Что такое арт проект
Арт-проект как инновационная направление работы детского сада.
проект (подготовительная группа) по теме
Поэтапная работа над арт-проектом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арт – проекты как инновационное направление работы детского сада
Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.
Актуальность его связана тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.
Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.
Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?
Арт-проект – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.
Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.
Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.
Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.
Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.
Приступая к работе над арт-проектом «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова) мы определили цели и задачи.
Цель: Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка,развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.
– вызывать у детей познавательный интерес по теме;
– формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;
– развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;
– содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;
– способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению (басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»), способствовать активному восприятию средствами театрализованной деятельности;
– способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;
– формировать умение представлять литературные образы через восприятие музыки;
– формировать умение выражать свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;
– обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;
– способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;
– заинтересовать родителей в реализации проекта.
Перечислю формы в которых реализовывался проект «Стрекоза и Муравей».
– занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление дошкольников с произведениями С.М.Соснина к сказке «Стрекоза и Муравей»;
– занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», работа над поиском колористического решения в передаче настроение рисунка и т. д.);
– посещение школьной библиотеки (знакомство с биографией И.А.Крылова и его произведениями);
– занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение произведения И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
– просмотр анимационных фильмов;
– интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов и кино»;
– разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);
– проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);
– выставка творческих работ детей и родителей «Стрекоза и Муравей»;
– постановка музыкальной сказки «Стрекоза и Муравей» (музыка С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова).
Методы, используемые в реализации данного арт-проекта: -выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;
На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.
На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре.
На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.
На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.
В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества: музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.
Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.
Дети посетили библиотеку школы №3, где ближе познакомились с биографией и творчеством И.А.Крылова. Такие мероприятия активизируют интерес детей, наполняют их восприятие новыми красками.
Четвертый этап — разработка , развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.
Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети (музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей» муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.
Арт-проект «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова) может рассматриваться как самостоятельный проект. Проект непродолжительный. Он является развязкой, логическим завершением, творческим итогом и кульминацией проекта «Сказка в музыке», который охватывает весь дошкольный возраст ( «лонгитюдный»-длительный ) и проводится с детьми всех возрастных групп на разном тематическом материале. Обращение к длительным проектам связано с тем, что в каждой возрастной группе возрастают возможности дошкольников, а так-же с тем, что специфика дошкольного возраста предусматривает повторение материала с новыми, более сложными задачами.
Арт-проект «Стрекоза и Муравей» был реализован детьми подготовительной к школе группы, посещающими кружок «Волшебный мир театра». Работа велась на протяжении 2-х месяцев.
Тематика арт-проектов может быть различной, но базой является программа, по которой работает дошкольное учреждение.
В рамках проекта «Сказка в музыке» мы обращались к таким произведениям как сказка Ш.Перро «Красная шапочка», к сказкам А.С.Пушкина.
Что же даёт арт-проект всем его участникам?
Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.
Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.
Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.
АРТ-ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
студент, Институт государственного управления и предпринимательства, кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
РФ, г. Екатеринбург
Как ни странно, в литературе практически не встречается определение арт-проекта, особенно в маркетинговом контексте. Однако существуют работы на тему арт-маркетинга (маркетинга в сфере искусства и культуры) и арт-менеджмента (управление проектам в сфере искусства и культуры). В этом параграфе постараемся дать определение арт-проекту, рассмотрев смежные области.
Понятие «арт-проект» является составным, поэтому формулирование его определения логично начать с рассмотрения его составляющих.
Приставка «арт» происходит от английского artist (артист) и означает отнесенность чего-либо к искусству или связанность объекта с искусством. Искусство не имеет ограничений, поэтому под термином «арт» может пониматься любой вид творческой деятельности: музыкальная, литературная, художественная, театральная, хореографическая, вокальная и другая. Из-за многообразия видов творчества некоторые авторы сужают понятие «арт-проект» до только художественно-изобразительных проектов [1, с. 2]. Однако, к данной работе подобное сужение понятия не применимо, так как арт-проекты в территориальном маркетинге могут быть реализованы в любом творческом направлении.
Перейдем к понятию «проекта». На тему управления проектами написано множество работ авторами со всего мира, но негласными лидерами в изучении этой сферы деятельности являются американцы. Именно американская школа менеджмента считается сильнейшей. Поэтому в качестве определения понятия «проект» в этой работе будет использоваться определение, которое дал американский автор Фил Бэгьюли. Итак, проект – это «последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата» [2, с. 202].
К перечисленным в приведенном выше определениям признакам проекта исследователи добавляют и другие: разовый характер проекта, наличие бюджета, ограниченность ресурсов. Главное, на чем сходится большинство авторов, это уникальность проекта, наличие цели, результата и ограниченность во времени.
Одна из задач данной работы – дать определение арт-проекта как инструмента территориального маркетинга. Понятию «арт-проект» нужно дать маркетинговый контекст.
Ответ на вопрос, как сочетаются искусство и маркетинг, дает арт-маркетинг. Арт-маркетинг (маркетинг в сфере искусства) – это отдельное научное направление. Одним из наиболее заметных трудов в этой области можно назвать книгу Ф. Колбера «Маркетинг культуры и искусств». В ней автор дает следующее определение: «маркетинг в сфере культуры — это технология достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту коммерческие переменные — цену, место, продвижение, — чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры» [3, с. 21].
Арт-маркетинг также называют «продающим искусством». Это краткое определение подходит для арт-проектов в сфере территориального маркетинга, ведь все они так или иначе «продают» территорию, работают на ее продвижение и развитие бренда.
Еще один способ определение арт-маркетинга предполагает, что арт-маркетинг – это специфическая функция арт-менеджмента, действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителей посредством продукта и факторов, связанных с созданием и потреблением культурного продукта.
Арт-маркетинг интересен тем, что в его основе лежит конфликт. В классическом маркетинге продукт ориентируется на потребности целевой аудитории и рынка, маркетинг помогает адаптировать продукт под эти критерии, чтобы повысить его продажи. В арт-маркетинге не только усложняется само понимание продукта, но и добавляется еще одна заинтересованная сторона – художник, который является производителем. Создавая продукт (объект искусства), производитель (творец) может не принимать во внимание интересы рынка. Его мотивы лежат в другой плоскости, он может быть никак не заинтересован в рыночных отношениях и сбыте. Действия артистов и маркетологов противоположны: артист творит, надеясь, что его произведения понравятся людям; маркетолог выясняет предпочтения людей и делает то, что им понравится. Художник фокусируется на продукте, а маркетолог – на клиенте [3, с. 49].
Несмотря на то, что арт-маркетинг заимствует многое из традиционного маркетинга, этот конфликт придает ему свои особенности. Маркетинг в искусстве не может полностью руководствоваться только желаниями целевой аудитории – тогда искусство потеряет свою суть. Искусство должно удивлять, опережать ожидания, формулировать новые смыслы, будоражить умы зрителей. В его основе лежит выражение индивидуального видения художника. Если арт-маркетинг будет полностью подняться принципам традиционного маркетинга, искусство перестанет быть искусством и потеряет свой смысл. Поэтому важно отметить, что арт-маркетинг – это не реклама и прямые продажи, не принуждение изменить продукт под запросы рынка. Арт-маркетинг – это эффективная технология влияния на поведения аудитории и налаживания взаимовыгодного обмена.
При этом в арт-маркетинге уделяется особое внимание изучению и сегментированию аудитории, чтобы было проще предсказать, что будет ей интересно. Для того, чтобы объяснить этот подход, Колбер обращается к эволюции традиционного маркетинга и выделяет три основным типа отношения к маркетингу: ориентация на продукт, ориентация на продажи, ориентация на клиента. По мнению автора, философия арт-маркетинга должно базироваться на ориентации на клиенте.
Ориентация на клиента определяет весь современный маркетинг. Согласно этого подходу, в основе любой маркетинговой деятельности должно лежать изучение клиента и глубокое понимание того, что все, что хорошо для клиента, в итоге хорошо и для организации. Необходимо систематически изучать потребности целевой аудитории, ее предпочтения и желания. Однако это не означает, что продукт должен полностью адаптироваться под них, особенно в сфере арт-маркетинга. Показателен пример, который приводит Колбер. Чтобы повысить продажи абонементов и посещаемость спектаклей, Атлантический балет опроверг стереотип о том, что балет – это развлечение только для богатых. В рекламной кампании были приведены мнения о балете от зрителей из разных социальных групп, которые помогли донести до потенциальных зрителей мысль о доступности балета. В результате продажи абонементов выросли почти в два раза. Этот пример прекрасно иллюстрирует подход ориентации на клиента: в результате изучения аудитории было найдено и устранено препятствие (стереотип о недоступности балета) потребления продукта, но сам продукт (балет) не изменился. Это тот самый баланс искусства и маркетинга, который нужен для взаимовыгодного обмена между художником и публикой.
Арт-маркетинг помогает дать арт-проекту коммерческую составляющую, однако в центре этой работы находится понятия арт-проекта контексте территориального маркетинга. Территориальный маркетинг определяет цель арт-проекта – продвижение территории. Дадим определение арт-проекту.
Арт-проект – это уникальная творческая деятельность, ограниченная временным периодом и ресурсами, направленная на достижение заданной цели и имеющая конкретный результат.
Список литературы:
- Максимова Н.В. Художественный арт-проект как средство реализации современного художественного образования. Научные исследования современности. Сборник научных докладов. Катовице, Польша, 2013.
- Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли – М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002.
- Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства / Колбер Ф., Рич Дж. Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк М. — М.: А. И. Васин, 2004.
Самые креативные арт-проекты недавнего времени (37 фото)
Девятиметровая скульптура человека
В мире каждый день появляются великое множество самых разнообразных проектов и инсталляций, которые привлекают наше внимание своей оригинальностью, красотой и масштабом. Под катом вас ждут лучшие примеры безграничной фантазии художников со всего мира.
Africa Burn — ежегодное мероприятие, которое проводится в пустыне Танква Кару в Южной Африке. Одна из самых впечатляющих инсталляций этого года — девятиметровая скульптура, которую создал художник Дэниэль Поппер. Титан высотой в 3 этажа оснащен светодиодной подсветкой.
Воздушные сети Джанет Эшельман
Джанет Эшельман — американская художница, которая известна тем, что устанавливает на улицах городов огромные подвесные скульптуры. Технику создания своих работ она почерпнула у индийского рыбака, мастерски управлявшегося с сетями. Сейчас художница работает над созданием огромной 300-метровой инсталляции в Ванкувере.
Расплавленная керамика Ливии Марин
Чилийская художница Ливия Марин решила дать вторую жизнь разбитой керамике. Nomad Patterns — это серия из 32 скульптур. Разбитые чашки, кружки и прочая кухонная утварь словно растекаются по поверхности стола, сохраняя при этом элементы росписи.
Тысячи разноцветных атласных лент
В соборе Епископальной церкви США Grace Cathedral появилась арт-инсталляция, созданная художницей Анной Паттерсон. Более тысячи лент спускаются из-под сводов собора, символизируя веру, соединяющую землю и небеса. На установку лент общей длиной 20 километров художнице понадобилось 8 дней.
Куб света и тени
Американский дизайнер Анила Ага создал потрясающий по своей красоте светильник SHADOW CUBE. Замысловатый рисунок на поверхности напоминает арабскую вязь, а игра света и тени превращает обычный деревянный куб в настоящий шедевр искусства.
Роскошные витражи в ботаническом саду
Ботанический сад Космовитрал в мексиканском городе Толука-де-Лердо украшен роскошными витражами. Автор проекта — Леопольдо Флорес, местный художник, который в 1975 году стал инициатором создания этого архитектурного шедевра. На создание витражей было потрачено 45 тонн дутого стекла и 25 тонн свинца. Сегодня залы ботанического сада украшают громадные фрески и мозаики, которые собрали из более полумиллиона разноцветных осколков.
Огромный корабль из картона
Готовясь к Хэллоуину в прошлом году, друзья Джош, Майк и Джоуэл решили отметить праздник с размахом и построили огромный корабль из картона. Материалы они собирали со всей округи, лишь бы создать заветную декорацию.
Книга, которую можно читать шестью способами
В Германии обнаружили книгу, которую можно читать шестью способами. Издание закреплено металлическими зажимами, раскрыв которые, можно прочесть ту или иную публикацию. Этот вид переплета назвали «dos-а-dos», от французского «спина к спине» и сегодня почти не используется.
Скульптуры из алюминиевой проволоки
Корейский художник Сон Мо Пак удивляет своими восхитительными скульптурами, которые созданы из тугой, намотанной в слои алюминиевой проволоки. Работы, показанные здесь, относятся к бруклинской серии «Человек», где автор в деталях воссоздает морщинки, складки на одежде и мускулатуру тела.
Лошадиные головы приветствуют мореходов в Шотландии
Семилетнее строительство двух гигантских тридцатиметровых лошадиных голов по проекту Энди Скотта в шотландском городе Фолкерк вошло в завершающую стадию. Композиция «Келпи», названная так в честь мифического водяного существа, любящего превращаться в черного коня, станет центральным элементом эко-парка Хеликс и хорошим напоминанием о роли лошадей в истории Шотландии.
Площадка Monstrum в Москве
Фантазия дизайнеров из Monstrum безгранична, их невероятные произведения искусства радуют детей во многих городах Европы, а теперь ребята добрались и до России. В московском Парке Горького открылась детская площадка в виде гигантского осьминога, подбирающегося к океанскому лайнеру.
Геометрические скульптуры Бена Фостера
Новозеландский скульптор Бен Фостер создает неорганические визуализации животных. Для всех его работ характерны строгие геометрические формы. Каждая его скульптура, будь то собака, воющая на луну, или лошадь, пасущаяся на лугу, размывает границы между абстрактным и реальным.
Гигантский ёж в Лондоне
Огромный семифутовый еж был установлен в Лондоне специально для сериала Дэвида Аттенборо. Чтобы создать этого ежа, потребовалось 2 месяца и 2000 мягких шипов из древесины, которые составляют 12 футов в длину и 8 футов в ширину.
Книжные истории из страниц
Корабли, страшные монстры и русалки просто выныривают из распахнутых книг скульптора из Пенсильвании, которого зовут Джоди Харви-Браун.
Скульптура из кирпича
Известный скульптор Брэд Спенсер превратил обычную кирпичную кладку в настоящее произведение искусства. Надпись гласит: «Жизнь — раскрытая книга», и это поистине так, поскольку для тех, кто хочет видеть прекрасное в окружающем мире, сможет найти его даже в обычной кирпичной кладке.
Барселонский скульптор Жорди Диес Фернандес — настоящий мастер по работе с металлом. Его последняя работа — дань уважения инженеру Ильдефонсу Серде — выдающемуся ученому XIX века.
Инсталляция в Сахаре «Дыхание пустыни»
Сперва может показаться, что это оазис, однако на самом деле это арт-инсталляция творческой группы DAST, которая завершила работу над проектом еще в 1997 году. Вся конструкция расположена на 100 000 квадратных метрах в пустыне между побережьем Красного моря и основаниями гор. 178 выпуклых и вогнутых конусов вмещают 8 000 кубических метров песка.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/30/art-proekt-kak-innovatsionnaya-napravlenie-raboty-detskogo-sada
http://sibac.info/journal/student/62/141014
http://nlo-mir.ru/sooruzheniy/26627-samye-kreativnye-artproekty-nedavnego-vremeni-37-foto.html