Что делать если ребёнок вредный
Что делать, если ребенок вредничает
Содержание статьи:
- Причины вредности
- Проявления
- Как бороться
- Рекомендации родителям
- Советы педагогам
- Помощь психологов
Ребенок вредничает — это ситуация, которая может быть как эпизодическим случаем, так и устоявшейся нормой в семье. Однозначно подобное поведение маленького агрессора и манипулятора следует пресекать, чтобы в дальнейшем он не перерос в настоящего диктатора.
Причины возникновения вредности у ребенка
Плохое поведение у детей не возникает на ровном месте и без видимой на то негативной мотивации. Истоки затянувшихся капризов у строптивца следует искать в следующих факторах:
- Копирование поведения взрослых. Если кто-то из родителей позволяет себе ставить ультиматум при малейшем отказе в его желаниях, то ребенок посчитает подобный метод добиться своей цели нормой. Еще в совсем малом возрасте он поймет, что можно при помощи капризов и истерик заполучить понравившуюся игрушку или вредное для здоровья лакомство.
Диктат родителей. При постоянных запретах у детей может появиться стремление противостоять давлению со стороны взрослых. Ребенок не в состоянии дать отпор диктаторам ни в материальном, ни в физическом плане. В его арсенале остаются только психологические приемы, которые заключаются именно во вредности.
Неправильное объяснение опасности. Родители всегда боятся за своего ребенка (исключение — асоциальная семья). Стараясь оградить сына или дочь от внешнего мира, они иногда совершают грубую педагогическую ошибку. Детям кажется, что их лишают личной свободы, и начинают вредничать по любому поводу.
Безразличие близких людей. В этом случае капризы ребенка являются проявлением протеста против подобного отношения к нему со стороны родителей.
Дух противоречия. Сам по себе ребенок может изначально иметь скверный характер. Изменить его поведение в этом случае бывает крайне сложно, но под наблюдением опытного специалиста вполне реально избавиться от вредности отпрыска.
Практически во всех озвученных ситуациях именно родители виноваты в капризах детей. Взрослые вполне в состоянии корректировать поведение своего малыша. Даже негативную энергию подростка-бунтаря можно направить в нужное русло. Следует помнить о том, что никогда не поздно заняться воспитанием своего потомства.
Основные проявления вредности у ребенка
Родительская любовь к собственным чадам зачастую слепа и глуха. Однако папам и мамам стоит насторожиться, если их дети с регулярным постоянством ведут себя следующим образом:
- Игнорирование любой просьбы взрослых. При этом выражаться оно может как в виде демонстративного молчания, так и посредством закатывания истерики. Даже при невинной просьбе родителей подойти к ним упрямец начинает убегать в противоположную сторону, после чего его приходится ловить.
Умышленное вредительство. Делая взрослым назло, маленький бунтарь может намеренно ломать свои игрушки и портить вещи в доме. Иногда это просто способ достучаться до своих родителей и обратить на себя внимание.
Озвученное поведение ребенка способно вывести из себя даже человека с железными нервами. Особенно тяжело взять волю в кулак, когда при этом малыш начинает активно привлекать к себе внимание общественности, истерически визжать и даже кататься по земле.
Как бороться с вредностью у ребенка
Прежде всего родителям необходимо успокоиться и взять себя в руки. Нет ни единого оправдания тем папам и мамам, которые в жесткой форме наказывают своих детей-вредин. Сломать хрупкий мир маленькой личности довольно легко, а восстановить его иногда не могут даже опытные специалисты.
Рекомендации родителям ребенка-вредины
Идти на поводу у детей с подобным поведением ни коем случае нельзя. Однако при перегибании палки возникает реальная опасность навсегда потерять доверие своего отпрыска. Исключительно в меру радикальные методы позволят разобраться с вопросом, как отучить ребенка вредничать.
При твердом решении начать перевоспитание строптивца необходимо предпринять следующие способы родительского воздействия на него:
- Правильное регулирование мер наказания. Наказание должно быть разумным, справедливым и без применения физической силы. Специалисты рекомендуют на одно категоричное «нет» дать два согласия при какой-либо просьбе ребенка. Обычно вредность развивается с 3 лет, поэтому и запросы малыша будут скорее испытанием терпения мамы и папы на прочность, чем осознанным желанием вывести их из состояния душевного равновесия.
Демонстрирование собственного примера. Дети являются отражением своих родителей. Следовательно, необходимо показать им правильную модель поведения в социуме. Капризному ребенку рекомендуется раз за разом доносить информацию о том, что в его семье царит взаимоуважение и спокойная обстановка, которая не подразумевает вредность ни детей, ни взрослых.
Перевод каприза в шутку. Сделать это довольно сложно, потому что маленькие упрямцы часто зациклены на желании делать все наоборот. Необходимо запастись терпением и при помощи доступного ребенку юмора отвлечь его внимание, предотвращая таким образом назревающий конфликт.
Нахождение общего занятия. При этом желании следует помнить, что ребенок постоянно вредничает из-за того, что ему элементарно скучно. В юном возрасте дети не понимают, что их родители из-за добывания хлеба насущного бывают постоянно заняты. Следует на время отложить все свои дела и уделить внимание ребенку. Многие малыши и дети постарше любят рисовать, лепить, собирать конструктор. При организации этого совместного занятия между старшим и младшим поколением установится взаимопонимание, которое искоренит вредность ребенка.
Привлечение к домашним делам. Во-первых, у маленького помощника появится чувство собственной значимости и осознание некой взрослости. Во-вторых, выполнение некоторых обязанностей по дому является главной составляющей трудового воспитания подрастающего поколения. Однако при этом нужно помнить о возрасте сына или дочки. 3-летнему малышу следует предложить после каждого приема пищи относить в мойку посуду. 5-6-летний ребенок уже может убирать свои игрушки, протирать пыль на полках, кормить домашнее животное и поливать цветы. Дети постарше вполне в состоянии подмести в квартире (изначально под руководством взрослых) и вымыть за собой посуду.
Поощрение инициативы. В любом возрасте добрые дела должны быть вознаграждены по заслугам. Ребенку важно знать, что его помощь взрослым очень важна и необходима. Если он почувствует себя полноправным членом семьи, то перестанет изводить родителей истериками и капризами.
Организация семейного просмотра мультфильмов. В данном случае рекомендуется ознакомить малыша с поведением Дюдюки-пакостницы из «Дня рождения Слона». Поучительным станет также просмотр мультипликационного юмористического фильма «Принцесса и Людоед» с пояснением двух моделей поведения положительной девочки и вредины-хулиганки.
Чтение литературы по педагогике. Учиться никогда не поздно, о чем следует помнить всем родителям. Для самообразования подойдут книги Марины Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания», Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно», Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать» и Светланы Дорошевой «Как справиться с ребенком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях».
Прекращение ссор между супругами. Не стоит ждать от своего потомства идеального поведения и подчинения родителям, если они постоянно выясняют отношения между собой на глазах детей. У ребенка из-за подобной семейной обстановки развивается психоз, после чего он начинает вредничать и устраивать истерики.
Все перечисленные рекомендации для родителей выполнить несложно. Достаточно просто уделить своим детям больше внимания и самим следить за собственным поведением.
Советы педагогам, как себя вести с ребенком-врединой
В большинстве случаев капризы свойственны малышам или детям младшего школьного возраста. У ребенка-подростка при гормональных изменениях в организме возникает своеобразный протест против мира взрослых. Подобная агрессия является несколько иным поведенческим отклонением по сравнению с описываемой вредностью.
Воспитатели детских садов и учители младших классов должны вести себя следующим образом по отношению к таким подопечным:
- Максимальная корректность. Ни в коем случае нельзя вредину сравнивать с ровесниками в негативном для нее ключе. Может случиться такая ситуация, что в пример был поставлен именно тот ребенок, с которым у проблемного малыша идет конфронтация. Подобными действиями конфликт еще больше усугубится, а бунтарь станет делать все назло взрослым.
Отвлечение внимания. Мудрые педагоги всегда знают, что делать, если ребенок вредничает. Яркая игрушка, предложение почитать сказку, посмотреть мультфильм или вместе порисовать помогут на время заинтересовать маленького упрямца. Главное при этом знать его предпочтения, чтобы ему было сложно отказаться от заманчивой перспективы отлично провести время в детском учреждении.
Метод «Поручение». Не только в семье у маленькой вредины должны появиться свои обязанности. Педагогу необходимо четко озвучить строптивцу, что в группе (классе) очень не хватает помощи именно этого капризного ребенка. Чувство собственной значимости подтолкнет упрямца с энтузиазмом приняться за предложенное дело. Со временем он привыкнет выполнять просьбы взрослых и перестанет вредничать.
Некоторые родители не желают замечать очевидные проблемы у своих детей. Следовательно, именно педагоги должны первыми забить тревогу, чтобы из их подопечного не вырос в будущем откровенный истерик и эмоциональный шантажист.
Помощь психологов при коррекции поведения ребенка
В некоторых ситуациях конфликт между родителями и их чадом заходит настолько далеко, что без помощи специалиста проблему не решить. Обычно в сложившейся ситуации проводится следующая терапия под руководством координатора:
- Психодиагностика. После первого знакомства с маленьким пациентом специалист при помощи беседы и анкетирования вычисляет темперамент ребенка. Во время подобного исследования также проводится диагностика причин вредности у ребенка.
Групповые занятия (сказкотерапия). Во время таких небольших тренингов специалист может предложить детям коллективное обсуждение литературы на подходящую тематику. В данном случае часто используется анализ сказки С. Маршака «Глупый мышонок».
Игровая методика. Данный способ коррекции детской вредности подразумевает выполнение вместе с психологом упражнений «Правильно или нет?», «Мой друг — вредина », чтобы во время такого общения ребенок смог посмотреть на свое поведение со стороны. После этих манипуляций маленьким пациентам предлагается поучаствовать в «Психодраме на столе», главными героями которой становятся специалист и игрушки.
Как отучить ребенка вредничать — смотрите на видео:
Что делать родителям если ребенок вредничает
Одной из сложностей воспитания ребенка является поиск подхода к малышу. Родители, перепробовав все известные методы, часто делают вывод, что у них растет «вредный ребенок».
Под это определение попадают упрямцы, капризные и своенравные дети. Несносный характер у них может проявляться после года или 3-х лет. В последнем случае причина кроется в кризисном периоде, когда кроха начинает осознавать свое «Я», ищет место в огромном мире, отделяется от мамы. По причине возраста, характер в худшую сторону меняется у подростков.
Что замечают родители?
Практически всем взрослым знакомы ситуации:
- вместо того чтобы исполнить просьбу «подойди», малыш развернулся и убежал;
- чадо категорически отказывается делиться сладостями, игрушками с другими;
- игнорирование просьб со стороны крохи;
- отказ от даже самых любимых блюд со словами «не хочу»;
- проявление упрямства во время сборов на прогулку.
Приступы упрямства и капризы знакомы всем родителям. Это нормальные симптомы, сопутствующие взрослению.
Один ребенок может капризничать больше, другие проявляют характер только при определенных обстоятельствах. Бороться с детьми не стоит, так как ваши усилия могут нарушить естественный ход вещей. Если применить жесткие методы, малыш может стать безынициативным, нерешительным, лишиться индивидуальности.
Детская «вредность», ее причины
Каждый характер малыша проявляется по определенным причинам:
- Большинство взрослых начинают диктовать ребенку, что делать, но они отказываются ставить себя на место крохи. Представьте, что вас будут постоянно ограничивать, не учитывать желания. Нормальной реакцией на такое положение вещей является протест. Вредные дети появляются, прежде всего, из-за диктата взрослых.
- В детском возрасте отсутствуют барьеры перед опасностью: когда родители пытаются ограничить кроху, он протестует. Причиной становится неприятие ограничений, установленных взрослыми. Используйте только осознанные запреты, чтобы малютка мог познавать мир.
- После трех лет капризы используются для проверки родителей на прочность.
- Если вы проводите с малышом мало времени, то вредностью он будет привлекать к себе внимание. Это характерно для дошколят и подростков.
- Игнорирование слов родителей происходит из-за отсутствия мотивации. Выполнять просьбы, причин у него нет. Обосновывайте свои требования, откажитесь от жестких рамок.
- Взрослые могут просить делать то, что сами никогда не делают. Ребенок отказывается убираться, если мама делает это раз в несколько недель. Он проигнорирует указание почистить зубы, если папа забывает о гигиене рта.
- Отсутствие защищенности является еще одной причиной. Кроха отказывается идти на контакт с родителями, которые часто наказывают его, ругают без причины, бьют, срывают гнев.
Многим родителям трудно понять, как правильно использовать в воспитании запреты. Важно найти оптимальный вариант, отказаться от запретов, в основе которых нет рационального зерна. Учитесь договариваться с крохой, выясняйте причину его недовольства, чтобы сделать отношения стабильными.
Запрещайте лишь то, что действительно опасно.
Действия взрослых
Если вы сами не справляетесь с воспитанием, обратитесь к специалисту или пособиям для родителей. Психологи знают, что делать, если ребенок вредничает. Они рекомендуют:
- С малышами нужно вместе изучать окружающий мир. Они могут отказываться слушать, убегать от взрослых, но это не от вредности. У ребенка нет осознания опасности, он слишком быстро принимает решения, пропуская этап обдумывания. Учитывайте это, прежде чем отругать ребенка.
- Переводите прихоти малютки в шутки, чтобы быстро уладить конфликт.
- Большое количество запретов формирует у малыша обратную реакцию – он начинает спорить, игнорировать их. Пересмотрите свое обычное поведение, найдите запреты, которые вы даете из-за своего желания, а не из рациональных соображений. От таких ограничений нужно отказаться.
- Трудный ребенок обычно испытывает недостаток внимания. Старайтесь проводить с ним больше времени, найдите общие занятия, хвалите, обнимайте и любите его. Подумайте, что можно сделать вместе с чадом, привлекайте его к домашним делам, поощряйте инициативу, если он предлагает помощь.
- Просьбы нужно объяснять, чтобы они имели под собой логическую основу. Серьезные доводы помогут крохе согласиться с ними.
- Начинать нужно с себя – пересмотреть свои привычки. Питайтесь полезно, без вредной пищи и перекусов чадо будет только в том случае, если родители правильно составляют меню, отказываются от фаст-фуда, полуфабрикатов.
- Предлагайте ограниченный выбор. Предложите искупаться или выпить кефир. Это позволит сочетать свободу с четкими границами.
- Каждый родитель должен придерживаться единых требований. Если один запрещает, а другой разрешает, то проку с воспитания не будет.
- Давайте посильные задания. Двухлетний ребенок способен лишь съесть все, что вы положили ему на тарелку, убрать ее за собой он не сможет. Унести тарелку к раковине можно просить малютку в 3-4 года. В 6 лет ребенок может убрать игрушки или протереть пыль, а помыть полы или подмести ему не по силам.
Выполнение этих несложных правил позволит установить в вашей семье мир. Агрессию малютки не подавляйте силой, это лишь усилит ее. Научитесь договариваться, обсуждать поведение, возникшие проблемы. Объясните, что капризы или агрессия приведут лишь к тому, что кроха вас расстроит. На подростков такие разговоры не подействуют, с ними нужно общаться на равных, советоваться, давать принимать решения.
Чего нельзя делать?
Обычно дети начинают капризничать, если к ним нет единых требований. Воспитание не должно зависеть от настроения. При хорошем расположении духа взрослые часто меняют распорядок дня, разрешают больше обычного не спать или есть сладкое. Лучше всего каждый день укладывайте чадо в одно время, независящее от прихода гостей. Плохое настроение – недостаточный повод для установления жестких рамок.
Родители должны найти согласие между собой. Мать или отец из-за эмоциональной привязанности часто поддаются манипулированию со стороны потомков. Они легко отказываются от своих убеждений, меняют решение за считанные минуты. Дети быстро понимают, как можно воздействовать на взрослых и пользуются этим. Популярным способом манипуляции является плач.
Проявление вредности в привычках
Иногда не только поведение мешает родителям наслаждаться своими обязанностями. На фоне стрессов или неврозов появляются вредные привычки у детей.
К ним относятся:
- шарканье ногами;
- драчливость;
- применение слов-паразитов;
- ковыряние в носу;
- сосание пальца;
- прикусывание губы;
- обгрызание ногтей и заусениц.
Вредные привычки происходят от комплексов ребенка, они не имеют ничего общего с обычными капризами. Кроха не может себя контролировать. За навязчивыми действиями скрывается неуверенность в себе, застенчивость или страхи.
Проблема может долго не исчезать, будьте готовы к длительной борьбе. Не перегибайте палку при общении с малышом, запрещено заострять внимание на привычках. Нельзя высмеивать ребенка, давать его пристрастию обидное название или оскорблять личность чада.
Заключение
Правильное воспитание поможет справиться с любыми проявлениями вредности, с капризным поведением или навязчивыми привычками. Для этого необходимо разработать стратегию общения с крохой, сформировать у всех членов семьи единые требования. Будет полезной консультация психолога.
Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.
Почему ребёнок вредничает?
Каковы причины плохого поведения ребёнка? Советы для родителей непослушных детей.
Душа ребёнка — чистая доска.
По ней сперва родители ходили,
А после — воспитатели следили
Ребёнок рос, и жгла его тоска,
Ломал с досады пахнущую ветку
И всё грозился мир привлечь к ответу,
И что-то первозданное искал.
Философы (Аристотель, Джон Локк) не случайно сравнивали сознание маленького ребёнка с чистой доской, на которой можно писать всё, что душе угодно. Малыш при рождении попадает в мир, не зная правил поведения в нём, не различая хорошее и плохое, не умея взаимодействовать с окружающими. Всему этому учат ребёнка взрослые, как бы вкладывая в его сознание информацию.
Присмотритесь к своему чаду: вы не узнаёте в его поступках, жестах и словах себя? Сами того не замечая, мы демонстрируем малышу образец для подражания. Любое неосторожно брошенное взрослым слово подхватывается и запоминается ребёнком, для того чтобы позже появиться в речи маленького человечка. То же происходит с действиями и эмоциями. Если вам кажется, что ребёнок не совсем правильно ведёт себя по отношению к другим людям, подумайте о том, какой пример вы сами подаёте ему
Рассмотрим несколько самых распространённых причин, которые могут спровоцировать плохое поведение ребёнка.
Пример взрослых. У малыша возникает внутренний дискомфорт при непосредственном общении с другими людьми, когда они дают понять, что его общество им неприятно.
Что делать? При ребёнке следите за собой, своими друзьями и близкими: запретите им резкие высказывания, не ссорьтесь, не вступайте в конфликты. На улице обходите стороной ссорящихся людей. Не кричите на ребёнка, если он что-то натворил. Ваш громкий голос вряд ли вызовет раскаяние малыша. Прежде чем выяснять отношения с кем-либо, сделайте глубокий вдох, медленно сосчитайте до 5, а затем по возможности спокойно и без лишних эмоций объясните свою точку зрения. Гордитесь тем, что можете сохранять хладнокровие во время разговора. И ребёнка учите спокойствию, выдержке и умению решать проблемы без криков.
Чаще улыбайтесь. Радуйтесь мелочам — ясной погоде, пению птиц, грибному дождику, хорошим оценкам старших детей в школе, покупке интересной игрушки, весёлой игре. Радуйтесь вместе с ребёнком.
Чрезмерное увлечение телевизором. Телевизор давным-давно стал «лучшим» другом семьи, заменив прогулки на свежем воздухе и общение. Даже если мы не разрешаем ребёнку смотреть телевизор, он имеет возможность время от времени поглядывать на голубой экран. Папа и дедушка смотрят новости и теледебаты с участием разных деятелей, которые не очень следят за своими словами, и, бывает, громко и грозно ругаются. Некоторые телевизионные новости мало чем уступают фильмам ужасов. Мамы и бабушки жить не могут без сериалов. Что остаётся ребёнку? Сидеть и играть на полу под звуки вечно работающего телевизора. Несомненно это накладывает свой отпечаток на детскую психику.
Родной брат телевизора компьютер также может оказывать негативное влияние на малыша. Конечно, очень удобно усадить ребёнка перед монитором, загрузив познавательно-развлекательную игру или включив мультик, и заниматься своими делами. Однако современные дети с техникой на «ты» и «бродить» по Интернету умеют очень хорошо. А в Интернете за информацией, не рассчитанной на детей, далеко ходить не надо.
Что делать? При ребёнке не смотреть фильмы и передачи, содержащие элементы агрессии. Внимательно следить за содержанием мультфильмов, которые смотрит малыш, и книг, которые ему читают. Минимизировать общение ребёнка с компьютером.
Нехватка родительской любви. Родители, конечно, любят малыша. Стараясь обеспечить его материально, много работают. Но если ребёнку недостаточно того количества времени, которое с ним проводят близкие, он может решить, что его не любят и быть от этого несчастным.
Что делать? Чаще говорить ребёнку о своей любви, демонстрировать её. Называйте малыша ласковыми словами, дарите небольшие подарки, старайтесь проводить с ним больше времени. Если ребёнок провинился, скажите примерно следующее: «Я люблю тебя, но твой поступок мне не понравился». Малыш не захочет расстраивать родителей и постарается больше их не огорчать.
Неполная семья. Подобная ситуация возникает по разным причинам и негативно сказывается на психологическом здоровье ребёнка даже при условии материального комфорта в доме. Любому малышу необходимы двое — папа и мама. Если одного из них не хватает, то второй родитель переживает, пытается любыми способами, часто в ущерб общению с ребёнком, обеспечить семью всем необходимым и, конечно, ещё раз устроить свою личную жизнь. Вам кажется, что плохое настроение, приступы депрессии и страха хорошо маскируются вами и совершенно не заметны. Однако вы не правы. Дети очень чутки и моментально улавливают настроение. Ваша неуверенность и неудовлетворённость превращаются в агрессивное поведение ребёнка. Причём агрессия может быть направлена не обязательно в вашу сторону.
Что делать? Старайтесь жить в ладу с собой. Не позволяйте себе негативных высказываний в адрес людей, с которыми вам пришлось расстаться. Иначе ваше мнение помешает ребёнку нормально общаться с ними, причём как со взрослыми, так и с детьми.
Демонстрируйте малышу вашу любовь к нему, водите его в гости к друзьям и близким, приглашайте в гости друзей вашего ребёнка, не акцентируйте его внимание на отсутствии второго родителя. Отвлекайте малыша от грустных мыслей, заняв его любимой игрой.
Вседозволенность. В настоящее время популярность приобрело так называемое японское воспитание. Заключается оно, по мнению некоторых родителей, в отсутствии запретов и разрешении ребёнку делать всё, независимо от того, мешают его действия окружающим или нет. Суть же японского воспитания весьма отличается от подобного понимания. Японцы разъясняют детям последствия каждого поступка: «Хочешь отбирать игрушки? Потом никто не станет с тобой дружить. Дети будут избегать тебя. Останешься один, никому не нужный». Тогда как мы говорим нашим детям: «Хочешь бегать? Пожалуйста. При этом толкаешься? Не страшно. Вырастешь — поймёшь, как себя надо вести». Но сейчас малышу необходимо учиться общаться с другими людьми, а когда он вырастет, менять манеру поведения, сложившуюся в детстве, будет поздно. Привычка. Когда капризам ребёнка потакают с пелёнок, когда он не знает слова «нельзя», в будущем неминуем конфликт с окружающими.
Однако даже при правильной трактовке «воспитания по-японски» может возникнуть непонимание со стороны «неяпоноориентированных» людей. Живём мы в обществе, и поэтому вынуждены считаться с укоренившимися взглядами на воспитание.
Что делать? С рождения воспитывать малыша в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Дать понять, что существуют вещи, которые не следует делать ни при каких обстоятельствах. И ни после истошного крика, ни после грандиозного скандала льзя не будет (включать плиту, бить маленьких детей и обижать животных, бросать в родителей игрушки и тому подобное всегда будет нельзя).
Отсутствие у ребёнка опыта общения со сверстниками. Не зная, как правильно взаимодействовать со сверстниками, малыш отбирает у них игрушки и дерётся. Он не понимает, что существуют другие способы (попросить, что-то объяснить) и действует очень агрессивно.
Что делать? Учить ребёнка знакомиться, выражать просьбу, бесконфликтно общаться. Вводить в лексикон малыша вежливые слова, самим употреблять их.
Избыток энергии у ребёнка. Дети — удивительные создания, они постоянно в движении. Взрослые уже отдыхают, а малыш по-прежнему бодр. Переиграв во все доступные ему игры и сломав мимоходом пару игрушек, ребёнок переключает внимание на вещи взрослых. Нам кажется, он специально разбил чашку, дёрнул кошку за хвост и распустил бабушкино вязание. На самом деле малыш просто нашёл применение своей активности. А детская неугомонность в сочетании с любознательностью часто приводит к полнейшему беспорядку.
Что делать? Направлять энергию ребёнка в продуктивное русло. Придумывать для него новые активные игры и занятия. Позволять ему время от времени «хулиганить» под вашим чутким руководством.
Чрезмерная опека взрослых. Каждый родитель хочет защитить своего ребёнка от негативных воздействий. Взрослые понимают, что собака может укусить, с качелей можно запросто упасть, а катаясь с горки, приобрести синяки. Поскольку малыш ещё не знает даже таких простых вещей, мы стараемся оградить его: «Не трогай собаку — укусит», «Не лезь на горку — упадёшь». Так уж получается, что ограждать приходится практически от всего. Как быть малышу, которому родители запрещают всё на свете? Сидеть тихонько в уголке и катать машинку? А может, лучше громко заявить о своих правах? Запретят — буду кричать или драться!
Что делать? Позволяйте ребёнку делать то, что он хочет, если желаемое не противоречит нормам поведения и не опасно для его здоровья. В случае, если ребёнку что-то запрещается, отвлеките его каким-либо способом — игрой, считалочкой, предложите другое интересное занятие взамен запрещённого. Предостережение формулируйте следующим образом: «Чтобы не упасть, держись крепко», «Не надо гладить чужих собак, они могут обидеться. Мы пойдём в гости, вот там ты поиграешь с Бимом».
Многочисленные требования и запреты. Родители стремятся воспитать ребёнка как можно лучше. Послушные дети нравятся всем. Отсюда возникает множество требований к подрастающему человечку: мыть руки перед едой, не играть дома в мяч, не лазать по деревьям, не пачкать новые штанишки или платьице, не грубить взрослым. Малышу кажется, что взрослые придумывают многочисленные запреты и правила, чтобы усложнить ему жизнь. Нельзя скатиться с горки — запачкаешься; погладить кошку — поцарапает; смотреть телевизор — вредно для здоровья; съесть конфету тоже проблематично — испортятся зубы; поиграть с родителями практически невозможно — им некогда.
И в определённый момент в ребёнке скорее всего проснётся бунтарь. Новые штанишки обязательно испачкаются, конфеты исчезнут из конфетницы, хрупкие дорогостоящие предметы разобьются. мячиком.
Что делать? По возможности разрешать ребёнку делать то, что он хочет. В случае частичного или полного запрета разъяснять его причины: «Сегодня не будем пускать кораблики в луже, я на тебя надела красивые штанишки. Посмотри какие, с вышитым медвежонком! А вдруг мы их испачкаем? Завтра мы с тобой наденем непромокаемые брючки, резиновые сапоги и обязательно попускаем кораблики». Разумеется, вам придётся сдержать обещание. А у ребёнка сформируется правильное представление о мотивах, заставляющих вас запрещать то или иное его действие.
Эмоциональная чувствительность ребёнка. Впечатлительные и эмоциональные дети принимают близко к сердцу происходящие в жизни события, ярко и остро их переживают. Даже неосторожно сказанное слово может вывести их из равновесия и заставить нервничать.
Что делать? Внимательно следите за тем, что слышит ребёнок. Во время эмоционального всплеска разговаривайте с малышом спокойно, не повышая голоса. Учите ребёнка спокойствию и выдержке. Хвалите, когда он проявляет эти качества. Дайте понять малышу, что окружающий мир удивителен, разнообразен и не стремится его обидеть.
Неуверенность и страхи ребёнка. Когда мы чего-то боимся или не понимаем что происходит, мы раздражаемся, не можем контролировать свои эмоции. Защитные механизмы психики ребёнка работают по такому же принципу.
Что делать? Поговорите с малышом. Попытайтесь узнать о его мыслях, желаниях. Спросите, что снилось ночью. В снах могут отражаться реально существующие проблемы. Дайте ребёнку чёрный карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Чёрный цвет спровоцирует изображение пугающих ребёнка предметов. Узнайте, что нарисовано, почему изображённый на рисунке предмет или персонаж не нравится малышу. Вместе придумайте, как победить страшилу. Нарисуйте рядом богатыря или фею, которые смогут это сделать, или большую коробку, в которую поместите чудище.
Главный принцип в общении с малышом на данную тему — ненавязчивость и отсутствие давления на него. Если он отказывается говорить или начинает нервничать, сразу прекращайте разговор.
Обращайте внимание на смену настроения ребёнка, выясните её причину. Заметьте момент перемены настроения и попытайтесь восстановить ситуацию, которая была до этого. Где вы находились, что делали, кого увидели, что сказали, кто прошёл мимо, что изменилось в природе и т. д. Развеселите малыша, отвлеките от грустных мыслей, поиграйте в любимую игру или почитайте смешной рассказ.
Мы перечислили типичные причины, вызывающие у ребёнка внутренний дискомфорт и как следствие появление у него негативных черт характера. Выявление и исправление проблем займёт некоторое время, потребует приложения определённых усилий.
Источники:
http://tutknow.ru/psihologia/9778-chto-delat-esli-rebenok-vrednichaet.html
http://pups.su/psihologiya/vrednyj-rebenok.html
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/pochemu-reb-nok-vrednichaet.html