Что такое орган государства
Органы государства: понятие и виды
Определение . Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа.
Орган государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
– имеет сложную структуру (С.В. Липень);
– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
Виды компетенции.
В зависимости от содержания и объема различают:
– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
– специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов.
Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов.
Для законодательных органов характерно то, что они являются:
1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
4) органом первичным – создается непосредственно народом;
5) органом коллегиальным;
6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов.
В федеративных государствах существует три их вида:
– высшие представительные органы (парламенты);
– представительные органы власти и управления субъектов федерации;
– местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента.
Функции парламента – это основные направления его деятельности.
Их четыре:
– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
– законодательная – парламент принимает законы;
– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
– финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
Особенности органов исполнительной власти.
Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
1) управленческий характер деятельности;
2) силовой характер деятельности;
3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
4) иерархический принцип построения, субординационный характер;
5) многочисленность аппарата;
6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – “на основе и в исполнении закона”;
9) специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
1) они представляют собой корпус государственных служащих, “бюрократии“; имеют некоторую “отстраненность” от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти.
Различают три формы исполнительных органов власти:
– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов.
Обычно выделяют две основные функции:
– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство.
Правительство – центральный орган исполнительной власти.
Он характеризуется тем, что:
1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
77.243.189.99 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Перечень органов государственной власти, сотрудничающих с “Гарантом”
Постоянными партнерами компании “Гарант” являются более 500 органов государственной власти федерального и регионального уровней.
Президент Российской Федерации
- Администрация Президента Российской Федерации
- Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации
- Управление Делами Президента Российской Федерации
- Аппарат Полномочных Представителей Президента Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве
Правительство Российской Федерации
- Аппарат Правительства Российской Федерации
Федеральные министерства
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Министерство обороны Российской Федерации
- Министерство энергетики Российской Федерации
- Министерство юстиции Российской Федерации. Подробнее о сотрудничестве
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Министерство культуры
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Министерство транспорта Российской Федерации
- Министерство финансов Российской Федерации
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Министерство регионального развития Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Федеральные службы
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по оборонному заказу
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная регистрационная служба
- Федеральная служба судебных приставов
Банк данных исполнительных производств - Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
- Федеральная служба охраны Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная аэронавигационная служба
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральная налоговая служба. Подробнее о сотрудничестве
- Федеральная служба страхового надзора
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Федеральное казначейство (федеральная служба)
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная служба по тарифам
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба по финансовым рынкам
- Федеральная служба по труду и занятости
Федеральные агентства
- Федеральное агентство специального строительства
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Федеральное агентство по физической культуре и спорту
- Федеральное архивное агентство
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Федеральное агентство по информационным технологиям
- Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
- Федеральное агентство по науке и инновациям
- Федеральное агентство по образованию
- Федеральное агентство по делам молодежи
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию
- Федеральное космическое агентство
- Федеральное агентство специального строительства
- Федеральное агентство по рыболовству
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Федеральное дорожное агентство
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство геодезии и картографии
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Федеральное агентство связи
- Федеральное агентство по информационным технологиям
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Федеральное медико-биологическое агентство
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств
- Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
- Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Судебная система
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Верховный Суд Российской Федерации
Другие органы власти и организации
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Главная военная прокуратура Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Центральный Банк Российской Федерации.
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации
- Российский фонд правовых реформ
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Международные органы и организации
- Совет Европы. Подробнее о сотрудничестве
- Европейский Суд по правам человека. Подробнее о сотрудничестве
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
- Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
- Постоянный Комитет Союзного государства
- Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
- Экономический Суд СНГ
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
Двусторонние договоры предусматривают обмен информацией и разработку совместных проектов.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА
Специфическим признаком О.г. является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах и иных законодательных актах. Так, Конституция РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, комитетов и комиссий. Правительство РФ представлено Председателем, его заместителями и федеральными министрами и т.д.
Разновидностью государственного органа является орган государственной власти – орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти – это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ России осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 3 Конституции РФ), а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции. Органы государственной власти образуются на основе принципа разделения властей в соответствии с прямым указанием в Конституции страны. В РФ конституционная система органов государственной власти на федеральном уровне представлена Президентом, Федеральным Собранием и судами.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Смотреть что такое “ОРГАН ГОСУДАРСТВА” в других словарях:
ОРГАН ГОСУДАРСТВА — организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. О.г. может быть одно… … Юридический словарь
Орган государства — это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления. Основное назначение государственного… … Большой юридический словарь
Орган государства — Государственный орган юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной… … Википедия
ОРГАН ГОСУДАРСТВА — коллектив граждан или один гражданин, которые уполномочены государством на осуществление его функций. О. г. наделяется государственно властными полномочиями, образуется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе… … Энциклопедический словарь конституционного права
орган государства — организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. О.г. может быть одно… … Большой юридический словарь
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание… … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВА ОРГАН — (см. ОРГАН ГОСУДАРСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Орган государственного надзора — организация, осуществляющая контроль за соответствием конструкции огнетушителя требованиям действующих нормативных документов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
орган государственного надзора за стандартами — Национальный орган по стандартизации или специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти, который осуществляет в пределах, установленных действующим в стране законодательством, государственный надзор за соблюдением… … Справочник технического переводчика
Орган по аккредитации — орган или юридическое лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством государства Стороны на проведение аккредитации;. Источник: Соглашение Правительств государств членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 (ред. от… … Официальная терминология
Источники:
http://studopedia.ru/1_71834_organi-gosudarstva-ponyatie-i-vidi.html
http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/list/
http://constitutional_law_russia.academic.ru/349/%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D_%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90