1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое экологическая грамотность

Экологическая грамотность

Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.02.2019

Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия Нестеровых

Экологическая грамотность необходима не только государству, но и населению не только для повышения качества жизни, но и для того, чтобы будущее планеты стало радужнее.

Понятие и принципы экологической грамотности

В условиях актуальных тенденций по поддержанию экологии экологическая грамотность приобретает новое значение. В современном мире экологическими знаниями должны обладать каждый, независимо о рода деятельности. Рассмотрим, что понимается под экологической грамотностью. Существует несколько трактовок данного термина.

Экологическая грамотность – способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью [1].

По мнению Дерябо С.Д. экологическая грамотность – это экологическую грамотность, как экологические знания в области взаимоотношений природы и общества, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения [2].

Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный элемент экологической грамотности.

Экологическая грамотность строится на экологическом знании, которое включает в себя следующее:

  • Общая экология;
  • Частная экология;
  • Социальная экология;
  • Глобальная экология;
  • Прикладная экология.

Структура экологического знания.

Каждая сфера экологических знаний требует внимания и отдельной методики для изучения и освоения. При этом следует помнить, что экологическая грамотность является неотъемлемой частью экологического сознания, а экологическое сознание формируется посредством экологического воспитания.

Структура и цель экологической грамотности

Экологическая грамотность наделена структурой и имеет определенную цель. Начать следует со структуры. Она представлена на рисунке ниже.

Цель экологической грамотности состоит в том, чтобы сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде. Оно выражается в активной деятельности направленной на изучение окружающей природы, соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, охрану природы и пропаганду такого рода деятельности [3].

Основная цель экологического воспитания включает в себя важные сопутствующие цели, к которым относят:

  • Изучение самых простых норм поведения по отношению к окружающей природе, воспитание умений разумного природопользования в будничной жизни;
  • Организация навыков и умений по наблюдению за самыми разными природными явлениями и объектами, что поможет вызвать интерес к их изучению.
  • Воспитание желания и умения сохранять природу;
  • Умение помогать природе и предотвращать отрицательные последствия человеческого воздействия;
  • Развитие навыков и умений безопасного и грамотного с экологической точки с экологической точки зрения поведения;
  • Развитие интереса познавательного плана к миру природы.

Методы воспитания экологической грамотности у детей

Воспитание экологической грамотности построено на воспитании экологической культуры, которая развивается вместе наукой и техникой.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру [4].

В числе методов воспитания экологической грамотности назовем десять основных. Начать следует с метода моделирования экологических связей, необходимый для понимания связей живой и неживой природы, человека и окружающей его экосистемы и т.д. и т.п.

Крайне важным методом является метод решения экологических задач. Данный метод позволяет научиться применять полученные ранее знания в сфере экологии для решения конкретных проблем, выявления нарушений и т.д.

Экологические игры применяются для того, чтобы повысить навык распознавания экологических проблем. Экологические игры имеют социальную направленность. Основные виды экологических игр можно увидеть на рисунке ниже.

Широкое распространение в рамках развития экологической грамотности у детей получил метод дискуссий. Во время обсуждений экологических проблем дети могут не только высказать свое мнение, но озвучить свои идеи по поводу той или иной экологической проблемы.

Метод экологического прогнозирования позволяет на основе сформулированных проблем в сфере экологии спрогнозировать последствия для человека, экосистемы и т.д.

Метод экологического наблюдения позволяет изучать определенные объекты в рамках той или иной экологической ситуации. Целью экологических наблюдений является формирование представлений о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Метод организации экологических выставок и иных мероприятий, направленных на привлечение внимания общества к проблемам экологии. Данный метод позволяет привлекать внимание к серьезным проблемам, которые выявляют учащиеся. Они заставляют задумать об экологической безопасности.

Экологическая безопасность представляет собой допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Метод экскурсий направлен на изучение учащимися различных объектов со сложной экологической ситуацией, а также на совершение простых походов на природу с целью изучения окружающей среды.

Метод знакомства с экологической моралью. Он включает в себя освоение основных принципов экологии:

  • каждый человек имеет право на благоприятную среду обитания;
  • в больной природе нельзя оставаться здоровым;
  • не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;
  • взял из природы – компенсируй втрое и т.п.

Использование в обучении детей экологической грамотности выше заявленных методов позволяет формировать поколение, которое будет не просто потреблять природные богатства, но и следить за здоровьем окружающей среды.

  1. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
  2. Апокина Л.Ю Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. № 3, 2017. С.5-7
  3. Юркина С.В. Экологическое и образование младших школьников – Начальная школа плюс До и После..№7. 2011С.15-17.

По мере приближения конца столетия, экологические проблемы выходят на первое место. Вице-президент Гор, в своей книге Земля в равновесии пишет: «Мы должны сделать спасение окружающей среды центральным организующим принципом цивилизации.»

Наша безграмотность в отношении принципов экологии – главная причина, почему мы разрушаем природную среду. Эта безграмотность в значительной степени ответственна за нынешний экологический кризис и будет продолжать его усугублять до тех пор, пока мы не станем экологически грамотными.
Окружающая среда – это не просто «то, что вокруг.» Она состоит из самоорганизующихся и самоуправляемых экосистем, состоящих из животных, растений, микроорганизмов и неживой природы, и находящихся в сложном переплетении и взаимозависимости. Такая тесная связь обеспечивает циклический и непрерывный обмен энергией и материей в экосистемах. Экосистемы, вместе с встроенными в них социальными системами, составляют то, что мы называем «хозяйством Земли.»
Наука экология—происходящая от греческого слова oikos («домашнее хозяйство»), занимается тем, как работает «Домашнее хозяйство Земли». Если говорить более конкретно, она изучает отношения, связывающие всех членов мирового «хозяйства». Как выразился Джон Мюир,
Как только мы наталкиваемся на какую-либо конкретную вещь, мы сразу же видим, что она связано со всем во Вселенной.

Самая подходящая теоретическая база для экологии – теория живых систем, началом которой можно считать возникновение кибернетики в 1940-е гг. и расцвет которой приходится последние двадцать лет. В теории систем мир рассматривается в терминах отношений и интегративности.2 Живые системы – это интегральные целостности, свойства которых не могут сводиться к отдельным частям. Хотя части в живой системе можно различить, природа ее целостности всегда отлична от простой суммы ее частей.
Живых систем великое множество в природе. Каждый организм – животное, растение, микроорганизм, или человек—это интегральная целостность, живая система. Части организмов—напр., листья или клетки— также живые системы. Во всей природе мы находим системы, живущие внутри других систем. Живые системы – не только набор индивидуальностей или их частей. Они также включают социальные системы—напр., семьи, или сообщества—которые также представляют собой экосистемы. Большинство организмов не только входят в экосистемы, но и сами представляют сложные экосистемы, с множеством мельчайших организмов, со своей анатомией и физиологией, но гармонично вписывающихся в единое целое.
Все живые системы – целостности, конкретная структура которых определяется взаимодействием и взаимозависимостью отдельных частей. Теория систем говорит нам о том, что все живые системы имеют ряд общих свойств и подчиняются общим законам организации. Эти общие законы и есть принципы экологии.

Читать еще:  Как подключить антивирус

Все члены экосистемы входят в обширную и сложную сеть взаимоотношений, т.н. «паутину жизни». Они обретают свои главные свойства, и фактически, существуют благодаря отношениям с окружающими их системами. Взаимозависимость лежит в основе всех экологических отношений. Успех всей системы зависит от успеха ее отдельных членов, в то время, как успех каждого члена зависит от успеха всей системы.
Взаимодействие между членами экосистемы происходит за счет обмена энергией и материей внутри непрерывных циклов (напр., водных, водородных и циклов питательных веществ). Солнечная энергия приводит в действие все экологические циклы, а зеленые растения играют жизненно важную роль в этом энергетическом обмене. Благодаря чудесному процессу, известному как фотосинтез, солнечная энергия преобразуется в химическую энергию и связывается органическими веществами, в то время как кислород высвобождается и обновляет воздух.
Экологическая устойчивость (долгосрочная выживаемость) каждого биологического вида экосистемы зависит от ограниченной ресурсной базы. Сообщества организмов развивались на протяжении миллиардов лет, постоянно используя и перерабатывая одни и те же молекулы минералов, воды и воздуха. Этот циклический обмен поддерживается всеобщей кооперацией. Партнерство—стремление к единению, к установлению связей, к жизни внутри друг друга, к сотрудничеству—главнейшее свойство живых организмов. Экологические циклы характеризуются непрерывными флуктуациями своих переменных. Когда изменяющиеся экологические условия нарушают какую-либо связь, весь цикл ведет себя как одна саморегулирующаяся петля обратной связи, и вскоре ситуация возвращается в равновесие; а поскольку такие возмущения происходят все время, плотности популяций и другие переменные экологического цикла непрерывно колеблются. Все экологические флуктуации происходят в допустимых пределах. Всегда существует опасность того, что при выходе флуктуаций за допустимые пределы, вся система развалится и не сможет скомпенсировать возмущения. Размах допустимых флуктуаций экологических циклов представляют гибкость (живучесть) экосистемы. Недостаток гибкости означает недостаток здоровья системы. Устойчивость экосистемы также зависит от сложности ее сети отношений; другими словами, от ее диверсификации (разнообразия). В диверсифицированной системе многие виды имеют перекрывающие друг друга экологические функции, за счет чего могут частично замещать и прикрывать друг друга. Чем разнообразнее система, тем более разнообразные отношения она способна поддерживать при разрушении какой-либо одной связи.
Все живые организмы развиваются, а всякое развитие – это прежде всего обучение. На уровне биологических особей, это обучение проявляется как творческое раскрытие жизни в процессе эволюции. В экосистеме эволюция не ограничивается постепенным приспособлением организмов к окружающей среде, поскольку сама окружающая среда – это сеть живых систем, способных к адаптации и творчеству. Организмы и окружающая среда приспосабливаются друг к другу—они коэволюционируют. Коэволюция – это непрерывный танец, непрерывная беседа.
Все формы жизни на Земле коэволюционировали в качестве интегральных частей экосистем на протяжении миллиардов лет. Изобретательность, эффективность и устойчивость этих систем намного превосходит все человеческие технологии. Поэтому уважительное отношение к мудрости природы со стороны аборигенных культур полностью согласуется с открытиями современной экологии.

Быть экологически грамотным, значит, понимать принципы экологии. Оказывается, что это не так просто, поскольку требует нового мышления, т.е. такого, которое отличается от интеллектуальной традиции, доминировавшей в западной культуре на протяжении столетий, сформировавшей наше современное общество и значительно повлиявшей на весь остальной мир.3
Эта культурная традиция включает в себя ряд идей и ценностей, среди которых представление о вселенной как о механической системе, состоящей из элементарных строительных блоков (унаследованное от философии Декарта и науки Ньютона); взгляд на тело человека как на машину (который до сих пор главенствует в медицинской науке); взгляд на общественную жизнь как на конкурентную борьбу за существование (наследие социального дарвинизма); и вера в неограниченный материальный прогресс, достигаемый за счет экономического и технологического роста. Все эти допущения находятся в стадии радикального пересмотра в результате угрозы экологической катастрофы.
Нам необходим новый взгляд на мир и новое мышление—мышление в терминах отношений, связей, контекста. Мы можем назвать это «экологическим» или «системным» мышлением. Оно основывается на фундаментальном изменении нашего восприятия мира. Другими словами необходимо рассматривать мир не как машину, а как живую систему. Этот переход фундаментально изменяет наши представления о природе, человеке и обществе.
Системное мышление означает сдвиг нашего внимания от частей к целому, от объектов к отношениям, от структур к процессам, от иерархий к сетевому сообществу.4 Оно означает смещения акцента от рационального к интуитивному, от анализа к синтезу, от линейного к нелинейному мышлению.

Экологическая грамотность, следовательно, предполагает знание и понимание принципов экологии, а также системное мышление. Но знания и понимания не достаточно. Экология сегодня – это не только область для исследований, но и требование определенного образа жизни – такого, которому присущи определенные ценности, которые можно назвать экологическими ценностями, поскольку они вытекают непосредственно из принципов экологии. Это такие ценности как сотрудничество, сохранение, качество и партнерство.
Интересно отметить поразительную связь между мышлением и ценностями, вытекающими из нашего определения экологической грамотности; эту связь можно понять только с системной точки зрения. Все живые системы имеют дуальную природу. Они являются интегрированными целыми и в то же время частями еще больших целостностей. Из-за такой дуальной природы, каждая живая система имеет два главных свойства: стремление к сохранению своей индивидуальности как интегральной целостности и стремление быть частью еще большей целостности.
Если мы посмотрим сейчас на западную культуру, мы увидим, что на протяжении нескольких столетий мы утверждали прежде всего индивидуальную сторону и пренебрегали стремлением к интеграции. Это очевидно как в отношении нашего мышления, так и наших ценностей; поэтому будет полезно, если мы сопоставим эти противоположные стремления. В левой части таблицы показаны характерные черты индивидуалистического мышления и ценностей, справа – интегративные черты.
Эти черты противоположны, но дополняют друг друга. Ни одно из них само по себе ни плохое, ни хорошее. Напротив, их динамическое равновесие следует считать хорошим, или здоровым, состояние. С другой стороны, их перекос всегда ведет к нездоровому состоянию. Поэтому требуется не замена одних черт другими, а выравнивание индивидуальных и интегративных качеств, их динамическое равновесие.
Вы также, наверное, заметили, что индивидуалистические ценности—конкуренция, расширение, доминирование—в целом относятся к мужскому полу. Действительно, в патриархальном обществе они не только приветствуются, но и обретают экономическую и политическую власть. И это одна из причин, почему переход к более уравновешенной ценностной системе так труден для большинства людей, в особенности, для мужчин. Это также причина, почему существует природная близость между экологией и феминизмом, что хорошо демонстрирует философская школа экофеминизма.r’

Читать еще:  Есть ли в Антарктиде реки

В Элмвудском институте мы определяем экологическую грамотность, исходя из трех положений:
1. Знание принципов экологии;
2. Системное мышление;
3. Практическое следование экологическим ценностям.
Наше широкое определение экологической грамотности тесно связано с понятием новой экологической «парадигмы,» которое широко используют сотрудники Элмвудского института и многие другие.6 Понятие парадигмы было введено в философию науки в начале шестидесятых Томасом Куном и получило с тех пор более широкое толкование, применимое ко всему обществу. Социальная парадигма в расширенном смысле, это ряд положений, принципов, ценностей и практик, разделяемых обществом и формирующих некоторое видение реальности, вокруг которого организуется общество.
Трансформацию культуры, которую мы сегодня наблюдаем, можно описать как «сдвиг парадигмы», т.е. переход от восприятия мира как машины, к восприятию мира как живой системы, от ценностной системы, основанной на доминировании, к системе, основанной на партнерстве. Возникающая новая парадигма, или видение реальности, является экологической в самом широком смысле.

Для ускорения обучения экологической грамотности школьников в Элмвудском институте разработан четырехлетний пилотный проект экологически ориентированной школьной программы и превращение школ в обучающиеся сообщества.
Проект экологической грамотности («Экограмотность») объединяет в себе принципы и ценности экологии с педагогическими принципами и практиками по созданию глобальной перестройки школьного образования. Фундаментальной стратегии является участие всех заинтересованных сторон в этом процессе—учителей, администраторов, родителей, школьников, и местного сообщества. В результате создания такого обучающегося сообщества принципы экологии становятся принципами обучения (см. стр. 24 и 25).
Экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными—то есть осознать «взаимосвязанность всех вещей», и жить и действовать согласно этому принципу.

1 Al Gore, Earth in the Balance, Houghton Mifflin, New York, 1992; p.269.
2 See Ervin Laszlo, The Systems View of the World, Braziller, New York, 1972.
3 See Fritjof Capra, The Turning Point, Bantam, New York, 1983.
4 See Fritjof Gapra, «Criteria of Systems Thinking,» Elmwood Quarterly, Winter 1992/93

Что такое экологическая грамотность

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового [3]. А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации [10]. Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.

Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе [5].

Об объединении широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях в 1975 г. говорил И.П. Лаптев [4]. Н.В. Абаев [13] отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, следовательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.

В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня населения [2].

Термин «экология», обозначающий «науку, изучающую взаимосвязи между живыми организмами, включая человека, с окружающей их средой» ввел Э. Геккель в 1866 году. Предмет изучения экологии окончательно определился в 1935 году, когда А. Тенсли было сформулировано определение экосистемы как «совокупности организмов и неживых компонентов их обитания, находящихся в функциональных взаимосвязях». С течением времени объем знаний об экосистемах постепенно перешел в качество, за рубежом оформившись в «науку об окружающей среде», или энвайроментологию. У нас она разветвилась на геоэкологию, глобальную экологию, прикладную экологию, социальную экологию и др. Взаимосвязи «общество-природа» во второй половине и в конце XX века настолько обострились, что накопленная информация об этих локальных и глобальных обострениях не могла не инициировать сначала интерес, а затем потребность в новой образовательной области «Экология», или, как привычнее звучит: «экологическое образование» (за рубежом: «Образование в области окружающей среды»).

Н.Н. Моисеев отмечал [6], что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно принятию идей Ю.Н. Пахомова [8], можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др.

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно, и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области [1].

В 1987 году Всемирная Комиссия по охране окружающей среды и развитию при ООН призвала создать новый документ, который сформировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Затем идея Декларации (хартии) Земли обсуждалась в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время Саммита Земли. Хартия Земли – это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Декларация Земли является своеобразным аналогом Декларации прав человека, но Хартия Земли ‒ в области охраны окружающей среды [7].

2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» – документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 [12].

На основе идей В.Ф. Протасова [9] можно сказать, что экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Читать еще:  Чем былина отличается от сказки

Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Экологическая доктрина Российской Федерации состоит из отдельных пунктов, одним из интересных, на наш взгляд, является часть, посвященная экологическому образованию и просвещению. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:

• создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

• подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;

• разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение опросов устойчивого развития Российской Федерации;

• развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов.

В Томской области в 2005 году для формирования региональной политики в системе непрерывного экологического образования, планов и программ по ее реализации был создан Координационный Совет по вопросам непрерывного экологического образования. В 2006 году разработана и утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006–2010 гг.», а в 2008 году – Программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение Томской области на 2008–2010 гг.» с перечнем мероприятий и источниками финансирования. Работу данного Координационного Совета можно считать успешной, именно поэтому в 2011 году принимается «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2020 гг.» и программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2011–2015 гг.». Проанализировав данные программы, автор пришла к выводу, что основные принципы формирования экологически грамотного человека заключаются в следующем:

1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.

2. Системность и непрерывность образования в области экологии.

3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.

4. Всеобщность и комплексность.

5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.

6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.

7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.

8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека.

Формы реализации формирования экологически грамотного человека:

1. Обязательное преподавание экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.

2. Эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей.

3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования.

4. Социальная реклама и наглядная агитация.

5. Распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Становление формирования экологически грамотного человека открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах.

На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды», аналогичное постановление подписал и губернатор Томской области С.А. Жвачкин. Все это еще раз говорит о значимости экологической грамотности всех слоев населения, и в первую очередь, школьников.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в процессе формирования экологической грамотности не только детей, но и их родителей. Поскольку в настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует [11], автор данной работы предлагает понимать под экологической грамотностью овладение и возможность применения определенных знаний, умений, навыков в жизни и развитии человечества. По нашему мнению, экологическая грамотность является совокупностью следующих элементов: экологическое образование – экологическое воспитание – экологическое мышление – экологическое сознание – экологическая культура, помноженные на психолого-педагогические особенности обучающихся и на педагогические технологии.

Таким образом, состояние проблемы формирования экологической грамотности школьников, на наш взгляд, отражается в следующем:

1. В экологической грамотности, которая должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;

2. В стратегии формирования экологической грамотности населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;

3. В законодательной базе, которая нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической грамотности населения нашей страны.

Автором с 2005 года ведутся исследования в области формирования экологической грамотности школьников. В начале исследования носили теоретический характер, а с 2007 года – практический. В МАОУ СОШ № 31 г. Томска работа по формированию экологической грамотности ведется с 1 по 11 класс. Экологические знания можно получить через следующие виды деятельности: интегрированные уроки, система дополнительного образования, внеурочная работа. Данная работа требует постоянного мониторинга (рисунок). Анализ диаграммы показывает, что системная и непрерывная работа по формированию экологически грамотного школьника, которая проводится автором уже 7 год, не остается бесследной: школьники с большим интересом занимаются перечисленными видами работ. Из диаграммы мы видим, что растет число обучающихся с высоким и средним уровнем экологической грамотности, в то время как число учеников с низким уровнем сокращается.

Мониторинг за уровнем сформированности экологической грамотности школьников МАОУ СОШ № 31 г. Томска, 2007–2012 гг.

Результатом работы с обучающимися школы № 31 г. Томска, на базе которой проводились исследования, является тот факт, что Департаментом общего образования Томской области 19.02.2010 г. был присвоен статус экспериментальной площадки по формированию экологической культуры, а с 30.05.2011 г. школа стала экологическим центром.

Рецензенты:

Евсеева Н.С., д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии геолого-географического факультета Томского государственного университета, г. Томск;

Севастьянов В.В., д.г.н., доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.

Источники:

http://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html
http://rm.pp.net.ua/blog/2008-01-25-27
http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector