0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться читать ноты

Как читать ноты?

На нашем прошлом занятии мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны. Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее. Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу. Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны. Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него). Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями. Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование. Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок. Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли. Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли. Непосредственно четвертные занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Читать еще:  Можно ли подключить архивный тариф билайн

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:

Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые

Немного труднее будет с размером 3/4.

3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.

Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.
Читать еще:  Как лечить ишемию сердца

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете. Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия. Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.

Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную вам информацию, поэтому запаситесь терпением.

Следующее занятие , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Как научиться читать ноты

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Как научиться читать ноты

Музыкальные звуки, могут повлиять на умы даже самых равнодушных людей. Слушать гармонично построенную мелодию, подобно медитации. Но быть слушателем, это один эффект, а вот воссоздавать звуки, это подобно волшебству! Кто из нас не мечтал, быть душой компании, приковывая всеобщее внимание и восхищение, демонстрируя свой талант. Если Вы всерьёз задумались, чтобы освоить музыкальные инструменты, Вам нужно познакомиться с проводниками звуков – нотами.

Названия нот в музыкальной грамоте

Владея знаниями, к примеру, английского языка, свободно разговаривая на неё, но, абсолютно не зная, как писать на нём, ценность такому таланту, весьма не велика. Также и с музыкой, если на слух Вы хорошо улавливаете точность нот, то должны уметь их фиксировать в нотной тетради. Для этого разберём всё по порядку, и скажем честно, сразу понять будет не просто, потребуется усиленное внимание и время. Итак, ноты – это символы музыкального письма, помогающие воспроизводить музыкальные композиции. Разнообразие их, слияние с другими знаками, даёт, впоследствии, определить характеристику конкретного звука, его высоту, длительность. Разберём на примере фортепианной клавиатуры, по порядку клавиш, в направлении влево на право – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Читать еще:  Почему кровь в моче у кошки

Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. Что обозначает Октава, спросите Вы, это разделённый на части звукоряд, начинается он с До, заканчивается Си, то есть через шесть, идущих подряд, клавиш. Обычно в профессиональном занятии, ноты имеют обозначение латинскими буквами.

По порядку октавы от ноты До – C, D — ре,E — ми,F — фа, G — соль, A – ля ,H –си.

Нотные элементы

Сами ноты изображаются на пяти линях – это стан, они ведут отсчёт снизу вверх, и сами нотки тоже идут в таком порядке. Тем самым, показывается — выше нота на стане, её звучание будет выше, рисуются сами нотки на стане, или между ними.

  • Но в самой начале строчки, рисуется красивый, непонятный символ – Скрипичный ключ, это центральный элемент. С его помощью определяется принадлежность нот к первой октаве, то есть к основной. Происходит скрипичный ключ от латинской буквы G, от того и причудливая завитушка.
  • Противоположный ему элемент, в нотной грамоте – Басовый ключ. Он показывает принадлежность нот к более низкой октаве, соответственно звуки тоже ниже. Чаще всего, в басовом, играются партии для левой руки;
  • Одна из важных особенностей, помимо, какая нота играется, как долго она звучит. Все ноты обычно целые и идут на протяжении всего такта. Он является отрезком звучания мелодии, давая небольшую паузу и возможный переход на другую тональность, октаву. Также двойная более жирная тактовая черта, ставиться в конце произведения, тем самым сообщая о его окончании;
  • Размер такта – подобно пассажирскому вагону, в котором может поместиться только определённое количество людей. Взглянув на ноты, Вы увидите сразу после скрипичного ключа цифры, похожие на обозначения дробей. Они показывают частоту сильной доли произведения. Цифра вверху, говорит о том, сколько в такте долей, а нижняя, их длительность. Самый распространённый размер 4/4, но не будем перегружаться впервые уроки знакомства с музыкальной грамотой;

  • Кроме чистых нот, на белых клавишах, есть и их производные. Называются они – диез, бемоль. Обычно ставятся в начале строки, после ключей, или перед какой-либо определённой нотой. К примеру, этот диез относиться к фа и повышает данную ноту на пол тона вверх, на чёрную клавишу;
  • Аналогично с бемолем, его значок ставиться перед необходимой нотой, но звук понижается на пол тона вниз.

Длительность нот и их звучание

Сама нотка состоит из основной части, это овал, который может быть прозрачным, либо заштрихованным, указывает на какую ноту играть. Приставленная тонкая вертикальная линия к головке, это есть штиль. Рисуется справа, если направлена линия вверх, и если вниз – слева от ноты, уменьшая загромождение знаков.

Существует ещё фигурный флажок, пририсованный к штриху и направленный вправо.

Все эти перечисленные элементы, сообщают музыканту о длительности нот, которые измеряются в тактах, долях. Разберём каждую единицу измерения:

  • Начнём с самой длительной и долгой ноты – целая. Она изображается в виде пустого овала без пририсованного штриха и приблизительная длительность его нажатия, звучания, около четырёх секунд.
  • Следующая по длительности после целой, идёт половинная и она в два раза меньше её, а именно, звучание равно двум секундам. Записывается прозрачным овалом, но уже со штилем.
  • Длительность в одну секунду – четвертная нота, изображается она, почти как половинная, но уже с закрашенным овалом.
  • Нотка с закрашенным овалом и штрихом, но с хвостиком, называется восьмая, её длительность составляет пол секунду, то есть за одну секунды, играется две восьмые.

Или для удобства, их объединяют таким образом:

  • Нотки, чья длительно ещё более короткая восьмых, именуются шестнадцатыми, за секунду, получается, сыграть четыре раз.
  • Вы также можете обратить внимание на точки рядом с нотами, она свидетельствует о дополнительной длительности, и увеличивает в полтора раза её.
  • Паузы в нотной грамоте также имеют длительность и обозначения. По аналогии длительности нот, на стане называются:
  1. Целая ;
  2. Половинная ;
  3. Четвертная;
  4. Восьмая;
  5. Шестнадцатая.

Советы по изучению музыкальных нот

Если Вы серьёзно задались целью понимания и чтения нот, то, как можно больше практикуйтесь. Забудьте всё, что знали ранее, для начала необходимо научиться чтению музыкальной грамматики, а затем пытаться играть на инструментах. Лучше всего начинать свои музыкальные познания с нот для пианино, наиболее универсальные и от них происходят ноты к другим инструментам. За неимением пианино, попробуйте виртуальный вариант, доступный в интернете.

Купите музыкальную тетрадь и готовые ноты, делайте записи. Ещё рекомендация, не учитесь через силу, доставьте себе удовольствие изучить любимую песню. В интернете скачайте ноты своей фавориткой композиции, слушайте её в аудио варианте, затем читайте ноты и пробуйте воспроизвести самостоятельно. Выполняйте простые упражнения, записывайте ноты в разнобой, по порядку, в разных вариантах и играйте на пианино, запоминая звучание, не забывайте про такты и длительность. Учиться читать ноты можно всю жизнь, важно сохранять интерес и терпение.

Источники:

http://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/kak-chitat-noty-urok-2-samouchitelya-fortepiano
http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/uchim-noty-vmeste
http://otvetclub.com/kak-nauchitsya-chitat-noty/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector