уже за новую жертву. На этот раз ветерок сильно потрепал два здоровенных судна из Греции и Ливана. Капитаны судов недооценили норд-ост. Итог: греческая “Бендита” вместе с ливанским “Айлос II” были жестоко наказаны: корабли, словно лепестки розы были сорваны со своих якорей и силой новороссийской боры были выброшены на отмель. А ведь капитанов предупреждали! Наверное, если бы они были больше осведомлены об этом феномене – ушли бы подальше в море от берегов.
Прошло 30 лет. И в 1993 году бора вновь отличилась.
Осенью этого года норд-ост терзал целое побережье. Особенно досталось Новороссийску (фото вверху). Даже Анапа и Туапсе не избежали гнева ураганного ветра. Бора сопроваждалась небольшими морозами. Ветер был беспощаден: 40 – 50 метровые порывы наводили беспорядок в городе. Норд-ост участвовал в затоплении 3 кораблей. Ещё несколько судов получили серьёзные повреждения. Были даже человеческие жертвы. Порядка двух сотен домов лишились крыш. Общий материальный ущерб от новороссийской стихии был оценён в огромную сумму: 14 миллиардов рублей.
Норд-ост в Геленджике обычно слабее, чем в ближайшем соседе – Новороссийке. Прикрытием служат горы на северо-востоке города. Но тем не менее, Геленджик иногда подвергается действию сильных ветров. Новороссийская бора обычно навещает Геленджик под конец года – в ноябре и декабре. Стоит отметить, что благодаря местному рельефу, город принимает на себя не так много осадков. В расположенном совсем рядышком Новороссийске выпадает в 2 раза больше!
Где ещё наблюдается бора?
Такие ветры могут происходить в тех местах, где близкими соседями являются тёплое море и невысокий горный хребет.
Похожие ветра наблюдаются и в некоторых других уголках нашей планеты. Например, сильная бора навещает Адриатическом побережье Балканского полуострова. В России имеется несколько мест, где может наблюдаться такое явление. Знаменитое озеро Байкал не лишено такого явления, как норд-ост. Только этот ветер в здешних местах носит название сарма. Ещё бора наблюдается на севере России: на Новой Земле. Что может быть хуже: сочетание сильных морозов вместе с ураганным ветром?
Интересный факт
Новороссийской боре иногда сопутствует такое явление как торнадо!
Вот это борода-а-а-а-а. Новороссийск.
Новороссийская Бора – сильный северо-восточный ветер, первый признак, это белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса. На горах так называемая борода это потоки холодного воздуха. Норд-ост или Бора сильный северо-восточный ветер с гор на море обычно порывы ветра от 30 до 50 м/сек. Это визитная карточка города-героя Новороссийска, где в году 360 дней ветер!
* * *
Бора (итал. bora, от греч. . – северный ветер; «борей» – холодный северный ветер) – холодный порывистый местный ветер, возникающий в случае, когда поток холодного воздуха встречает на своём пути возвышенность; преодолев препятствие, бора с огромной силой обрушивается на долину. Вертикальные размеры боры – несколько сот метров. Затрагивает, как правило, небольшие районы, где невысокие горы непосредственно граничат с морем. В России особенно сильны боры Новороссийской бухты и Геленджикской бухты где имеют северо-восточное направление и дуют свыше 40 дней в году, Новой Земли, берегов Байкала. В Европе наиболее известны боры Адриатического моря (Триест, Риека и др.). Продолжительность боры – от суток до недели. Суточный перепад температур во время боры может достигать 40 °C. Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Первоначально ветер крайне неустойчив, меняет направление и силу, но постепенно приобретает определённое направление и огромную скорость – до 60 м/с на Маркотхском перевале близ Новороссийска. В 1928 году был зарегистрирован порыв ветра в 80 м/сек. Иногда бора вызывает значительные разрушения в прибрежной полосе (так, в Новороссийске в 2002 бора стала причиной гибели нескольких десятков человек); на море ветер способствует сильному волнению; усилившиеся волны затапливают берега и также приносят разрушения; при сильных морозах (в Новороссийске – 20-24° ниже нуля) они застывают, и образуется ледяная корка. Иногда бора ощущается и далеко от берега.
* * *
Новороссийская Бора – холодный и сухой северо-восточный степной ветер, внезапный и резко порывистый обвал холодного воздуха с гор, усиленный из-за особенностей рельефа. Скорость ветра при Новороссийской Боре достигает 45-50 м/с, а при порывах до 100 м/с. Первый признак приближения Боры это так называемая белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса, горы покрываются облачной шапкой. Верхняя часть западного склона хребта имеет большой уклон (до 40°); при Новороссийской Боре здесь возникают стационарные вихри с горизонтальной осью, поддерживающиеся за счет непрерывного стока воздуха с гор. Температура воздуха на перевале бывает на 15 °С ниже, чем в Новороссийске, при морозах на станции Крымская температура опускается до -35 °С. Большая разность температуры с обеих сторон Маркотхского хребта является главной причиной развития холодного воздушного потока направленного к теплому морю. В открытом море Новороссийская Бора обычно прослеживается до 10 км, но ее влияние распространяется на более значительную акваторию. В прибрежной полосе при Новороссийской Боре море парит, штормовой ветер срывает с волн капли, которые быстро намерзают на строениях и судах в бухте. Отмечены случаи, когда корка льда достигала толщины 4 м. Обледенение может привести к опрокидыванию судов. Продолжительность Новороссийской Боры составляет 2-7 дней. Ежегодно в Новороссийске бывает около 50 дней с Борой, особенно часто она наблюдается в ноябре и марте. Новороссийская Бора иногда охватывает все побережье, от Анапы до Туапсе, включая Джубгу. Различают Новороссийскую Бору холодного фронта (наиболее сильную), муссонную, внутримассовую, чисто стоковую и смешанную. Новороссийская Бора возникает при формировании глубокого циклона с ложбиной над восточной частью Черного моря и усилении юго-западного отрога сибирского антициклона, который обусловливает накопление холодного воздуха на северо-востоке от горного хребта Маркотх. В этой связи Новороссийскую Бору можно рассматривать как зимний черноморско-кавказский муссон. При Новороссийской Боре облачная зона приобретает вид гигантского веера, распространяющегося в море полосами по ветру в виде трапеции иногда на расстояние 300-400 км от берега. За счет расходимости воздушного потока скорость ветра по мере удаления от берега уменьшается и на расстоянии 300 км она вдвое или втрое меньше, чем на побережье.
в тот день тож ее фоткнул,не так канечно красиво,но зафиксировал для себя)))
Ваше фото ваще шикарное.
Новороссийская бора. Виновница гибели эскадры адмирала Юрьева
Стихия против флота. 12 января 1848 года эскадра адмирала Павла Юрьева оказалась фактически заперта в Цемесской бухте Новороссийска. Семь кораблей (от фрегата до тендера) и одна шхуна «Ласточка», идущая в сторону Новороссийского порта, столкнулись с уникальным и страшным явлением – борой. К вечеру 12-го числа ветер окончательно окреп, обретя силу разрушительного норд-оста. Как вспоминал лейтенант Аминов, служивший на корвете «Пилад», тотчас же адмирал Юрьев отдал приказ по всей эскадре «спустить стеньги и нижние реи». К этому времени весь рейд покрылся непроглядным ледяным туманом, а корпуса и снасти кораблей начали покрываться толстой ледяной коркой.
Ночью бора показала всю свою силу. Аминов вспоминал:
Ураганная ночь 1848-го года
Опустившаяся ночь с 12 на 13 января 1848 года фактически разобщила корабли эскадры. Теперь каждый воевал со стихией в полном одиночестве за занавесом непроглядной темноты и ледяного тумана. Флагманский корабль эскадры фрегат «Медея» уже в сумерках начал быстро покрываться льдом. Матросы и офицеры, рискуя быть смытыми за борт в клокочущее холодное море, на протяжении всей ночи скалывали лёд. Но этого было мало. Корабль постоянно крутило словно игрушку, не помогали даже якоря, которых просто стаскивало со дна. К утру флагман оказался всего в 100-120 метрах от берега, а оледеневший корпус погрузился в воду носом по самые клюзы. Внутри самого корабля властвовало царство льда и снега. Если бы экипаж не сопротивлялся столь стойко, а утром не начал стихать ветер, то флагман ушёл бы на дно прямо в бухте или же был бы перемолот волнами о берег.
Бригу «Паламед», которым командовал капитан-лейтенант Вердеман, повезло куда меньше. Стоило начаться боре во всём её пугающем величии, как на корабле полопались якорные цепи. За борт отдали дополнительные якоря, но их просто таскало по дну. После этого один из бортов пробило чудовищной силы волной, т. к. корабль просто не мог держаться к волне носом. Трижды побывавшие в ледяной воде моряки забивали пробоину досками и трижды их выламывало, отбрасывая и калеча людей. В это же время происходило дикое оледенение корабля. Ледяные глыбы, регулярно обдаваемые огромными волнами, просто не успевали скалывать.
Наконец бриг начал крениться на борт. Рухнула треснувшая грот-мачта. Трюм был практически полностью затоплен. Капитан понял, что спасти корабль в таких условиях невозможно, поэтому Вердеман решил рубить канаты, чтобы выбросить бриг на берег. Несмотря на практически полную неуправляемость «Паламеда», к утру корабль посадили на мель. Пятеро добровольцев вызвались доставить спасательный леер на берег, но огромные волны разбили шлюпку. Все пятеро смельчаков погибли. Только после полудня благодаря помощи с берега удалось переправить экипаж на сушу. «Паламед» после этого разъярённые волны и дикая бора просто перемололи. Бриг погиб.
Корвет «Пилад» ожидала настоящая одиссея. Всю ночь корабль капитана 2-го ранга Николая Юрковского, будущего героя Севастопольской обороны, сражался с ледяными наростами и огромными волнами. Несмотря на оба отданных якоря, корвет постоянно сносило к берегу. На исходе 8-го часа утра 13 января корабль фактически лишился руля. При этом росло количество травмированных и обмороженных.
Следующий день корабль пережил благодаря временному затишью. Но уже к ночи 13-го, примерно в полночь, корвет получил пробоину. С поступлением воды еле справлялись две помпы. Но и это «Пилад» выдержал. Наутро капитан Юрковский принял решение протянуть на берег леер и эвакуировать часть экипажа, раненых и больных в первую очередь. Местное население и гарнизон форта, бессильно наблюдая трагедию эскадры на рейде, конечно, всячески помогали морякам. Однако после полудня ветер усилился, и леер порвало, поэтому эвакуацию пришлось прекратить.
В ночь с 14-го на 15-е января воды в трюм «Пилада» начало прибывать всё больше. На рассвете бора чуть стихла, и удалось снова наладить сообщение с берегом. Всю команду, учитывая бедственность положения, капитан приказал эвакуировать. Юрковский, как это и полагается, покинул корвет последним. Свыше сорока матросов и офицеров тотчас же были доставлены в новороссийский госпиталь с обморожениями различной степени тяжести. Сам корвет был выброшен на мель, но, несмотря на сильные повреждения, корабль удалось спасти и восстановить.
В те роковые дни шхуна «Смелая» под командованием капитана Колчина оправдала своё гордое имя. Ночью и днём экипаж рубил ледяные наросты в течение почти двух суток. Но казалось, что это бесполезно. Наконец капитан Колчин приказал обрубить бушприт и весь такелаж. Старались сбросить за борт и пушки, чтобы облегчить корабль, медленно погружающийся в воду, но к этому времени орудия окончательно примёрзли и напоминали сплошные глыбы льда. Спустя двое суток этой упорной битвы, видя, что бора и не думает униматься, капитан посадил шхуну на мель и начал эвакуацию экипажа.
В своём рапорте о тех событиях Колчин ярко осветил это сражение со стихией:
Пароход «Боец», зашедший в Новороссийск пополнить запас угля, находился под командованием капитана Рыкачёва. Во время боры он отдал все свои якоря, но они не смогли удержать корабль на рейде. «Боец» неумолимо дрейфовал в сторону берега. Уже утром 13 января левый борт парохода изо всех сил колотило о грунт, и он начал крениться на бок. Однако капитану удалось плотнее усадить корабль на мель. Чтобы волны не разбили корпус парохода и не разломили его о береговые скалы, перед эвакуацией капитан приказал заполнить трюм забортной водой.
Транспорт «Гостогай» также отдал все свои якоря, но это ему не помогло. Корабль лейтенанта Щеголева начало сносить к берегу после полуночи уже 13-го января. В 4-5 часов утра «Гостогай» налетел на мель, лишившись руля. Стихия начала колотить корпус корабля о грунт.
Наконец в трюм хлынула вода. Весь пароход, как внутри, так и снаружи, покрылся толстым слоем ледяной корки. Выкачать воду не представлялось возможным, зато она плотнее держала корабль на мели. Щёголев, дабы спасти команду от холодной смерти, велел всем собраться воедино на жилой палубе и отогреваться сообща. На рассвете оказалось, что берег в считанных метрах, поэтому началась тяжёлая эвакуация, ведь к этому времени большая часть команды даже передвигалась с трудом. Позже «Гостогай» всё же удалось снять с берега и поставить на ремонт.
Шхуна «Ласточка» под командованием капитан-лейтенанта Данилевского приняла бой со стихией в открытом море близ Новороссийска. Даже находясь вдалеке от берега, «Ласточка» полностью покрылась ледяной коркой и начала медленно тонуть под её тяжестью. Выжить команде шхуны удалось только благодаря внезапному потеплению и вовремя сменившемуся ветру, который начал сносить корабль в сторону Новороссийска. В порту половина команды была отправлена в госпиталь с обморожением частей тела.
Но самая трагическая судьба ожидала тендер «Струя», команда которого составляла 52 человека, включая капитан-лейтенанта Павла Леонова, опытного командира, командовавшего кораблём уже третий год. Бора была особо немилосердна к этому кораблю. Скорость его обледенения была просто невероятной. К утру 13-го января над водой была видна только верхушка мачты. Моряки погибли все до единого.
Позже выяснилось, какая отчаянная схватка разыгралась на «Струе». Бушприт (рангоутный брус, выступающий вперёд с носа парусного судна) команда оперативно убрала, дабы снизить область обледенения и уменьшить парусность. Все орудия перетянули в корму, чтобы их не сковали ледяные торосы и оптимизировать остойчивость. Все якоря и верпы (вспомогательный малый якорь) были отданы. Когда же стало ясно, что устоять не получится, команда предприняла отчаянную попытку выброситься на берег. В пользу этого говорят расклёпанные, видимо, заледенелые цепи бриделя (мёртвый якорь). Правда, по другой версии, цепи лопнули сами.
В августе 1848 года была проведена операция по подъёму тендера «Струя», которой лично руководил легендарный адмирал Павел Степанович Нахимов. Осмотр и помог выяснить последние часы жизни корабля и команды. На носу, который оледенел первым, были обнаружены куски разбитых абордажных орудий и изломанные рукояти топоров, которыми рубили лёд. Позже был опубликован отчёт о работах, касающийся тел погибших моряков:
Последствия трагедии
По факту, кроме флагманского фрегата «Медея» и оледеневшей шхуны «Ласточка», все остальные корабли эскадры были выведены из строя, а бриг «Паламед» и вовсе был уничтожен. Последствия новороссийской боры были приравнены к потерям в морском сражении. Эскадра прекратила своё существование, поэтому в срочном порядке на Чёрное море была отправлена новая эскадра под командованием контр-адмирала Егора Ивановича Колтовского. Кстати, именно он и его моряки принимали активное участие в снятии с мелей и поднятии разбитых кораблей эскадры адмирала Юрьева.
После трагедии с мели стащили корвет «Пилад», законопатили пробоины и отбуксировали в Севастополь для основательного ремонта. Позже корабль примет участие в Крымской войне и будет затоплен на рейде. Шхуну «Смелая» также восстановят, она также будет воевать в Крыму и уйдёт на дно после очередной бомбардировки. Пароход «Боец» снимут с мели, а в Крымской войне его уничтожит сам экипаж, дабы он не достался врагу.
Транспорт «Гостогай» успешно отремонтируют. Свою гибель корабль встретит в 1855-м году. Тендер «Струя», несмотря на то, что он стал братской могилой для более полусотни русских моряков, будет восстановлен в Севастополе, куда его доставит пароход «Бессарабия» в конце августа 1848-го года. Свой конец тендер найдёт близ Керчи, опять-таки в 1855-м году.
Уже в весьма преклонном возрасте Павел Николаевич Юрьев уйдёт с флотской службы в чине вице-адмирала. Обвинений в его адрес не было. В самом деле, несмотря на понесённые флотом потери, как материальные, так и людские, решение адмирала остаться и переждать бору в бухте было единственно верным. В открытом море людские потери были бы куда более фатальными, не считая самих кораблей. Конечно, адмирал мог ещё днём 12 января отдать приказ выбросить эскадру на берег. Но, во-первых, бора в тот момент была малоизученным явлением, а каких-либо метеорологических сводок и в помине не было. А во-вторых, за несколько дней стихии волны и чудовищный ветер наверняка растёрли бы все корабли о берег, словно сыр на тёрке. К тому же уже в условиях 12-го числа возникли бы большие проблемы с эвакуацией экипажей, а о попытке заякорить корабли или же вытащить их на берег и вовсе речи не было.
Бора до сих пор ежегодно наносит Новороссийску колоссальный урон. Последний раз ветер разошёлся около девяти лет назад, когда снял крыши почти со всех домов на проспекте Ленина, стальную дверь в подъезд автора завернул буквой «С», оставил город без света на три дня, заблокировал работу порта, перегородил большинство дорог поваленными деревьями, рекламными щитами и торговыми павильонами. Набережная покрылась ледяными торосами. Более суток город жил без хлеба.
Такова она, великая и ужасная новороссийская бора.
Источники:
http://inobjective.ru/articles/novorossijskaya-bora
http://pikabu.ru/story/vot_yeto_borodaaaaa_novorossiysk_775777
http://topwar.ru/163409-novorossijska-bora-vinovnica-gibeli-jeskadry-admirala-jureva.html