5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое орган государства

Органы государства: понятие и виды

Определение . Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа.

Орган государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) наделен властными полномочиями;

5) состоит из государственных служащих;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).

Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:

– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);

– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);

– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);

– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);

– имеет сложную структуру (С.В. Липень);

– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).

Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.

Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.

Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.

Виды компетенции.

В зависимости от содержания и объема различают:

– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);

– специальную компетенцию – в нее входят только точно поимен­нованные в юридическом документе вопросы. В области управле­ния органом специальной компетенции являются министерство, департамент.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);

б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

в) путем осуществления организационной деятельности.

Виды государственных органов.

Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:

1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;

2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);

3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);

4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;

5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;

7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов.

Для законодательных органов характерно то, что они являются:

1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;

2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;

3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;

4) органом первичным – создается непосредственно народом;

5) органом коллегиальным;

6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;

7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.

Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.

Читать еще:  Какое число окажется на 2019 м месте

Виды представительных органов.

В федеративных государствах существует три их вида:

– высшие представительные органы (парламенты);

– представительные органы власти и управления субъектов федерации;

– местные органы власти и самоуправления.

Функции парламента.

Функции парламента – это основные направления его деятельности.

Их четыре:

– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

– законодательная – парламент принимает законы;

– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;

– финансовая – утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).

Особенности органов исполнительной власти.

Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:

1) управленческий характер деятельности;

2) силовой характер деятельности;

3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;

4) иерархический принцип построения, субординационный характер;

5) многочисленность аппарата;

6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.

7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;

8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – “на основе и в исполнении закона”;

9) специфический характер функций.

Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:

1) они представляют собой корпус государственных служащих, “бюрократии“; имеют некоторую “отстраненность” от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);

2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);

3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Чер­данцев).

Формы исполнительной власти.

Различают три формы исполнительных органов власти:

– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;

– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).

Функции исполнительных органов.

Обычно выделяют две основные функции:

– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;

– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.

Глава государства.

В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).

Правительство.

Правительство – центральный орган исполнительной власти.

Он характеризуется тем, что:

1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.

77.243.189.99 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Почему гибискус называют цветком смерти

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Перечень органов государственной власти, сотрудничающих с “Гарантом”

Постоянными партнерами компании “Гарант” являются более 500 органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Президент Российской Федерации

  • Администрация Президента Российской Федерации
  • Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации
  • Управление Делами Президента Российской Федерации
  • Аппарат Полномочных Представителей Президента Российской Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации

  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве

Правительство Российской Федерации

  • Аппарат Правительства Российской Федерации

Федеральные министерства

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Министерство энергетики Российской Федерации
  • Министерство юстиции Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве
  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  • Министерство культуры
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральные службы

  • Федеральная миграционная служба
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по оборонному заказу
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная регистрационная служба
  • Федеральная служба судебных приставов
    Банк данных исполнительных производств
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная аэронавигационная служба
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральная налоговая служба. Подробнее о сотрудничестве
  • Федеральная служба страхового надзора
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба по тарифам
  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Федеральная служба по труду и занятости

Федеральные агентства

  • Федеральное агентство специального строительства
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральное агентство по физической культуре и спорту
  • Федеральное архивное агентство
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство по информационным технологиям
  • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по образованию
  • Федеральное агентство по делам молодежи
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Федеральное космическое агентство
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство геодезии и картографии
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Федеральное агентство связи
  • Федеральное агентство по информационным технологиям
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Федеральное агентство по туризму
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Читать еще:  Как выбрать эспандер

Судебная система

  • Конституционный Суд Российской Федерации
  • Верховный Суд Российской Федерации

Другие органы власти и организации

  • Совет Безопасности Российской Федерации
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Главная военная прокуратура Российской Федерации
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • Центральный Банк Российской Федерации.
  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Российский фонд правовых реформ
  • Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Международные органы и организации

  • Совет Европы. Подробнее о сотрудничестве
  • Европейский Суд по правам человека. Подробнее о сотрудничестве
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
  • Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
  • Постоянный Комитет Союзного государства
  • Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
  • Экономический Суд СНГ
  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Двусторонние договоры предусматривают обмен информацией и разработку совместных проектов.

ОРГАН ГОСУДАРСТВА

Специфическим признаком О.г. является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах и иных законодательных актах. Так, Конституция РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, комитетов и комиссий. Правительство РФ представлено Председателем, его заместителями и федеральными министрами и т.д.

Разновидностью государственного органа является орган государственной власти – орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти – это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ России осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 3 Конституции РФ), а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции. Органы государственной власти образуются на основе принципа разделения властей в соответствии с прямым указанием в Конституции страны. В РФ конституционная система органов государственной власти на федеральном уровне представлена Президентом, Федеральным Собранием и судами.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое “ОРГАН ГОСУДАРСТВА” в других словарях:

ОРГАН ГОСУДАРСТВА — организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. О.г. может быть одно… … Юридический словарь

Орган государства — это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления. Основное назначение государственного… … Большой юридический словарь

Орган государства — Государственный орган юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной… … Википедия

ОРГАН ГОСУДАРСТВА — коллектив граждан или один гражданин, которые уполномочены государством на осуществление его функций. О. г. наделяется государственно властными полномочиями, образуется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе… … Энциклопедический словарь конституционного права

орган государства — организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. О.г. может быть одно… … Большой юридический словарь

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание… … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВА ОРГАН — (см. ОРГАН ГОСУДАРСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Орган государственного надзора — организация, осуществляющая контроль за соответствием конструкции огнетушителя требованиям действующих нормативных документов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

орган государственного надзора за стандартами — Национальный орган по стандартизации или специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти, который осуществляет в пределах, установленных действующим в стране законодательством, государственный надзор за соблюдением… … Справочник технического переводчика

Орган по аккредитации — орган или юридическое лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством государства Стороны на проведение аккредитации;. Источник: Соглашение Правительств государств членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 (ред. от… … Официальная терминология

Источники:

http://studopedia.ru/1_71834_organi-gosudarstva-ponyatie-i-vidi.html
http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/list/
http://constitutional_law_russia.academic.ru/349/%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D_%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: