0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое иммерсивное шоу

Что такое иммерсивное шоу

За последние три года мода на спектакли в особняках и городские бродилки в наушниках распространилась по всей стране. Проводим ревизию самых любопытных и неожиданных проявлений тенденции от Петербурга до Хабаровска.

Текст: Алексей Киселев, Оксана Ефременко, Максим Чуклинов, Inner Emigrant, Антон Хитров
5.12.18

Кто придумал: хореограф Мигель и продюсерские компании Journey Lab (Нью-Йорк, США) и YesBWork (Москва)

Место: особняк в Дашковом переулке, дом 5

Как это работает: классический образец иммерсивного спектакля, передающий привет знаменитому шоу «Sleep No More» команды Punchdrunk. На входе в особняк зрителям раздают маски и объясняют правила: актеров не трогать, не разговаривать, не снимать маску, не пользоваться телефонами; перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно. Актеры бегают всюду, мистически танцуют и периодически разыгрывают драматические сцены по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Особая отрада — само пространство: в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведен европейский быт конца XIX века.

«Анна Каренина» (Казань)

Кто придумал: актриса и продюсер Диана Сафарова и фонд «Живой город»

Место: особняк Демидова (бывший ЗАГС), улица Мусы Джалиля, 7

Как это работает: почти так же, как в «Вернувшихся»: вы надеваете маску и принимаетесь шастать по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал. В какой-то момент туда, дымясь, буквально въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку занимаются своими делами согласно сюжету, много беседуют, играют в карты, едят и занимаются любовью (понарошку). Из ноу-хау — каждому герою соответствует свой запах.

«Другой город» (Петербург)

Кто придумал: режиссер Семен Александровский, Pop-up театр

Место: набережные рек и каналов Петербурга

Как это работает: на набережной Фонтанки вы надеваете наушники, предварительно выбрав маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. Включаете плеер и следуете выданной в бумажном виде инструкции: куда идти, где притормозить, на что обратить внимание. В наушниках тем временем — звуки набережных того города, на который пал ваш выбор в начале. Поскольку звуки эти записаны на специальный бинауральный микрофон, неминуемо создается эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите. А они, знаете ли, поразительным образом совпадают.

«Зеркало Карлоса Сантоса» (Москва)

Кто придумал: режиссер Талгат Баталов, драматург Максим Курочкин, продюсеры Евгений Кадомский и Павел Гизатулин

Место: мансардный этаж дома на Большой Дмитровке, дом 32, строение 1

Как это работает: на входе с вас возьмут расписку, что вы даете добровольное согласие примерно на все. Затем вы с другими зрителями соберетесь в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настроит» вас на дальнейшее путешествие. Вы наденете маски и плащи и станете свидетелем ссоры родителей. Окажетесь за школьной партой. Или погрузитесь в офисный угар. Возможно, вас даже переедет поезд и ваше тело привезут в морг. Никто точно не скажет, что именно вы увидите в «Зеркале». Во многом потому, что спойлеры запрещены все той же распиской. Но гарантированно на выходе вас будет ждать роскошный ужин с хорошим вином, где вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями все, что пережили на этом «спектакле». И не только.

«Мария и я» (Хабаровск)

Кто придумал: режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко

Место: Хабаровский театр юного зрителя

Как это работает: специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания. Например, надо выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт — контакт с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.

«Неявные воздействия» (Москва)

Кто придумал: режиссер Всеволод Лисовский

Место: заранее неизвестно

Как это работает: зрители встречаются с артистами в условленном месте и отправляются бродить по городу. На пути могут попадаться любые локации: улица, метро, заброшенный дом, торговый центр и так далее; все это — трибуны для актеров, исполняющих самые разные тексты от стихов Серебряного века до философских трактатов. Группу возглавляет режиссер Лисовский с флагом, на котором изображен африканский зверь трубкозуб — герб проекта. Спектакль импровизационный, маршрут не известен ни зрителям, ни артистам и ни с какими инстанциями заранее не согласован, так что охранники или полицейские могут вмешаться в любой момент.

Читать еще:  Какие вещи нельзя дарить

«Remote Moscow» (Москва)

Кто придумал: театральная компания Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и продюсер Федор Елютин (Москва)

Место: московские улицы

Как это работает: пятьдесят зрителей собираются на Миусском кладбище, каждый получает наушники. В них приятный синтезированный голос говорит, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чем думать. Таким образом вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая благодаря дополненной аудиореальности преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа «Так я личность или часть стада?», «Куда искусственный интеллект заведет человечество?» и «Какого черта, собственно, я все это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?». Спектакль играется в теплое время года.

«Слушай Тобольск» (Тобольск)

Кто придумал: фестиваль «Территория», режиссер Галина Зальцман и драматург Екатерина Бондаренко

Место: улицы старого Тобольска

Как это работает: это тоже прогулка по городу в наушниках, только на этот раз главным объектом внимания становится не пространство, а время. Участники будто бы подслушивают телефонный разговор мужчины и женщины: они оба живут в Тобольске, но никак не могут встретиться. Дело в том, что они живут в разные времена. Пока они, меняя на ходу имена и даты, рассказывают свои истории, участники успевают неочевидными тропами обойти весь исторический центр города.

Кто придумал: театральная компания Ontroerend Goed (Антверпен, Бельгия), продюсерская компания «Импресарио» (Москва)

Место: универмаг «Цветной»

Как это работает: вы приходите к назначенному времени в назначенное место. В одиночестве. Вас деликатно встречают и провожают в секретную комнату, а точнее лабиринт с красными занавесами вместо стен. Там вы сами не заметите, как окажетесь в центре удивительного спектакля про вас (подробности рассказывать нельзя). В финале получасового трипа вам вручат компакт-диск; обязательно найдите возможность познакомиться с его содержимым: это самая главная часть спектакля.

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (Москва)

Кто придумал: журналист Михаил Зыгарь и продюсер Карен Шаинян

Место: окрестности Пречистенки и Остоженки

Как это работает: фактически это экскурсия в наушниках. Другое дело, что виртуальный экскурсовод — находящийся под домашним арестом режиссер Кирилл Серебренников. Он живет в этом районе города, и два часа в день ему разрешено прогуливаться по окрестностям. На время прогулок ему надевают на ногу отслеживающий перемещения браслет, поэтому участникам тура надевают на ноги нечто подобное. Прогулка длится полтора познавательных часа: вам рассказывают про замечательных людей от Булгакова и Есенина до Кропоткина и Шехтеля, живших в разное время на этих улицах, — едва ли не все они были судимы, арестованы, изгнаны из страны или убиты. Весной 2019 года создатели спектакля намерены запустить мобильное приложение — уже для индивидуальных туров.

Что такое Иммерсивное шоу или Иммерсивный театр

Иммерсивное шоу или Иммерсивный театр (от английского прилагательного immersive — многонаправленный, с одновременным воздействием на нескольких каналов восприятия), это одно из последних развитий в сфере индустрии развлечений. Есть еще одно название театр-променад. Здесь в буквальном смысле нет зрительного зала, как это принято в классическом театре, поэтому зритель полностью погружен в атмосферу разварачивающихся вокруг него событий. Обычно в иммерсивных шоу задействовано большое количество актеров, а события разварачиваются в необычных локациях, это может быть многоэтажный особняк, или заброшенная лечебница для душевно больных или даже обыкновенный торговый цент в котором развиваются события, здесь нет ограничений.

При этом действия иммерсивного представления могут развиваться параллельно в нескольких направлениях или локациях. Режиссеры продумывают сюжет так чтобы в нем было много пересекающихся линий событий и пересекающихся историй. У каждого персонажа своя история, но все они сплетены так, что наблюдая за одними событиями или героями иммерсивного представляни Вы можете с легкостью переключиться на других героев и на происходящие с ними события. Именно поэтому, приходя на иммерсивное шоу второй или третий раз, зритель сможет открыть для себя новые истории или обнаружит новые сплетения сюжетов и судеб героев шоу, которые развиваются в представлении.

Читать еще:  Почему лагает Стим

В классическом иммерсивном представлении зритель не может напрямую взаимодействовать с актерами, хотя актеры могут взаимодействовать со зрителями, например могут взять за руку чтобы отвести в сторону или даже увлечь за собой в другую локацию. Одним из классичестких иммерсивных шоу в Москве является шоу «Вернувшиеся», где зрители наблюдают за разворачивающимися действиями, но не могут взаимодействовать с актерами.

Есть и такие представления, где сюжет выстроен таким образом, что зритель вынужден совершать те или иные действия для перемещения из одной локации в другую. Одним из таких представлений является променад-театр от компании «Клаустрофобия» — «МСК 2048». Зритель оказывается в постапокалиптическом мире, у него есть цель и чтобы ее достичь придется не только наблюдать за актерами, но и взаимойствовать с ними, а также со всем тем что окружает его.

На нашем портале в разделе поиск Вы можете выбрать жанр «иммерсивное шоу».

Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать

Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».

Английский пациент

Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.

Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.

На российской почве

В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.

К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.

Читать еще:  Как побороть в себе эгоизм

Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.

На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.

Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.

«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».

Прощай, молодость

То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».

Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».

Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.

Источники:

http://yandex.ru/promo/yavteatre/10_immersive
http://questguru.ru/doc/7
http://iz.ru/871741/mariia-rubnikovich/ushli-s-golovoi-chto-takoe-immersivnyi-teatr-i-kak-ego-ponimat

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector