Что такое микшерный пульт
Зачем нужен микшерный пульт
Впервые увидев микшерный пульт с огромным количеством кнопок, фейдеров, разъемов и мигающих индикаторов, задаешься вопросом, как всем этим можно управлять и для чего он нужен. Попытаемся объяснить, зачем производители выпускают так много моделей микшеров
- 15 июня 2017
- 11421
- Василий Гуляев
Популярное
Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива
Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»
Как создать нелинейную историю
«Мандалорец»: новые технологии в Галактике
Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова
Выбирая микшерный пульт, прежде всего необходимо определиться, что же это такое и для чего он нужен. Это устройство (его название происходит от английского “mixer” или “mixer console”), которое позволяет принимать различного рода аудиосигналы (микрофонные и линейные) и смешивать их. Кстати, изначально смешивание сигналов было основным назначением пультов: к примеру, с этой целью компания Вилли Штудера в Швейцарии в 1958 году выпустила первый микшер Studer 69.
Однако со временем задачи расширились, и современные модели микшеров могут производить с аудиосигналами различные манипуляции: усиление, эквализацию (частотную обработку), и динамическую обработку (компрессирование). Микшеры могут перенаправлять сигналы для объединения в группы, мониторинга, обработки внешними эффектами (маршрутизации) и других целей.
Микшерный пульт Studer 169 1980-го года
Итак, главная задача микшерного пульта — свести множество источников сигнала воедино и добиться оптимального баланса на выходе. По сути, пульт — это сердце любой студии, как профессиональной, так и домашней. Если без различных студийных приборов можно попытаться обойтись при помощи программного обеспечения компьютера, то микшерный пульт в любом случае нужен большинству людей, работающих со звуком.
Какие компании и фирмы производят микшерные пульты? Это довольно известные мировые бренды — Behringer, Allen & Heath, Soundcraft (входит в группу компаний Harman Pro), Presonus, Yamaha, Solid State Logic и т.д.
Классификация микшерных пультов
Все микшерные пульты условно можно поделить на несколько типов: концертные (основной или мониторный), студийные, вещательные (для радио и телевидения), для ди-джеев и т.д. Несмотря на различие в специфике, у них есть много общих черт: к примеру, входные ячейки и мастер-секция. У каждого типа пульта есть свое назначение, и этот фактор надо обязательно учитывать при выборе микшера. Например, концертный микшерный пульт сильно отличается от студийного по параметрам, и, соответственно, по цене.
Раз уж речь зашла о концертных пультах, то их основные задачи — это обеспечение высокой надежности и удобства в работе. И это не просто слова. Представьте, что серьезный концерт отменили из-за поломки микшерного пульта: по сути, это серьезный провал как для технической службы, так и для организаторов.
К концертным пультам можно отнести мониторные пульты, а также микшеры-сплиттеры. Также к ним относятся и зонные модели: они позволяют автономно направлять любой из входящих сигналов на любой из выбранных выходов. Такие микшеры используются в крупных торговых центрах, ресторанах и развлекательных клубах.
Основные черты современных студийных пультов — это, прежде всего, высокое качество звука, максимально большое соотношение сигнал/шум, возможность сохранения настроек, чтобы при необходимости одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить работу над ним. Отличие студийных пультов от концертных еще и в том, что у первых прямые выходы с каждого канала для мультитрековой записи, а у вторых — большое количество входов и возможность обеспечения сигналом несколько мониторных линий, хотя эти условные границы зачастую бывают размыты.
Эфирные пульты тоже должны обеспечивать высокое качество звука и специфические дополнительные функции: к примеру, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями. Эти пульты через интерфейс могут подавать сигнал, который включает световое табло «Микрофон включен» и одновременно отключает мониторы в студии. Они могут обеспечивать сугубо эфирную функцию «фейдер-старт», которая позволяет автоматически запускать CD- или MD-плееры при выведении фейдера (движкового регулятора) соответствующего канала. Все это не нужно в студии или на концертной площадке.
В зависимости от возможностей пульты можно разделить на стационарные, переносные и портативные.
Стационарные микшерные пульты используются на больших концертах и в солидных студиях звукозаписи — это профессиональные устройства с большим количеством каналов. В этой группе зачастую преобладают цифровые микшерные пульты.
Стационарный микшерный пульт
Переносные пульты — это полупрофессиональные и профессиональные модели (с количеством каналов до 16–20), которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и т.п.
Переносной пульт
Портативные пульты — компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они нужны там, где не требуется много каналов (до 6 – 8). К примеру, они применяются для озвучивания и музыкального сопровождения различных мероприятий и выступлений под фонограмму. Портативные пульты имеют небольшой вес и габариты, их легко перемещать, часто именно этот вид микшеров используют в домашних студиях. Для уменьшения габаритов линейные фейдеры (регуляторы уровня сигнала канала, иногда их называют «ползунками») заменены на круговые потенциометры.
Портативный пульт
Но и это не все. Микшерные пульты бывают аналоговыми и цифровыми, при этом последние на порядок дороже, но и ценятся звукорежиссерами гораздо больше. Цифровые пульты, как правило, используются в высокобюджетных студиях или проектах и все активнее вытесняют аналоговые. Их можно подключить к компьютеру для управления в заданной программе, а Wi-Fi-подключение и работа с планшетами обеспечивает уровень доступа, недостижимый для аналоговых пультов. Такие микшеры способны запоминать настройки, и это очень удобно при работе с большим количеством разных проектов. При использовании аналоговых пультов настройки приходится записывать или запоминать. Цифровые микшерные пульты имеют еще одно неоспоримое преимущество: возможность модульного наращивания в зависимости от нужд проекта.
И в завершение классификации: микшерные пульты по принципу работы могут быть пассивными и активными. Пассивные не имеют в своем составе звукоусилительных элементов, не нуждаются в источнике питания и используются для коммутации аппаратуры, выдающей достаточно мощный сигнал. Функциональностью и большим количеством регулировок такие пульты не блещут. Чаще всего они оснащены регуляторами громкости по каналам, регуляторами по высоким и низким частотам и одним общим регулятором на выходе (все идет на ослабление сигнала) — вот и весь набор стандартного пассивного пульта. Используются такие модели крайне редко.
Еще немного подробностей о микшерах
Говоря о микшерных пультах, мы постоянно употребляем слово «каналы». Допустим, есть пульт с заявленными 12-ю каналами. Однако это вовсе не подразумевает автоматическое наличие 12 микрофонных входов. Надо учитывать и стереовходы, которые используют два канала (для клавишных инструментов или стереоплейера). Как правило, количество каналов указывается в названии модели. Например, Mackie Mix8 — это восьмиканальный пульт.
Микшерный пульт Mackie Mix8
Входы пульта могут быть балансными и небалансными. Большинство моделей оснащены балансными входами, что способствует их большей помехозащищенности и, как следствие, приводит к уменьшению шумов. Микшерные пульты имеют микрофонные входы с использованием балансных (симметричных) XLR-разъемов и линейные входы для разъема типа 1/4″ Jack.
Конденсаторные микрофоны требуют для нормальной работы фантомное питание, и на пультах размещают кнопку включения напряжения 48 В на входах XLR. Понятно, что подключение конденсаторных микрофонов выполняется при отключенном фантомном питании.
Обратите внимание на знак DSP (Digital Signal Processor) — «Цифровая обработка сигнала». Это означает, что в данной модели обработка аудиосигнала осуществляется электронным способом.
У пультов есть еще несколько характеристик: мастер-шины, группы, организация посылов (AUX) и разрывов (Insert) — но для начального знакомства с микшерными пультами этих сведений не требуется.
Основные органы управления и функции микшерного пульта
КРУТИЛКИ, РУЧКИ, КНОПКИ И ПОЛЗУНКИ НА МИКШЕРЕ
– называются фейдеры и потенциометры! Ползунки-фейдеры, крутилки – потенциометры.
Они нужны для управления усилением входного предусилителя , регулировки выравнивания сигнала на каждом канале, управления маршрутизацией входного сигнала на другие функциональные секции и настройки вклада канала. к общему произведенному соединению.
Фотография пульта очень большая – 2664 Х 2714
Эти сведения пригодятся тем, операторам на съемке, кому приходится подключаться к различным микшерным пультам.
Рассмотрим основные функции и органы управления микшерного пульта на примере YAMAHA MG166CX.
Этот пульт имеет 8 микрофонных каналов, которые могут использоваться как инструментальные:
два универсальных канала, которые можно использовать как микрофонные, так и в качестве сдвоенных линейных, для подключения стереосигналов (например, MD проигрывателя):
и два стереоканала:
так же этот пульт имеет встроенный блок эффектов:
встроенные компрессоры в микрофонных каналах, 2 AUX шины, 2 подгруппы и параметрическую регулировку средних частот в микрофонных каналах. Весьма обширный арсенал для его цены!
Что такое микшерный пульт? Грубо – это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями):
Итак, входной канал это:
Балансный микрофонный вход – это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе – канон), для подключения микрофонов.
Балансный линейный вход – это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.
Разрыв канала (INSERT) – это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) – посыл сигнала (выход), кольцо (RING) – возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) – общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.
Номер канала – порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.
Регулятор чувствительности (GAIN) – это параметр предварительного усиления входного сигнала. ВАЖНО ! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (PreFaderLevel) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.
Обрезной фильтр НЧ – используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.
Регулятор уровня компрессии – изменяет количество динамического эффекта “компрессор” в канале. Используется для “уплотнения” слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.
Индикатор пикового уровня – указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).
Регулятор ВЧ – корректирует уровень высоких частот (10 кГц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.
Регулятор СЧ – корректирует уровень средних частот. Верхняя ручка изменяет частоту от 250 до 5кГц, нижняя уровень этой частоты от -15 до +15 Дб.
Регулятор НЧ – корректирует уровень низких частот (100 Гц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.
AUX шина 1 (Pre fader) – регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.
AUX шина 2 (Pre/Post fader) – регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).
Переключатель AUX 2 – меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.
Регулятор уровня эффектов – изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.
Регулятор баланса – позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.
Кнопка включения канала – позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.
Кнопка включения PreFaderLevel – служит для настройки чувствительности канала.
Кнопка направления в подгруппу 1-2 – служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.
Кнопка направления в подгруппу 3-4 – см выше.
Кнопка направления в Stereo Out – направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать – можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и тд.
Мастер-регулятор – задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы – должен быть установлен на уровне 0 Дб.
C входным каналами разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по разному, но принцип работы идентичен.
Селектор выбора программ – выбирает используемый тип обработки сигнала.
Регулятор параметра эффекта – отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну “хвоста” холла.
Регулятор AUX 1 – направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.
Регулятор AUX 2 – см выше.
Список программ встроенного блока эффектов – выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.
В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.
- Reverb Hall 1
- Reverb Hall 2
- Reverb Room 1
- Reverb Room 2
- Reverb Stage 1
- Reverb Stage 2
- Reverb Plate
- Drum Ambience
- Karaoke Echo
- Vocal Echo
- Chorus 1
- Chorus 2
- Flanger
- Phaser
- Auto WAH
- Distortion
STEREO OUT – самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.
Monitor out – дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.
Phones – выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.
Group out – балансные выходы шины Group 1-2/3-4. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.
Aux send – балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.
Aux return – балансные входы шины AUX. Используются для возврата обработанного сигнала с шины AUX. Может оптравляться как в Stereo out, так и в шины AUX. Так же может использоваться для подключения внешнего сигнала с проигрывателя или другого микшерного пульта.
Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2/3-4 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!
Видеообзор этого микшерного пульта на русском языке
Этот микшерный пуль можно применять на концертах групп с живым звуком. К нему можно подключить 12 устройств на вход. Инструменты и микрофоны. В этом обзоре микшерного пульта, показыно как работают: “Крутилки, вертелки”, ползунки, входы и выходы
Детальный обзор всех регуляторов микшерного пульта
Пример подачи фантомного сигнала на входы. Пример подключения, коммутации, посыл звука на усилители и на колонки. Выходы и возвраты, дополнительные каналы. Примеры подключения ди-джейской установки.
Современные Ди Джеи, освоили микшерные пульты почти так же хорошо, как звукорежиссёры, они не олько миксуют музыку на вечеринках, но и сводят свои собственные композиции. Товарищи музыканты! Не забудьте о своем сайте и закажите профессиональное продвижение сайта на безграничных просторах интернета. Помните, хорошо раскрученные позиции сайта, это прежде всего ваша денежная прибыль от зазказов
Микшер. Виды и типы. Работа и применение. Особенности
Микшер – это цифровое или аналоговое устройство, применяемое для сведения звуковых сигналов из нескольких источников в один или более выход. Данные устройства применяются в звукозаписи, для концертного звукоусиления и в прочих направлениях.
Как работает микшер
Процесс работы устройства разделяется на несколько этапов:
- Принятие сигнала от источника звука.
- Балансировка.
- Обработка.
- Смешивание.
При этом устройства отличаются по качеству выполнения каждого этапа и количеству операций, проводимых в один момент.
Сфера использования
Микшер применяется для обработки звуков в случаях:
- Аудиозаписи в студии.
- Записи телевизионных передач.
- Радиовещания.
- Обработки звука на концерте.
- Включения треков в развлекательных учреждениях.
Применение микшера дает возможность сделать сигнал качественным и ровным. Особенно это важно при передаче звука живой музыки с различными инструментами. Каждый музыкальный инструмент обладает своей громкостью. Если не выравнивать данные звуки, то фактический результат будет резать слух, поскольку отдельные партии зазвучат многократно громче остальных.
Однако при использовании микшера важно не только наличие качественного оборудования, но и специалиста, который сможет им пользоваться. Управлением данной консоли занимается звукорежиссер. Поверхность микшерного пульта оснащается множеством различных рычагов, кнопок и регулировочных колесиков, каждый из которых имеет свою функцию. Неподготовленный человек не сможет пользоваться пультом.
Типы пультов по назначению
Данные консоли разделяют на виды в зависимости от их предназначения. Они бывают:
- Диджейские.
- Концертные.
- Студийные.
- Эфирные.
Диджейский пульт имеет большое количество каналов, поскольку применяется для обработки музыки, но у него их меньше чем у концертного устройства. Таким оборудованием пользуются ди-джеи для создания музыки. Отличительной характеристикой таких устройств является наличие специального входа с тон-корректором, который необходим для подключения проигрывателя музыкальных виниловых пластинок.
Концертный микшер имеет особое устройство управления, что позволяет оперативно настраивать звуковой поток на концерте с живой музыкой. Такие приборы имеют развитую архитектуру, а также оснащены множеством входов для подключения разнообразного оборудования. Они позволяют маршрутизировать сигнал на разные зоны усиления.
Студийный имеет самое высокое качество звука, что позволяет проводить звукозапись с точной передачей игры музыкальных инструментов и голоса исполнителя. Такие устройства имеют функцию сохранения настроек, что позволяет в любой момент вернуться к незаконченному треку, даже если на время перерыва применялись особые регулировки, поскольку записывался другой исполнитель. Студийные устройства подразумевают широкий диапазон настроек баланса записи.
Эфирный микшер используется для радиовещания. Он похож на диджейский, но имеет различные дополнительные функции, к примеру, переход из эфира на передачу звука в студию, чтобы общаться с персоналом без трансляции в радио эфир. Также такой пульт позволяет переводить звонки слушателей в эфир. С помощью эфирных устройств можно включать фонограмму с записями музыки.
Виды микшеров по количеству каналов
Это также очень важный критерий, который применяется для разделения микшерных консолей. Они бывают:
- Портативные.
- Переносные.
- Стационарные.
Портативный пульт отличается самыми малыми габаритами. Его применяют для выполнения базовых минимальных задач, когда нет необходимости в передаче звука музыкальных инструментов. Такие приборы уместно использовать на митингах, когда нужно просто обеспечить хорошее вещание голоса выступающего.
Переносные это полупрофессиональные приборы, которые могут применяться для проведения различных мероприятий, таких как концерты, в том числе и студийная звукозапись. Данные устройства имеют встроенный усилитель мощности. Это полноценное во всех смыслах оборудование, которое обладает всем необходимым функционалом, но при этом вполне может транспортироваться, хотя и имеет значительный вес.
Стационарные микшерные пульты имеют наибольшее количество каналов. Они применяются в студиях звукозаписи профессионального уровня. Такие консоли позволяют создавать абсолютно любые звуковые эффекты, и осуществлять сложную корректировку звука. Именно такие приборы применяют для записи музыки исполнителей. Стационарное оборудование устанавливается в помещении студии и практически никогда не передвигается, поскольку отличается большими габаритами и избыточными возможностями для использования на обычных концертах.
Основные критерии оценки микшерного пульта
Консоли являются очень дорогостоящим звуковым оборудованием, цена которых может отличаться в десятки раз. Для оценки данных систем в первую очередь берутся во внимание следующие характеристики:
- Тип.
- Количество каналов.
- Виды каналов.
- Интерфейс.
Тип микшера может быть аналоговым или цифровым. Аналоговые устройства являются довольно редкими и очень дорогими. Они в основном представлены устаревшими моделями. Цифровые микшеры более бюджетные. Они удобные благодаря надежности и широкому диапазону регулировок. Цифровые микшеры бывают программные и аппаратные. Программные совмещены с обыкновенным компьютером со специальными программами, которые позволяют управлять звуками. Аппаратные микшеры оснащаются органами управления.
Существуют также аналоговые пульты с цифровым управлением, которые оснащаются электронной моторикой. Их можно регулировать с помощью подключенного компьютера, при этом рычаги и колесики на консоли проворачиваются под выбранный тип настройки. Гибридный микшер является самым дорогостоящим. Обычно такое оборудование используют только в студии звукозаписи.
Количество каналов один из самых важных критериев при выборе микшера. Если консоль называется 10-канальной, то это еще не значит, что она имеет 10 входов для подключения микрофонов. Устройство имеет стерео входы, которые считаются двумя каналами. К примеру, 10-канальным микшером на деле может оказаться устройство, у которого имеется 4 моно входа для микрофонов, 2 стерео входа линейных для динамиков и 1 вход для проигрывателя. Таким образом, необходимо точно изучать данные детали для каждого устройства, и при его выборе не гнаться только за количеством каналов. На деле может оказаться, что большинство из них будут невостребованными, в то время как необходимые разъемы просто отсутствуют в нужном количестве.
Микшеры оснащаются микрофонными и линейными входами. Они могут быть балансными и небалансными. Подавляющее большинство приборов имеют балансные входы, которые отлично убирают шумы.
Также важным критерием является выбор интерфейса. Управление сигналами может быть поканальным или совмещенным. Совмещенные микшеры разделяют различные настройки на подгруппы, которые включают несколько каналов управления. Таким образом, одно регулировочное движение дает весьма ощутимый эффект. Если же применяются разделения на каналы, то любой параметр можно отрегулировать отдельно, что сложнее, но даст максимальное качество звука.
Источники:
http://tvkinoradio.ru/article/article11291-zachem-nuzhen-mikshernij-pult
http://kalmykoff.ru/07_mikshernyi_pult.html
http://tehpribory.ru/glavnaia/elektronika/miksher.html