0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно подписывать свои картины

Шифры, знаки и автопортреты: Как художники прошлого подписывали свои картины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Почему раньше было не принято подписывать произведение

Закончив работу, поставить свою подпись в правом нижнем углу картины – обычай, вошедший в практику художников в период раннего Возрождения. Увы, авторство более ранних произведений часто установить не удается – в первую очередь по причине отсутствия подписей на них. Художники Средневековья объединялись тогда в мастерские, и никакого индивидуализма в творчестве проявлять не имели права, это воспринималось как тщеславие. К тому же, большая часть произведений была посвящена религиозным сюжетам, и наносить на картины с изображением святых собственное имя было сродни кощунству.

С приходом новой эпохи в искусстве, когда границы возможностей художника расширились, и предметом его интересов стали не только библейские истории, когда стало развиваться и индивидуальное творчество, начались и попытки сделать свое творение уникальным, оставить на нем некий знак, который укажет на мастера. Это было обычной практикой еще для творцов античных времен, на расписных красно- и чернофигурных древнегреческих амфорах можно было найти имя и гончара, и художника.
Подпись выполняла функцию рекламы, направляя к мастерам новых заказчиков. В новые времена первые попытки оставить на картине нечто вроде своей подписи было характерно уже для художников XIII века. Некоторые свои работы подписывал один из основоположников Ренессанса Джотто ди Бондоне.

Скрытые символы и скрытые автопортреты

Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски и означает этот предмет.

Бартоломео Пассеротти, основатель жанра натюрморта в итальянском искусстве, частенько оставлял на картине фигурку воробья. Именно эта птичка называется по-итальянски «пассеротто». Феличе Бозелли добавлял в композицию на холсте кота, носящего имя Феликс, близкое по звучанию к имени художника.

Порой мастера оставляли и более выразительные свидетельства своей причастности к произведению, изображая на картине не просто некий предмет, а собственный автопортрет. Часто фигура художника на таких полотнах – на втором плане, в числе второстепенных персонажей, в том числе в компании донаторов – то есть заказчиков картины на библейский сюжет, которых мастер включал в композицию. Иногда имя художника значилось на каком-либо из изображенных предметов, например, упавшем листке бумаги.

Подписи оставляли, чтобы выделить себя среди художников мастерской, стать узнаваемым, а значит, и популярным у заказчиков, готовых оплатить произведение станковой живописи. Нидерландский художник Ян ван Эйк на своей, пожалуй, самой знаменитой и загадочной картине «Портрет четы Арнольфини» оставил своеобразный элемент: «Ян ван Эйк был здесь», что некоторые искусствоведы расценивают не как подпись, а как свидетельство, подтверждение совершающегося при художнике брачного обряда.

Подпись на картине – продолжение творческого замысла художника

Само собой, оставленная на картине подпись играла на руку талантливым художникам и приводила к ним все новых клиентов. Правда, уже в период Возрождения на именах гениев стали наживаться художники с менее блистательной репутацией. Альбрехт Дюрер, который подписывал свои работы четко и на видном месте, в один прекрасный день обратился в венецианский суд, чтобы остановить изображение его подписи на картинах малоизвестных мастеров. Фактически, это была судебная защита авторских прав – еще в начале XVI века! Известно, что мастерская Брейгеля занималась подделкой «под Босха», с указанием подписи последнего.

Другие часто предпочитали инициалы или даже просто свое имя, без фамилии. Так делал когда-то Ван Гог, чья фамилия оказалась труднопроизносимой для французской публики, симпатии которой пытался завоевать тогда Ван Гог.

Со временем подписи художников стали почти обязательным элементом произведения, но тут в мир искусства пришел модерн.
Здесь не было единого правила, каждый художник принимал решение самостоятельно, насколько органичным ему виделось размещение на холсте своей подписи. На своих самых важных, концептуальных работах Казимир Малевич подписей не ставил, считая, что это отвлекло бы от правильного восприятия картины в целом. Другие были отмечены его знаком – в разные периоды творчества он выглядел по-разному, часто это был небольшой черный квадрат.

Читать еще:  Какой самый большой водный динозавр

«Спрятанную» подпись искусствоведы ищут и находят и тогда, когда мастер попытался ее завуалировать. Так произошло, например, с картиной Тома Уильяма Робертса, при разглядывании холста под определенным углом падения света.

А вот художнику Константину Савицкому не довелось сохранить свою подпись на картине, ставшей знакомой едва ли не каждому в России. Считается, что именно он подсказал Ивану Шишкину идею произведения, он же изобразил на пейзаже фигуры медвежат и медведицы. Но купивший картину Павел Третьяков счел вторую подпись на произведении излишней – поскольку манера живописи указывала именно на Шишкина.

Впрочем, некоторые художники — такие, как Стэнли Спенсер или Кристофер Вуд, свои картины не подписывали никогда.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как правильно подписать картину

Когда я только начала писать картины, для меня стало неожиданностью, что существуют какие-то правила подписи на них. Правда, самые строгие правила распространяются, прежде всего, на работы, поданные на конкурсы. Впервые я столкнулась с требованием правильной подписи , когда подавала свои работы на первый в жизни международный он-лайн конкурс. Организаторы требовали, чтобы подпись была разборчивая, но не слишком большая и заметная… Я заинтересовалась этой темой и собрала информацию о подписи на картинах в русскоязычных и англоязычных источниках. Итак, что же я выяснила.

1. В какой момент надо подписывать картину?

Картину можно подписать в любой момент от завершения работы над ней до покрытия лаком. Можно подписывать и по сухому, и по ещё не высохшему красочному слою. В последнем случае, можно процарапать свою подпись обратной стороной кисточки. Я видела, как это делали художники по окончании живых мастер-классов – получается очень эффектно!

2. Чем наносить подпись?

Зависит от материала, которым написана работа. Чем рисовали, тем и подписывайте, и желательно одним из контрастных цветов, использованных в картине. Также, можно использовать перманентные маркеры, но сначала убедитесь, что надпись не растечётся при покрытии лаком. Так я испортила одну из своих первых работ акрилом.

3. Что именно писать-то?

В общем, что угодно: подпись с росчерком, инициалы, творческий псевдоним, полное имя и фамилия, только имя, только фамилия… Моя знакомая художница пишет имя по вертикали, фамилию – по горизонтали, так, чтобы слова пересекались в общей букве. Если Вы планируете продавать картины за границей , ставьте подпись латинскими буквами. Указывайте на работе дату завершения работы над картиной или год. Мой знакомый художник из Академии реалистической живописи Торонто ставит год… римскими цифрами. Это привлекает внимание!

4. Какие картины не подписываются?

Если ваша работа может быть размещена на стене по вертикали, по горизонтали или «вверх ногами», но не надо её подписывать. Картины, повторяющие картины других художников, не подписываются.

5. Что писать на обороте холста?

С обратной стороны холста обычно наносится атрибуция картины: название, материалы, размер, автор, дата создания, номер в серии (если картина является частью серии/коллекции). Здесь же следует указать, что работа создана по другой картине. Я пишу атрибуцию на русском и на английском языке, используя простой карандаш или уголь.

Не забудьте сфотографировать подпись крупным планом и добавить в набор фотографий в интернет-магазине или в продающий профиль в соцсетях.

А как вы подписываете свои работы?

Понравилась статья? Поддержите лайком и подпиской! Спасибо.

Подписи художников на картинах

Подпись великих и известных художников — это та тема, которая становится интересной на определенном этапе, по мере погружения человека в мировую живопись. Способ подписи древних мастеров сильно отличается от современных автографов, в те времена её аккуратно «прятали» на картине, либо шифровали. Чтобы продемонстрировать способ «маскировки» подписи, я представлю копию работы художника Доссо Досси, итальянского мастера эпохи Позднего Возрождения.

Подпись находится на привычном для нас месте, то есть в нижнем правом углу. Мы видим букву «D» и сквозь неё проходит кость. Сразу может показаться что это элемент символизма, который присутствовал на каждом квадратном сантиметре любой картины того времени. Но не в этом случае, кость не означает ничего, кроме самого слова «кость».

Дело в том, что на итальянском языке кость будет — osso, а автор картины итальянец Dosso Dossi.

Читать еще:  Почему гранат белый внутри но сладкий

Со временем указание авторства превратилось в формальность, в современной живописи уникальные и интересные подписи встречаются все реже и реже. Закорючки которые представлены ниже, не столь интересны и глубоки, но они принадлежат всеми нам любимым художникам, тем и интересны. Я подготовила подписи двадцати известных художников, в случайном порядке.

Важно отметить тот факт, что по мере творческого пути у художников часто видоизменялась их подпись, и в разные периоды жизни она может сильно различаться.

Иван Айвазовский

Великий маринист в самом начале подписывал свои работы с использованием кириллицы, но потом, видимо когда приобрел популярность во всём мире, перешел на латиницу. Вариант с кириллицей более привычен для нас, поэтому я выбрала именно это полотно.

Айвазовский любил затею с интегрированием автографа в сюжет картины, в этом случае используется известный эффект с песком.

Франсиско Гойя

А здесь Гойя заострил тему авторства картины, женщина демонстративно указывает пальцем на землю, где красуется надпись «Solo Goya». Это можно перевести как «Только Гойя» либо «Один Гойя». Имеется ввиду, что он создал эту картину самолично, без чьей-либо помощи.

Героиня картины — Герцогиня Альба. Её руку мастер подчеркнул двумя простенькими кольцами, на них написано «Гойя» и «Альба».

Казимир Малевич

Подписи Малевича очень сложно отследить, и определить в них какую-то логику. Он был неординарным человеком и оригинальным художником, к указанию авторства относился своеобразно. Иногда это могла быть буква «М», либо буква «М» в квадратике, или как здесь, подпись как у обычного художника.

Что примечательно, свои самые важные и концептуальные картины, такие как Черный квадрат художник представлял публике без подписи. Либо же оставлял её на задней стороне холста, чтобы полотно осталось чистым, и не содержало в себе лишних элементов.

Анри Матисс

На первый взгляд может показаться что это абстрактная картина, но это японка сидящая у воды. Чтобы длинная надпись не слишком выделялась, художник написал её красным цветом по оранжевому элементу произведения.

Такой приём используется для того, чтобы не испортить важную цветовую композицию, красные буквы не нарушают баланс нижней части полотна, и не привлекают к себе особого внимания.

Пьер Огюст Ренуар

Подпись Ренуара на протяжении всего времени практически не изменялась, менялись только последние две цифры, год в котором был создан шедевр. Это касается практически всех импрессионистов, наверное это связано с манерой письма и почерком французов.

Такой большой отступ от краев делают в случае, когда планируется поместить картину в габаритную, двойную раму. Чем больше и глубже багет, тем больше он «съедает» холста, а художник не хочет чтобы часть его надписи была закрыта рамкой.

Поль Гоген

Некоторые художники подписывали не все свои полотна, по разным причинам, но это не случай Гогена. Он упоминал свою фамилию в каждой своей работе, и его подпись ему нравилась. Эта история связана с его прошлой работой, в прошлом он был биржевым клерком.

Клерк — писец, служащий, исполняющий письменные работы. Ставить свою роспись для него было профессиональной привычкой и просто приятным занятием, окончательным завершением процесса.

Эдгар Дега

В моем представлении подписи известных художников должны выглядеть дорого и важно, но судя по всему, Дега так не считал. Хоть и картины у него были о высоком, и сам художник был из аристократической семьи, но способ подписи своих шедевров был максимально упрощен.

Она выглядела именно так, иногда с меньшим или большим расстоянием между буквами. Поскольку художник был воспитан под влиянием школы старых мастеров, он подписывал все свои многочисленные картины на лицевой стороне, включая быстрые рисунки и грубые эскизы.

Камиль Писсарро

Из-за длинной фамилии, и привычки не сокращать год создания, подпись Камиля Писсарро на маленьких полотнах просто не умещалась в разумные пределы. В таких случаях ему приходилось сокращать её к такому виду: «C.P.»

Как вы можете видеть, она очень похожа на подпись Ренуара.

Клод Моне

Еще один импрессионист, опять с же с похожей техникой исполнения не только самих живописных полотен, но и указания авторства.

Клод Моне был вынужден писать своё имя полностью, поскольку Эдуард Мане часто обвинял его в том, что Моне паразитирует на схожести их фамилий. Чтобы не вводить в заблуждение зрителя, живописец прислушался к своему старшему другу и добавил в свою роспись «Claude».

Читать еще:  О чем говорят позы сна

Эдуард Мане

Подпись Мане выглядит как обыкновенная формальность, всегда черным цветом, в нижнем левом либо правом углу.

Действительно, если сильно не всматриваться, то можно легко перепутать Manet и Monet, именно из-за одной буквы и возникли все эти забавные истории и недопонимания. До сих пор не все могут окончательно разобраться с произношением и правописанием этих двух фамилий.

Василий Кандинский

До того как стать художником, Кандинский был доцентом Московского университета. Свой творческий стиль сформировал в Мюнхене, под влиянием немецких экспрессионистов. Он там был своим человеком, поэтому ему было бессмысленно использовать кириллицу для указания авторства на полотнах.

Пока он был импрессионистом и потом экспрессионистом, его подпись выглядела обыкновенно. Позже когда художник углубился в абстракционизм, она сократилась до буквы «К» в обрамлении из двух палочек.

Винсент ван Гог

Ван Гогу пришлось принять непростое решение и подписываться только своим именем, без фамилии. Его живопись была ориентирована на французского зрителя, и по приезду в Париж, во время общения с парижанами он заметил что собеседники неправильно произносили его фамилию — van Gogh.

Её действительно сложно произнести правильно, чтобы голландцам не резало слух. Ну а Vincent читается намного легче, таким образом не стал заставлять французов свой язык об преграды неловкой фонетики.

Густав Климт

Австрийский художник решил написать свое имя весьма оригинальным способом. Подпись разбита на две строчки, золотым по темному золоту.

По моему мнению, у Климта самая красивая и лаконичная по габаритам подпись среди всех модернистов. Хотя подписи известных художников того времени начали развиваться и отходить от старомодных принципов.

Исаак Левитан

Такой подписью нельзя удивить почитателя русской живописи, в частности передвижников. У всех них была строгий и консервативный взгляд на тему указания авторства.

Это касается практически всех русских художников того времени, их роспись выглядела примерно одинаково.

Марк Шагал

Почерк художника и его манера письма картин, у всех вызывает неоднозначную реакцию. Но это придавал ему яркости и необычности, от которой он никогда не отказывался. Марк с самого детства понимал, что он не хочет быть как все.

Такая закорючка скорее ассоциируется с ребёнком, но никак не с всемирно известным художником, впрочем, за это мы его и любим.

Амедео Модильяни

Этот художник любил размещать подпись не внизу, как было принято, а вверху полотна картины. На чистом фоне, чтобы черную краску было хорошо видно, и надпись выделялась за счет контраста.

Хоть она и небольшая, но всегда заметна и отлично выглядит на работах итальянского живописца.

Пабло Пикассо

Этот художник модифицировал свою подпись на протяжении всей жизни, и со временем она все сильнее упрощалась. Но суть оставалась неизменной, подчеркнутая фамилия и год создания под ней.

Так она выглядела в самом разгаре его творческого пути, когда его стиль окончательно сформировался в кубизме.

Иван Шишкин

Когда разговор заходит о Шишкине, перед глазами возникает лишь одна картина. В таком густом лесу сложно разглядеть подпись, но она на этой картине присутствует.

Интересный факт: Константин Савицкий помогал Шишкину писать мишек. После того как картина приобрела немалый успех, об соавторстве не принято упоминать, и вся слава досталась только Шишкину.

Эдвард Мунк

Эта картина называется «Звёздная ночь». Он делал две версии своей «Звёздной ночи», в одной он не указал свое авторство, а во второй максимально скрыл и сделал незаметной подпись.

Он был большим поклонником творчества ван Гога, и идею написания ночи и звёзд позаимствовал у своего кумира. Возможно ему было неловко выдавать за «свою» картину, идея которой принадлежит не ему, вследствие чего — указал своё имя еле заметно.

Ян ван Эйк

Самый сложный и интересный вариант, современные художники уже давно не используют такой подход к исполнению, и вряд ли когда-то вернуться к такой проработке, казалось бы формальности.

Если вы знаете известных художников которых можно было бы добавить в этот список, то пишите их имена в комментарии.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/230619/43479/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bef2c9599e9ff00a95eca5c/5cd9b2f24d1bbc00afe36747
http://www.annaorion.com.ua/podpisi-hudozhnikov-na-kartinah/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector