0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стать учителем начальных классов

Преподаватель младшей школы

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию. Зато все сложности с лихвой компенсируются любовью детей – первую учительницу с теплом вспоминают всю жизнь.

Педагог начальной школы – это больше чем предметник, преподающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствования не только в ближайшие одиннадцать лет, но и всю жизнь.

Учитель младших классов – это квалифицированный педагог, который первые четыре года учит детей в общеобразовательных или специализированных школах, а также занимается с ними во внешкольных учреждениях.

История профессии

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Описание профессии

Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.

Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

  • преподавание в начальных классах;
  • коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

  • начальное образование (учитель начальных классов);
  • начальное образование и дополнительная специальность;
  • психология и педагогика начального образования;
  • дошкольное образование и начальное образование;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).

Для поступления в педагогический колледж достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование в ссузе. В вузе обязательно нужно сдавать обществознание и русский язык.

Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).

Учебные заведения

Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:

  • Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
  • Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
  • Волгоградский социально-педагогический колледж;
  • Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
  • Московский городской открытый колледж и др.

Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:

  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
  • Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
  • Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.
Читать еще:  Какие симптомы отита у ребенка

При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей. Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

Сколько получают

Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей.

Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.

Как построить карьеру

Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.

Перспективы профессии

Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа.

Читать еще:  Какие реформы провёл Владимир Мономах

Что нужно, чтобы стать учителем в школе?

Говорят, что учитель – это больше чем профессия. Во времена античности педагогика считалась настоящим искусством. И сегодня, чтобы стать учителем, нужно соответствовать множеству критериев. Каким, например? Разбираем в нашей статье.

Заглянув в Федеральный закон № 273 «Об образовании», мы узнаем, что право на занятие педагогической деятельностью есть у «лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Причём эти стандарты не условность, они очень чётко прописаны. Посмотреть, что должен уметь педагог, можно по ссылке .

Какое образование подходит для работы?

Итак, первое обязательное условие для учителя – профильное педагогическое образование за плечами. Причём оно должно быть получено в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Какие стандарты есть для работы учителем?

Кроме того, как мы увидели выше, педагог должен соответствовать стандартам. Из них следует, что учитель – это человек, который развит по-настоящему всесторонне. И цель его – вести работу по нескольким направлениям одновременно, для которых нужны различные навыки. Вот они.

  • Уметь планировать и проводить уроки;
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей;
  • Объективно оценивать знания учеников.
  • Владеть формами и методами воспитательной работы;
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • Умение читать документацию специалистов (психологов, логопедов и т. д.);
  • Владеть методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Какой опыт работы должен быть у педагога?

В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т. п.), для учителей и воспитателей ни в законе , ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы не установлено. Так что если вы выпускник вуза и только-только получили диплом, можете не переживать. Работать вы сможете сразу после окончания университета.

Всё действительно так просто?

Отнюдь не так! Перед трудоустройством в школу будьте готовы к тому, что вам придётся проделать большую подготовительную работу по части документов. Помимо «базового пакета» нужен будет целый ряд дополнительных документов и справок из официальных учреждений вашего города или региона.

Вот неполный список:

  • Заявление о приёме на работу на имя руководителя учреждения;
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • Свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • Справка судебного характера;
  • Медицинская книжка;
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний. (Вам нужно будет заказать справку в наркологическом диспансере вашего города о том, что вы не состоите там на учёте.)
  • Аналогичная справка вам потребуется из психоневрологического диспансера.

И, конечно, не забывайте про портфолио! Характеристики с предыдущих мест работы, сведения о курсах повышения квалификации, грамоты и дипломы за участие в конкурсах, олимпиадах могут здорово помочь при трудоустройстве.

По словам Ольги Васильевой, «учитель – это главный человек в процессе образования». Так что и требования к отбору «главных среди равных» достаточно серьёзные. Кроме того, сложно не упомянуть о сравнительно невысоких зарплатах и других минусах этой работы. Честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы к этому? И если ваш ответ «да», тогда за дело!

10 причин стать учителем начальных классов

Еще каких-то семь месяцев назад я работала учителем русского языка и литературы в 5-7 классах, но в один прекрасный день всё в моей жизни круто изменилось…

…И случилось так, что мне пришлось сменить работу (семейные обстоятельства и всё такое…). Конечно, без грусти и печали не обошлось, ведь трудно расставаться со старым местом работы, даже не смотря на то, что проработала там всего-то два года. Тем не менее, впереди меня ждали неизвестность и множество новых впечатлений.

Работа нашлась быстро, однако, не совсем в том виде, в котором я к ней привыкла. В новую школу меня пригласили на новую для меня должность «Учитель начальных классов», а именно «классный руководитель и учитель по всем предметам в 4 В классе». Было страшно, волнительно… Да что там скрывать, я была просто в панике! Два года преподавать только русский язык и литературу и вдруг — в одночасье стать учителем начальных классов. Хотя, образование и специальность были именно таковыми.

Читать еще:  Какие сайты платят за статьи

И вот, спустя две четверти (или четыре месяца) работы на новом месте, я смело могу заявить, что вести уроки в начальной школе — это моё призвание!

4 класс, который, кстати говоря, остался без учителя по крайне уважительной и приятной причине (декретный отпуск), оказался весьма милым. По сравнению с 6 классом, классным руководителем которого я была ранее, детишки казались мне такими маленькими…

С самого первого дня нашего знакомства (а именно, с 1 сентября) они, как это говорится, «смотрели мне в рот», слушали внимательно, вникая в каждое сказанное мной слово.

Признаюсь, я и подумать не могла, что ученики могут вести себя настолько дисциплинированно.

Но, пожалуй, перейдём к главному: за две четверти я твёрдо решила для себя, что останусь работать исключительно в начальной школе. На то есть 10 достаточно веских причин…

Причина №1: дисциплина

Несмотря на расхожесть мнений, исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети в начальной школе гораздо дисциплинированнее и послушнее, нежели учащиеся 5-7 классов.

Причина №2: знания

Эта причина вытекает из первой: знания, полученные в классе, где каждый ребёнок ведёт себя хорошо и слушает учителя, гораздо более углублённые и твёрдые, нежели в классе с плохой дисциплиной. Следовательно, и успеваемость намного выше.

Причина №3: отношение

Отношение детишек младшего школьного возраста к учителю настолько искреннее, что порой забываешь о том, что ты учитель, и начинаешь чувствовать себя мамой 28 малышей.

Причина №4: кабинет

Свой кабинет — это безусловный плюс. Нет — плюсище! Весь день находиться в собственном кабинете, не бегая с этажа на этаж в поисках класса, где пройдёт очередной урок, это, признаюсь я вам, бесподобно! Плюс номер два в этом же пункте — это то, что и никто другой, кроме тебя и твоих детишек в этом классе тоже не занимается. Так сказать «Посторонним вход воспрещён!».

Причина №5: время

Начальная школа (в частности 4 классы) — это максимум 5 уроков в день. А значит (если, конечно, работать в первую смену), к часу дня можно быть абсолютно свободной (в плане учебной деятельности).

Причина №6: внеурочка

Что касается внеурочной деятельности — так это ещё один огромный плюс. Внеурочная деятельность (время после уроков) очень интересна и разнообразна: можно готовить творческие номера к различным школьным и классным мероприятиям, разучивать танцы, придумывать сценки, рисовать… В общем, фантазия безгранична.

Причина №7: энтузиазм

Никогда бы не подумала, что младшие школьники настолько инициативны: они постоянно придумывают что-то новое, предлагают идеи для школьных мероприятий, поездок, экскурсий. И это здорово!

Причина №8: коллектив

Признаюсь честно, работая на новом месте уже половину учебного года, я до сих пор практически не знаю учителей, преподающих в старших классах. Как оказалась, начальная школа — это особый мир, «свой» мир», где не пугают страшилками про ОГЭ и ЕГЭ, где можно спокойно работать, наслаждаясь этой самой работой. И своих коллег начинаешь узнавать всё ближе и ближе. Каждый из которых всегда готов прийти на помощь, посоветовать, подсказать.

Причина №9: выпускной

Выпускной в 4 классе. Да-да, именно он! Ведь выпускные в начальной школе случаются почаще, чем в старшей — каждые 4 года. А кто из нас не любит праздники? И не смотря на то, что в этом году мне предстоит пережить первый в моей жизни выпуск четвероклассников, я уверена, что каждому учителю приятно (хоть и немного грустно) смотреть на то, как его детишки переходят в новую, более взрослую жизнь.

Кстати, хочу заметить, что в целом все праздники, проходящие в начальной школе, гораздо ярче и интереснее, нежели в среднем и старшем звене. Детишки настолько искренне радуются всему и выселяться, что невольно сама начинаешь вести себя, как ребёнок.

Причина №10: детство

И последнее, но самое главное: работа в начальной школе — это детство, которое никогда не заканчивается. И это чудесно!

В заключение своей статьи хотела бы сказать, что работать учителем русского языка и литературы было неплохо. Я очень любила и до сих пор с нежностью вспоминаю классы, в которых вела свои уроки. Но смена работы дала мне понять, что не стоит бояться перемен, иногда они бывают очень даже приятными…

С любовью к новой работе
и уважением к прошлой,
Брюханова Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов
школы №24, г. Пермь.

Источники:

http://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/uchitel-nachalnyh-klassov.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/5acda16e256d5c1d844b4c99
http://www.uchportal.ru/nachalnaya-shkola/10-prichin-stat-uchitelem-nachalnyh-klassov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector