Чем разгоняют тучи
Технология создания благоприятной погоды (“разгон облаков”). Справка
Первые попытки по “созданию” хорошей погоды предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 “Циклон”, созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.
Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.
Для разгона облаков активно используются йодистое серебро, кристаллы парения жидкого азота, сухой лед и другие компоненты. Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед. Это гранулы углекислоты длиной 2 см и диаметром 1 – 1,5 см, которые рассыпаются с самолетов. При попадании на облако углекислота кристаллизует содержащуюся в нем влагу, облако “охлаждается” и постепенно рассасывается. Против слоисто-дождевой облачности применяется жидкий азот, а для пресечения формирования высоких кучевых облаков порошки цемента, талька или гипса, которые при рассеивании утяжеляют потоки восходящего воздуха и препятствуют формированию тучи. Йодистым серебром бомбардируют наиболее мощные дождевые облака.
Сам процесс “расстрела” дождевых облаков метеорологами называется “засеиванием”. Принцип такого действия основывается на концентрации находящейся в атмосфере влаги на ядрах распыленного реагента, после чего осадки набирают критическую массу и бывают “вынуждены” выпасть, не достигнув территории города или какого-либо конкретного участка земли. Сам процесс разгона облаков начинается за час-полтора до намеченного времени и ведется на расстоянии 50 150 километров от того места, где необходимо обеспечить благоприятную погоду.
Для проведения подобных операций применяются специально оборудованные транспортные самолеты Ил-18, Ан-26 и Ан-12. В их грузовых отсеках установлены системы, предназначенные для распыления жидкого азота. В хвостовой части некоторых самолетов установлены также устройства для отстрела патронов, содержащих соединения серебра. Сначала воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из аэродромов взлетают специальные самолеты с реагентами.
Помимо правильно подобранных реагентов и особо оборудованных самолетов, в этой процедуре также участвуют специально обученные пилоты. Летчиков одевают в спецобмундирование, а весь полет они проводят в кислородных масках. При применении жидкого азота теоретически возможна разгерметизация самолета, находящегося на высоте 7-8 тысяч метров. Температура воздуха там составляет минус 40-60 градусов Цельсия. Кроме того, кислородные маски нужны во избежание отравления пилотов азотом.
Сами полеты сопряжены с определенным риском, так как в условиях повышенной облачности существует угроза попадания в зону сильной турбулентности.
Согласно заявлению специалистов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), реагенты, применяемые для разгона облаков, являются экологически чистыми материалами, не способными нанести вред атмосфере.
Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, “вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой”. Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула – СО2 – совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: “При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах”.
Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.
По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, “применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности. Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли”.
Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации “Экозащита” утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями, выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, “современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными”. В связи с этим позиция экологов однозначна: “Подобные действия нужно прекратить”. Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, “выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны”.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Как разгоняют облака?
Облака над Москвой в случае дождливой погоды разгоняют три раза в год: в День Победы (9 мая), в День России (12 июня) и в День города (первая суббота сентября). В праздничный день в 4:00 в небо поднимается воздушная разведка, которая выясняет метеорологическую обстановку. Если на столицу идут грозовые тучи, то на их разгон с одного из подмосковных аэропортов поднимаются самолёты с баллонами, наполненными реагентами. Их подключают к генераторам мелкодисперсионных частиц, которые через трубку-распылитель под высоким давлением выбрасывают на облака струю воздуха с реагентами, температура реагентов составляет −90°C. После этого в этом районе практически сразу выпадают обильные осадки.
Для чего нужны реагенты?
Микрочастицы распылённого реагента выступают как центры кристаллизации — на них намерзают капельки воды, из которых состоит облако, и когда такой кристалл становится достаточно тяжёлым, он падает вниз, превращаясь на подлёте к земле в воду. В результате над районом, где распыляют реагенты, практически сразу начинает лить сильный дождь, а до места празднования тучи уже не доходят.
Какие самолёты участвуют в разгоне облаков?
Для обеспечения безоблачного неба в день проведения праздничных мероприятий в Москве используют транспортные самолёты — Ил-18, Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Су-30 и М-101 «Гжель».
Какие реагенты используют для разгона облаков?
В зависимости от типа облачности применяют жидкий азот, сухой лед, гранулированную углекислоту и спеццемент. Для нижнего облачного слоя применяют сухой лед, против слоисто-дождевой облачности — жидкий азот, а йодистым серебром разгоняют наиболее мощные дождевые облака.
Жидкий азот неэффективен при температуре окружающей среды выше −0,5°С. Для таких случаев, а также для кучевых облаков применяют спеццемент.
Безопасны ли распыляемые реагенты?
По словам специалистов, все применяемые для этой цели реагенты безвредны.
Смотрите также:
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Все ли знают о том, как разгоняют тучи над Москвой?
Мы привыкли, что в дни больших праздников московские парады и гуляния не омрачены плохой погодой. Технология локального улучшения погоды сегодня хорошо отработана, хотя история этого направления уходит вглубь веков.
От погоды зависят все
Любые новости включают в себя прогноз погоды, уж слишком много от нее зависит. Наши предки молились о дожде и пытались заставить облака пролиться дождем при помощи колокольного звона. С появлением артиллерии стали стрелять по облакам, несущим град, чтобы спасти урожай. Но успешность этих попыток была непредсказуемой: иногда получалось, иногда нет. Современная наука научилась управлять погодой хотя бы локально. Многих интересует вопрос о том, как разгоняют тучи над Москвой и делают ли это на самом деле? Возможен ли разгон облаков в любом другом месте? Не вредно ли это? Не портится ли от этого климат в соседних местностях?
Впереди планеты всей
Российские исследователи научились управлять погодой лучше других. Зарубежные страны только перенимают отечественный опыт. Вплотную вопросом управления погодой занялись в Советском Союзе в 40-50-х годах прошлого века. Вначале разгон облаков носил чисто утилитарный характер: в духе того времени хотели заставить небо проливаться над сельскохозяйственными угодьями. Работы шли успешно, и управление погодой перестало быть утопией.
Накопленные знания пригодились позже в дни Чернобыльской катастрофы. Целью ученых было спасение Днепра от радиоактивного заражения. Попытка оказалась успешной. Если бы не усилия ученых и военных, размер катастрофы был бы гораздо большим.
Как разгоняют тучи над Москвой сегодня? В общем, так же как и 60 лет назад.
Технология разгона облаков
Первым делом нужно установить, как далеко от нужного места находятся дождевые облака. Необходим точный прогноз за 48 часов до предполагаемого времени, например, до парада. Затем изучают состав и характеристику облаков: для каждого из них необходим свой реагент.
Смысл технологии состоит в том, что в центр облака помещают реагент, на который налипает влага. Когда количество сконцентрированной влаги становится критическим, начинается дождь. Облако проливается он раньше того места, куда направлялось облако по воздушным потокам.
В качестве реагентов используются такие вещества:
- сухой лед (углекислота) в гранулах;
- йодистое серебро;
- жидкий азот;
- цемент.
Как разгоняют тучи над Москвой?
Для этого обрабатывают облака на расстоянии 50 или 100 км от того места, на котором не нужен дождь.
Сухой лед используют для слоистых облаков, находящихся ближе всего к земле. Высыпают этот состав на облака на высоте нескольких тысяч метров. Применяется специальная навигация, обработанные облака помечаются, чтобы не было повторного воздействия.
Слоисто-дождевым облакам, находящимся выше, достается жидкий азот, вернее кристаллы его парения. На самолеты устанавливаются особые сосуды Дьюара большой вместимости, и жидкий азот распыляется над облаком. Вот как разгоняют тучи в Москве при помощи известной всем химии.
Йодистое серебро помещают в особые метеопатроны и стреляют по высоким дождевым облакам. Эти плотные облака состоят из кристаллов льда, время их жизни не превышает 4 часов. Химическая структура йодида серебра очень похожа на кристаллы льда. После попадания в дождевое облако вокруг него быстро образуются очаги конденсации, и вскоре проливается дождь. Одновременно с этим может быть гроза или даже град, таково свойство этих облаков.
Однако это неполный ответ на вопрос о том, как разгоняют тучи над Москвой. Иногда используют еще сухой цемент. Упаковку цемента (стандартный бумажный мешок) цепляют за крюк. Воздействие воздушного потока постепенно разрывает бумагу, и цемент постепенно выдувается. Происходит соединение с водой, и капли падают на землю. Цемент используют для обработки восходящих потоков воздуха, чтобы прекратить образование облака.
Вредно ли разгонять тучи?
Этот вопрос постоянно обсуждают жители граничащих с Московской областью регионов, особенно Смоленщины. Логика простая: как разгоняют тучи над Москвой на 9 Мая, так у них бесконечно идут дожди.
Казалось бы, реагенты особого вреда принести не могут, эти вещества давно и хорошо изучены. Однако для разгона облаков используют до 50 т реагентов за 1 раз. На сегодняшний день нет исследований, которые могли бы доказать или опровергнуть вред, наносимый природе. Экологи утверждают, что нарушается хронология выпадения осадков, и это все.
Зафиксированы даже судебные иски о моральном вреде, но ни один иск пока что не был удовлетворен. Недовольство жителей Подмосковья объясняется очень просто: они чувствуют себя неравноправными гражданами. Жители городов и поселков, окружающих Москву, вынуждены все более-менее значимые праздники проводить с дождем, даже если никаких осадков не было по прогнозу.
Вместе с тем люди признают, что разгон облаков просто необходим в случае угрозы урожаю или жилью, когда предвидится ураган или град. У большого числа жителей вызывает неприятие то, как разгоняют тучи в Москве на праздники, потому что у них тот же праздник оказывается полностью испорченным.
Источники:
http://ria.ru/20090507/170241436.html
http://aif.ru/dontknows/file/kak_razgonyayut_oblaka
http://fb.ru/article/212901/vse-li-znayut-o-tom-kak-razgonyayut-tuchi-nad-moskvoy