Что такое басмачество
Война с басмачами. Как это было
Чтобы понять, насколько опасными для советской власти были басмачи, достаточно одного примера. В конце 1922 г. басмачи под командованием Селим-паши окружили Куляб, где располагался гарнизон РККА. Далее слово официальной истории Туркестанского округа: «В январе 1923 г, они сделали подкоп, подложили мину и взорвали стену крепости. В образовавшуюся брешь устремились атакующие. Судьбу гарнизона решали минуты. Однако защитники крепости не дрогнули. Они обрушили на врага шквальный огонь пулеметов и винтовок. В течение трех часов шел рукопашный бой у пролома крепостной стены. Потеряв более трехсот человек, басмачи отошли, а 11 января, с подходом отряда 7-го стрелкового полка, сняли осаду города ». Остается только добавить, что спустя несколько месяцев Селим-паша благополучно увел своих людей в Афганистан.
Еще через полгода в Бухарскую республику из Персии вместе со своими сторонниками переправился Джунаид-хан и осадил Хиву. Авантюра не удалась, и после кровопролитных боев басмачи бывшего хивинского хана были вынуждены вернуться в Иран. В Ташкенте поспешили объявить, что «басмачество уничтожено совершенно как политическая сила», и ровно через месяц после этого заявления эскадрон РККА попал в засаду и понес тяжелые потери.
В 1924 году в составе Туркестанского фронта Красной армии были созданы национальные узбекские, таджикские, туркменские, киргизские и казахские воинские части. Также новые власти разрешили формировать в лояльных кишлаках племенное ополчение – отряды «краснопалочников». В отличие от царского правительства, большевики не побоялись вооружить местное население. Новые национальные части были переброшены в горы Таджикистана, где закрепились басмачи Ибрагим-бека. В середине 1926 г. этот район был свят под контроль Красной Армии, а Ибрагим-бек, преданный своими соплеменниками, бежал в Афганистан. После этого вдоль всех границы центрельноазиатских советских республик с Афганистаном и Ираном были выставлены погранзаставы. Отныне борьба с басмачами передавалась в ведение ОГПУ, а Туркестанский фронт преобразовывался в Среднеазиатский военный округ. Однако выставление погранотрядов не смогло в корне переломить ситуацию. Впоследствии при переходе крупными отрядами басмачей границы несколько погранзастав были полностью вырезаны.
Сразу после утверждения советской власти в регионе началась аграрная реформа. В Центральной Азии дехкане получали во владение бывшие ханские и частные земли. К началу 1926 г. в Узбекистане были конфискованы и переделены все земельные владения, площадь которых превышала 55 га. Одновременно в Казахстан широким потоком хлынули колонисты, которые расселялись на землях, ранее использовавшихся местным населением под пастбища. В Казахстане в рамках политики «Малого Октября» начались попытки принудить казахов к оседлому образу жизни.
Начиная с 1925 г. большевики развернули наступление на ислам, нанеся удар по вакуфам – землям, обеспечивавшим средства для содержания мечетей и медресе. К 1930 г. вакуфное землевладение, а вместе с ним и экономическая основа существования исламского духовенства в Туркестане было ликвидировано. В 1926 – 1928 гг. в СССР были запрещены полигамия, калым и ношение паранджи. Правительство объявило ничтожными правовые нормы адаты и шариата, введя на всей территории страны единое уголовное и гражданское законодательство. Все это сопровождалось атеистической пропагандой и массовым созданием светских школ с преподаванием на местном и русском языках. Спешно формируемые на основе местных диалектов языки мусульманских народов СССР переводились с арабского письма на латиницу. Подобные мероприятия не могли не вызвать недовольство местного населения и последней каплей стала коллективизация.
Наиболее сильно от принудительной коллективизации сельского хозяйства в регионе пострадал Казахстан. В результате массового вывоза зерна государством и забоя скота местными жителями в республики начался голод. Уже осенью 1929 г. в Казахстане произошло три крупных выступления, которые были подавлены войсками ОГПУ. В сентябре поднялись каракалпаки, которые обратились к находящемуся в эмиграции в Иране Джунаид-хану с просьбой принять их в свое подданство. В феврале следующего года восстал Созакский район Сырдарьинского округа. Пол лозунгом «Да здравствует ханская власть!» повстанцы захватили город Созак. Несмотря на то, что вскоре ОГПУ удалось отбить город, восстание быстро распространялось по республике. На Северо-западе Казахстана сопротивление приняло особо ожесточенный характер. Восставшие смогли отбить атаки брошенной против них армейской кавалерийской дивизии, установили связь с басмачами Ибрагим-бека и ушли в Каракумы. После нескольких безрезультатных попыток выбить казахов из пустыни, большевики выманили повстанцев обманов. Представители ОГПУ подписали с казахами мирное соглашение, но, как только восставшие сложили оружие, их лидеры были арестованы, а остальные переселены в колхозы.
Тем временем в республике начался страшный голод. Когда казахам стала ясна бесплодность вооруженной борьбы, они стали сниматься с мест и откочевывать в соседние регионы. На протяжении 1931 – 1932 гг. Казахстан покинуло более миллиона человек, т.е. половина населения республики, причем 200 тысяч откочевали в Китай, Афганистан или Иран.
В Центральной Азии коллективизация вызвала новый всплеск басмаческого движения, которое и без этого не затихало ни на минуту. Проводимая большевиками земельно-водная реформа настолько накалила ситуацию в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении, что находившиеся в Афганистане и Иране лидеры басмачей смогли развернуть крупномасштабные боевые действия.
В начале 1929 г. Джунаид-хан, по-прежнему считавший себя законным правителем Хивы, перебрался из Ирана в Афганистан и вместе со своим сторонниками расположился в окрестностях Герата. Спустя несколько месяцев, когда отряды Джунаид-хана начали проникать в Туркмению, в Афганистане активизировался Ибрагим-бек. Он отверг предложение бывшего правителя Хивы о союзе, решив самостоятельно восстановить Бухарское ханство и посадить на престол бывшего эмира Алим-хана. Одной из главных причин этого стало преобразование большевиками Таджикистана в полноправную союзную республику.
Однако новый правитель Афганистана Бачаи-Сакао потребовал от Ибрагим-бека сложить оружие. Покинутый большинством своих афганских сторонников, он вынужден был воевать на два фронта, с афганцами и вторгнувшимися в страну частями РККА. В результате афганцы вытеснили Ибрагим-бека на территорию СССР, где в тяжелых боях с Красной Армией он потерял всех своих людей и весной 1931 г. был убит.
Дела Джунаид-хана складывались куда более удачно. С начала 1930 г. его отряды постоянно проникали на территорию СССР, нападая на гарнизоны и прикрывая отход местных жителей в Афганистан. В апреле 1931 г. сторонники Джунаид-хана перешли граничу и расположились в песках Какакума. Сам хан перебрался в Иран, поскольку правительство Афганистана, не желая потерять свои северные провинции, объявило басмачам войну.
В июне у колодца Чагыл в каракумских песках басмачи собрались на съезд племен и создали правительство, которое возглавило борьбу с большевиками в Туркмении. Только спустя три месяца в результате совместной операции армии и войск ОГПУ с использованием бронетехники колодец Чагыл был взят. Боевые действия в песках продолжались до конца 1933 г., когда Москва смогла официально заявить, что басмачество в Средней Азии разгромлено. Однако это заявление было пустой декларацией. Вплоть до смерти Джунаид-хана в 1938 г. отряды басмачи переходили границу и вели бой с пограничниками и милицией.
Что такое басмачество
В исторической среде до сих пор не прекращаются споры относительно басмачества, которое зародившись в 1917 году в Кокандской автономии, вскоре распространилось на территории современного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
Одни исследователи склонны причислять их к преступникам, а другие к героям, до 1938 года боровшимся за право на национальное самоопределение народов Средней Азии и против установления советской власти.
В переводе с тюркского языка слово «басмач» означает «налётчик» и имеет уничижительный смысл. Данное прозвище после Октябрьской Революции повстанцам, желая оскорбить их, дали большевики, и именно поэтому сами себя они предпочитали называть моджахедами.
Покушение на веру
Одну из причин формирования басмачества историки видят в политике большевиков в сфере религии.
Пропагандируемый ими атеизм, а, следовательно, однозначное разделение церкви и государства, никак не отвечал многовековым традициям ислама. Репрессии, проводимые в отношении служителей культа, являлись прямым покушением на веру, за которую истинные мусульмане обязаны были бороться до конца.
Упраздняя шариатское право и насаждая гражданские суды, советская власть настраивала против себя жителей Средней Азии, которые единственным способом сопротивления ей видели уход в басмачество.
Осознав, что их действия подогревают повстанческую деятельность, большевики, на время сменили гнев на милость, разрешили людям молиться и даже согласовали законоположения советской республики с местными адатами и шариатом.
Поверив властям, часть басмачей перешло на сторону Красной Армии, внеся раскол в националистическое движение. К слову после полной победы советской власти в Туркестане, все церковные привилегии были отменены.
Поддержка белых и казаков
Воевавшие против Красной Армии, басмачи вызывали симпатию белогвардейцев, которые поддерживали их в борьбе с идейными врагами. Адмирал Александр Колчак, услышав о боевых успехах Мадамин-бека, предложил ему вступить в ряды Белой Армии, но он отказался примыкать к какому-либо лагерю, добиваясь национальной независимости.
Вместе с тем Мадамин-бек с радостью заключал союзнические соглашения с бывшими императорскими офицерами, желавшими сражаться на стороне моджахедов. Генерал Антон Деникин оказывал помощь повстанцам в Закаспийской области, послав туда для сдерживания большевиков отряд генерала Литвинова.
Свою лепту в басмаческое движение внесли проживавшие на территории Туркестана казаки, поселившиеся здесь во времена Александра III и занесённые сюда столыпинской реформой украинцы.
Атаман Оренбургского казачества Александр Дутов, войсковой старшина Борис Анненков, атаман Уральского казачества Владимир Толстов поддерживали с лидерами моджахедов тесные связи.
Особого упоминания заслуживает Константин Монстров, который в 1918 году был назначен большевиками командующим сформированной в Фергане Крестьянской армии, состоявшей преимущественно из местных украинцев (русских).
Однако, созданное для борьбы с басмачами формирование, недолго находилось в подчинении Красной Армии, которая в освобождаемых от националистов территориях начинала гонения на религию, заключала в тюрьмы всех без разбору бывших царских служащих, отбирала у зажиточных крестьян землю и частную собственность.
Заключив договор с Мадамин-беком, Монстров вместе со своим войском влился в ряды басмачей, чтобы противостоять советской политике.
Тактика боя
Представленный советскими кинематографистами образ лихого наездника басмача весьма далёк от реальности.
На самом деле отменными кавалеристами были лишь туркменские повстанцы, в то время как узбекские противники советской власти чувствовали себя в седле неуверенно, поскольку во время Первой мировой Войны представителей среднеазиатского региона не призывали в действующую армию, где их могли обучить основам ведения конного боя.
Предпочитая воевать против бойцов Красной Армии в качестве конной пехоты, они использовали лошадей для передвижения к месту боя, а непосредственно перед сражением спешивались. Именно эта тактика позволила уступавшим в численности официальной армии басмачам оказывать столь продолжительное сопротивление.
Отлично ориентируюсь на местности басмачи, прячась в труднодоступных пустынных и горных районах, старались не вступать в навязываемый им бой. Завидев отряд красноармейцев, повстанцы незаметно сопровождали его до ограниченной хребтами местности, а том из засады открывали фланкирующий огонь.
Деморализуя противника эффектом внезапности, басмачи придерживались принципов ведения партизанского боя, целью которого было не только запугивание врага, но и захват их оружия, провизии, активистов и военных комиссаров.
Оружие
До 1920 года, когда правительство Великобритании сначала тайно, а потом и явно помогало контрреволюционным силам Туркестана в борьбе против Советов, моджахеды были обеспечены не только финансированием, но и военно-технической поддержкой.
Желая образовать у южных границ коммунистического государства «Туркестанскую демократическую республику» под собственным протекторатом, англичане снабжали басмачей инструкторами, обмундированием, боеприпасами, горными орудиями, пулемётами и знаменитыми винтовками «Спрингфилд».
Когда стало ясно, что красноармейцы сломят сопротивление повстанцев, европейская держава умыла руки, оставив своих бывших соратников один на один с врагом. В этот момент на выручку единоверцам пришли турки, которые питая надежду на создание обширного пантюркийского государства, обеспечивали среднеазиатских партизан немецкими маузеровскими винтовками. Однако они не могли удовлетворить потребностей «фронта», поэтому на вооружении большинства басмачей были старомодные кремневые ружья – «карамультуки».
Сотрудничество с немцами
Басмачи, которые, по мнению историка Камола Абдуллаева предотвратили продвижение на Восток идеи мировой революции, не ускользнули из поля зрения нацистов, пытавшихся с разных флангов нанести удар по Советскому союзу.
Зная о том, каких трудов стоило большевикам подчинение себе среднеазиатских государств, фашистское руководство, используя свою агентуру начала вести работу с басмачами-перебежчиками, обосновавшимися в Афганистане. Рассчитывая на победу в блицкриге, немцы 1941 году рассматривали среднеазиатских политэмигрантов в качестве административных работников будущего рейхскомиссариата «Туркестан».
Осенью 1941 года из советских военнопленных тюркско-мусульманского происхождения, согласившихся на сотрудничество, нацисты сформировали туркестанский батальон, преобразованный в декабре в легион, бойцам которого после победы обещали создание Большого Туркестана.
Из-за провала концепции молниеносной войны немцы хотели использовать басмачей для организации восстаний в Средней Азии, но подавляющая часть населения этих республик, уже включившаяся в процесс создания СССР, не поддержала националистов.
Басмачи: кто они такие и за что боролись?
Басмачи – в советской историографии, среднеазиатские бандиты. Возникли в 1917 году и по 1930-е года оказывали ожесточенное сопротивление установлению Советской власти. До сегодняшнего дня, феномен басмачества рассматривается как массовое движение преступников и головорезов. Но так ли всё однозначно? Кто такие басмачи, за что они сражались и почему вдруг исчезли?
«Восток – дело тонкое» – из кинофильма “Белое солнце пустыни”.
Причиной появления басмачества стала национальная политика большевиков, которая не учла специфику мусульманского региона. Национальное размежевание среднеазиатских феодальных государств, гонения на религию, насильственная коллективизация, а также вмешательство в традиционный уклад и образ жизни вынудили местные народные массы поднять вооруженное восстание.
Термин “басмач” с тюркского “налетчик” был придуман советскими газетами. Сами участники движения именовали себя “моджахедами” с арабского “борцы за веру”. Движение рассматривалось как “джихад” – “священная война за веру”.
Восстание охватило территории современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии. В начале XX века это были земли трех узбекских ханств – Бухарского, Хивинского и Кокандского, которые вошли в состав Российской империи во второй половине XIX века. В конце 1920-х годов басмачество перешло на территорию Афганистана.
Целью басмачей стало обретение независимости от Советской России. Идеологическая основа, которая должна была объединить всех восставших, стала идея панисламизма – единство и равенство всех мусульман, независимо от национальной и социальной принадлежности, а также объединение всех мусульманских народов, в одно государство.
Война в Средней Азии
Число участников восстания в 1920 году достигло 150 тысяч человек . Басмачи придерживались партизанской тактики ведения войны. Прятались в труднодоступных горных регионах и совершали быстрые конные атаки на небольшие советские отряды, укрепления и объекты железной дороги. Уничтожали железнодорожное полотно и провоцировали крушение поездов.
Захватывая населенные пункты, басмачи расстреливали советских чиновников и симпатизирующих им местных жителей.
Вопреки советской историографии, мирное население не только поддерживало движение басмачей, но и обеспечивало его провизией и лошадьми. Конфискация лошадей в кишлаках Туркестана летом 1920 года значительно ослабило материальную базу повстанцев и, одновременно, заставила многих крестьян влиться в ряды басмачей.
Вопреки желаниям моджахедов, объявивших общий джихад, война не объединила силы повстанцев. Они действовали не организованно и разрозненно. Зачастую, отдельные отряды басмачей номинально переходили на сторону Красной Армии, однако поднимать оружие против единоверцев отказывались и вели “двойную игру”.
Среди главарей наиболее влиятельными стали Джунаид-хан (лидер басмачей в Хивинском ханстве), Мадамин-бек и Шер Мухаммад (Кокандское ханство), Ибрагим-бек (Бухарский эмират).
Стремясь ослабить Советскую Россию и монополизировать добычу хлопка, Британская империя частично вооружила басмачей . Взамен, повстанцы должны были подорвать советскую хлопковую промышленность на своей территории.
В истории басмачам приписывались жестокие расправы над советизированным населением. Однако кровопролитные карательные мероприятия проводили обе стороны конфликта.
Подавление мятежей
Условно басмачество было уничтожено лишь к 1938 году , хотя отдельные малочисленные партизанские ячейки продолжали свою подрывную деятельность до конца Великой Отечественной войны.
Проблемой повстанцев стало отсутствие соответствующего опыта. В годы Первой Мировой войны жителей Средней Азии не брали в армию и сражаться многие из них не умели. Огнестрельное оружие, полученное от англичан, было в ограниченном количестве.
В июле 1922 года власти Туркестанской республики смягчили политику в регионе. В частности, вернули хозяевам вакуфные земли (собственность мечетей), восстановили практику религиозных судов и предоставили амнистию тем, кто был готов сложить оружие. Эти меры позволили снизить градус сопротивления.
Однако, как только Красная Армия ликвидировала основные отряды басмачей, репрессии разразились с новой силой. К 1927 году шариатские суды были вновь упразднены, а вакуфные земли возвращены государству.
Источники:
http://hystory.mediasole.ru/voyna_s_basmachami_kak_eto_bylo
http://russian7.ru/post/basmachi-otkuda-oni-poyavilis/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7df370e86a9e6bc2c0c713/5deb9bf65d6c4b0ab174dc3e