Чем обусловлена отставка правительства РФ
Что отставка правительства и переписывание Конституции значат для российской политики? И позволит ли это Путину править дольше? Отвечает политолог Владимир Гельман
Во время обращения к Федеральному собранию 15 января президент России Владимир Путин предложил переписать Конституцию. Поправки в том числе вводят приоритет российских законов над международным правом и ужесточают требования к госслужащим. В тот же день правительство РФ в полном составе подало в отставку.
«Бумага» поговорила с политологом Владимиром Гельманом о том, как эти политические изменения отразятся на ситуации в стране, зачем они необходимы властям и потребуется ли для принятия поправок новая Конституция.
Владимир Гельман
профессор Европейского университета в Петербурге и университета Хельсинки
— Главные новости дня — отставка правительства и предложения Путина по изменению Конституции. Почему, на ваш взгляд, это произошло в один день?
— Как я понимаю, у нынешнего политического руководства есть стремление не оттягивать вопрос о власти Путина после истечения срока его президентских полномочий [в 2024 году]. Его нужно было решить как можно быстрее. Сегодня произошел запуск этого процесса и анонсирование изменений в Конституции. Это первая часть плана.
Отставка правительства здесь, скорее, побочный эффект всех предполагаемых изменений.
— Почему эти изменения необходимы?
— Нынешняя российская Конституция предполагает, что Владимир Путин должен будет в 2024 году покинуть пост президента России и на эту должность должен будет вступить кто-то другой. Но для Путина такой вариант чрезвычайно рискованный: с учетом его и без того уже долгосрочного правления и того, что к 2024 году он будет уже достаточно пожилым человеком.
За последнее время озвучивались всевозможные варианты сохранения Путина у власти. Некоторые были совсем экзотическими: как, например, объединение России с Беларусью. Вот один из нескольких таких вариантов и был выбран.
Сейчас много разных версий, кем станет Путин после 2024-го: это может быть руководящая должность в Госсовете, а может — в Совете безопасности. Пока не понятно, как именно он останется у власти. Я не исключаю, что конституционные поправки могут сопровождаться и аннулированием прежних президентских сроков.
— Как со всем этим связана отставка правительства?
— Для отставки правительства у Путина были все основания, связанные с его плохой работой. Правительство отвечает за социально-экономическое развитие страны, а оно у нас, скажем прямо, не блестящее.
Но сейчас есть мнение, что в отставку правительство отправили не за плохую работу, а чтобы провести кадровый маневр в связи с уходом Дмитрия Медведева с поста главы правительства и заменой его на кого-то другого (вскоре Путин предложил на должность премьер-министра кандидатуру главы ФНС России Михаила Мишустина — прим. «Бумаги»), на кого можно будет возложить ответственность. А Медведева могут перевести на пост, где формально у него не будет никаких серьезных полномочий, где он будет в кадровом резерве у администрации президента.
К тому же отставку правительства связывают и с грядущими выборами в Государственную думу, которые, не исключаю, могут пройти даже раньше 2021 года. Для президентской администрации чрезвычайно важно сохранить контроль за Госдумой, поэтому постепенно происходит и увеличение формальных полномочий парламента.
Сейчас правительство в России, несмотря на широкие полномочия по Конституции, — это такое подразделение при президенте, которое принимает подготовленные им законы. Что-то подобное можно сказать и про Совет безопасности, который в отдельные годы российской истории играл важную роль, а иногда не играл.
— Как приоритет российских законов над международным правом может отразиться на России? Придется ли из-за этого принимать новую Конституцию?
— С одной стороны, Путин не может и не хочет терпеть то положение дел, когда Россия вынуждена подчиняться решениям, например, Страсбургского суда. Почти все международные решения Россия вынуждена выполнять, выплачивать компенсации. А теперь, скорее всего, не придется.
Вторая сторона дела — это предложение идет в пакете с другими мерами, которые хотят принять в России: например, запрет иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для судей, глав субъектов федерации, депутатов и сенаторов, руководителя правительства и министров. Это такое превращение суверенитета государства в самоцель. Вообще, суверенитет — это абстрактная концепция, но в современных реалиях он превращается в элемент самодержавия: «Что хочу, то и ворочу».
Здесь действительно есть противоречия с нынешней Конституцией. Но стоит понимать, что принять новую Конституцию не так сложно, — в ней есть все механизмы для этого.
— Всё произошедшее — это кардинальные изменения в российской политике?
— Важны не формальные полномочия тех или иных органов власти или должность Путина, а их реальные возможности. Если мы посмотрим на Советский Союз, то у нас было записано, что высшим органом власти являлся Верховный Совет. Реально же он решений не принимал, а оформлял решения других ведомств. И нынешняя система российской власти устроена отчасти похожим образом.
[В предлагаемых поправках] речь идет не столько о том, чтобы отформатировать нынешнюю систему, сколько о том, чтобы сохранить для Путина роль человека, который может добиться принятия любого нужного ему решения и заблокировать нежелательные для него шаги.
Можно сказать, что внешние изменения будут значительными, но они будут маскировать сохранение того, как всё уже фактически устроено.
— Какие из многочисленных поправок напрямую коснутся людей, а какие косвенно?
— Это философский вопрос.
Когда в 1993 году на референдуме принимали российскую Конституцию, она воспринималась как очень абстрактный документ и многие высказывались, что ее нужно принять, потому что там много сказано о правах человека и разных свободах. Но в то же время в Конституции существует пункт о том, что президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. И по сути это самый значимый пункт там.
С этой точки зрения все озвученные поправки направлены на укрепление власти нынешней правящей группы и на сохранение статус-кво. И, соответственно, эти поправки значимы для всех граждан, но не напрямую, а через невозможность, например, сменить фактический политический строй.
Но если мы говорим о повседневной жизни большинства людей, то в основном они ничего не заметят: страной будет управлять тот же самый Путин, только в другой официальной роли. При этом сохранение Путина во главе государства, конечно, будет негативно сказываться на перспективах развития страны, — и впоследствии люди это почувствуют на себе.
— Как часто в современной истории России были подобные изменения?
— Правительство меняли многократно. Только при президенте Путине было три отставки правительства: под руководством [Михаила] Касьянова, [Михаила] Фрадкова и [Виктора] Зубкова. А если вспоминать ельцинский период, то там было еще больше отставок правительства.
Поправки в Конституцию же обсуждались в последние полтора года. Свои заявления делали и [председатель Конституционного суда] Валерий Зорькин, и [председатель Госдумы] Вячеслав Володин, и другие. Но только сейчас глава государства запустил этот процесс лично. Так что здесь тоже ничего нового.
Отставка правительства и назначение Мишустина. Что случилось после послания президента
Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию, в котором он предложил ряд изменений в Конституцию и структуру госаппарата, привело к целой цепочке событий. На встрече с президентом Дмитрий Медведев объявил, что уходит с поста премьер-министра и отправляет в отставку кабмин. Через несколько часов Владимир Путин выдвигает на должность премьера главу ФНС Михаила Мишустина, который принял предложение.
“ДП” рассказывает подробнее о последствиях и событиях, которые произошли после оглашения послания президента.
Правительство России уходит в отставку
Предложения президента
В своем обращении к Федеральному собраниюВладимир Путин заявил, что необходимо внести правки в нынешнюю Конституцию и передать полномочия по утверждению правительства от президента к Госдуме. Кроме того, Дума должна будет утверждать кандидатуру премьер-министра, причем президент не будет иметь права отклонять утвержденную кандидатуру. За президентом останется право отстранять от своих обязанностей премьера или министра, кроме того, за ним сохранится управление вооруженными силами и правоохранительными органами.
Также президент сможет снимать с должности судей Верховного и Конституционного судов в случае должностного несоответствия, при этом они будут подчиняться Совфеду. Конституционный суд сможет блокировать любые законопроекты, противоречащие Конституции, до подписания президентом.
Президентом России сможет стать человек, проживший в России более 25 лет, который имел только российское гражданство и не имел двойного гражданства. Кроме того, предлагается закрепить в Конституции утверждение, что международное право не должно иметь полного приоритета над российскими законами.
Помимо этого, президент захотел закрепить в Конституции статус и роль Государственного совета, который, по его мнению, показал высокую эффективность.
Для того чтобы принять все эти предложения, Владимир Путин инициировал проведение референдума и опрос мнения граждан России.
Что было после оглашения послания
Путин предложил на пост премьер-министра главу ФНС Михаила Мишустина
Через 2 часа после окончания оглашения послания Владимир Путин встретился с премьер-министром Дмитрием Медведевым. В ходе встречи Медведев объявил, что российское правительство в полном составе подает в отставку.
“Вы все были свидетелями послания президента Российской Федерации. Владимир Владимирович как президент обозначил не только очень важные приоритеты работы в нашей стране на ближайший год, но и обозначил целый ряд фундаментальных изменений в Конституцию Российской Федерации. Эти изменения, когда они будут приняты, — а, по всей вероятности, это будет сделано после обсуждения, как и было сказано, — внесут существенные изменения не только в целый ряд статей Конституции, но и в целом в баланс власти — власти исполнительной, власти законодательной, власти судебной. В этом контексте очевидно, что мы как правительство Российской Федерации должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого. И в этих условиях я полагаю, что было бы правильно, чтобы в соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации правительство Российской Федерации в действующем составе подало в отставку”, — сказал Медведев (цитата по сайту Кремля).
Владимир Путин поблагодарил правительство за работу и предложил ввести новую должность — заместитель председателя Совета безопасности РФ, а также добавил, что хотел бы видеть на ней Дмитрия Медведева. По данным источников РИА Новости, Дмитрий Медведев также сохранит пост председателя партии “Единая Россия”.
Еще через 3 часа президент провел встречу с главой ФНСМихаилом Мишустиным, которому предложил занять пост премьер-министра. Как сообщает пресс-служба Кремля, Путин внес кандидатуру Мишустина на рассмотрение в Госдуму. Мишустин принял предложение президента.
Также Владимир Путин подписал указ об отставке правительства, который вступил в силу 15 января, со дня его подписания.
Как сообщил, в свою очередь, заместитель председателя нижней палаты парламента, руководитель фракции “Единая Россия” Сергей Неверов, кандидатуру Мишустина Госдума рассмотрит в четверг, 16 января. При этом запланированное на этот же день заседание кабмина было перенесено.
Кто такой Мишустин
Михаил Мишустин родился в Москве в 1966 году. Он возглавил Федеральную налоговую службу в апреле 2010 года. Ранее, с 2006 по 2008 год, он возглавлял Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Известно, что Мишустин — действительный государственный советник РФ I класса, доктор экономических наук.
Карьера Мишустина начиналась совершенно не в политическом поле и не на госслужбе. После окончания Московского станкоинструментального института он работал директором тестовой лаборатории в Международном компьютерном клубе (до 1995 года). Позже он добился должности заместителя генерального директора Международного компьютерного клуба и председателя правления Международного компьютерного клуба.
Клуб занимался развитием в России компьютерных технологий, организовывал Московский компьютерный клуб — площадку для общения и делового сотрудничества производителей компьютеров и программ с одной стороны и представителей госструктур и бизнеса — с другой.
После Международного компьютерного клуба он перешел на госслужбу в ФНС. Через непродолжительное время он стал заместителем министра в только что созданном Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, где он проработал с 1998 по 2004 год.
Затем, покинув Министерство РФ по налогам и сборам, Мишустин занял кресло руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Проработав на этом посту 2 года, в 2007 году он был назначен на должность руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
В 2008 году Мишустин решил оставить госслужбу и перейти в бизнес. В марте этого же года он стал президентом крупной международной группы компаний UFG Capital Partners и одновременно занял пост управляющего партнера UFG Asset Management.
Через 2 года Мишустин снова получил госдолжность и стал руководителем Федеральной налоговой службы.
Причиной отставки правительства Медведева стало неумение тратить
Запоздалый конец премьера
15.01.2020 в 18:48, просмотров: 156977
А вас, Медведев, я попрошу отставиться — уход с должности самого долгоиграющего премьера современной России стал одновременно и абсолютно ожидаемым, и полностью неожиданным событием. Ожидаемым потому, что всем уже давно было ясно: если у Дмитрия Медведева когда-либо в принципе был ресурс политической и экономической полезности в качестве главы правительства, этот ресурс был полностью растрачен уже годы тому назад.
Неожиданным – потому, что добровольно уступивший когда-то власть Путину Дмитрий Анатольевич казался непотопляемым и неприкосновенным. Но, сколько веревочке ни виться, у нее все равно есть конец. 15 января 2020 года ко всеобщему облегчению этот конец наступил.
Начало нового рабочего года, начало нового десятилетия, начало новой переходной эпохи в российской политике — разве можно представить себе более удачный момент для смахивания с ключевых позиций на шахматной доске отыгранных и отслуживших свое фигур? Путин в очередной раз продемонстрировал свое фирменное животное политическое чутье и чувство момента.
Дмитрий Медведев с самого начала был не очень подходящим человеком для должности премьер-министра. Глава правительства — второй пост в государстве, его обладателю совершенно заслуженно полагаются многие сановные цацки и привилегии: машины, вертолеты, охрана, госдачи и прочее, и прочее. Но при всем при этом работа премьера – не для белоручек. На этой должности надо вкалывать, вникать в тысячи разных деталей и нюансов, понукать и заставлять, видеть новые горизонты. Дмитрию Анатольевичу всё это никогда не было близко.
Почему же тогда он просидел на своей должности без малого целых 8 лет? Я вижу две причины. Во-первых, обжёгшись на Михаиле Касьянове, Путин никогда особо не любил активных и самостоятельных премьеров (если речь, конечно, не шла о нем самом). Во-вторых, обстановка в стране в течение многих лет была такой, что Россия могла себе позволить сибарита в премьерском кресле.
Да, начиная с 2014 года, а то и с более раннего периода, на нашу экономику очень жестко давил Запад. Но для выстраивания обороны в те ранние годы противостояния США и Европы премьер-реформатор не был обязателен. Вся система обороны была фактически выстроена министрами финансов Кудриным и Силуановым, чья политика последовательного накапливания резервов позволила нашей стране относительно безболезненно выдержать натиск западных санкций.
Но в какой-то момент всё изменилось, и вопрос отсутствия в России полноценного правительства встал во весь рост. Традиционная проблема страны — отсутствие денег на поднятие жизненного уровня народа, жизненно важные инфраструктурные проекты, здравоохранение и образование.
В свое время у меня была возможность с близкого расстояния наблюдать за работой правительств Черномырдина, Кириенко и Примакова. Помню, как они мучительно выкручивались на фоне пустой государственной казны. Даже спустя больше чем два десятилетия я во всех подробностях помню, например, рассказ действовавшего на тот момент руководителя аппарата правительства о его поездке на рынок. Прибыв на место, он поинтересовался у своего водителя: не хочет ли тот тоже закупиться, и услышал в ответ: «Хочу, но не могу, нам уже который месяц не платят зарплату».
Сейчас у России и близко нет подобной проблемы. Деньги в государственной казне есть — и в количестве, которое является почти рекордным за весь период существования нашего современного государства. Но, как показал горький опыт правительства Медведева, накопить большие финансовые резервы – это еще не всё, надо еще уметь этими резервами распорядиться. И вот как раз с этой загвоздкой работавшее в условиях фактического отсутствия премьер-министра правительство Медведева не справилось.
Ушедший в отставку кабинет министров не смог запустить в России здоровые темпы экономического роста. Теперь уже бывшее правительство показало свой очень низкий КПД в плане эффективного расходования государственных средств в социальной и других сферах. Чем ближе к нам был 2024 год, тем более нетерпимой становилась такая ситуация. И вот закономерный финал.
Путин в очередной раз сыграл на опережение. ВВП не стал дожидаться такого очевидного рубежного момента для смены правительства, как грядущие выборы в Государственную думу, а одним ударом вернул себе политическую инициативу.
Медведев ушел — на почетную, но выглядящую пока достаточно декоративно новую должность заместителя главы Совета безопасности. Но вот в плане работы правительства всё самое интересное только начинается. Уволить опостылевшего и поднадоевшего всем премьера в политическом плане легко и приятно. Но сформировать новую энергичную и эффективную правительственную команду — задача принципиально иного уровня сложности. С нетерпением жду, как Путин с ней справится. У страны нет времени праздновать уход Медведева. Жителям России нужна не премьерская голова на блюде, а реальные улучшения в их жизни.
Источники:
http://paperpaper.ru/chto-otstavka-pravitelstva-i-perepis/
http://www.dp.ru/a/2020/01/15/Otstavka_pravitelstva_i
http://www.mk.ru/politics/2020/01/15/prichinoy-otstavki-pravitelstva-medvedeva-stalo-neumenie-tratit.html