Что общего у Хлестакова и городничего
В помощь ученикам
- Jump to:
- Content
- Navigation
Готовимся к сочинению
Чем похожи Хлестаков и городничий?
(По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Важное замечание!
Тема сформулирована в виде вопроса. Следовательно, вам надо будет написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос.
Если в сочинении нет ответа на вопрос темы, это значит, что вы не понимаете, о чём вас спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки.
Выделяем сцены, которые лягут в основу сочинения:
- Замечания для господ актёров
- Действие I, явления III – V
- Действие II, явления VIII – X
- Действие III, явления V – VI
- Действие V, явление I
Возможный план сочинения
- Вступление. Хлестаков и городничий – персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
- Основная часть. Что общего в характерах Хлестакова и городничего?
- На первый взгляд совершенно разные персонажи (возраст, положение в чиновничьей иерархии, опыт одного и легкомысленность другого).
- Страх, который испытывают герои (II действие), вызван разными причинами, но состояние героев одинаковое: они боятся.
- Убогие жизненные идеалы юного «елистратишки» и убелённого сединами городничего:
- мечты Хлестакова, проявившиеся в его вранье, которое достигает гиперболических размеров (III действие): о первом доме в Петербурге, о лёгкой жизни, о знакомствах с известными людьми, о большом чине и подобострастии по отношению к нему других людей.
- надежды на жизнь в Петербурге городничего и его жены (V действие), похожие на враньё Хлестакова: для городничего и его жены Петербург – это символ богатства, тщеславия, всяческих почестей и удовольствий.
- Заключение. Хлестаковщина как жизненное явление.
Полезные материалы
Что такое хлестаковщина?
- Безудержное, непомерное хвастовство.
- Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
- Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
Хлестаков
«Я не могу жить без Петербурга… Моя душа жаждет просвещения», – говорит Хлестаков. В чём же заключается это просвещение? (балы, обходительное поведение, знакомство с известнымилюдьми, развлечения).
Городничий
Что является пределом мечтаний городничего и Анны Андреевны?
- Генеральский чин и ленточка через плечо
- «Амбре» в покоях
- «Две рыбицы: ряпушка да корюшка…»
Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”)
статья по литературе (8 класс) на тему
Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему “Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников — мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.
Что же роднит Хлестакова и городничего — этих, казалось бы, совершенно разных людей – разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?
Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.
Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков – бессовестные люди, мошенники, взяточники.
Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.
О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. »
Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.
Еще одна общая черта – высокомерие.
Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи – стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.
И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин. Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма – «эдакую крысу».
С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»
И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.
Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»
И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».
Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.
Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом, заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»
О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»
Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.
А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.
И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.
Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.
А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича – средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.
Таким образом, оба этих героя – и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский – близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.
Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.
Характеристика городничего и Хлестакова
Комедия представляет два противоположных типа: городничий и мелкий чиновник. Но оказывается, что оба персонажа имеют много общих черт. Характеристика городничего и Хлестакова строится на сравнении, поиске сходств и различий.
Отличие и сходство персонажей
Городничий и Хлестаков – это люди с разными жизненными приоритетами, раскрывающими яркие общественные проблемы.
Сквозник-Дмухановский важный и крупный. Хлестаков мелкий и тщедушный. Автор показывает людей разных по возрасту, положению и уму. Отличие начинается с внешних характеристик.
Городничий живет в небольшом уездном городишке, но обладая неограниченной властью, он ведет себя как божество, царь. Такой уездный царек обворовывает горожан, запускает руку в казну. Он пользуется деньгами, которые выделены на строительство церкви. Это говорит о том, что нет в душе хозяина города веры и христианского смирения. Пугает городничего не совершенный грех, преступление. Он боится быть раскрытым. Умение воровать, по мнению родственника, причисляется к умственным способностям. Кум считает, что только умный человек не пропустить мимо того, что «плывет в руки».
Хлестакову далеко до положения городничего. Он мелкая сошка в мире канцелярских клерков. Но есть в нем черты сходства с Дмухановским. Хлестаков ведет себя как «столичный царек» с правами ревизора. Он берет деньги, понимая, что к нему они не должны были попасть. Хлестаков по сути страшнее городничего: он берет взятку даже от него, нагло врет, что женится на его дочери. Страшно представить, что произойдет в городе, если городничим станет Хлестаков. На его развлечения не хватит никакой казны.
Умение врать можно рассматривать так же с двух позиций. Ложь городничего – это оправдание. Ложь Хлестакова – желание выглядеть не тем, кто он есть. Иван Александрович во лжи взлетает выше птиц, он уходит в фантазии, не замечая их абсурдности и нелепости. Городничий более реален во лжи. Он уверен в своей правоте, зачем ему дана власть, если ею не пользоваться в свое удовольствие. Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова позволяет найти различия в сходных поступках.
Общие и различные черты характера
Мужчины – представители мира чиновников. Они впитали в себя все отрицательные качества людей из этого мира. Тщеславие, корыстность, мошенничество и взяточничество – это самые яркие приметы героев. Чиновники живут на обмане. Такие люди легко становятся «лакеями» в нужных ситуациях. Они знают, кому понравиться, где нагнуться, когда улыбнуться. Сопоставительная таблица помогает провести сравнение:
Городничий не считает жителей за людей. Для него они все слуги. Причем городничему без разницы, кто перед ним трактирщик или судья. Мелкий чиновник для него – «эдакая крыса».
Хлестаков заигравшись в ревизора выгоняет горожан, не желая вникать в их просьбы. Его интересует только сумма денег, которые они ему дают.
Сквозник-Дмухановский пугается Хлестакова, принимает наглость за статус смелого ревизора.
Иван Александрович боится тюрьмы, наказания, ужасных условий жизни.
Городничий готов угождать ради сохранения своего положения в городе. Он становится угодливым перед Хлестаковым, умело дает взятку – «ввертывает» большую сумму денег.
Хлестакову безразлично перед кем лицемерить, лишь бы это было выгодно ему.
Два героя типичны для любых веков. Хлестаковых и городничих много среди наших современников. Они меняют облик, занятия, но остаются лгунами и обманщиками чиновничьего мира.
Источники:
http://omironova.ru/index.php/lessons-preparation/essay-hlestakov-and-gorodnichy
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/04/10/sravnitelnaya-harakteristika-hlestakova-i-gorodnichego-v
http://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/harakteristika-gorodnichego-i-hlestakova-sravnenie.html