1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое институт семьи

Семья и брак. Семья как социальный институт.

Понятие семьи и брака.

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера – наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство – один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление – одна женщина и трое и более мужчин; например – у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола – мужчина и две женщины или наоборот) – интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество – консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

  • разнополая семья;
  • однополая семья.

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Преследование или угнетение сторонников однополых отношений – нарушение Декларации по правам человека. Однако однополые отношения – это одно, а однополый брак – другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка – вообще третье. Если первое – это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе – это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) – это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же – подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, — он должен быть ветераном».

По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

Функции семьи — это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

  1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
  2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
  3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
  4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.
  5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
  6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
  7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
  8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.
  9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.
Читать еще:  Как лечить скарлатину в домашних условиях

В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

Что такое институт семьи

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).

В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типы семей по наличию супругов: полная и неполная.

Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи [2]:

репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном);

воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

досуговая (организация совместного отдыха);

эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи:

· становление молодой семьи,

· рождение ребенка (детей),

· регулирование межличностных отношений,

· распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).

Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь.

Нельзя не упомянуть о том, что одно из научных направлений в социологии семьи – парадигма кризиса семьи как социального института – дает основание для мрачных прогнозов о перспективах семьи. Есть мнение, что ее социальный потенциал исчерпан. Действительно, статистика последних лет фиксирует увеличение числа заключаемых браков, однако параллельно продолжает возрастать количество разводов, что соответственно увеличивает число неполных, т.н. осколочных семей (родитель плюс ребенок). По-прежнему самой популярной моделью семьи остается однодетная семья. Только официально в России зарегистрирована огромная «армия» детей-беспризорников (около 2 млн.). Выводы неутешительны: семья как социальный институт не справляется с основными функциями воспроизводства и социализации новых поколений.

Как уже было сказано, современная семья отличается многообразием форм и типов. В каждой типологии можно выделить преобладающий тип семьи. Модель современной российской семьи выглядит примерно так:

· по числу детей – чаще однодетная или совсем без детей;

· по числу семейных ролей – неполная (с одним родителем);

· по месту жительства – вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно – расширенная), реже – унилокальная (нуклеарная);

· основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака;

· по способу распределения власти в семье;

· по социальному статусу супругов – гомогенная (социально-однородная);

· по национальной принадлежности супругов – однонациональная или межнациональная.

Есть и такие явления, как однополые – гомосексуальные семьи.

Картина пестрая, зачастую не соответствующая общепринятому определению семьи. Создается впечатление, что выполнение некоторых функций семьи «закреплено» за определенным типом семьи: так, функция воспроизводства – за неполными семьями, функция экономической поддержки – однодетными полными семьями или бездетными, так как доказано, что рождение каждого следующего ребенка негативно сказывается на материальном благополучии членов семьи. При этом функции социализации и преемственности семейных поколений могут выполняться разными типами семьи, но при условии: они должны быть благополучными.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость — возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

Семья как социальный институт — функции, признаки и характеристики

Существующая столько же, сколько и общество, в котором взаимодействуют и реализуют свои потребности индивиды, она выступает в качестве одного из важнейших носителей норм, ценностей и традиций, обеспечивает преемственность поколений, активно участвует в процессах передачи опыта между поколениями. Чтобы понять всю значимость этой исторически сложившейся формы организации жизнедеятельности, предлагаем подробно рассмотреть ее отличительные черты и детали, разобрать основные функции, признаки и проблемы.

Читать еще:  Что стоит посетить в Санкт Петербурге

Характеристика и определение понятия семьи как социального института

Прежде чем переходить к трактовке главного термина, предлагаем кратко охарактеризовать сопутствующие. В частности, нас интересует «соц.институт». Что же это такое? В широком смысле данное словосочетание используют для обозначения устойчивой организационной системы, призванной налаживать и контролировать взаимодействия индивидов. Ее существование определяется необходимостью удовлетворения первичных и вторичных потребностей. Одна из ключевых особенностей – воздействие на поведение людей и формирование определенных общепринятых шаблонов посредством свода правил.

Теперь предлагаем перейти к основному термину – семья. Как правило, социологи понимают под ним малую группу, члены которой связаны кровным родством или определенным юридическим отношением (заключение брака). В то же время он может быть рассмотрен как соц.институт – древнейшая форма человеческого существования. Начав свое историческое развитие еще в первобытную эпоху, семейная форма организации жизнедеятельности играла первостепенную роль в восполнении человеческого ресурса, социализации и адаптации новых поколений. Будучи основной ячейкой социума, она гармонично вплетена в систему общественных отношений.

Важно отметить, что семья не является метафизической абстракцией «биологического» или «духовного». Это специфическая общественная совокупность взаимоотношений, зародившаяся в человеческой общине и изменяющаяся в процессе ее развития. Как индивид не может существовать вне общества, так и семья не в состоянии выполнять свои миссии и задачи за его пределами. Данная особенность находит свое отражение и подтверждение в общественно-социальных нормах и традициях. Именно институт-семьи воздействует на межличностные отношения, моральные принципы, религию и право. Брачно-семейные связи соответствуют интересам господствующего строя, всячески способствуют удовлетворению его потребностей и запросов.

Можно сказать, что семья представляет собой малую группу, которая развивается и функционирует по собственным законам. Находясь в зависимости от социума, действующего политического режима, а также экономических, социальных и религиозных отношений, она в то же время выступает в качестве относительно самостоятельной и независимой общественной ячейки.

Семейное ядро – брак. Именно от того, какие причины и мотивы побудили двух людей вступить в супружеские отношения и зависит специфика последующих взаимодействий между мужем и женой. Хотя основу семьи и составляет брачная пара, существуют такие союзы, которые живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, воспитывают детей, но при этом не имеют каких-либо юридических обязанностей.

Еще один интересный и значимый вопрос связан с функциями и ролью семьи как основного и важнейшего социального института. Итак, какие же задачи выполняет эта уникальная ячейка в социуме?

  • Репродуктивную. Пожалуй, важнейшая миссия, связанная с постоянным обновлением человеческого ресурса. Воспроизведение себе подобных позволяет обществу постоянно обновляться и не стареть. Если говорить о текущей обстановке в Российской Федерации, то демографическое положение вызывает серьезные опасения. Довольно низкий уровень рождаемости ведет к стремительному старению населения, что, естественно, затрагивает все общественные процессы.
  • Воспитательную. Еще одна важная функция, которая не может быть заменена ни одним институтом. Именно в семье индивид проходит первичную социализацию, вырабатывает устойчивые поведенческие шаблоны, пробует примерять на себя разные социальные роли. Под влиянием родных и близких людей складывается мировоззрение и мироощущение, прививаются определенные нормы этики и морали;
  • Восстановительную или рекреационную. Не секрет, что для каждого человека, семья – это то место, где можно найти отдушину, получить эмоциональную поддержку. В таком контексте данный социальный институт играет весьма существенную роль, связанную с психологической реабилитацией всех членов общества.

Разобравшись с функциональными особенностями, предлагаем перейти к существующей классификации. Какие же виды семейно-брачных отношений существуют в социуме?

Основные разновидности

Выше мы успели установить, что семья представляет собой объединение индивидов, основанное на кровном родстве или юридических обязательствах (браке). Рассматриваемая как малая социальная группа и общественный институт одновременно, она имеет несколько типов, традиционно исследуемых социологами.

  • Нуклеарная – состоит из пары поколений: дети и родители.
  • Расширенная – включает в себе больше двух поколений, как правило, это бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры.

Это классификация на основе структуры родственных связей. Однако также можно выделять семейные виды по:

  • способу выбора партнера – эндогамные/экзогамные;
  • местожительству супругов – патрилокальные/матрилокальные/неолокальные;
  • критерию внутренней власти – матриархат/патриархат/демократия.

Кроме того, выделяются более специфичные формы – шведский союз, бостонский брак, годвин-брак, открытые отношения. Будучи менее распространенными, они могут критиковаться и отвергаться большинством населения.

Признаки и особенности семьи как социального института и малой группы

Изучением данного социально-общественного конструкта, как правило, занимаются социологи. Анализируя разнообразные типы брачных и кровных взаимоотношений, они выделяют следующие характерные черты-признаки:

  • специфичный ролевой набор: муж/жена, дети/родители, братья/сестры;
  • наличие определенных семейных норм и устойчивых поведенческих шаблонов;
  • юридическая основа – заключение брака;
  • особые ценности и традиции, обеспечивающие преемственность поколений, впитывание определенных культурных образцов.

Как и функции, признаки семьи-института связаны с удовлетворением первостепенных социальных потребностей. А среди наиболее значимых для общества тенденций, характерных для данной формы организации, выделяют:

  • активную трансформацию и модернизацию традиционных семейных ролей (например, отныне женщина не обязана большую часть времени проводить дома, выступая в качестве хранительницы очага. Наравне с мужчиной она может работать, принимать участие в политических выборах);
  • появление относительной свободы и независимости – сегодня семейно-брачные взаимоотношения все меньше зависят от законов, общественных норм и традиций, религиозных или этических правил;
  • стремительное увеличение числа незарегистрированных союзов (все чаще пары отказываются от классической регистрации, предполагающей узаконивание отношений);
  • падение ценности и авторитета семьи (как показывают последние социологические исследования, данный институт перестал играть главенствующую роль в социуме. Отчасти это связано со стремительно увеличивающимся числом разводов).
Читать еще:  Чем мыть варочную панель

Что примечательно, государство стремится всячески улучшить сложившуюся ситуацию, сделав узаконенные брачные отношения вновь популярными среди молодежи. Для реализации данной цели:

  • предоставляются пособия и разнообразные льготы для беременных женщин;
  • оформляются дополнительные отпуска по уходу за ребенком;
  • активно развивается семейное законодательство, призванное защитить детей и наладить систему поощрений за вступление в юридически оформленные союзы.

Стоит отметить, что термины «семья» и «брак» довольно часто упоминаются вместе. В социольной среде даже существует спор – что из этого первично? Одни утверждают, что именно заключение официальных отношений выступает в качестве основы, отправной точки в создании новой ячейки общества. Другие же настаивают на том, что каждый индивид рождается в семье-институте, здесь же проходит первичную социализацию. В качестве наиболее типичных признаков они, как правило, выделяют: родственные или брачные связи, проживание на одной территории, наличие общего бюджета.

Основные этапы

В социологической науке существует несколько теорий и гипотез о жизненном цикле семьи. Те, что воспринимают ее как социальный институт, как правило, выделяют следующие фазы:

  • Первую – вступление в официальные отношения/женитьбу.
  • Вторую – начало деторождения. Партнеры принимают решение о том, что готовы завести ребенка, начинают готовиться к его зачатию.
  • Третью – появление детей. Как показывает статистика, это один из самых сложных этапов, нередко сопровождающийся серьезными бытовыми трудностями и проблемами.
  • Четвертую – окончание деторождения. Та стадия, когда на свет появляется последний ребенок супругов.
  • Пятую – «пустое гнездо». Время, когда детки вырастают и оказываются готовыми покинуть родительский дом, начать собственную жизнь.
  • Шестую – прекращение существования. Как правило, данный этап ознаменовывает смерть мужа или жены. Еще один вариант – развод.

Что примечательно, каждая из фаз обладает уникальными чертами и особенностями социального и экономического характера. Так, первая отличается довольно шатким материальным положением, когда молодые люди еще не могут позволить себе крупных покупок и вложений, тратят большую часть средств на досуг и развлечения. С появлением детей их мировоззрение и мироощущение круто меняются, в приоритете оказываются более практичные и функциональные вещи. К третьей-четвертой стадии большинство обзаводится собственным жильем и разнообразными дорогостоящими товарами длительного пользования (машины, бытовая техника).

Специфика проблем семьи и брака как социальных институтов

Ускорение ритма жизни, глобальные модернизационные и трансформационные процессы, динамизм социокультурных изменений – все это ставит семью-институт в довольно шаткое и неоднозначное положение, в котором она вынуждена экстренно адаптироваться к новым реалиям. В настоящее время российское общество преодолевает целую череду преобразований межличностных отношений, следствием которых является падение авторитета брака, увеличение числа разводов, рост внебрачных детей, развитие альтернативных семейных форм.

Из всех общественных институтов именно семья оказывает наибольшее влияние на жизни и судьбы индивидов, оставаясь ключевым регулятором взаимоотношений. Обеспечивая восполнение человеческого ресурса и контролируя преемственность поколений, она выступает в качестве фундамента социума. Данный факт и обуславливает значимость и актуальность государственных программ, направленных на восстановление семейно-брачного авторитета.

Однако, прежде чем предпринимать какие-либо меры, необходимо выявить все текущие процессы, определить факторы, способствующие погружению института в кризисное состояние. Это задача для социологов, регулярно проводящих разнообразные переписи и опросы, оперативно предоставляющих свежие эмпирические данные (как качественные, так и количественные). На основе их заметок и должны разрабатываться комплексные и эффективные сценарии по укреплению позиций семьи в обществе.

Заключение

Подводя итоги, можем отметить, что сегодня – довольно сложное и неоднозначное время, сопровождающееся обилием трансформационных процессов. Ритм жизни ускоряется, появляется все больше новых сведений и открытий, и даже древнейшие формы организации жизнедеятельности и социальные институты буквально переживают второе рождение. Что же происходит с семьей? Как именно меняется она? Если еще пару десятилетий назад средний возраст вступления в брак в России составлял 18-20 лет, то сейчас данная граница стремительно отодвигается назад. Увеличиваясь с каждым годом, она постепенно приближается к европейским стандартам.

Однако, меняются не только возрастные рамки. Серьезные структурные перестройки наблюдаются внутри самого института. К примеру, модернизируются взаимоотношения между супругами. Так, в настоящее время женщина вовсе не обязана быть исключительно хранительницей очага, вести и быт, и воспитывать детей. Хотя гендерные предубеждения по-прежнему весьма распространены и популярны, прогрессивные члены общества не стремятся поддерживать их. Напротив, предлагают более гедонистические и толерантные модели поведения, которые бы позволили постепенно устранить «зеркальный потолок», добиться равных прав для мужской и женской части населения.

Помимо формата взаимодействия изменения, затрагивают и состав семьи. Например, на западе все большее распространение получают полиаморный союз, предполагающие теплые романтические отношения более, чем между двумя людьми. Еще одна относительно молодая разновидность семьи – «Бостонский брак». Призванная решать в первую очередь жилищный вопрос, она позволяет людям создавать пары с единственной целью – сэкономить на аренде жилья.

Таким образом, проблемы семьи как социального института не сводятся исключительно к восполнения человеческого ресурса. Они гораздо шире и объемнее, требуют качественного и глубинного социологического осмысления.

Источники:

http://www.calc.ru/Semia-I-Brak-Semia-Kak-Sotsialniy-Institut.html
http://www.sites.google.com/site/vvedeniavsemejnuupsihologiu/home/sema-kak-socialnyj-institut-tipy-funkcii
http://tv-gubernia.ru/articles/semya_kak_socialnyj_institut_funkcii_priznaki_i_harakteristiki/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector