Чем отличается искусство от творчества
Разница между искусством и творчеством
Многие считают слова «искусство» и «творчество» синонимами. И действительно, это в известном смысле родственные понятия. Однако заменить одно другим было бы неправильно. Попытаемся рассмотреть вопрос подробней и выясним, чем отличается искусство от творчества.
Определение
Искусство – это выражение явлений действительности в художественном образе; мастерство, достигшее высшей степени своего развития. Продукты искусства эстетически выразительны. Они представляют собой сращение истины и красоты.
Творчество – процесс, при котором в результате взаимодействия личности с действительностью создается нечто уникальное, новое, относящееся к материальной или духовной сфере. Творчество влечет за собой изменения как в действительности, так и в личности.
Сравнение
Итак, в том и другом случае создается определенный продукт. Но в чем состоит отличие искусства от творчества? Прежде всего в уровне исполнения этого продукта. Искусство предполагает рождение непревзойденного шедевра, яркого, сильного, не поддающегося тиражированию и серийному производству. Продукт творчества не обязательно совершенен. Пример – рисунок ребенка. Это, несомненно, творчество, но вовсе не искусство (хотя бывают исключения).
Другой важный отличительный критерий – способность созданного вызывать отклик у окружающих. В предмете искусства отражается то, что интересно не только автору, но и другим людям. Такое произведение имеет мощное воздействие. Оно пробуждает сильные эмоции. Это могут быть слезы или смех, ностальгическая грусть или внезапное воодушевление.
В искусстве содержится гармония. Человек, воспринимающий продукт искусства, чувствует в себе потребность к созиданию, испытывает желание действовать в положительном ключе. Творчество не всегда имеет такую силу воздействия. Мало того, его продукты могут вообще не выноситься на суд публики и создаваться исключительно в личных целях.
В чем разница между искусством и творчеством? Она состоит также в том, что занятие творчеством доступно даже для человека с посредственными способностями. Стремление создавать что-то более или менее ценное, вкладывая в это частичку себя, заложено в самой человеческой природе. Но людьми искусства могут называться лишь те, кто благодаря своему таланту и, конечно, трудолюбию способен представить творческую энергию в ее наивысшем проявлении.
Терентiй Травнiкъ. Чем отличается искусство от творчества?
Терентiй Травнiкъ.
Терентiй Травнiкъ. Чем отличается искусство от творчества?
а встречах меня часто спрашивают о том, чем отличается творчество от искусства. В чем их различие? Я немало статей писал на эту тему, но кратео скажу так.
*Искусство плодит,
творчество выращивает;
*Искусство начинает,
творчество завершает;
*Искусство требует,
творчество отдает;
*Искусство заметно,
творчество неуловимо;
*Искусство яркое,
творчество глубокое;
*Искусство говорящее,
творчество безмолвно;
*Искусство блестит,
творчество греет;
*Искусство волнует,
творчество утешает;
*Искусство предлагает,
творчество обучает;
*Искусство разъединяет,
творчество собирает;
*Искусство от возможности,
творчество от потребности;
*Искусство стихийно,
творчество последовательно;
*Искусство спорит,
творчество сопереживает;
*Искусство начинает
творчество продолжает
*Искусство нападает,
творчество защищает;
*Искусство эгоистично,
творчество жертвенно;
*Искусство ошибается,
ворчество исправляет ошибки.
*Искусство человечно,
творчество Божественно;
Первое перевоплощается во второе; две необходимости человеческого опыта, между ними лежит тайна, вечное свечение невыраженных возможностей, ведущее к Божественной любви.
Для меня искусство и творчество – это две стороны одной медали, просто искусство – это состояние неосознанной личности. Искусство и творчество – это, я бы сказал, два состояния видения одного момента, просто одно “до”, а другое “после”. Люди искусства – очень неординарные люди, и у них есть базовая задача, перевести свое неосознанное, находящееся в области искусства в творчество, через работу ума опустить это в свое сердце. Если этого не происходит, то рано или поздно происходит либо умаление в искусстве вашего таланта, либо разрушение личности человека, у человека нарушается психика. Искусство – это работа для самореализации, самопознания, а творчество – это прежде всего ответственность. Когда человеку пришли знание, опыт и ответственность, тогда он уже использует это для творения, принося радость себе и другим. Поэтому творчество порой бывает незаметным, малым, но крайне перспективным и приносящим большие плоды в будущем. Искусство же ярко и эпатажно. Искусство, я бы сказал, разряжает пространственную ситуацию и призывает более «оплотненных» людей к размышлениям о жизни. Творчество более фундаментально и правильно. Искусство бывает непринципиальным, бывает порочным, часто вообще не имеет нравственной оценки, творчество имеет ее и должно иметь. Для того чтобы «замутить» среду ума не надо особого, а для того чтобы вырастить благое, его нужно выращивать уже из мути, другого не дано. Дух вырывается или рождается из смущений, ошибок, т. е. опыт вырастает на ошибках, а творчество из искусства. Интеллектуальность базируется на искусстве и подразумевает любые, с точки зрения многих людей варварские методы, но оправданные, искусство должно быть обязательно свободным. Творчество не свободно, но это его не портит, просто оно регламентируется внутренним равновесием и внутренним нравственным императивом, нравственным импульсом. Засвидетельствовать себя в творчестве, это большой качественный прорыв. Например, стать величайшим врачом или физиком или математиком – это творчество, а искусство подразумевает, споры, ссоры и даже войны. Войны – это плод искусства, искушений, искусов. Никогда из-за творчества войны бы не возникли, потому что творчество, это совершенно иной качественный принципиальный взлет. Действительно, гений и злодейство – две вещи несовместимые. Гениальность – это состояние творческих миров, там не может быть злодейства, а искусство талантливо, искусство одаренно, искусство имеет какие-то вибрации, свойственные изгибам и кривотолкам душевных состояний человека. Может искусство, тем и хорошо, что оно вмещает в себя все, оно как глина. Глина, она и есть глина, а что из глины сделать: сосуд, скульптуру, фигуру или просто замазать щели в доме между камнями, чтобы не дуло, это уже творческий акт. Когда глина приобретает осмысленность, то она становится произведением, когда искусство обретает осмысленность, оно становится уже не искусством, а мировоззрением, позицией, я бы сказал серьезной позицией. Святой Андрей Рублев – это человек творчества, потому что он писал иконы, но пришел к этому из мира искусства. Творчество – это позитивная линия, в творчестве очень сложно пребывать, потому что каждый новый твой шаг требует ответственности и осознанности, это очень трудно в себе развивать, поэтому многие люди, дойдя до творчества, крайне снижают свои потенциальные возможности. Творчество требует больших энергетических затрат, поэтому каждый шаг делается основательно, продуманно, без спешки. Человек в творчестве начинает собою созидать миры. Я думаю, что высшая форма творчества – это «ничегонеделание», пребывание в состоянии благодарности, благословения, благодарения.
«Лебёдушка» Оригами (яп., букв. : «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее.
Список литературы для занятий ИЗО Список литературы. 1. Программа воспитания и обучения в д/с «Детство» 2. Алексеева В. В. Что такое искусство? М. ,1991. 3. Мелик-Пашаев А. А. ,.
Где граница между творчеством и искусством?
Человек всегда думает, что он знает, что делает, чтобы годы спустя выяснить, что на самом деле не знал, и может быть даже не может. Можно предположить, что существенная часть человеческой рассудительности вообще уходит только на то, чтобы как-то оправдывать для себя требования подсознательного, диктуемые принципиально в один конец — что распространяется в равной степени и на язык, которым человек говорит, и на его быт, и на его решения, и на его творчество.
Границы и разницы возникают в тот момент, когда эти практики пытаются одомашнить — делают какие-то шаги к тому, чтобы говорить максимально своим языком, делать максимально осознанные поступки, агрономить мысленный поток, и — переставать заниматься творчеством и начинать заниматься искусством.
Разницу между последними пунктами можно было бы описать в сугубо институционном ключе: творчество не имеет системы, оно непоследовательно и оно абсолютно демократично, то есть в общем и целом выполняет функцию индивидуальной выхлопной трубы, практически не производящей никаких колебаний в культурном пространстве. Тогда как искусство подчиняется принципам собственного контекста: оно происходит в определённых местах, где определённые люди описывают его определённым набором слов.
Но как вы понимаете, это объяснение слишком рационально, чтобы оправдать в читательском сознании всё, с чем искусство при этом ассоциируется, поэтому скажем проще.
Творчество — это когда оно вращается вокруг вас. Искусство — это когда вы вращаетесь вокруг него.
Может показаться, что искусство за двадцатый век стало проще — оно уже не измеряется по канону, оно населено более чем одной традицией, оно сняло с адепта необходимость в выжимании такого-то количества пота, и через пророков своих огласило миру, что art is subjective — но это всего лишь иллюзия при взгляде со стороны. А по факту, даже в самой всепреемлющей парадигме и с самыми вселюбящими кураторами, вход в искусство чрезвычайно узок. Причина этого в том, что искусство отталкивается от другого искусства чуть ли не больше, чем оно отталкивается от жизни.
И тут самое время поговорить о границе.
Искусство — это как помещение, в котором вот уже несколько тысяч лет идёт беспрерывный диалог — о форме, авторстве, метафоре, естественности, истории, определениях и т.д., и даже на нижнем уровне этого диалога планка уже чрезвычайно завышена, поскольку последние сто лет дали нам довольно много в плане теории. Перед вами стоит довольно непростая задача: вам нужно сходу понять, о чём там идёт речь, и начать вносить туда свою лепту. Если же вы не можете этого сделать, то вам проще будет выйти обратно и смотреть на всё это как-то со стороны.
Так что вот. Граница между творчеством и искусством проходит на пороге этого помещения.
Снаружи всё просто и бессмысленно. Внутри всё сложно, но интересно.
Хорошие новости в данном случае в том, что вы никогда не знаете, откуда возникнет то, что поможет вам найти себе место во всём этом диалоге. Стандартный инструментарий тут состоит в истории искусства, теории, философии, антропологии и т.д., но многие художники оказывались там совершенно другим путём. Кто-то, как Поллок, стремился создавать традиции, а не продолжать их, а кто-то, как Пиросмани, работал без ничего вообще.
Разумеется, чтобы во всё это ввязаться, нужно какое-то внутреннее стремление, природа которого выходит за рамки этого вопроса. Трудно сказать, откуда оно берётся, и стоит ли ему следовать — но есть основания предположить, что всё самое лучшее в этой жизни, не относящееся к отношениям с другими людьми, возникало только благодаря ему.
Где-то по линии этого стремления проходит и ещё одна, внутренняя граница между творчеством и искусством, не особенно определимая, но связанная с оптикой ваших личных масштабов. Это тоже вопрос вращения — меньшего вокруг вас или вас вокруг большего — и вышеописанное институционное вращение является всего лишь следствием этого, настоящего.
Но говорить об этом, к счастью, необязательно. Об этом лучше что-нибудь делать.
Источники:
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-iskusstvo-ot-tvorchestva/
http://www.maam.ru/detskijsad/terentii-travnik-chem-otlichaetsja-iskustvo-ot-tvorchestva.html
http://thequestion.ru/questions/212352/image_src